zabika.ru 1

Отвечает логопед. Если ребёнок не говорит, что делать? (Развитие речи детей от 1,5 до 3-х лет).


В ситуации, когда у малыша 1,5-3-х лет отсутствует активная речь, перед родителями и педагогами встаёт вопрос: нужно ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать?

Родители обычно сравнивают речь ребёнка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребёнок отстаёт в речевом развитии. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит», «потом все сравняются» и т.п.

В случае отсутствия активной речи у малыша 1,5-3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов - логопеда, психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОР), провести ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.). Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным организовать адекватную помощь ребёнку.

При проведении систематических логопедических занятий часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе.

Как заниматься развитием речи малыша от 1,5 до 3-х лет.

Вся работа по развитию речи малышей 1,5-3 лет состоит из 4 блоков:

— расширение словаря и развитие связной речи;

— развитие слухового внимания;

— выработка речевого выдоха и артикуляционные упражнения;

— пальчиковые игры (см. приложение в этой книге).

Расширение словаря и развитие связной речи

Нет ничего важнее для малыша 1,5-3 лет, чем обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Чем больше вы уделите времени таким играм, тем легче ему будет учиться дальше, в том числе в школе. Занимаясь расширением словарного запаса, мы всегда идём двумя параллельными путями: расширяем пассивный словарь и активный словарь. Пассивный словарь всегда больше активного, даже у взрослого. Это связано с тем, что большинством знакомых нам понятий мы не пользуемся в повседневной жизни. Услышав однажды слово «синхрофазотрон», мы, конечно, запомним его, но вряд ли когда-нибудь используем в активном словаре. Однако пассивный словарь помогает нам понимать речь окружающих. И чем богаче он станет, тем выше культурный уровень станет у ребёнка или взрослого.


Устройте кукольный театр с последующей игрой с персонажами. Натяните на спинки 2-х стульев простыню, посадите малыша напротив, а сами спрячьтесь за такой импровизированной ширмой. Покажите спектакль «Колобок» с куклами-варежками. После показа дайте малышу потрогать все куклы, надеть их на ручкой Попросите показать, кого колобок встретил сначала, кого встретил потом. Пусть малыш покажет разными голосами, как говорит медведь, а как зайка, лиса. Не забудьте и про песенку колобка: вы поёте, а малыш весело хлопает в ладоши и пробует подпевать. Чуть позже попробуйте рассказать и показать папе или бабушке эту сказку вместе.

Игра «Что не прозвучало?». Если предыдущая игра хорошо получается, усложните задание. Малыш отворачивается, слушает, как вы играете на всех инструментах, кроме одного. Затем поворачивается и определяет, на чём вы не поиграли.

Выработка речевого выдоха и артикуляционные упражнения

Развивая речь малыша, не забудем подготовить органы артикуляции к чистому произнесению звуков. Все звуки речи должны быть сформированы и произноситься без дефектов к 4-5 годам. Если у малыша 4-5 лет есть нарушения звукопроизношения, не стоит пытаться ставить звуки самостоятельно. Такую работу должен делать только специалист — логопед. Тут очень много тонкостей и нюансов, без знания которых можно навредить крохе и закрепить неправильное произношение. Все подготовительные упражнения надо выполнять перед зеркалом для того, чтобы малыш мог сам себя контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в неделю минут по 5-7. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, доставляли удовольствие. Особую осторожность следует проявлять в играх на дыхание. Чтобы не закружилась головка, предлагайте малышу только одну игру на занятии, контролируйте время игры.

Игры с губками. «Трубочка»: покажите малышу, как нужно вытягивать губки трубочкой. Задача крохи — не только повторить за вами это упражнение, но и удержать «трубочку» 5-6 сек. «Улыбка»: учимся улыбаться и удерживать улыбку 5-7 сек. Затем чередуем упражнения «Трубочка» и «Улыбка».


Игры с щёчками. «Надуй шарик»: учите малыша надувать щёки и удерживать их в таком положении.

Самомассаж. Попросите малыша покусать зубками язычок, а потом и губки.

Дыхательные игры. «Подуй на свечку»: зажгите свечку. Завораживает малыша, не правда ли? Воспользуемся этим для формирования максимальной сосредоточенности на занятии. Задача малыша — задуть свечу резким, коротким выдохом. Если малыш старше 3 лет, то попросим его дуть как можно тише, чтобы пламя свечи только отклонялось, но не гасло. Игра «Снежинки»: положите на свою ладошку кусочки белой ваты. С помощью длительного плавного выдоха подуйте на них. «Снежинки» должны плавно спланировать на пол. То же самое делает и малыш со своей ладошки. Можете сдуть ватки одновременно — так получится целый снегопад! Игра «Кораблики»: налейте в тазик воду и набросайте туда шарики от настольного тенниса. Задача: так подуть на «кораблики»-шарики, чтобы они плыли, куда вам нужно.

Не стоит откладывать данную работу. Дорогу осилит идущий… Любите ребёнка, помогайте ему преодолеть себя, поверить в свои силы. Одному на это понадобятся месяцы, а другому - годы. Если рядом любящие родители - все будет по плечу!

Источник: http://braz.tambov.gov.ru