zabika.ru 1

Отчет о предметной неделе русского языка и литературы


Не надо спорить о том, какие школьные предметы главные, а какие - не очень. Человеку нужно знать основы многих наук для того, чтобы быть образованным, чтобы сделать правильный выбор своего жизненного пути.

Но, независимо от избранной специальности, каждый человек должен уметь грамотно писать, четко и ясно излагать свои мысли, правильно понимать то, что говорят другие.

Русский язык – один из самых богатых и развитых языков мира. В период с 11 по 16 февраля в ЦДО при ГОУ « Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» проходила неделя русского языка, в рамках этой недели были проведены различные мероприятия.
Учителями Поповой И.А., Григорьевой Е.Е., Пархоменко В.Н. проведена ученическая он –лайн конференция “Мы знаем произведения Пушкина и любим их”, в которой приняли участие учащиеся 10 - 11 классов. Целью проведения данного мероприятия было формирование коммуникативной компетенции учащихся, развитие самостоятельного мышления, расширение и углубление знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина, воспитание любви к русской литературе, воспитание потребности совершенствовать свою речь. Это мероприятие было посвящено трехлетию создания Центра дистанционного образования при Белгородском инженерном юношеском лицее-интернате. Ведь, как говорили участники нашей конференции, “... Мы, можно сказать, как и Пушкин с его друзьми, первые лицеисты в ЦДО”.

      Ребята подготовили яркие и интересные слайды, посвященные различным периодам биографии и творчества великого русского поэта. Были проведены викторины:“Что за прелесть эти сказки!..”(посвященная сказкам А.С. Пушкина), “Друзья, прекрасен наш союз!..”(посвященная лицейскому периоду жизни Пушкина и друзьям поэта), “Печаль моя полна тобою...” (творчество А.С. Пушкина в период Болдинской осени, произведения, посвященные Н.Н. Гончаровой), “Погиб поэт, невольник чести...” (последние произведения, дуэль и смерть А.С. Пушкина). Все учащиеся читали наизусть отрывки из различных произведений А.С. Пушкина.


      В выступлениях каждого из участников были отмечены наиболее важные и интересные аспекты. Вот как распределились места:

      1 место за самые полные и развернутые ответы в викторинах - Артемов Денис, 10 “К”,

      1 место за презентацию и хорошее знание биографии А.С. Пушкина - Дорохина Анастасия, 10 “В”,

      1 место за отличное знание текстов и выразительное чтение наизусть произведений А.С. Пушкина - Кострыкин Михаил, 11 “Б”

      1 место за глубокую и вдумчивую характеристику героев произведений А.С. Пушкина - Смурова Дарья, 10 “С”,

      1 место за любовь к лирическим произведениям А.С. Пушкина и выразительное чтение стихотворений - Мочалова Софья, 11 кл.

      Результаты конференции были очень приятными. Дети получили оценку своих знаний и своего творчества, имели возможность пообщаться друг с другом, получить поддержку от сверстников. Очень проникновенным и интересным было обсуждение вопросов: “Что мне больше всего нравится в творчестве Пушкина?”, “Мой любимый пушкинский герой”, “Что из произведений Пушкина я посоветовал бы прочитать своему другу?”, “Что нового мы узнали о Пушкине?”.




Учитель Крикунова Яна Владимировна провела для учащихся 6 классов «Час занимательного русского языка и литературы»

Задачи: развитие интереса к изучаемому предмету;

развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

развитие коммуникативных навыков между учениками.

Цели:

  1. Показать величие и красоту русского языка и литературы, повторить и обобщить знания о предметах, изученные в 5-6 классах.

  2. Совершенствовать навыки речевого высказывания.

  3. Развивать память, внимание, логику, сообразительность и смекалку.
  4. Развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру.


  5. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

  6. Развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи.

  7. Воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку. развивать речь и творческие способности учащихся.



Учащимся 6-х классов были предложены на выбор задания по русскому и по литературе. 6 учеников (участвовавших) из 10 (всех) шестиклассников выбрали задания по двум предметам. Далее ученики объединялись в пары и кто быстрее, правильнее даст полный ответ, тот в паре и побеждал. Всего было 3 пары, из них были выявлены победители:

1) русский язык :

1 место- Рохманов Алексей 6Б

2 место — Погорелова Вероника 6К

3 место — Кужба Милена 6Л

2) литература:

1 место — Рохманов Алексей 6Б

2 место — Кужба Милена 6Л

3 место — Погорелова Вероника 6К

Учитель Куликова Елена Алексеевна подготовила заочный конкурс чтецов “Очей очарованье” (пейзажная лирика русских поэтов)» среди учащихся 8-х и 10-х классов.

Цели и задачи:  

1.Расширять знакомство с пейзажной лирикой.

2.Вырабатывать навык выразительного чтения.

3.Формировать эстетический вкус и эмоционально-этические состояния.

4.Освоить новые ИКТ.

5.Участвовать в творческом процессе.

6.Увидеть и оценить себя в сравнении.

7.Дать рецензии на работы соперников.

8.Познакомиться с чужим опытом.

9.Рефлексия и общение с целью обсуждения:  поделиться опытом и впечатлениями в чате скайп.

Этапы проведения:

1.Знакомство с целями и задачами.

2.Выбор произведения.

3.Освоение работы с программами: QuickTime Player, iPhoto, Photo Booth, iMovie.


4.Подбор иллюстративного материала и музыки, выполнение рисунков-иллюстраций, оформление «сценической площадки», выбор костюма для сценического выступления .

5.Создание фильма или презентации.

6.Запись выразительного чтения.

7.Подведение итогов членами жюри в составе:

 Методист ЦДО Л.П.Татаринова (председатель)

 Учитель русского языка и литературы Е.А.Куликова

 Преподаватель ОПК БИЮЛИ и ИЗО ЦДО Н.А.Воробей

Критерии оценки:

1.Качество выразительности чтения.

2.Соответствие выбранных материалов заданной теме.

3.Эстетический вкус и его соответствие цели.

4.Оригинальность в выборе средств оформления работы.

5.Качество технического исполнения проекта.

Итоги конкурса:

Место 1-е: Антон Дубянский (Ф.И.Тютчев.  Стихотворение «Гроза»)

Место 2-е:  Анастасия Ломаченко (Константин Бальмонт.  Стихотворение «Снежинка»)

Место 2-е:  Сергей Гамаюнов (С. А. Есенин.  Стихотворение "Поет зима - аукает")

Место 2-е:  Евгений Кужелев (Н.А.Некрасов.  Из стихотворени «Зеленый шум»)

Место 3-е:  Дмитрий Башкинцев (Ф. И. Тютчев. Стихотворение «Зима недаром злится...»)

Место 3-е:  Александр Колтышев (Ф. И. Тютчев.  Стихотворение «Как весел грохот летних бурь...»)

Место 3-е:  Сергей Ильченко (С.Д.Дрожжин. Стихотворение «Снег летает и сверкает...»

8.Ознакомление с конкурсными работами соперников, рецензирование их и самооценка.

9.Размещение наиболее достойных работ и отчета на сайте ЦДО.

Учитель Першина Ирина Олеговна организовала и провела викторину по русскому языку для обучающихся 7 классов «Этот удивительный русский язык!»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей по пройденному материалу.

Задачи:

  • развитие творческих способностей, логического мышления обучающихся;


  • повышение интеллектуального и культурного уровней;

  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету;

  • формирование умения самостоятельно работать со справочным материалом;

  • совершенствование умений обучающихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка.

Работа состояла из шести этапов: I этап «Разминка», II этап «Орфоэпическая дуэль», III этап «Орфографическая дуэль», IV этап «Фразеология», V этап «Лексика: старое и новое», VI этап «Секреты морфологии» и дополнительный VII этап* повышенной сложности «Составь рассказ».

В викторине приняли участие обучающиеся И.А.Поповой и И.О.Першиной. Призовые места распределились следующим образом:

1 место – Малина Сергей (7Е), Тимошевская Люда (7К)

2 место – Пожидаева Мария (7И)

3 место – Жиличева Настя (7Л), Логвинов Игорь (7З), Мамедов Вахтанг (7Ж)

Учитель Леонтьева Вера Викторовна провела литературная викторина
А. C. Грибоедов “Горе от ума” для учащихся 9-х классов.


В литературной викторине приняли участие ученики 9 класса: Черных Анастасия, Гранов Егор, Максимова Ирина, Махмадов Рамазан, Мигунов Алексей.

Викторина основывается на знании учащимися биографии А.С.Грибоедова и текста произведения “Горе от ума”.
Цель: обобщение знаний по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», 
Задачи:
- развитие творческих способностей учащихся,
- воспитание любви к чтению,
- расширить кругозор детей.
В викторине участвовали две команды: «Век нынешний» и  «Век  минувший».

В первом конкурсе викторины команды отвечали на вопросы, связанные с биографией А.С.Грибоедова, во втором конкурсе командам было предложено задание - вставить пропущенные слова в отрывки из реплик героев “Горе от ума”, в третьем туре ученики должны были вспомнить, кому принадлежат слова и назвать героев. Четвертый этап назывался: “Кто так характеризуется в комедии?”, по характеристикам из текста, команды угадывали, о ком идет речь. Пятый этап представлял собой выразительное чтение эпизода комедии «Горе от ума» по ролям.

По итогам викторины победила команда «Век нынешний» (Черных Анастасия, Гранов Егор, Максимова Ирина). Команда «Век минувший» (Махмадов Рамазан, Мигунов Алексей) принимали активное участие, но не смогли правильно ответить на все задания.

Учителем Рыжих Мариной Михайловной была проведена викторина по сказкам Пушкина

В викторине приняли участие ученики 5 класса: Мошкин Илья, Беликова Анастасия, Колтунов Роман, Лупандин Геннадий, Коптев Алексей.

Викторина рассчитана на знание учащимися сказок А.С.Пушкина: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь».

Цель:

-познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина и проверить знание детей сказок поэта.

Задачи:

- расширить кругозор детей;

- воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина;

-в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании сказок А. С. Пушкина.

План проведения викторины

1 задание. Тестовые задания по сказкам Пушкина

2 задание: «ЛУЧШИЙ ЗНАТОК СКАЗОК А.С. ПУШКИНА»

3 задание. Ответь на вопросы на знание содержания сказок!

4 задание 4: Нужно вспомнить и написать стихотворение целиком, угадав его по окончаниям строчек.

1. Простился, снарядился, у окна, одна

2. Скажи, доложи, милее, белее.

3. Окном, вечерком

4. Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах.

По итогам викторины призовые места распределились таким образом.

Первое место - Мошкин Илья (5е), Коптев Алексей (5ж), Лупандин Геннадий (5а), у них все задания выполнены без ошибок.

Второе место - Беликова Анастасия (5г), она допустила одну ошибку, выполняя 2 задание.

Третье место - Колтунов Роман (5в), допущены ошибки при выполнении первого и третьего задания.

Первое и главное в проведении предметной недели – это позитивный настрой педагогов и обучающихся, улыбка на их лицах. Во время проведения мероприятий не было ни одного ученика, который бы не проявил себя и свои возможности.