zabika.ru 1 ... 3 4 5 6 7

Методика театрализованных занятий с детьми 5 – 6 лет

Дети стали старше и теперь они вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности может строится с ними в два этапа.

Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с содержанием спектакля, изготовление костюмов, кукол и атрибутов, работу над ролью. По времени проведение этого этапа рассчитано на целую неделю (от пятницы в конце одной недели до пятницы – на следующей).

Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля и выступлению на сцене.

Рассмотрим методику работы с детьми на первом этапе. Вначале педагог:

- заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, выразительно исполняет его или предлагает детям самим сочинить спектакль для своего выступления;

-интересуется, понравилось оно детям или нет. Получив положительную оценку, предлагает разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читает его детям. Если дети сами придумывают содержание, то предлагает каждому из них выбрать для себя роль.

Работа над ролью

–Педагог кратко, но достаточно убедительно передает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т. п. ),вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.

–тем анализирует события, которые описаны в произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.

– После распределения и принятия ролей, педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т. п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.


–Работа над ролью заканчивается подведением детей к пониманию необходимости создания неповторимого своеобразия каждого образа, в котором ему предстоит действовать («Какой твой поросенок - веселый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т. п. По мере необходимости педагог предоставляет в распоряжение детей необходимые материалы для художественного воплощения имеющихся у детей представлений. Так, например, каждый ребенок раскрашивает заготовку маски поросенка в соответствии с тем, как он себе это представляет.

По окончании работы дети примеряют изготовленные атрибуты и действуют в них. Затем педагог переходит к этюдам.

Очевидно, что вопрос о глубине сценического перевоплощения в широком плане этого понятия не может стоять перед детьми шестого года жизни. Но мы уже писали о том, что жизненный опыт ребенка, его знания и представления об окружающей действительности позволяют ему создать в своем воображении образ того персонажа, роль которого ему предстоит исполнить. Поэтому при проведении работы с детьми мы рекомендуем педагогам следующие приемы.

Начать следует с костюма, как самого ребенка, так и куклы, управлять которой он будет во время кукольного спектакля. Это связано с тем, что собственная творческая деятельность ребенка в области театра затруднена из-за особой сложности выразительных средств, характерных для этого вида искусства. Живопись и художественный труд ближе, доступнее детям, у них уже имеется для этого практический и творческий опыт. Все это позволяет в сравнительно полном объеме и в ясной форме сохранить одно из важнейших качеств художественной деятельности - ее творческий характер в создании образа с использованием уже знакомых детям средств выразительности (формы, цвета, декора и т. п. ).

На пятом году жизни на занятиях по изобразительной деятельности большое внимание уделялось эмоциональному отношению детей к цвету. Поэтому предыдущий опыт детей позволяет им решить эту задачу.


Вначале с помощью наводящих вопросов педагог подводит детей к пониманию того, что для накидки куклы надо выбирать цвета подходящие, соответствующие, с его точки зрения, ее характеру. При этом очень важно уберечься от опасной ошибки, часто подстерегающей педагогов – над о избегать цветовых шаблонов (например, если человечек из конусов злой – значит цвет его одежды должен быть черным, а если добрый - то светлым и красным и т. п. ). Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку связывать цвета, которые он избирает для своей куклы, с чувствами, которые он испытывает и хочет выразить.

Ученые предупреждают:

«Но мы не должны думать, что нам известно, как правильно передать то или иное чувство, отношение определенными сочетаниями цветов. Мы не должны подталкивать детей к тем решениям, которые нам кажутся верными, иначе лишь создадим новый шаблон, новый вид стереотипов.

Если ребенок раскрашивает доброе и злое царства в разные цвета, значит, цвет служит ему как выразительное средство. А подходящие ли он взял цвета, с моей точки зрения, это совсем другое дело. Вопрос об эмоциональном воздействии цветов и их сочетаний очень сложен; ошибочным было бы считать, что один и тот же цвет у всех вызовет одно и то же чувство или настроение. Так что забудем о рецептах «правильных» цветовых решений. Задача в том, чтобы помочь ребенку понять и овладеть самим принципом зависимости цветового решения от внутреннего содержания. И пусть каждый воплощает этот принцип сообразно со своей индивидуальностью»[12].

В основу этих рекомендаций положено исследование известного детского психолога А. А. Мелик-Пашаева, и педагогам очень важно прислушаться к ним.

Затем от изобразительного образа следует переход к движениям («А как твой герой, твоя кукла двигаются?»).

Вначале педагог выясняет у каждого ребенка, каков характер его героя. На основании общих характеристик делит всех героев на две, три и более подгрупп. Так, например, смелые, решительные составляют первую группу, добрые, важные, обыкновенные – вторую, трусливые – третью.


Затем детям каждой подгруппы предлагается продемонстрировать движение своих персонажей.

После того, как вся подгруппа, например, смелых и решительных «зайцев», продемонстрирует свои движения, педагог подводит детей к обобщенным представлениям о характере движений данного образа. Это может звучать так: «Смелые, решительные зайцы быстро и уверенно шагали по лесной тропинке. С высоко поднятыми мордочками они смотрели только вверх. Их плечи были расправлены, грудь выставлена вперед, лапы засунуты в карманы брюк (или сложены за спиной и т. п. )».

От характеристики движений каждой подгруппы педагог переходит к характеристике речи персонажей.

Работа осуществляется также по подгруппам. Вначале педагог, в зависимости от образа и характера его героя, предлагает каждому ребенку выбрать соответствующую интонацию, а затем, также как и при выработке движений, подводит детей к обобщенным представлениям о характере речи данного образа в целом. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то, наверное, они будут говорить громко, сопровождая свою речь жестами лап, глядя прямо в глаза говорящему, и т. п.

Каждому из детей, кто сможет добавить к общей характеристике что-нибудь новое, весь детский коллектив должен выместим благодарность в виде аплодисментов.

По окончании работы над выразительностью речи проводится репетиция спектакля. Педагог хвалит детей, а затем советует им, как можно продолжить работу над выразительностью создаваемого образа или управления куклой.

Очень важно, чтобы все костюмы, атрибуты куклы были представлены в течение всей последующей недели в постоянное пользование детям.

Желательно, чтобы и родители проявили интерес к этой стороне деятельности своих детей. Но это не может произойти само по себе. Педагогу надо специально разъяснить родителям о значении их заинтересованного участия в художественном развитии ребенка и привести этому соответствующие доказательства. Так, например, в результате проведения специальных исследований психологи установили, что индивидуальные симпатии мамы и папы оказывают существенное влияние на ребенка-дошкольника. При этом быстрее всего развивается то, что больше нравится матери и что ею приветствуется. Для работы с детьми от родителей не требуются специальные знания, умения и навыки. Главное - это удовлетворить желание ребенка разделить его чувства, впечатления, знания с любящим сердцем родителей.


Объясните родителям, что только сейчас, в этом возрасте детям нравится учиться, принимать советы, рекомендации и, не сомневаясь и не критикуя, осваивать многие истины. Пройдет еще немного времени, и дети будут воспринимать «в штыки» любой совет, рекомендацию. В том случае, если в старшем дошкольном возрасте на основе привлекательной для них театрализованной деятельности между детьми и родителями возникнет взаимопонимание, то оно сохранится на долгие годы и во многом облегчит трудности школьной жизни и подросткового периода. Так убедите родителей не упустить последний шанс! И пусть они дома обсуждают со своим ребенком предстоящий спектакль, совершенствуют движения, отрабатывают интонацию, доделывают костюм.

В течение недели педагог постоянно интересуется творческим поиском детей. «А что вам удалось придумать нового, интересного для своей роли? Что будет нести твой герой? и т. п. А как бы выглядел твой смелый заяц, если бы он повстречал медведя т т. п.

На втором этапе осуществляется работа с детьми уже по ходу инсценировки.

После того, как зрители-родители займут свои места, педагог просит внимания и торжественно объявляет о начале спектакля. Для того чтобы возникло соответствующее настроение можно использовать «живые» звуки музыкальных инструментов (звон колокольчика, сыграть простенькую мелодию на металлофоне, дудочке и т. п. ) или включить звукозапись.

Затем педагог называет поэтическое произведение с указанием автора или говорит о том, что этот спектакль придумали сами дети, а затем торжественно представляет действующих лиц, называя каждого ребенка.

Кратко, но достаточно убедительно, используя образные выражения, педагог рассказывает о том месте, где происходит действие инсценировки и дает описание внешности и характера действующих лиц.

Настроив зрителей и актеров на активное восприятие, педагог дает детям сигнал, возвещающий о начале спектакля.

По ходу спектакля недопустимо одергивать детей, делать им всякого рода замечания, указания, корректировать их действия. На сцене и вокруг нее должна царить обстановка, располагающая к преодолению сценического волнения и побуждающая детей к передаче неповторимого своеобразия каждого образа. Но маленькому ребенку очень трудно, преодолев волнение, даже просто выйти на сцену. Поэтому, независимо от того, как он там действовал, ребенок должен получить награду.


Наши наблюдения и большой опыт экспериментальной работы показали, что наградой для детей остается, как и ранее, торжественное представление педагогом каждого ребенка зрителям индивидуально как главного действующего лица. данного спектакля. Поэтому важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля. Педагог говорит: «В нашем спектакле роли исполняли замечательные, заслуженные артисты нашей группы: Олечка Михнева, . . . » и родители должны наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.

Кроме того, каждый раз, по окончании спектакля, педагог должен спросить зрителей о том, не хотели бы они еще раз, «на бис», посмотреть этот спектакль. Повторное исполнение доставляет детям ни с чем несравнимое удовольствие! А родители-зрители должны быть щедрыми и доставить это удовольствие детям!

В зависимости от желания и интереса детей к театрализованной деятельности, с конца декабря или в начале января можно каждую пятницу играть не одну, а две, и даже три, инсценировки. Начинать следует с новой, а для того чтобы дети могли органично перейти к уже знакомым им образам, нужно больше внимания уделять описанию обстановки и настроению героев.

По окончании каждого спектакля весь реквизит и декорации сохраняются и используются детьми в процессе свободной самостоятельной деятельности.

Методика театрализованных занятий с детьми 6 – 7 лет

Работа с детьми шести лет в театрализованной деятельности осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям.

ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятия их сценического волнения и т. п.

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработка мизансцен, овладение приемами грима и т. п.

Помочь маленькому актеру работать над собой и над ролью является довольно сложной задачей. Педагог может эффективно решить её лишь при условии, что он не будет переносить в работу с детьми методы и приемы школ-студий актерского мастерства для взрослых.


Наш подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на основе ведущей деятельности дошкольников - игре. Но не смотря на то, что ребенок «играет в театр», а профессиональный актер действует по законам актерского мастерства, у них много общего. Поэт и искусствовед Максимилиан Волошин рассуждал по этому поводу так: «Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники -ведь это только дети, которые не разучились играть. Гении - это те, которые сумели не вырасти. Все, что не игра, - то не искусство».

Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, очень важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных, эмоциональных состояний. Но, с другой стороны, необходимо вооружить их элементарными приемами актерской техники. Как это сделать?

Мы предлагаем работу с детьми построить следующим образом.

Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений, которые после разучивания с педагогом, надо ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Упражнения на напряжение мышц:

–бить» дрова;

–волочить «тяжелый» ящик;

–нести очень «тяжёлый» чемодан;

–дотянуться до высоко висячего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т. п.

Упражнения на расслабление мышц:

– снуть» на стуле;

–сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды;

–сидя на стуле, медленно напрячь пальцы правой руки, следя за тем, чтобы были напряжены только пальцы, а локоть и плечо -свободны. Уметь двигать локтем и плечом, оставив пальцы в напряжении.

Упражнения на развития воображения:

–передавать друг другу веревку, произнося слово «змея!»;

–передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженное»;

–передавать друг другу пустую коробку и по очереди «вынимать» оттуда что-либо воображаемое и обыгрывать это.

Работа маленьких актёров над ролью под руководством педагога строится следующим образом.


•знакомство с инсценировкой: О чем она? Какие события в ней главные?

•знакомство с героями инсценировки: Где они живут? Как выглядит их дом? Их внешность, одежда, манера поведения, их взаимоотношения друг с другом и т. п.

•Распределение ролей.

•Работа над ролью:

–составление словесного портрета героя;

–фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

–сочинение интересных случае в жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

–анализ придуманных поступков героя;

–работа над текстом: Почему герой так говорит? О чем он в этот момент думает? Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста.

–работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонации;

–подготовка театрального костюма;

–создание образа с использованием умело наложенного грима. Очевидно, что оправданным на сцене должно быть все: каждый поступок, каждый взгляд. Все действия должны быть вызваны какой-то причиной, и быть целесообразными. Сценическое поведение ребенка должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую он исполняет.

Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.

Информация для воспитателей:

Один из выдающихся русских лириков XIX века, сатирик и драматург Алексей Константинович Толстой по поводу театрального искусства писал: «Сценическое искусство менее, чем всякое другое, допускает случайности. Каждое лишнее движение (я уже не говорю о движениях фальшивых) не только бесполезно, но и вредно. Рама, в которой вращается драматическое представление, так узка, время, ему уделенное, так ограничено, что каждая минута драгоценна для артиста и каждое его движение знаменательно. Он не имеет права не только на что-нибудь ложное, но и на что-нибудь индифферентное. Индифферентизм на сцене есть потеря времени, которая ничем не вознаграждается. Места, произносимые актером бесцветно или в которых он встает, или садится, или ходит взад и вперед без надобности,- равняются местам, вычеркнутым из его роли, если (что еще вероятнее) они не наводят скуку на зрителя».


<< предыдущая страница   следующая страница >>