zabika.ru   1 ... 4 5 6 7

Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в театрализованной деятельности

Ребёнок дошкольного возраста, открывая для себя многообразие окружающего мира, вступая в разнохарактерные взаимодействия с различными сферами деятельности, проявляет себя самым доступным образом - эмоционально. Эмоциональная отзывчивость как внешнее проявление внутреннего мира ребёнка позволяет определить его отношение к происходящему. Эмоциональная отзывчивость-знак и символ субкультуры детства, являющегося «золотым веком для эмоционального в нас» (В.В. Зень- ковский).

Яркие проявления эмоциональной отзывчивости можно наблюдать в театральной деятельности дошкольников. Театральная деятельность стимулирует развитие основных психических функций ребёнка, является средством становления его личности и социального опыта. Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах:

• Становление и совершенствование театрализованной деятельности

Влияет на возникновение и развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников;

• Сформировавшаяся эмоциональная отзывчивость влияет на развитие театрализованной деятельности детей.

Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста де-тей и уровня развития театрализованной деятельности. Регулярное фиксирование, проигрывание и обсуждение ситуации, часто возникающих в группе, способствует активизации эмоциональной отзывчивости, проявлению сочувствия, сопереживания, оказанию помощи в отношениях со сверстниками.

Понимание сущности и механизмов развития эмоциональной отзывчи-вости дошкольников позволяет педагогу оптимизировать работу в этом направлении.

К методам развития эмоциональной отзывчивости А. Т. Злобин относит:

• Смыслораскрывющие методы, позволяющие детям определить ценность эмоциональных переживаний («Почему она тебе нравится?», «Каким бы образом ты мог изменить настроение своего друга?» и др.);


• Установки-общение(«Задай вопрос друг другу о его настроении». )

• Установки-алгоритмы («Чтобы определить эмоциональное состояние друга, необходимо вспомнить, видел ли ты это раньше». )

• Сравнение («Сравни, чем отличается твоё настроение и настроение друга» и др.);

• Знаково-символические методы (детям предлагаются разнообразные знаки-средства эмоций(рисунки жестов, мимики, волнистые линии разной окраски, музыкальные инструменты и пр.), с помощью которых они отмечают своё настроение);

• Мимические маски (детям предлагаются различные мимические изображения, эмоциональные схемы, пиктограммы, с помощью которых они демонстрируют свои эмоциональные проявления или эмоциональные состояния, а также соотносят их с речевыми клише);

• Пантомимические этюды («Я удивился», «Я обрадовался», «Мне хорошо», «Это чудо», «Мне немного взгрустнулось»,«Страшилки» ) ;

• Рефлексивные методы, стимулирующие самоконтроль и самооценку собственных эмоциональных проявлений у дошкольников («Как ты думаешь, для чего человеку нужны эмоции?», «Расскажи о сказочных героях, которые проявляли такие же эмоции, какие проявляешь сейчас ты» и др.);

• Методы, моделирующие степень изменения собственных эмоций от грусти до радости, от уныния до восторга и т.п.;

• Игровые методы и др.

Приобщение детей к театрализованной деятельности начинается со второй младшей группы, но подготовительную работу по формированию эмоциональной отзывчивости малышей целесообразно начинать с раннего возраста.

Постоянное обращение внимания на ситуации, требующие проявления помощи, сочувствия, сопереживания, позволяет поддерживать эмпатийные проявления у детей. При этом создаётся ситуация выбора, что-бы оказание помощи носило самостоятельный, осознанный характер, а не являлось чьим-то указанием.

Для формирования эмоциональной отзывчивости дошкольников нами разработаны серии обучающих занятий и сценарии сказок-драматизаций, разыгрываемых взрослыми для детей. Благодаря занятиям у дошкольников расширился круг понимаемых эмоций, они начали глубже понимать себя и окружающих. Разыгрываемые сказки помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепощёнными, учат доброте, отзывчивости, чуткости к окружающим.


Вне занятий педагоги нашего образовательного учреждения активно используют в работе с детьми психологические игры и ритмопластику. Дошкольники привлекаются к играм в уголке ряженья, театрализованным играм, играм-драматизациям, осваивают различные виды театра: театр бибабо, теневой, пальчиковый театр, театр-рукавичку, плоскостной театр.

Таким образом, участие в театрализованной деятельности, в которой ребёнок в силу её специфических особенностей должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя, побуждает его к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте дошкольника, влияет на развитие его эмпатийного поведения и характер взаимодействия с окружающим миром.

Опираясь на собственный опыт и работы Л.В.Артёмовой, А.Н.Брызгаловой, Н.Ф.Губановой, Т. Н.Дороновой, Т.Н.Караманенко и других авторов, мы разработали практические рекомендации по организации театральной деятельности детей для педагогов нашего образовательного учреждения.

1. Создать условия для развития у детей театральных творческих способностей:

- Оборудовать зону театрализованной деятельности и «тихий уголок», где ребёнок может побыть один, порепетировать роль перед зеркалом, поиграть в дидактическую игру.

- В зоне театральной деятельности следует разместить разные виды кукольного театра.

- Следует организовать несколько практических занятий по обучению детей умениям и навыкам работы с этими видами театра.

- В этой зоне должна быть ширма для показа кукольного театра (лёгкая, удобная, с занавесом для смены декораций.) Маски, костюмы для ряженья, музыкальные инструменты.

2. Продолжительность занятий:

- 10-15 минут – в первой младшей группе

- 10-20 – во второй младшей группе

- 20-25 – в средней группе,


- 25-30 – в старшей и подготовительной группах.

3. Первые игры-занятия проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей, затем он становится партнёром по игре.

4. При выборе литературного произведения следует учитывать знания и интересы детей.

5. При распределении ролей надо следовать основным правилам детского театра:

- Каждый ребёнок имеет право на роль;

- Все роли главные

- Роль подчёркивает достоинства и способности ребёнка.

6. Необходимо тесно сотрудничать с родителями, активно привлекать их к участию в театрализованных представлениях и спектаклях.

7. При подготовке спектакля необходимо избегать насилия над детьми, натаскивания, большого количества репетиций.

8. На спектакль желательно приглашать фотографа и видеооператора. Снятый видеофильм помогает детям увидеть себя со стороны.

9. Традицией детского сада должны стать выпускной спектакль и вручение памятных дипломов каждому ребёнку за наиболее удавшуюся ему роль.

Благодаря театральной деятельности наши воспитанники проигрывают множество ролей, проживают со своими героями множество жизней, учатся чувствовать, думать, сопереживать.

Формы организации театрализованной деятельности в детском саду. Типы занятий.

Исходя из задач по развитию театрализованной деятельности с дошкольниками, определяется ее содержание работы в детском саду (Приложение 3). При этом формы организации могут быть различными. Например, Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова выделяют: занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные), праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия (Схема 6). Основная форма –занятие.

Формы организации театрализованной деятельности :



Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова выделили следующие типы театральных занятий :





Типовые, которые включают следующие виды деятельности: театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве). Доминантные - доминирует один из указанных видов деятельности. Тематические, на которых все названные виды деятельности объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О собаках и кошках» и т. п. Комплексные - используется синтез искусств, дается представление о специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись), о современных технических средствах (аудио-, видеоматериалы). Объединяются все виды художественной деятельности, чередуются, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ. Интегрированные, где в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность. Репетиционные, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность дошкольников.

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

В средней группе я проводила кружок «Сценическое мастерство». Занятия театральной деятельностью помогали развивать интересы и способности детей; способствовали общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требовали от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствовало формированию волевых черт характера. У детей я старалась развивать умение комбинировать образы, интуицию, смекалку и изобретательность, способность к импровизации. В этом учебном году в нашей проводилось много мероприятий, праздников, развлечений. Например: «Лесная аптека», «Новогодняя путаница», постановка сказки «Рукавичка», развлечения «День рождение с Веселинкой и Игринкой», «Сказка в гости к нам пришла» и многие другие. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствовали реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно брали на себя дети, помогали им продемонстрировать свою позицию, умения, знания, фантазию.

Кроме того упражнения на развитие речи, дыхания и голоса помогали совершенствовать речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяли ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учили замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети стали более раскрепощенными, общительными. Театральная деятельность учит детей четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.


<< предыдущая страница