zabika.ru 1

План – программа


совместной работы психолога и педагогов с детьми старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР

Группа «Василёк»
Тема: «Уроки сказок»

Составлена учителем-логопедом Душкой Н.Д., педагогом-психологом Соколовой Н.И., воспитателем Климовой Н.А.
Основные задачи:


  1. Знакомство со сказкой как элементом национальной культуры.

  2. Развитие диалогической и монологической речи; расширение и обогащение активного словаря.

  3. Формирование нравственных черт личности.

  4. Коррекция поведенческих нарушений.

  5. Развитие эмоциональной сферы детей.

  6. Оптимизация взаимодействия педагогов и родителей.


Актуальность

В связи с выходом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и опираясь на предыдущий опыт, наши педагоги решили предложить план-программу, которая бы основывалась на комплексно-тематическом принципе, на принципе интеграции образовательных областей и включала бы несколько видов детской деятельности. Сотрудничество учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, необходимое для реализации плана-программы, помогает эффективнее решать задачи воспитания и развития детей.

Успешное развитие ребёнка и коррекция его речи зависит от свободной деятельности ребёнка, открытости к нему взрослых, развития у ребёнка навыков коммуникации. Сказка, вокруг которой строится вся работа по предложенной программе, понятна и доступна детям-дошкольникам. Сказки образны, символичны, эмоционально насыщенны. Сказка раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности; дети начинают замечать настроение близких людей; в них пробуждаются гуманные чувства, способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это является основой, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Живой юмор, образность языка - ни в каких других произведениях мы не найдём такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительного сведения слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Народная сказка не только обогащает речь детей, расширяет их художественные умения, развивает креативность, но и является эффективным психотерапевтическим средством.


Пояснительная записка

План-программа расчитана на 7 месяцев, состоит из 7 частей. Каждая часть соответствует знакомству с одной сказкой. Длительность педагогической работы по каждой части – 1 месяц. В работу включены педагоги группы, логопед, педагог-психолог, родители. Каждая часть включает в себя три периода. Первый период - предварительной работы (около 2-х недель). В это время ведётся работа по обогащению словаря, детям читают сказку, изготавливаются атрибуты, педагоги организуют совместную деятельность с детьми по изготовлению атрибутов, рисованию, лепке. Затем следует второй период – собственно событие, в котором участвуют воспитатель, логопед, педагог-психолог. По следам события, в третьем периоде, в течение ещё двух недель продолжается работа с детьми (приёмы развития творчества, продуктивная деятельность), родителями. Привлечение родителей является очень важным условием реализации задач плана-программы. Знакомство с каждой сказкой заканчивается нравственным уроком, который взрослые помогают вынести детям. Эти уроки закрепляются в течение всего периода пребывания ребёнка в группе.

Сказка «Два жадных медвежонка»

Нравственный урок Умение делиться в жизни пригодится

Предварительная работа

Словарь

Диалог

Продуктивная деятельность

Обогащение: нехоженый лес, наказ, припасы, понурые, головка сыра, больший, меньший, поровну, жадность, сыр разных сортов;

эпитеты: стеклянная гора, шёлковый луг

Два медвежонка

Лиса и медвежонок

Рисование “Любимый герой”

Лепка “Медвежата”

Совместное изготовление головки сыра .


Событие

Логопедические задачи

Психологические задачи

Педагогические задачи

План

Примечания

Употребление причастий.

Согласование прилагательных с существительными.

Развитие интонационного строя речи.

Закрепление навыков чтения и письма.

Учить детей различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему.

Повышать самооценку детей.

Отреагирование внутренних негативных переживаний, имевших место ранее (отказы).


Формирование нравственных черт личности: щедрость, умение делиться друг с другом, видеть потребности других людей.

Учить детей изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера.

1. Упражнение-этюд“Разная ходьба” (как ходят, преодолевая препятствия; как ходят разные животные)

2. Диалоги

3. Поведение (жадность-щедрость)

4. Упражнение “Похвали себя” (“Я щедрый, потому что...”)




По следам события

Сказки для чтения дома

Творческое развитие

Продуктивная деятельность

Организация развивающей среды

Р.н.с.”Как мужик гусей делил”;

А.С.Пушкин, “Сказка о попе и работнике его Балде”


Придумывание нового конца к сказке (совместно с родителями).

Приёмы ТРИЗ:

“Наоборот” (придумывание медвежонка с новыми качествами),

“Сопоставление” (предложить детям поделить игрушки, которые нельзя поделить поровну.

Синквейн. Тема – по выбору ребёнка.

Для родителей с детьми: иллюстрирование пословиц. “Кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен”, “Кто щедрый, тот в дружбе первый”

Приготовление горячих бутербродов с сыром.

В театральный уголок внести куклы би-ба-бо (медвежата, лиса).



Сказка К.Д.Ушинского «Умей обождать»

Нравственный урок Если ты будешь делать то, что делал всегда, то и получать будешь то, что всегда получал.

Предварительная работа

Словарь

Диалог

Продуктивная деятельность

Обогащение: смородина, добрёл, мята, горчичник, лихорадка.

Устаревшие слова и словосочетания: насилу (с трудом), разгорелся (раскраснелся), поспеет (созреет); обожди, пока остынешь.

Понимание смысла выражения: “только и видели”

Курочка с петушком.

Рисование “Непослушный петушок”

Совместное изготовление сундучка для страхов (Можно расписать готовый сундучок или коробку. Обязательное условие: на сундучке должен быть замок).

Изготовление шапочек героев.

Событие

Логопедические задачи


Психологические задачи

Педагогические задачи

План

Примечания

Закреплять знания по теме “Домашние птицы”. Активизация словаря. Воспитывать красивую, правильную дикцию (работа в диалоге). Устанавливать причинно-следственные связи, использовать сложные предложения с союзом “потому что”. Закреплять навык печатания и чтения.

Развивать эмоциональную сферу: пробудить и раскрепостить в детях эмоции: страх, раздражение, радость.

Развивать эмпатию.

Развивать умение контролировать свои действия.


Формировать нравственные качества личности – сочуствие и отзывчивость.

Вызвать желание заботиться о младших, помогать им.

1. Упражнение “Пойми меня”

2. Диалог курочки и петушка (дети-актёры театра и зрители).

3. Игра “Сумей обождать”

4. Рисуем страхи(нарисовав, сложить все стархи в сундучок, который психолог забирает с собой).





По следам события

Сказки для чтения дома

Творческое развитие

Продуктивная деятельность

Организация развивающей среды

Р.н.с.“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”

“Петушок и бобовое зёрнышко”

Противоречие: риск, связанный с выбором (хорошо-плохо). Непослушание. Ранние воспоминания.

Рассказ от имени Петушка.




Синквейн

Задание для родителей с детьми. Иллюстрирование пословиц: Здоров – скачет, захворал – плачет. Есть родня – есть и возня. Братская любовь крепче каменных стен.

Квириинг “Петушок и курочка”

Сундук страхов.

В театральный уголок – шапочки героев, пальчиковые куклы и т.д.

Рисование курицы и петуха (сравнение).

Яркие ладошки. Аппликация петуха и курицы для пальчикового театра.


Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»»

Нравственный урок Ложь жить мешает, а фантазия развлекает.

Предварительная работа

Словарь

Диалог

Чтение

Продуктивная деятельность

Обогащение: мёрзлая, сани, рогожа, прорубь, коромысло, кадка, лживая, ложь, обман

Устаревшие слова и словосочетания: воз, эка (ну и ну; вот это да!),

Понимание смысла выражения: “от голода бока подвело”

Лисы и волка (до и после проруби)

Носов “Фантазёры”

Рисование “Волк у проруби”

Совместное изготовление “мёрзлой рыбы”


Событие

Логопедические задачи

Психологические задачи

Педагогические задачи

План

Примечания


Формировать выразительную сторону речи через театральную игру. Поощрять интерес к словотворчеству. Развивать умение передавать эмоции с помощью мимики и жестов. Развивать высоту и силу голоса. Учить использовать устаревшие и незнакомы слова в свободной речи. Совершенствовать навыки написания синквейна и его чтения.

Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие коммуникативных навыков: доверие партнёру, ответственность за безопасность другого. Преодоление психологических барьеров (фантазирование).

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей (литературных героев). Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения.

1. Игра “Соломинка на ветру”(доверие партнёрам)

2. Диалоги лисы и волка (театр “Василёк”)

3. Беседа “Ложь и фантазирование”.Игра “Фантазёры”





По следам события

Сказки для чтения дома

Творческое развитие

Продуктивная деятельность

Организация развивающей среды

Казахская нар.сказка “Чудесная шуба” (Алдар – Косе), р.н.с.“Кот, Лиса и Петух”, “Заюшкина избушка”

Оператор РВС (размеры, время, стоимость). На примере мёрзлой рыбы.

Наоборот. Что было бы, если бы... (у волка нет хвоста; лиса говорит только правду; дело происходило летом и т.п.) По этому приёму дать домашнее задание: придумать сказку и записать её.


Синквейн

Для родителей с детьми: иллюстрирование пословиц: Ложь белой ниткой шита. Ложь – что мелкая монета: на неё долго не проживёшь. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. Кто врёт, тот в сеть попадёт.


Изготовление совместно со взрослыми театральных костюмов. Изготовление саней из природного и бросового материала.



Сказка «Царевна-лягушка»»

(«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», М., «Просвещение», 1990 г.)

Нравственный урок Не смотри что снаружи, а смотри что внутри.

Предварительная работа

Словарь

Диалог

Игры на повышение самооценки и гармонизацию притязания на признание

Продуктивная деятельность

Обогащение: царь, царство, посвататься, тугой лук, боярин, боярский двор, купец, топкое болото, судьба, каравай хлеба, палаты, почивать, частое решето, мелкое сито, пшеничная мука, просеять муку, нужда, рукоделье, ткать ковёр, кручина, тройка гнедых коней, кубок, горница, дремучий бор, селезень, кованый ларец,

Эпитеты: красная девица

Понимание смысла выражения: утро вечера мудренее; ни в сказке сказать, ни пером описать; прахом рассыпаться; красота души

Иван-царевич и лягушка;

баба-яга и Иван-царевич

“Что мне нравится в тебе”, “Что я умею делать хорошего”, “Конкурс хвастунов”, “Ромашка успеха”(с родителями)

Изготовление совместно с педагогами шапочек лягушки и Ивана-царевича.

Рисование “Какой я есть” - “Каким бы я хотел быть”(Цель-изучение самооценки ребёнка).

Событие

Логопедические задачи


Психологические задачи

Педагогические задачи

План

Примечания

Обогащение словаря по теме “Человек”. Учить составлять описательный рассказ “Кто это?”Учить составлять сложносочинённые предложения, используя сравнительные характеристики.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Работа с качественными прилагательными. Продолжать совершенствовать навык письма, чтения.

Повышение самооценки детей. Гармонизация притязаний на признание.

Развитие навыков невербельной коммуникации.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Учить слушать собеседника и не перебивать его.

Формировать нравственные качества: скромность, справедливость. Формировать самооценку своих поступков, доброжелательно оценивать поступки других людей.

1. Игра на повышение самооценки

2. Диалоги.

3. Логопедические игры.

4. Психологический этюд “Превращение лягушки в царевну”.






По следам события

Сказки для чтения дома

Творческое развитие

Продуктивная деятельность

Организация развивающей среды

Р.н.с.”Василиса Прекрасная”, “Хаврошечка”

Морфологический анализ. Придумать царевне другую “кожу”.


Синквейн

Для родителей с детьми: иллюстрирование пословиц и поговорок. С лица не воду пить. Сердечный друг не родится вдруг. Сукно выбирай цветом, а друга – приветом. Человек не орех: сразу не раскусишь. С лица жены не воду пить, умела бы кашу варить. Красота до вечера, а доброта навек. Добрую жену взять – горя не знать.


Внесение атрибутов к теневому театру (лягушка, царевна, Иван-царевич, болото, стрела и т.д.)

внесение бросового материала (скорлупа, береста, вата, песок и т.д.). Экологическая игра “От головастика до лягушки”.

Внесение лото “Кто как устроен”


Сказка «Волшебство»»

(«Золотая книга лучших сказок мира»)

Нравственный урок Спесь до добра не доводит.

Предварительная работа

Словарь

Диалог

Игры на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных способностей

Продуктивная деятельность

Обогащение: вдова, злобная, скупая, кроткая, родник, нищенка, услужливая, жемчуг, бриллианты, дама, гордячка, манеры,

Устаревшие слова: молвить, обличье

Эпитеты: дикий лес

Понимание смысла выражения: писаная красавица; впала в неистовство; презираемая всеми

Нищенки и младшей дочери.

Дамы и старшей дочери.

“Попугай”, “Шурум-бурум”, “Две шляпы”, “Сказочная пантомима”.

“Чаша доброты”, “Добрые волшебники”

Рисовние. Иллюстрации к сказке.

Придумывание кроссворда по теме “Нравственные качества человека”

Книжная выставка “Миф о Нарциссе”, Толстой А.Н., “Иван да Марья”


Событие

Логопедические задачи

Психологические задачи

Педагогические задачи

План

Примечания

Активизировать словарь по теме “Человек и его качества”. Образовывать множественное число существительных в Им. и Род.падеже. Учить подбирать родственные слова и упражнять в составлении с ними предложений.Обогащать словарь детей за счёт формул словесной вежливости.

Принимать чувства детей и свои собственные. Познакомить с приёмами безопасной разрядки гнева. Поощрять вербализацию чувств. Развивать эмоциональную сферу детей.

Развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.Продолжать воспитывать уважительное отношеие к окружающим людям. Выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру.

1. Игра на развитие произвольности.

2. Диалог.

3. Логопедические игры.

4. Игра на эмоциональную разрядку. Упражнение на релаксацию.




По следам события

Сказки для чтения дома

Творческое развитие

Продуктивная деятельность

Организация развивающей среды

Эстонская нар.сказка “Каждый своё получил”; А.С.Пушкин, “Сказка о рыбаке и рыбке”; Г.Х.Андерсен, “Свинопас”


Моделирование конфликта (перчаточные куклы: конфликт дамы и старшей дочери, матери и старшей дочери). Приём оживления (неживым предметам, например стулу, карандашу и т.п. приписать свойство характера одной из героинь сказки).


Синквейн

Для родителей с детьми: иллюстрирование пословиц и поговорок. Гнило слово от гнила сердца. Ласковым словом и камень растопишь.

Внесение атрибутов : змеи, цветы, жемчуг и т.д. Внесение атрибутов для игры “Модели поведения”. В книжный уголок и в уголок театральный – сказка “Дороже всех сокровищ на земле”. Авт.М.М. Сорокевич.

Перчаточные куклы старшей дочери, матери и дамы.



Сказка «Бой на Калиновом мосту»»

(Из книги «Стихи, рассказы, сказки»)

Нравственный урок Одна Родина-мать, сумей за неё постоять.

Предварительная работа

Словарь

Диалог

Работа со страхом

Игры на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных способностей

Продуктивная деятельность

Обогащение: ёрш, шёлковый невод, диковинная, поповна, сбруя, дозор, караул, жребий, доспехи, ракитовый куст, щиколотка

Устаревшие слова: девушка-чернавка, оружие ратное, тесовое крыльцо, окрест, верста, палица, яловые сапоги, пеньковые рукавицы, крыша тесовая

Эпитеты:

Понимание смысла выражений: Растут не по дням, а по часам. Как хорошее тесто на дрожжах поднимается, так они вверх тянутся. Словом-делом.

Инсценировка

Игры: “Необычное сражение”, “Змей-горыныч”, “Расскажи свой страх”, “Жмурки”

Рисование страхов: “Нарисуй свой страх и победи его”,“Кляксы”


“Чудо-Юдо Змей”

“Маски”, этюды.

Изготовление воинских доспехов (совместно с родителями и педагогами). Рисование “Русские шали”. Лепка “Народная игрушка”. Приготовление националього блюда.

Событие

Логопедические задачи

Психологические задачи

Педагогические задачи

План

Примечания

Обогащеие словаря устаревшими словами (архаизмами), активизация в речи. Работа над словообразованием: подбор однокоренных слов, сложные слова (шестиглавый...), образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Учить понимать лексико-грамматические структуры, выражающие причинно-следственные, временные отношения.

Работа со страхом. Помогать ребёнку преодолевать барьер самостоятельно или попросив помощи у другого. Работа с вытесненной агрессией. Обучить способам канализации агрессии.

Воспитывать любовь к Родине. Учить защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочуствие, отзывчивость. Развивать волевые качества: преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели. Продолжать воспитывать желание познать культуру своего народа.

См. сценарий вечера досуга (с родителями)




По следам события

Сказки для чтения дома


Творческое развитие

Продуктивная деятельность

Организация развивающей среды

Отрывок из поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”, сказка Ершова “Конёк-горбунок”, р.н.с.”Кащей Бессмертный”

Моделирование конфликта (перчаточные куклы: Змей и Иван). Сыграй героя. Рассказ от имени. Метод фокальных объектов (придумать щит Ивану).


Синквейн

Для родителей с детьми: иллюстрирование пословиц и поговорок. Какова страна, таков и обычай. Своя земля и в горсти мила. Славна богатырями земля русская. Русский в словах горд, в делах твёрд. Русский не шутит нис калачом, ни с мечом. У нас на Руси силу за пазухой носи.

Внесение атрибутов : щиты, мечи из картона, шлемы, плащи, шапочки Змея-горыныча и др.



Сказка Ю.Степанов, «Всё впереди», М.Малышев, «О котёнке, не хотевшем быть котёнком»

Нравственный урок Не смотри на кличку, а смотри на птичку.

Предварительная работа

Словарь

Диалог

Игры на развитие самосознания

Продуктивная деятельность

Обогащение: курсы, диплом, звание, характер, нерасторопен, резвый, неугомонный, выдумщик, несносный, доля, гордость.

Понимание смысла выражений: все дороги открыты; живём не тужим; с завистью поглядывал; неистощимые фантазии; держать ухо востро; подскочил, как ужаленный; без зазрения совести; фокусничать

Слона и Мышонка. Котёнка и щенка.


“Моё имя”, “Имена”, “Узнай, про кого расскажу”, “Домино”, “Почему мне нравится мой характер”, “Большие и маленькие”, “Я тоже”

Создание своего портрета в технике аппликации. Лепка своего лица в полуобъёме (барельеф).

Событие

Логопедические задачи

Психологические задачи

Педагогические задачи

План

Примечания

Закрепление словаря по темам: дикие и домашние животные, человек. Словообразование причастий, приставочных глаголов, внесение их в активную речь. Образование существительных творительного падежа. Работа над сложноподчинённым предложением с союзами “так как”, “потому что”. Закрепление навыков чтения и письма.

Развитие самосознания и самопознания. Развитие структуры “Я”. Учить осознавать собственную уникальность и гордиться ею;

осознать уникальность других. Развивать навыки невербальной коммуникации.

Помочь детям осознать, что любое описание человека является относительным.

Помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек уникален, неповторим. Помогать ребёнку преодолевать неуверенность в себе, поддерживать его положительную самооценку.

1. Игра на развитие самосознания “Узнай, про кого расскажу”.

2. Диалоги.

3. Пластические этюды (животные, человек)

4. Театрализация пословиц.

01.03 – день кошек,

13.03. - день слона (см.журнал “Справ.ст.в-ля” №2, 2010г.



По следам события

Сказки для чтения дома

Творческое развитие

Продуктивная деятельность

Организация развивающей среды

А.Гиневский, “Если бы я был автобусом”(ТРИЗ)

Системный оператор

Синквейн. Темы на выбор: “Я”, “Мы”.

Иллюстрирование пословиц: Человек не всегда таков, каким с виду кажется. Всякий человек у дела познаётся.

Вместе с родителями нарисовать рисунок иллюстрирующий значение имени ребёнка.

Внести шапочки и костюмы героев произведений. Лото “Кто где живёт”. Лото с элементами моделирования “Кто во что одет”, “Кто как двигается”


Литература

  1. Хухлаева О.В., «Лесенка радости»

  2. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», М., «Просвещение», 1990г.

  3. Фесюкова Л.Б., «Воспитание сказкой», Харьков, «Фолио», 1996 г.

  4. «Золотая книга лучших сказок мира», сост. Г.Шалаева, М., «Терра», 1993г.

  5. Воронкевич О.А., «Добро пожаловать в экологию», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2002 г.

  6. «Стихи, рассказы, сказки», книга для внеклассного чтения учащихся младших классов, ред.Веселова Г.П., М., «Просвещение», 1981г.

  7. Самоукина Н.В., «Игры в школе и дома», М., «Новая школа», 2995г.

  8. «Воспитание детей на традициях народной культуры», изд-во «Учитель», Волгоград, 2006 г.

  9. «Я-ты-мы», программа социально-эмоционального развития дошкольников, М., «Мозаика-синтез», 2003г.
  10. Воронкевич О.А., «Добро пожаловать в экологию», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2002г.