zabika.ru 1

План-конспект урока


«Итоговый урок по теме «Причастие»


  1. Евлоева А.М.

  2. МОУ школа №2 с.п. Орджоникидзевское

  3. Учитель русского языка и литературы.

  4. Русский язык 7 класс.

  5. 7класс

  6. учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Баранова М. Т.,Ладыженская Т. А., и др.


Итоговый урок по теме «Причастие»

Цели и задачи: повторить и закрепить изученное по теме «Причастие»;

развивать творческие способности учащихся;

воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование; карточки с морфологическими признаками причастия;

выставка работ учащихся «Сказки о причастии»

мультимедийная установка;интерактивная доска.

Причастие-это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного

В.И.Даль

Ход урока


  1. Учитель читает наизусть:

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

О чем эта загадка?

Анализ эпиграфа:

1)Как понять смысл высказывания?

2)Что значит «причастный»?

  1. Слово учителя:

Сегодня, ребята, мы с вами побываем в музее, но в музее необычном — музее русского языка.В нем есть много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты :части речи, морфемы, знаки препинания и многое другое.

Мы с вами сегодня будем сотрудниками музея, работающими в залах причастия. Мы должны рассказать посетителям музея об употреблении и правописании причастий.

Я приглашаю нашего первого экскурсовода, который должен из множества морфологических признаков , предложенных на экране, отобрать те, которые относятся к причастию.

Коллективная проверка работы экскурсовода, учащиеся задают ему вопросы о причастии как о части речи(ссылка №1).

3.В нашем следующем зале представлены действительные и страдательные причастия(ссылка №2). Экскурсоводами по этому залу будут...(вызываются поочередно двое учащихся ).

Первый экскурсовод рассказывает о действительных причастиях, отвечает на вопросы посетителей музея, затем на доске вставляет пропущенные гласные в суффиксы действительных причастий, обозначает орфограмммы. Ту же самую работу выполняет второй экскурсовод относительно страдательных причастий.

На доске:

Действительные причастия: Страдательные причастия:

Люб...щий слыш...мый

Улыба...щийся оберега...мый

Стро...щий движ..мый

зна...щий засе...нный

Стел..щийся высуш...нный

Та...вший замеш...нное (тесто)

Хмур...вшийся замеш...нный (в каком-то деле)


  1. Мы переходим в зал причастного оборота(ссылка №3).

На доске записаны предложения, которые нужно списать, вставить пропущенные запятые, обозначить причастные обороты.

На доске:

Дождь перестал и облака подгоняемые ветром неслись над притихшей землей. Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья. Видимость ограничивал снегопад (не)прекращающийся несколько дней.

Экскурсоводом по этому залу будет... Она расставит на доске недостающие знаки препинания, а затем ответит на ваши вопросы о причастном обороте.
5. Мы знаем, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. А.С.Пушкин писал: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату мы говорим: которая скачет, который метет — заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

Но бездумно употреблять причастия нельзя.В нашем музее есть примеры неправильного употребления причастий. Наверное, скоро они действительно останутся только музейными экспонатами.

На экране:

Фрукты нового урожая, отправляющегося с юга, уже поступают на север.


Росшие незабудки у ручья уже зацвели.

Учащиеся исправляют (устно) ошибки в употреблении причастиий.
6. Мы переходим в последний зал музея, в котором представлены лингвистические сказки о причастии.

Учащиеся читают свои сказки.

Итог. Вот и подошло к концу наше путешествие по залам музея русского языка.

Для тех, кто любит свой язык,

Кто с русской речью дружен,

Быть равнодушным не привык,

Кому покой не нужен,

Откроет двери наш музей,

Мы с нетерпеньем ждем гостей.
Перечень использованных ЭОР:

1.Интерактивный текст с заданием "Понятие о причастии" (N 140119)- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f048b709-c7c1-463b-9343-e114827fa13c/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_194%5D.swf

2.Интерактивная таблица "Действительные и страдательные причастия" (N 139140)- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8b378efd-d78b-4e2a-a8b4-1163c766143c/%5BRUS7_134%5D_%5BIA_221%5D.swf

3.Гипертекстовое определение "Причастный оборот" (N 139085)- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6afadfdd-d8ad-48a2-9be7-3aba88ab4602/%5BRUS7_135%5D_%5BTD_231%5D.htm