zabika.ru 1

Плоскостопие и его профилактика.

Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. У детей до 4 — 4,5 года на подошве стопы хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стопы невозможно. При внешнем осмотре стопы можно выделить несколько вариантов положения II пальца, когда он длиннее первого (греческий тип стопы), или короче (египетский вариант стопы). Такое положение пальцев, по некоторым данным, может свидетельствовать о предрасположенности к поперечному плоскостопию.

При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение. Динамические возможности стопы значительно снижаются, так как объем движений в суставах понижен, в результате чего появляются боли в области стопы, голени и бедра. Вследствие нарушения амортизационной функции стопы дети к концу дня могут предъявлять жалобы и на головные боли. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают; походка их напряженная, неуклюжая.

При внешнем осмотре стопы обращают на себя внимание ее удлинение, расширение в средней части, уплощение продольного свода, а также пронирование стопы с отходом пяток кнаружи. На стопе можно увидеть так называемые натоптыши, напоминающие мозоли.

Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникать не только в стопе и икроножных мышцах, но не и икроножных м и в коленных суставах, а также в поясничной области.

Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Выявляют плоскостопие с помощью специального метода - плантографии. Его осуществляют с помощью плантографа, который представляет собой деревянную рамку размером 30x40 см и высотой 1 — 2 см, обтянутую полихлорвиниловой пленкой. На внутреннюю сторону пленки наносят краску (штемпельную), а под плантограф помещают лист бумаги. Ребенка просят встать на пленку плантографа. Следует проследить, чтобы масса тела была равномерно распределена на обе стопы. При получении четких отпечатков их анализируют с помощью специальных методик, позволяющих выявить поперечное и продольные виды плоскостопия1.


Плоскостопие редко бывает врожденным. Причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная нагрузка. Особенно легко развивается плоскостопие, если дети преждевременно (до 10—12 мес.) начинают много стоять и передвигаться. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука. Деформация стоп может возникнуть также в результате параличей (полиомиелит) и травм мышц, связок и костей ног.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются на то, что ботинки или туфли, которые с утра были им впору, начинают давить на пальцы и как бы становятся тесными. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается и вследствие этого удлиняется.

Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь не была тесной, плотно облегала ногу, имела жесткий задник, эластичную подошву и каблучок не выше 8 мм. Не рекомендуется носить обувь с узкими носами или жесткой подошвой. Не следует также разрешать детям ходить дома в теплой обуви, так как перегрев ног ослабляет связочный аппарат стопы, способствует развитию плоскостопия.

Желательно проводить умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьба на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений 10 — 20 мин в зависимости от возраста ребенка.

Хорошо укрепляют стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем ног, особенно мышц подошвы и внутренней поверхности голени, а также хождение босиком по рыхлой земле, неровной поверхности (свежескошенный луг, галька). При этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы.

При начальной форме плоскостопия и не резко выраженном уменьшении свода применяют исправляющие форму стопы стельки, так называемые супинаторы. Их подбирает врач-ортопед по гипсовому слепку стопы ребенка.

С детьми с нарушенной осанкой и плоскостопием целесообразно не реже 2 раз в сутки проводить специальную лечебную физкультуру под наблюдением медицинского персонала.