zabika.ru 1 2 3


На правах рукописи

ГОРДИЕНКО Надежда Евгеньевна

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ-ПРОФЕССИОНАЛА В ВЫСШЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ ФРАНЦИИ В КОНЦЕ ХХ –

НАЧАЛЕ ХХI ВЕКОВ
(на примере учителя французского языка как иностранного)


13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Рязань – 2010

Работа выполнена на кафедре педагогики ГОУ ВПО

«Московский государственный областной

социально-гуманитарный институт»



Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор

АНДРЕЕВА Галина Алексеевна


Официальные оппоненты

доктор педагогических наук, профессор

КАСАТКИНА Светлана Николаевна,

ГОУ ВПО «Калужский государственный университет»
кандидат педагогических наук, профессор ВЕЛИЧКИНА Валентина Михайловна,

ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»


Ведущая организация

ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет»


Защита диссертации состоится 28 сентября 2010 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета Д 212.212.01 при ГОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина по адресу: 390000 г. Рязань, ул. Свободы, 46, ауд. 5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина».
Автореферат размещен на сайте www.rsu.edu.ru

Автореферат разослан ___25___ августа 2010 года


Ученый секретарь диссертационного совета: Б.С. Кирьяков
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Во всем мире рубеж ХХ-XXI веков ознаменовался кризисом всех сфер жизнедеятельности социума: политической, социально-экономической, культурной, аксиологической и выявил острую необходимость поиска адекватных педагогических решений возникших проблем образования с учетом национальных особенностей и интересов каждого государства.

В начале XXI века образование вошло в стадию, когда педагогические системы должны быть не только развивающими, но и развивающимися. Динамично развивающееся общество требует пересмотра целей, содержания, форм и технологий образования.

Формирование единого мирового образовательного пространства, отличительной чертой которого являются гармонизация образовательных стандартов и унификация методологических подходов к разработке учебных планов, способствовало не только сближению требований к специальностям и профессиональной компетентности работников разных стран, но и выявило ценностный взгляд на образование. Его эффективность и качество во многом зависят от педагогов и их готовности отвечать вызовам времени при активном включении в процессы обновления теории и практики образования.

Происходящие в мире социальные трансформации обусловили смещение основного акцента в деятельности педагога с позиции функционального исполнителя на «рефлексирующего практика», что предполагает актуализацию творческих, исследовательских аспектов педагогической деятельности и отражает назревшую потребность общества в новом учителе – «Учителе XXI века», учителе-профессионале, - обладающем такими качествами, как: профессиональная компетентность, рефлексия, автономия, мобильность, стремление к экспериментальной и творческой деятельности; способном к принятию нестандартных решений, активному участию в инновационных процессах, адаптации к постоянно обновляющимся требованиям социума.

Понятие «учитель-профессионал» рассматривается современными исследователями как личность гуманная, творческая, обладающая особыми профессиональными качествами (духовная и нравственная зрелость; гуманистическая направленность; креативность; толерантность; рефлексия; автономия и т.д.); развитыми педагогическими способностями и сформированными компетенциями; стремящаяся к самообразованию и саморазвитию – востребованными временем условиями для осуществления продуктивной педагогической деятельности в информационном обществе XXI века.


Ценностным ориентиром деятельности учителя-профессионала в информационном пространстве является формирование всесторонне развитой личности школьника, для более полной самореализации которого необходимо знание одного или нескольких иностранных языков, открывающих перед ним неограниченные возможности в построении своего жизненного пути и способствующих повышению его академической мобильности.

В сложившихся условиях изучение и сравнительно-сопоставительный анализ зарубежного опыта образования будет способствовать повышению уровня подготовки педагогических кадров, а также поможет выявить новые подходы к профессиональному становлению учителя.

Так, французская система высшего, в том числе и педагогического, образования считается одной из лучших в мире, чему во многом способствует реализация механизма академической мобильности.

Французские исследователи (Г. Вуйте, К. Мюслен, Ж.-Л. Сорон) трактуют академическую мобильность как необходимое условие для развития интеллектуального потенциала и автономии человека при разработке им собственной образовательной парадигмы, предполагающей возможность выбора учебного заведения и программы обучения в любой стране в рамках единого мирового образовательного пространства.

Как известно, Франция прочно занимает второе место в мире (после Великобритании) по экспорту образовательных услуг и приему иностранных студентов. Привлекательность французской системы образования для российских студентов объясняется рядом объективных факторов, среди которых: расширение и диверсификация партнерских отношений Российской Федерации и Франции; высокое качество и открытость французского образования; возможности карьерного роста на мировом рынке труда.

Проблема подготовки учителей французского языка как иностранного является одним из ключевых направлений образовательной политики французского правительства. Потребность страны в учителях французского языка как иностранного продиктована, прежде всего: ростом числа иммигрантов; развитием академической мобильности и увеличением числа иностранных студентов в высших учебных заведениях Франции; необходимостью распространения французского языка за рубежом; интересом других стран и народов к культурному наследию Франции, а, следовательно, потребностью в учителях-профессионалах, способных учить не только языку, но и стать, своего рода, проводниками французских традиций, ценностей и знаний в мире.


Степень изученности проблемы в отечественной и зарубежной научно-педагогической литературе.

Анализ педагогических исследований показал, что вопросы профессиональной подготовки учителей издавна занимают центральное место в научных изысканиях отечественных и зарубежных ученых.

Вопросам педагогического образования во Франции посвящены работы отечественных и французских специалистов: монографии и статьи Б.Л. Вульфсона, А.Н. Джуринского, Е.Б. Лысовой, 3.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова; диссертации Л.В. Ведерниковой, С.А. Головко, Е.Я. Григорьевой, А.Х. Закирьяновой, Л.Н. Лабазиной, М.Л. Славина, П. Альбертини, A. Барбэ, C. Бланшар-Лавилля, М. Дабэна, С. Надо, Ж.-П. Обэна, Ж.-Л. Одюка, Д. Раймона и др.

Идеи профессионализма и профессиональной компетентности личности учителя исследовали: Т.Ю. Базаров, Г.С. Вяликова, Л.К. Гребенкина, И.А. Зимняя, А. К. Маркова, Н.В. Мартишина, С.С. Савельева, М.А. Чошанов, Ф. Дэбизэ, Б. Корню, Д. Кост, Ф. Мюллер, Ф. Руффен и др.

Значительный вклад в разработку проблем ценностей и функционирования ценностной системы в образовании внесли Г.А. Андреева, Н.А. Асташова, Б.С. Гершунский, В.А. Сластенин, В.С. Собкин, З.И. Равкин, Г.И. Чижакова, К. Бабэн, М. Вербик-Бутэн, Ж. Фонтаний.

Проблемы подготовки учителя-профессионала раскрыты в исследованиях французских ученых: Д. Желена, Ф. Клерка, С. Лелу, Ж.-П. Обэна, Л. Порше, П. Райу, и др.

В российской и зарубежной печати начала XXI века возрос научный интерес к вопросам академической мобильности студентов и преподавателей. Особого внимания заслуживают работы В. И. Байденко, М.Д. Бершадской, Л.А. Герасимова, Ю.И. Калиновского, В.Б. Касевич, Э.А. Морылевой, А.В. Петрова, С.А. Тыртый, А.А. Цыб, Г. Вуйте, Ж.-П. Дюпор, Б. Дюран, С. Жилда, Л. Монтросэ, К. Мюслэн, С. Небер, Ж.-Л. Сорон, и др.

Однако при всем многообразии существующих на сегодняшний день исследований по проблеме подготовки французского учителя пока недостаточно четко определены трансформации, произошедшие в системе высшего педагогического образования Франции за последние 10 лет; не исследованы концепции профессионализма учителя; не полно раскрыта аксиологическая значимость французского языка для российского общества; при этом не подверглось переоценке значение учителя иностранного языка (в частности, французского языка как иностранного) для новой ступени развития человеческого общества в условиях динамичного роста академической мобильности; не определена также специфика его подготовки и нового социального статуса.


До настоящего времени не нашли своего разрешения следующие объективные противоречия между:


  • уровнем теоретической разработки актуальных проблем высшего педагогического образования Франции и реально существующей практикой подготовки учителя-профессионала;

  • потребностью французского общества в учителях иностранного языка –профессионалах (в частности, учителей французского языка как иностранного) и недостаточной разработанностью проблемы их профессионально-педагогической подготовки к работе как с иммигрантами, так и с иностранными студентами;

  • едиными требованиями государственного образовательного стандарта профессиональной подготовки французских учителей и большой региональной вариативностью вузовских учебных программ;

  • развитием академической мобильности в мировой образовательной практике и существующей проблемой нострификации иностранных дипломов и ученых степеней в отдельных странах.

Систематизация данных противоречий, равно как и тщательный анализ работ французских и отечественных ученых по вопросам профессиональной подготовки учителя во Франции обусловили проблему исследования, которая заключается в выявлении сущностных характеристик профессионализма в концепциях французских ученых и определении путей подготовки учителя-профессионала в высшей педагогической школе Франции.

С учетом выделенных противоречий и сформулированной проблемы была определена тема: «Подготовка учителя-профессионала в высшей педагогической школе Франции в конце ХХ - начале XXI вв. (на примере учителя французского языка как иностранного)».

Объект исследования
: профессиональная подготовка учителей в высшей педагогической школе Франции.

Предмет исследования - особенности подготовки учителя-профессионала в высшей педагогической школе Франции на рубеже XX-XXI веков (на примере учителя французского языка как иностранного).

Цель исследования: теоретико-методологическое и практическое обоснование подготовки французского учителя-профессионала в высшей педагогической школе Франции в исследуемый период.


В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что процесс педагогической подготовки учителя-профессионала во Франции будет более эффективным при условии, если:


  • проведен ретроспективный анализ реформирования подготовки учителей с последующим ее специальным правовым и программно-методическим сопровождением в контексте современных тенденций развития педагогического образования Франции;

  • изучены проблемы профессиональной подготовки учителя французского языка как иностранного во Франции к работе с иммигрантами и иностранными студентами;

  • разработана модель учителя-профессионала на основе современных концепций профессионализма;

  • субъектами образовательного процесса осознана аксиологическая значимость французского языка для мирового сообщества;

  • использована академическая мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава как фактор повышения уровня профессионализма учителя французского языка как иностранного;

  • обобщен опыт по обеспечению академической мобильности французских и российских студентов (IUFM, г. Кан; МГОСГИ, г. Коломна).

Общая цель исследования, его проблема и гипотеза определили задачи исследования:

  1. Осуществить ретроспективный анализ результатов реформирования профессиональной подготовки французского учителя в высших педагогических школах Франции.

  2. Выявить основные тенденции и направления развития французского педагогического образования на современном этапе.

  3. Изучить проблемы профессиональной подготовки учителя французского языка как иностранного на территории Франции к работе с иммигрантами и иностранными студентами.

  4. Разработать общую модель современного учителя-профессионала на основе существующих концепций профессионализма и профессиональной компетентности французского учителя.
  5. Выявить аксиологическую значимость французского языка в подготовке учителя для мирового образовательного пространства, в целом, и российского общества, в частности.


  6. Обобщить французский и российский опыт по обеспечению академической мобильности будущих учителей (Педагогический институт, г. Кан; МГОСГИ, г. Коломна).

Теоретико-методологическая база исследования. Общая методологическая основа исследования представлена на нескольких уровнях:

философском уровне, который составляют фундаментальные положения (о всеобщей связи, взаимообусловленности и взаимодействии явлений и процессов окружающего мира; о деятельностной природе человека; о многофакторном характере развития личности) и принцип единства логического, исторического и культурологического в педагогическом познании.

общенаучном уровне, идеи которого составляют системный подход, обозначающий рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними; культурологический подход, предполагающий приобщение личности к общечеловеческой культуре и самореализацию педагога в культуре; исторический подход; аксиологический подход, отражающий национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества, его науки, культуры, образования; акмеологический подход, подразумевающий организацию и самоорганизацию деятельности личности, обеспечивающей ей достижение высшей степени развития профессионализма; интегративный подход, требующий дополнительного привлечения трудов по истории, философии, методологии, педагогики, психологии, лингвистике и др.

конкретно-научном уровне, представленном современными педагогическими концепциями, основанными на признании человека и образования высшими ценностями информационного общества XXI века; документами ЮНЕСКО, Совета Европы и Европейской комиссии по проблемам образования, постановлениями Министерства образования и науки Французской Республики и Российской Федерации. Исследование особенностей высшего педагогического образования во Франции осуществлялось в соответствии с концептуальными идеями, раскрытыми в трудах Ю.С. Алферова, Г.А. Андреевой, Н.М. Воскресенской, Б.Л. Вульфсона, А.Н. Джуринского, А.П. Лиферова, Е.Б. Лысовой, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова, В.Я. Пилиповского и ряда других специалистов, разрабатывающих теоретические и методологические основы сравнительной педагогики.


Источниковедческая база исследования.

В качестве основных источников использовались:


  • отечественная и зарубежная философская, историческая, педагогическая, социологическая, лингвистическая литература;

  • учебные планы, программы, официальные и нормативные документы Министерства Национального образования Франции, Совета Европы, тексты законов «Об автономии Университетов» (май 1968 г.); «Об ориентации образования» (10 июля 1989 г.); «Об организации высшего педагогического образования» (14 февраля 2002 г.); закон «О высшем профессиональном образовании» (10 августа 2007); «Перечень требований к квалификации студентов – выпускников Педагогических институтов» (1 января 2007 г.) и др.

  • тексты «Всемирной декларации по высшему образованию для XXI века» (9-14 октября 1998 г.); «Великой хартии университетов» (1998 г.); Болонской декларации (19 июня 1999 г.); Лиссабонского соглашения (14 декабря 2000 г.); Пражского коммюнике министров (2001) и т.д.

  • периодические издания: «Sociologie du travail»; «Le Monde»; «Le français dans le monde»; «Le Monde de l’Éducation»; «Revue française de pédagogie»; «Recherches et formation»; «Le Mouvement social»; «Informations sociales»; «La lettre de l’éducation»; «Éducation permanente»; «Les cahiers de la Francophonie»; «Éducation et sociétés»; «Les dossiers de Éducation & Formations»; «Cahiers pédagogiques».

  • web-сайты по образованию: государственные сайты ЮНЕСКО, Совета Европы, Министерства Национального образования Франции и др.



следующая страница >>