zabika.ru 1 2 ... 11 12

Обложка:



Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ»

Л.Ф.Шатохина

И.М.Рубана
Проектный метод в обучении здоровью
Пособие для учителей и преподавателей

Проектный метод как образовательная деятельность
Социальный и психоэмоциональный аспекты

проектного метода
Роль учителя в проектном методе
Организация школьного проекта


Москва 2005

Проектный метод в обучении здоровью. Пособие для учителей и преподавателей// Шатохина Л.Ф., Рубана И.М. Москва, 2005.


Рецензенты:

Николаев В. А., доктор педагогических наук, профессор, член-корр. АПСН

Пехота Е.Н., доктор педагогических наук, профессор, действ. член АПСН.
Проектный метод охотно используется учителями и преподавателями в практике обучения взрослых и детей, в организации внеклассной работы со школьниками и при повышении квалификации специалистов. Однако, несмотря на положительное отношение к проектам, редкие из них уделяют достаточное внимание организационной стороне, которая должна обеспечить достижение цели проекта – формирование практических навыков, обеспечение связи обучения с жизнью.

Предлагаемое вниманию читателя пособие призвано помочь организаторам проектов в области обучения здоровью использовать весь спектр содержащихся в проектном методе возможностей.

Пособие содержит примеры осуществленных школьных проектов.

Проектный метод

Содержание:
Введение………………………………………………………...1

Глава 1.

Терминология…………………………………………………...3

Потребность школы в проектном методе……………..............3

Жизненные навыки……………………………………..............5

Проектный метод и программы обучения здоровью…………6

Какие бывают проекты…………………………………………8

Социальный проект в школе содействия здоровью…………..9

Глава 2.

Характеристики проектного метода…………………………..13


Схема проекта…………………………………………………..14

Проектный метод как образовательная деятельность………..18

Роль учителя в проектном методе……………………………..19

Глава 3.

Фазы проекта……………………………………………………21

Фаза 1: Выбор идеи проекта……………………………………22

Фаза 2: Обсуждение идеи и разработка схемы проекта………25

Фаза 3: Разработка детального плана проекта………………...27

Фаза 4: осуществление проекта………………………………...34

Фаза 5: Завершение проекта……………………………………35

Составление отчета……………………………………………..38

Глава 4.

Важный компонент проекта - дискуссия………………………41

«Тайм-аут»……………………………………………………….44

Как помочь слабым ученикам…………………………………..45

Глава 5.

Оценка достижений участников и оценка проекта……………45

Самостоятельность, Свобода, Самореализация……………….49

Глава 6.

Проект «Школа и семья – вместе»………………………………50

Проект «ЭКО-дом»……………………………………………….53

Проект «Дорога к здоровью: нам по пути»……………………..57

Проект «Система формирования здорового образа жизни»…...62

Проектная неделя «Мирный класс - мирная школа»…………..69

Проектный урок «Составление школьного меню»……………..98

Литература………………………………………………………..104


Проектный метод в обучении здоровью

Качество образования оценивается не по

объему знаний учеников, а по потребности и

желанию узнать и способности учиться.

Р.Ливингстон

Введение

Условия социализации и условия жизни учащихся изменяются быстрым темпом. Влияние этих изменений на работу на уроке знакомо каждому учителю. Изменения в обществе смыкаются с внутришкольными изменениями: нормативные ориентировки и идентификации, которые предлагает общество подрастающему поколению, становятся все более расплывчатыми. Дети и подростки получают сегодня разносторонние впечатления, как по каналам средств массовой информации, так и благодаря возможностям относительно улучшившейся в потребительском отношении жизни. Но для них все труднее становится перерабатывать эти впечатления и установки в опыт.


Дети и подростки видят, слышат и испытывают сегодня уже в юные годы гораздо больше, чем их родители, не говоря уже о более старшем поколении. Они каждый день получают огромное количество информации, которой наполнена окружающая среда. Недостающую часть информации они получают из телевизора. Но эта современная форма «познания» мира осложняет духовно-целостное взаимодействие с людьми и предметами. Изменяющиеся условия социализации и жизни оказывают воздействие с далеко идущими последствиями на чувство жизни и картину мира подростков, впрочем, так же, как и на их отношение к школе, работе и профессии. Субъективизм и эмоциональность занимают все более значительное место в жизни молодого поколения.

Расширение возможностей для самостоятельных действий, которое характеризуется

в основном как позитивное, в растущем диапазоне пересекается с развитием, которое

называют «внутренней колониализацией». Личная жизнь все более контролируется средствами массовой информации, анонимными организациями, государственным аппаратом, рынком, модой; квартира, одежда, поездки, работа, еда, свободное время, отношения полов и поколений формируются по-новому, и это неизбежно влияет на образ мыслей, чувства и мечты. Это развитие открывает подросткам не только новые арены

действий, оно производит на свет « муки выбора», и , тем самым, новые и трудно

обнаруживаемые зависимости. Установка на моду и СМИ, и все более укрепляющееся желание самоутверждения вопреки миру взрослых идут рука об руку.

Сегодня все труднее быть ребенком и становиться взрослым, потому что условия социализации и условия жизни становятся все более импульсивными, и, в то же время,

все более нестабильными и необозримыми.

Все это оказывает влияние и на учителя, которому все труднее обучать. Провести

интересный урок стоит много сил и энергии, потому что приходится конкурировать с

изощренными возможностями, которые предлагают средства массовой


информации и бизнес развлечений. Школа скучна для большинства учащихся, но

социально приемлемой альтернативы для них нет, хотя принцип жизни

общества, которое мы сейчас формируем, в том и состоит, чтобы при скуке и

перенасыщении уметь переориентировать производство товаров потребления и услуг

на все новые альтернативы.

В такой ситуации введение в школах программ обучения здоровью с новым содержанием и старыми методами может потерпеть неудачу, если обучение здоровью превратится в рядовой урок школьной программы с домашними заданиями, параграфами и отметками. Попытка продвижения в школы интерактивных методов, которые способствуют социализации личности и действительно «готовят к жизни», помогая формировать важные жизненные навыки, кажется своевременной и актуальной.
Молодым людям необходимы не только практические навыки, они должны быть способны выражать имеющиеся у них эмоции и убеждения. Опыт, приобретаемый в процессе действий в рамках проектного метода, определенным образом помогает сформировать позитивные убеждения и научиться проявлять позитивные чувства. Школа может сделать очень многое в разработке программ, которые включают навыки, которые называют «психосоциальными компетенциями». Они включают умение слушать, реагировать, сочувствовать, умение справляться с переменами и постоять за себя.
Л.Шатохина

Глава 1.
Терминология

В педагогике слово «проект» известно уже около 300 лет: по-итальянски “progetti”, по-французски “projets”, по-немецки “Projekt”, по-английски – “project”. Это слово

происходит от итальянского глагола “projicere”, что означает «разрабатывать», «планировать», «браться за что-либо». Слово «метод» имеет греческое происхождение и означает «способ (путь) исследования», который используется для выполнения того, что задумано сделать.

Таким образом, проектный метод означает путь, которым идут ученики и учителя, если они хотят научиться чему-то. Занимаясь образовательной деятельностью, которую она планирует, осуществляет, доводит до конца или прерывает, проектная группа выполняет проект. Если же деятельность основывается только на двух или трех элементах проектного метода, то мы можем говорить о проектном обучении.


Проектный метод это форма образовательной деятельности, которая используется в практике обучения взрослых и детей, на уроках, в организации внеклассной работы со школьниками и при повышении квалификации специалистов.

Потребность школы в проектном методе
Мы исходим из того, что школа должна вносить вклад в развитие личности и общества. Она должна тренировать у учащихся способность принимать на себя конкретные обязанности и осуществлять ответственные действия. Для этого школа должна моделировать ситуации из нашей повседневной жизни, предоставляя возможность для отработки необходимых для жизни навыков. Она должна способствовать развитию продуктивного воображения, формированию навыков критического мышления, умению сотрудничать. Школа должна познакомить молодых людей с их гражданскими правами и обязанностями и пробудить их активность. Как раз для этого проектный метод является самым подходящим, потому что он предоставляет возможность обучающимся самостоятельно действовать в более широких рамках, чем школа.

Не нужно сильно напрягаться, чтобы заметить, что школа оторвана от жизни во многих отношениях. Эта оторванность во многих отношениях давно уже превратилась в пропасть. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть «мостики» через эту пропасть. С помощью проектного метода можно:


  • содействовать скорее сотрудничеству, толерантности, коллективному созидательному творчеству, чем конкурирующему/ соревновательному поведению;

  • принимать во внимание реальные ситуации и обстоятельства, которые чаще всего возникают вне школы;

  • обращаться к когнитивным, моторным и аффективным областям (голова-сердце-рука в психологическом, а также в антропологическом смысле, как у Песталоцци);

  • ориентироваться на личные способности учеников, с целью их оптимального развития;

  • стараться учитывать личные потребности учащихся;
  • усилить мотивацию для достижения целей обучения;


  • содействовать соединению, а может даже синтезу школьных и внешкольных образовательных областей;

  • создать связующие звенья между отдельными предметами;

  • способствовать постоянному внутреннему обновлению школы, принимая во внимание актуальные потребности и вопросы.

Список этих возможностей можно обнаружить почти во всех инструкциях и пояснениях к программам и учебным планам. Однако, что касается школьной практики, то они отнюдь не являются чем-то само собой разумеющимся. Все перечисленное очень далеко от того, что должно являться целью для учителей.

Проведенное зарубежными учеными исследование частоты применения различных методов на уроке дает такую картину распределения времени:

А) 18-20% времени учителя рассказывают, читают вслух или демонстрируют материалы;

Б) 20-30% времени используется вопросно-ответная форма (причем часто ответы учеников прерываются короткими докладами и сообщениями учителя «по поводу»);

В)14-24% учителя проводят презентации или демонстрируют предметы в связи с дискуссией в вопросно-ответной форме;

Г) 25-45% времени предусмотрено для наблюдения за индивидуальной мыслительной или физической деятельностью учащихся.

(Г. Натхол и И.Снук, 1977)

Трудно представить себе, что показатели среднестатистического урока в российской школе будет существенно отличаться от представленных выше. Если учитель практикует в школе такую модель педагогической деятельности, то естественно, что на многие центральные учебные процессы просто не остается времени.

К таким центральным процессам относятся: обретение самостоятельности; принятие на себя ответственности как гражданин страны и житель планеты, формирование навыков солидарности, сотрудничества через оказание активной помощи товарищам, обществу, развитие критического мышления, чтобы уметь конструктивно справляться с изменяющимися жизненными условиями и т.д. Короче говоря, на фронтальном уроке, который учителя в большинстве случаев практикуют каждый день, отсутствует деятельность учащихся, которую они должны осуществлять самостоятельно и ответственно.


Совсем другая картина возникает при использовании проектного метода:




(1) ЗАМЫСЕЛ

Обсуждение. Выбор темы

Целевые установки.






(2) ПЛАНИРОВАНИЕ

Обсуждение. Оценка ресурсов.

Отбор содержания, методов и средств.

Распределение времени


(4) Осуществление

разработанного

плана




Подготовка наглядных материалов. Представление результатов проекта. Дальнейшие замыслы плана действия.


(5)

Завершение проекта, оценка и составление отчета.




(3)

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

Получение данных при помощи различных методов исследования. Обсуждение. Систематизация, обобщение, анализ информации. Формулирование выводов.

Разработка плана действия (для практических проектов)







Рис.1 . Распределение времени в ходе осуществления проекта.

Жизненные навыки
Обучение здоровью, основанное на жизненных навыках, является подходом, который содействует здоровью учащихся, развивая их знания, установки и навыки. Эффективное обучение здоровью осуществляется путем естественного процесса, при котором дети усваивают определенное поведение. Этот процесс включает моделирование, наблюдение и социальное взаимодействие. Исследования подходов, использующихся в обучении здоровью, показывают, что наиболее эффективными для формирования у учащихся знаний, установок, и навыков, необходимых для того, чтобы сделать здоровый выбор, являются интерактивные методы. Интерактивные методы обучения являются обязательной частью обучения здоровью.

Навыки лучше всего усваиваются, если учащиеся имеют возможность активно практиковать их. Исследования показывают, что, если дети имеют возможность практиковаться в навыках в безопасной атмосфере класса, то они могут быть более подготовлены к тому, чтобы использовать их вне стен школы.

Использование проектного метода возможно в любой области и при преподавании любого предмета. Широкие возможности открываются для использования этого метода в обучении здоровью, т.к. проектный метод, наряду с другими интерактивными методами, помогает отойти от традиционного фронтального урока и открывает перспективы для формирования многих важных навыков в безопасной обстановке:

1.Навыки эффективного общения и межличностные навыки

Навыки межличностной коммуникации:


    • Вербальная/невербальная коммуникация

    • Активное слушание

    • Выражение чувств; умение давать и получать обратную связь

Навыки ведения переговоров/сопротивления давлению:

  • Ведение переговоров и управление конфликтами

  • Проявление настойчивости

  • Навыки отказа

Формирование способности к эмпатии:


  • Способность слушать и понимать обстоятельства и нужды других

  • Умение выражать это понимание

Навыки взаимодействия и работы в команде:

  • Проявление уважения к вкладу других и различным стилям работы

  • Оценка собственных способностей и осуществление вклада в общее дело

Навыки защиты и отстаивания интересов

  • Влияние на навыки и убеждения других

  • Навыки создания социальных сетей и мотивирования


2. Навыки принятия решений и критического мышления

Навыки принятия решений/решения проблем

  • навыки получения информации

  • оценка будущей ответственности за действия, совершаемые в настоящем, как самим, так и другими

  • определение альтернативных решений проблем

  • аналитические навыки относительно влияния собственных и чужих ценностей и установок на мотивацию

Навыки критического мышления

  • анализ влияния сверстников и СМИ

  • анализ установок, ценностей, социальных норм, убеждений и факторов, влияющих на них

  • идентификация правдивой информации и источников информации


3.Навыки самоуправления и преодоления стресса

Навыки самоэффективности, способности контролировать себя, принимать на себя ответственность, определять различия и осуществлять изменения

  • навыки повышения самооценки/доверия к себе

  • формирование навыков самопознания, включая знание о своих правах, ценностях, установках, испытываемых влияниях, своих сильных и слабых сторонах

  • навыки целеполагания/ определения собственных целей

  • навыки самооценки

  • навыки самомониторинга

Навыки управления чувствами и эмоциями

  • управление гневом
  • умение справляться с горем и тревожностью


  • умение пережить потерю, насилие и травмы

Навыки управления стрессом

  • Развитие позитивного мышления

  • Навыки управления временем

  • Владение техниками релаксации


Роль учителя в обучении здоровью заключается в том, чтобы способствовать обучению, основанному на активном участии обучающихся в дополнение к другим методам, обеспечивающим эффективное достижение целей обучения. Такое обучение учитывает опыт, мнение, знания членов группы; обеспечивает креативную среду для

исследований и создает возможности для выбора; предоставляет источники для всеобщего комфорта и безопасности; помогает процессу обучения и повышает его эффективность.

Специфические преимущества применения интерактивных методов следующие:

  • они увеличивают знания участников о себе и других

  • содействуют сотрудничеству, а не соревнованию

  • обеспечивают возможности для членов группы и их учителя признать и оценить индивидуальные навыки, и повысить самооценку

  • дают возможность участникам формировать расширить позитивные взаимоотношения

  • способствуют формированию навыков активного слушания и эффективной коммуникации

  • облегчают работу над чувствительными темами

  • способствуют толерантности и пониманию индивидуумов и их потребностей

  • поощряют инновации и творчество

Преимущества интерактивных методов очевидны, это подтвердят учителя, которые практикуют их на своих уроках. Однако среди принципов эффективной политики поддержки программ обучения здоровью в школах есть два принципа, осуществление которых возможно лишь путем применения проектного метода:

  • Обеспечение стимулирующих задач для всех учащихся путем вовлечения их в разнообразную практическую деятельность.
  • Активное укрепление чувства собственного достоинства всех учеников через убеждение, что каждый может внести вклад в жизнь школы.


Планируя занятия по обучению здоровью, учителя должны подумать о том, как можно вовлечь учащихся в активную деятельность и побудить их к действию. На занятиях с применением проектного метода учащиеся м сами принимают решения и планируют действия, будь то вопрос изменения поведения или попытка повлиять на условия жизни. Для развития практических компетенций учащихся можно работать на двух разных уровнях:

а) - организуя проекты, предусматривающие конкретные действия, осуществляя которые

учащиеся могут попытаться изменить аспекты их личного образа жизни, связанные с физической и социальной школьной средой; или они могут попытаться повлиять на некоторые аспекты, существующие в обществе на локальном уровне, например:

  • Проект с названием «Будем здоровы!» может быть ориентирован на проведение информационной кампании среди родителей и населения микрорайона, который обслуживает школа, с целью повышения информированности о взаимосвязи социального, психо-эмционального и физического компонентов здоровья, а также о смысле программы обучения здоровью, осуществляемой в школе.

  • Проект «Школьный двор» может включать не только изучение ситуации с использованием школьного двора, разработку предложения по улучшению игровых площадок на школьной территории, но и практическое участие школьников в улучшении двора.

  • Проект «Мирная школа» может внести вклад в улучшение социальной и психо-эмоциональной среды в школе, если школьники смогут самостоятельно изучить ситуацию в школе, выявить реальные проблемы, запланировать соответствующие мероприятия и осуществить их с привлечением родителей, учителей, психологов и других специалистов.
  • Проект «Безопасная дорога» может концентрироваться на изучении возможности улучшения ситуации с безопасностью дорог, прилегающих к школе, и разработку предложения по улучшению ситуации. Предложение вместе с просьбой обеспечить лучшую дорожную безопасность может быть направлено местным политикам.


б) - разрабатывая идеи, связанные с планированием проектов «на будущее», учителя иногда недооценивают важность поиска и развития потенциала для будущих действий. Важно, чтобы учащиеся понимали, что существует широкий спектр возможностей для изменений в условиях демократии, и что в демократическом обществе в добавление к индивидуальным правам существует требование уравновешивать их личными обязательствами перед собой и перед другими. Необходимо поощрять учащихся к размышлению о том, какие действия подходят для осуществления в демократическом обществе. Осуществляя школьные проекты, можно содействовать активности будущих полноправных граждан общества и прогнозировать будущие действия:


  • Изучая определенные проблемы, связанные с организацией досуга молодежи, местными дорожными условиями, благоустройством города, безработицей среди молодежи и т.д.

  • Побуждая учащихся к рассмотрению новых возможностей для действий, таких как лоббирование с целью изменений, создание групп потребителей, организация акций и.т.д., и составление плана предполагаемых действий.


Какие бывают проекты

Проекты можно классифицировать по нескольким признакам:

По содержанию можно различать общественно-политические, социальные, педагогические, предметные (в рамках школьных предметов), экологические и т.д.

По выполняемым задачам: исследовательские, практические, информационные, продуктивные.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, групповые с индивидуальным компонентом.

По длительности и объему: маленькие, средние и большие.

Например,

информационные поисковые проекты – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – доклада, реферата.

Исследовательские – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез.


Продуктивные – дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, видеофильма, плаката, рисунка и т.д.

Практические - направляют действия учащихся на решение реальных проблем.

Продолжительность проектной деятельности учащихся может быть разной - от 1 урока до 2-3 месяцев

Маленькие проекты могут длиться от 2 до 6 часов. Это может быть проектный урок или серя уроков, или занятия, которые осуществляются в рамках внеклассной работы. Проектные уроки или занятия часто включают не все фазы проектного метода и, тем самым, соответствуют обучению с использованием проектного метода.

Пример 1: Английский язык. 7 класс. Две недели по 3 урока ( 1+1 сдвоенный), всего


  1. часов. 28 учащихся и 1 учительница. Учащиеся составляют описания себя и других учеников и вырабатывают понимание образа «Я».

Пример 2: История. 11 класс. 6 уроков. 24 учащихся и один учитель. Область исследования: Сосуществование разных национальностей в истории Ростовской области.
Средние проекты могут длиться от 1 до 2-х дней, одну неделю, 40 часов, может быть, даже три месяца. В школе, других учебных заведениях для детей и взрослых такие проекты не редкость.

Пример 1: Группа старшеклассников работает после занятий с группой молодых специалистов. Тема проекта: « Экологические проблемы - местная реальность».

Пример 2: Начальная школа. Участники: ученики (76), их родители, учителя. Проектная неделя « Мирный класс-мирная школа». Цель: профилактика жестокости и насилия в школе.

Пример 3. Студенты университета - будущие социальные педагоги на практике в школе (4недели) осуществляют проект «Активизация участия родителей в школьной программе «Обучение здоровью». 12 студентов, 2 преподавателя вуза, классные руководители.

Большие проекты освещаются в средствах массовой информации. О них говорят, они находятся в центре внимания общественности, политиков, министерств. Такие проекты могут длиться от одной недели до нескольких лет, часто при участии многих групп и/или организаций.

Пример 1: Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ». Около 50 000 участников в пяти пилотных регионах ( учителя, школьные психологи, социальные педагоги, медработники, специалисты управлений образования и здравоохранения, учащиеся, их родители, представители общественных организаций, СМИ), 12 экспертов, 26 тренеров. Цель: содействие здоровью детей и молодежи путем внедрения программ обучения здоровью. Длительность: 27 месяцев.
Пример 2: Проект «Сельская школа содействия здоровью – агент изменений сельского социума». Участники: Школьники (1200), учителя и школьный персонал (146), Общественный консультативный комитет (14). Население села и родители (6000).

Длительность: 3 года.

Социальный проект в школе содействия здоровью
Принципы проектного метода можно использовать, разрабатывая школьные проекты для внедрения обучения здоровью, создания здоровой образовательной среды и улучшения учебного процесса.

Основным направлением работы в рамках таких проектов является усовершенствование физического, псхо-эмоционального и социального уровней школьной среды или социума, который школа обслуживает. По существу такие проекты в рамках программ обучения здоровью являются планами действия для улучшения какого- либо аспекта школы. Обычно школы разрабатывают проекты соответственно принципам эффективной политики школ содействия здоровью (health promoting schools):


  • Активное укрепление чувства собственного достоинства всех учащихся через убеждение, что каждый может внести вклад в жизнь школы.
  • Развитие хороших отношений между школьным персоналом и учащимися в повседневной жизни.


  • Использование каждой возможности для улучшения физической окружающей среды в школе.

  • Активная работа по повышению уровня здоровья и благополучия всех учащихся и работников школы.

  • Установление хороших взаимоотношений между школой, семьями учащихся и общественностью.

  • Обучение здоровью во всех классах. Обеспечение преемственности, последовательности и спиральности блоков программы обучения здоровью для разных возрастных групп.

  • Рассмотрение возможности улучшения школьного питания, отвечающего подходам программы обучения здоровью

  • Рассмотрение возможности повышения роли преподавателей, как хорошего примера для подражания в плане отношения к здоровью.

  • Ясное понимание персоналом и учащимися социальных задач школы.

  • Обеспечение стимулирующих задач для всех учащихся путем вовлечения их в разнообразную практическую деятельность.

  • Развитие образовательного потенциала школьных медицинских служб.

  • Привлечение к выполнению задач содействия здоровью общественных служб с целью получения консультаций и поддержки.



Каждый проект в школах содействия здоровью, как и любой социальный проект, начинается с выяснения ситуации: какова ситуация, какова проблема? Эти знания имеют важное значение, поскольку это те проблемы, которые привлекают внимание и создают желание действовать, чтобы изменить ситуацию.

Далее следует обсуждение причин нарушений физического, психического и социального здоровья: почему возникают проблемы. какие социальные, эпидемиологические и педагогические факторы определяют такую ситуацию?

Следующий этап в разработке проекта - это образование видения желаемой ситуации и разработка школьной политики в области здоровья: к чему мы хотим прийти? Под политикой школы понимается образ действия для достижения определенной цели.

Далее разрабатывается стратегия и план работы, в котором указывается что, кто, как и когда будет делать.


Рис. Ход разработки школьного проекта

Такой подход соответствует также принципам IVAC, разработанным Б.Б.Енсен ( B.B. Jensen). Датский автор предлагает пяти - фазовые проекты: IVAC (INVESTIGATION – исследования и диагностика, VISION - видение идеала, ACTION - действие, CHANGES - перемены). Автором предлагается следующий путь разработки и внедрения проектов, направленных на содействие здоровью:
Проблемы здоровья………поведение детей/взрослых…………. привычки, влияющие на здоровье……..детерминанты физического и психологического здоровья…………….программа обучения здоровью, планы мероприятий………внедрение …….мониторинг, оценка
Для больших школьных проектов Европейская сеть школ содействия здоровью (ЕNHPS) предлагает следующую структуру планирования:


Целевые группы

Поле действия




Программа обучения

Среда (физическая, социальная, организаторская)

Услуги здоровья

Сотрудничество


Что мы будем делать?


Ученики
Администрация школы
Учителя
Медицинские работники
Остальные работники школы
Родители
Местное сообщество













Как мы будем делать это?
















Что мы уже делаем ? Наши сильные, слабые стороны, возможности и опасения
















Что мы можем делать лучше?

















При разработке школьных проектов рекомендуется учитывать компоненты, которые позволяют внедрить любые перемены. При отсутствии одного из компонентов путь к внедрению перемен в школе может быть затруднен (см. таблицу).


Компоненты, влияющие на процесс внедрения чего-либо нового

Философия здоровья, обучения здоровью

Видение, чего хотим достичь

Стратегия действия

Ресурсы : кадровые, материальные, организационные

План действия

Признание, награждение

Философия

Обучения здоровью


Проблема:

Трудно понять, почему нужны перемены
















Видение того, чего хотим достичь





Проблема:

Трудно сформулировать цель













Стратегия действия








Проблема:

Нет плана достижения цели










Ресурсы:

Кадровые,

Материальные, организационные











Проблема:

Невозможно осуществить перемены







План действия













Проблема: Разовые мероприя-тия, хаотиче-ские действия




Признание, награждение















Проблема: Отсутствует стимул для участия в

проекте.






следующая страница >>