zabika.ru 1 2

Пояснительная записка

Структура рабочей программы по физической культуре


Рабочая программа основного общего образования по физической культуре содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку, в которой определяются цели обучения в основной школе, раскрываются особенности содержания образования на этой ступени, описывается место предмета в Базисном учебном плане;

  • содержание курса, включающего перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала;

  • календарно-тематическое планирование.


Данная программа разработана на основе комплексной программы физического воспитания В.И. Ляха, А. А. Зданевича, издательство «Просвещение», М.; 2010 г.

Программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть – входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Изучение физической культуры на базовом уровне направлено на создание у учащихся целостного представления о физической культуре, культуре здоровья, здоровом образе жизни как элементах общей культуры. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент физкультурного образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами.

Вариативная (дифференцированная) часть программ по физической культуре обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы общеобразовательного учреждения. Вариативная часть включает в себя программный материал по спортивным играм и легкой атлетике.

Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе раннее пройденных. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе уроков, так и один час урочного времени в каждой четверти.

Цель физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры школьника. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:


  1. содействие гармоничному развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

  2. обучение базовым основам двигательных действий;

  3. дальнейшее развитие координационных способностей;

  4. формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма;

  5. выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

  6. углубленное представление об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности, оказание первой помощи при травмах;

  7. воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в свободное время;

  8. формирование адекватной оценки собственных физических способностей;

  9. воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности.

Основным документом в работе учителя физической культуры является государственная программа с грифом Министерства образования.

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010/2011 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год».


  3. Примерные программы среднего общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  4. Учебный план образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год.

  5. Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Рабочая программа основного среднего образования по физической культуре составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане общеобразовательного учреждения. Предмет «Физическая культура» изучается в средней школе в объёме не менее 509 ч, с 5 по 9 класс - по 105

ч ежегодно.

Формы организации и планирование образовательного процесса.

Основными формами
организации педагогической системы физического воспитания в основной школе являются уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).

Осуществление целей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий:

- Классно-урочная система;

- Ролевые игры;

- Работа в группах;

-Работа в парах сменного состава.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Коммуникативные компетенции: умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, умение работать самостоятельно, самоконтроль.

Социокультурные компетенции: применение на практике и в жизни ЗУНов.

Здоровьесберегающие компетенции: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботится о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи. Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере освоения умений и навыков текущего материала. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы учащийся может сдавать экзамен по физической культуре как экзамен по выбору.


Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы среднего образования.

Используемые формы контроля и учёта:

- аттестация по итогам обучения за четверть;

- аттестация по итогам года;

- аттестация по мониторинговой системе;

формы учета достижений (урочная деятельность - анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, соревнованиях).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие 5-9классы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать
», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов, содержания.

Учебно-тематический план

5 класс

тема

Кол-во

часов

Формы контроля

Знания о физической культуре

7

Тесты-1

Способы физкультурной деятельности

6

Тест 1

Физическое совершенствование

92




-Легкая атлетика

14


Нормативы - 3

-Гимнастика

20

Нормативы - 13

-Лыжная подготовка

18

Нормативы - 11

- Спортивные игры

26

Нормативы - 5

-Легкая атлетика

14

Нормативы - 3

6 класс

тема

Кол-во

часов

Формы контроля

1. Знания о физической культуре

7

Тесты-1

2. Способы физкультурной деятельности

6

Тесты-1

3. Физическое совершенствование

92




-Легкая атлетика

14

Нормативы - 3

-Гимнастика

20

Нормативы - 13

-Лыжная подготовка

18

Нормативы - 11

-Спортивные игры


26

Нормативы - 3

-Легкая атлетика

14

Нормативы - 3

7 класс

тема

Кол-во

часов

Формы контроля

1. Знания о физической культуре

7

Тесты-1

2.Способы физкультурной деятельности

6

Тесты-1

3. Физическое совершенствование

92




-Легкая атлетика

14

Нормативы - 3

-Гимнастика

20

Нормативы - 14

-Лыжная подготовка

18

Нормативы - 6

-Спортивные игры

26

Нормативы - 3

-Легкая атлетика

14

Нормативы - 4

8 класс

тема


Кол-во

часов

Формы контроля

1. Знания о физической культуре

7

Тесты-1

2.Способы физкультурной деятельности

6

Тесты-1

3. Физическое совершенствование

92




-Легкая атлетика

14

Нормативы - 3

-Гимнастика

20

Нормативы - 14

-Лыжная подготовка

18

Нормативы - 6

-Спортивные игры

26

Нормативы - 3

-Легкая атлетика

14

Нормативы - 4

9 класс

тема

Кол-во

часов

Формы контроля

1. Знания о физической культуре

4

Тесты-1

2.Способы физкультурной деятельности

6


Тесты-1

3. Физическое совершенствование

92




-Легкая атлетика

14

Нормативы - 3

-Гимнастика

20

Нормативы - 14

-Лыжная подготовка

18

Нормативы - 6

-Спортивные игры

26

Нормативы - 3

-Легкая атлетика

14

Нормативы - 4



следующая страница >>