zabika.ru 1 2 3 4


Приложение

к приказу Министерства финансов

Российской Федерации

от «_3 сентября 2008 г. № 89н
ПРАВИЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ ПОЛУЧАТЕЛеЙ СРЕДСТВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ Российской Федерации

I. Общие положения


1.1. Настоящие Правила обеспечения наличными деньгами получателей бюджетных средств (далее – Правила) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и устанавливают порядок обеспечения территориальными органами Федерального казначейства (далее – органы Федерального казначейства) наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, созданных ими обособленных (структурных) подразделений, наделенных полномочиями по ведению бюджетного учета (в том числе структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов в связи с осуществлением судебными приставами-исполнителями исполнительных действий), лицевые счета которым открыты в управлении Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (далее – получатель средств бюджета), обособленных подразделений получателей бюджетных средств, не наделенных полномочиями по ведению бюджетного учета (далее – уполномоченное подразделение), и взноса получателями средств бюджета наличных денег через органы Федерального казначейства, а также особенности обеспечения органами Федерального казначейства наличными деньгами получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов при условии открытия органом Федерального казначейства финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования (далее – финансовый орган) лицевого счета соответствующего бюджета.

1.2. Информационный обмен между получателем средств бюджета, уполномоченным подразделением, финансовым органом (далее – клиент) и органом Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением средств электронной цифровой подписи (далее – в электронном виде) в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Договора (соглашения) об обмене электронными документами, заключенного между органом Федерального казначейства и клиентом.


Если у клиента или органа Федерального казначейства отсутствует соответствующая техническая возможность информационного обмена в электронном виде, обмен информацией между ними осуществляется с применением документооборота на бумажных носителях с одновременным представлением документов на машинном носителе (далее – на бумажном носителе).

Документооборот по обеспечению клиентов наличными деньгами и взносу получателями средств бюджета наличных денег, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с настоящими Правилами с соблюдением положений законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

II. Обеспечение получателей средств бюджета наличными деньгами


2.1. Операции по обеспечению наличными деньгами получателей средств бюджета и их уполномоченных подразделений, операции по взносу наличных денег получателями средств бюджета (далее – операции по обеспечению наличными деньгами) учитываются на счетах, открытых управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (далее – Управление) и (или) отделению (отделу) Управления, находящемуся в его ведении (далее – Отделение), в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях (далее – учреждение банка) на балансовом счете № 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям» (далее – счет 40116).

Счета № 40116 открываются отдельно по счетам, открытым Управлениям на балансовых счетах №№:

а) 40105 «Средства федерального бюджета» (далее – счет № 40105), 40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации» (далее – счет № 40503), 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений» (далее – счет № 40302) – для получателей средств федерального бюджета и их уполномоченных подразделений;

б) 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации» (далее – счет № 40201), 40603 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации» (далее счет - № 40603) – для получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации и их уполномоченных подразделений;


в) 40204 «Средства местных бюджетов» (далее – счет № 40204), 40703 «Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации» (далее – счет № 40703) – для получателей средств местных бюджетов и их уполномоченных подразделений.

Операции по обеспечению наличными деньгами, учтенные на счетах №№ 40105, 40503, 40302, 40201, 40603, 40204, 40703, открытые Управлению (далее – соответствующие счета Управления), отражаются на лицевом счете, открытом получателю средств бюджета для учета операций:

- по расходам бюджета (в том числе операций получателя средств федерального бюджета, связанных с использованием дополнительного источника бюджетного финансирования за счет арендных платежей (далее – средства дополнительного бюджетного финансирования), со средствами для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, со средствами от приносящей доход деятельности (далее – лицевой счет получателя бюджетных средств);


  • осуществляемых в соответствии с переданными полномочиями получателя средств бюджета (далее – лицевой счет по переданным полномочиям);

  • со средствами, поступающими в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете, а также иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации во временное распоряжение получателя средств бюджета (далее – лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение).

По всем операциям по обеспечению наличными деньгами, отраженным на лицевом счете получателя бюджетных средств, лицевом счете переданным полномочиям, лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение (далее – соответствующий лицевой счет, открытый получателю средств бюджета), орган Федерального казначейства выдает выписки из соответствующих лицевых счетов, открытых получателю средств бюджета, по формам, утвержденным в установленном порядке.

2.2. На счета № 40116 допускается зачисление средств в безналичном порядке исключительно с соответствующих счетов Управлений.


Орган Федерального казначейства не позднее десяти рабочих дней со дня зачисления на соответствующий счет № 40116 в безналичном порядке средств не с соответствующих счетов Управления, возвращает указанные средства плательщику на основании сформированного органом Федерального казначейства платежного поручения.

2.3. На счете № 40116 допускается наличие остатков в течение года (средства неполученные уполномоченным подразделением, суммы по непредъявленным в течение десяти рабочих дней денежным чекам, а также ошибочно зачисленные и подлежащие возврату в течение десяти рабочих дней суммы).

Наличие неиспользованных остатков средств на счете № 40116 по состоянию на 1 января очередного финансового года не допускается.

Орган Федерального казначейства не позднее срока, определенного Порядком завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем году, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2008 г. № 56н «Об утверждении Порядка завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем году» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2008 г., регистрационный номер 11894, Российская газета, 2008, 3 июля), оформляет платежное поручение на перечисление суммы остатка средств со счета № 40116 на соответствующие счета Управлений, с последующим отражением этой операции на соответствующих лицевых счетах клиентов как восстановление кассовой выплаты (поступление средств, полученных от приносящей доход деятельности).

2.4. Орган Федерального казначейства в порядке, установленном правилами ведения бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации, Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденным Центральным банком Российской Федерации 26 марта 2007 г. № 302-П (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 марта 2007 г., регистрационный номер 9176, Вестник Банка России от 16 апреля 2007, N 20 - 21) (далее – Положение № 302-П), с учетом особенностей, установленных совместным Положением Центрального банка Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 13 декабря 2006 г. № 298-П и 173н «Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 января 2001 г., регистрационный номер 8853, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, № 8) (далее – Положение № 298-П/173н), получает в учреждениях банка необходимое количество денежных чековых книжек (далее - чековые книжки) для получения наличных денег с соответствующих счетов № 40116.


Чековые книжки подлежат учету и регистрации в Журнале регистрации бланков денежных чековых книжек (далее – Журнал регистрации) по форме согласно приложению № 1 к настоящим Правилам (код формы по ведомственному классификатору форм документов (далее - КФД) 0531713).

Руководитель органа Федерального казначейства наделяет полномочиями работника органа Федерального казначейства по учету и получению чековых книжек в учреждении банка (далее – уполномоченный работник органа Федерального казначейства).

2.5. Чековые книжки в необходимом количестве выдаются бесплатно органом Федерального казначейства получателю средств бюджета на основании представленного им Заявления на получение денежных чековых книжек (далее - Заявление) по форме согласно приложению № 2 к настоящим Правилам (код формы по КФД 0531712).

Перед выдачей чековой книжки получателю средств бюджета уполномоченный работник органа Федерального казначейства проверяет наличие всех денежных чеков в данной чековой книжке и проставляет штампом или письменно на оборотной стороне каждого денежного чека полное или при наличии сокращенного - сокращенное наименование получателя средств бюджета, за исключением получателей средств бюджета, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право не указывать в расчетных и кассовых документах свое наименование.

Орган Федерального казначейства выдает уполномоченному руководителем получателя средств бюджета работнику (доверенному лицу) на получение денежных чековых книжек (далее – доверенное лицо) чековую книжку. Ответственность за сохранность и учет полученных в органе Федерального казначейства чековых книжек несет получатель средств бюджета.

Хранение чековых книжек с использованными денежными чеками осуществляется получателями средств бюджета в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.

2.6. Получатель средств бюджета возвращает органу Федерального казначейства чековые книжки с корешками использованных денежных чеков и оставшимися неиспользованными денежными чеками для последующего их возврата в учреждение банка по заявлению, оформленному получателем средств бюджета в простой письменной форме, в котором указываются номера подлежащих возврату неиспользованных денежных чеков, в случае:


закрытия лицевых счетов получателя средств бюджета;

изменения указанного в чековой книжке наименования получателя средств бюджета;

закрытия или изменения номеров соответствующих счетов № 40116, открытых органу Федерального казначейства в учреждении банка.

После проверки номеров, предъявленных получателем средств бюджета неиспользованных денежных чеков на соответствие номерам, указанным получателем средств бюджета в его заявлении о возврате неиспользованных денежных чеков, уполномоченный работник органа Федерального казначейства визирует указанное заявление и в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации, Положением № 302-П возвращает чековые книжки с корешками использованных денежных чеков получателю средств бюджета, а неиспользованные денежные чеки и корешки возвращает по заявлению получателя средств бюджета о возврате неиспользованных денежных чеков в учреждение банка, ранее выдавшего соответствующие чековые книжки.

Заявление получателя средств бюджета о возврате неиспользованных денежных чеков, завизированное уполномоченным работником органа Федерального казначейства, хранится в порядке, установленном в соответствии с организацией документооборота в органе Федерального казначейства по соответствующему счету № 40116.

2.7. Для получения наличных денег получатель средств бюджета представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания не позднее дня, предшествующего дню получения наличных денег, Заявку на получение наличных денег (далее – Заявка) (код формы по КФД 0531802), оформленную в установленном порядке.

Заявка оформляется получателем средств бюджета отдельно по каждому виду средств, за счет которых должны быть выданы наличные деньги: средства бюджета, средства от приносящей доход деятельности, средства дополнительного бюджетного финансирования, средства для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств.


Для получения наличных денег за счет средств, поступивших во временное распоряжение, при оформлении Заявки получателем средств бюджета показатели бюджетной классификации Российской Федерации не указываются.

Одновременно с Заявкой получатель средств бюджета представляет в орган Федерального казначейства денежный чек, оформленный отдельно на каждую Заявку.

Заявка представляется получателем средств бюджета в электронном виде либо на бумажном носителе.

Если Заявка представляется получателем средств бюджета на бумажном носителе, то, по согласованию с руководителем органа Федерального казначейства (уполномоченным им лицом), она может быть представлена по факсимильной связи накануне предполагаемого дня получения наличных денег, с последующим одновременным представлением получателем средств бюджета в день получения им наличных денег Заявки на бумажном носителе и денежного чека.

2.8. Орган Федерального казначейства проверяет правильность формирования Заявки: - наличие в представленной Заявке реквизитов и показателей, предусмотренных к заполнению получателем средств бюджета, а также их соответствие друг другу и иным сведениям, имеющимся в органе Федерального казначейства.

2.9. При приеме Заявки на бумажном носителе подлежит проверке:

соответствие формы представленной Заявки форме, утвержденной в установленном порядке;

наличие в Заявке подписи руководителя или иного лица, указанного в Карточке образцов подписей (код формы по КФД 0531753) с правом первой подписи, и главного бухгалтера или иного лица, указанного в представленной получателем средств бюджета Карточке образцов подписей с правом второй подписи, а также соответствие подписей образцам, имеющимся в Карточке образцов подписей, предоставляемой получателем средств бюджета в установленном порядке и по установленной форме.

2.10. В случае если форма или оформление Заявки не соответствуют установленным требованиям, или подписи на ней будут признаны не соответствующими образцам, представленным в установленном порядке получателем средств бюджета, орган Федерального казначейства регистрирует представленную Заявку в Журнале регистрации неисполненных документов (код формы по КФД 0531804) в установленном порядке, и не позднее рабочего дня, следующего за днем ее представления получателем средств бюджета:


возвращает получателю средств бюджета Заявку, представленную на бумажном носителе с приложением Протокола (код формы по КФД 0531805) в установленном порядке, в котором указывается причина возврата;

направляет Протокол в электронном виде, в котором указывается причина возврата при условии, если Заявка представлялась в электронном виде.

2.11. Если Заявка соответствует требованиям, установленным пунктом 2.9 настоящих Правил, орган Федерального казначейства принимает ее к исполнению в случае:

если указанные в Заявке коды классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ) соответствуют содержанию текста назначения платежа, исходя из установленного Министерством финансов Российской Федерации порядка применения КОСГУ;

если суммы, указанные в Заявке, не превышают:

соответствующие бюджетные ассигнования или лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования1, учтенные на лицевом счете получателя бюджетных средств, лицевом счете по переданным полномочиям (при получении наличных денег за счет средств бюджета получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) при наличии Соглашения об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по организации исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в условиях кассового обслуживания ими исполнения бюджета (далее – Соглашение 1);

источник дополнительного бюджетного финансирования и лимиты бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию (при получении наличных денег за счет средств дополнительного бюджетного финансирования);

имеется необходимый свободный остаток средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) при представлении Заявки получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

если Заявка соответствует установленным Министерством финансов Российской Федерации или финансовым органом требованиям для осуществления операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности (при получении наличных денег за счет средств от приносящей доход деятельности);


наличие Соглашения о проведении и учете операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципального образования) заключенного между Управлением и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) (далее – Соглашение 2), если Заявка для выдачи наличных денег за счет средств от приносящей доход деятельности представлена получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;

если суммы, указанные в Заявке для исполнения учтенного бюджетного обязательства получателя средств федерального бюджета, не превышают неисполненную часть соответствующего бюджетного обязательства;

если суммы, указанные в Заявке для исполнения учтенного бюджетного обязательства получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, не превышают неисполненную часть соответствующего бюджетного обязательства, которое уже исполнялось ранее, в случае если учет бюджетных обязательств органом Федерального казначейства предусмотрен Соглашением 1 и (или) Соглашением 2;

если имеется достаточный для использования остаток средств на лицевом счете получателя средств федерального бюджета по учету операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей бюджетных средств (при получении наличных денег за счет средств, поступающих во временное распоряжение).

2.12. Получатель федерального бюджета заполняет денежный чек в соответствии с требованиями, установленными Положением № 298-П/173н.

2.13. Орган Федерального казначейства проверяет правильность оформления представленного получателем средств бюджета денежного чека на соответствие:

сумм, указанных цифрами и прописью;

данных паспорта или иного документа, удостоверяющего личность представителя получателя средств бюджета, уполномоченного на получения наличных денег, данным, указанным в денежном чеке и в Заявке;


серии, номера и даты денежного чека и суммы, подлежащей получению, указанных в представленном денежном чеке и в Заявке.

2.14. Если денежный чек соответствует требованиям, установленным в пункте 2.13 настоящих Правил, на лицевой стороне принятого от получателя средств бюджета и проверенного органом Федерального казначейства денежного чека проставляется оттиск печати органа Федерального казначейства с воспроизведением государственного герба Российской Федерации (далее - гербовая печать).

Подписи лиц, включенных в Карточку образцов подписей органа Федерального казначейства, ставятся на лицевой и оборотной стороне денежного чека.

При возврате органом Федерального казначейства получателю средств бюджета денежного чека, оформленного в установленном порядке, расписка получателя средств бюджета о его получении не требуется.

2.15. Управление на основании представленных получателями средств бюджета Заявок формирует в установленном порядке в двух экземплярах Справку (код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации ОКО 011-93 (далее – ОКУД) 0504833) отдельно к соответствующему счету Управления, средства с которого перечисляются на соответствующие счета № 40116.

В Справке указываются серии, номера, даты и суммы денежных чеков, указанных в Заявках, и общая сумма по Справке, на которую  оформляется платежное поручение на перечисление средств с соответствующего счета Управления на соответствующий счет № 40116. Справка в учреждение банка не представляется.

Управление передает в учреждение банка платежные поручения на перечисление денежных средств на соответствующие счета № 40116, оформленные в соответствии с требованиями, установленными Положением № 298-П/173н.

2.16. Передача Управлением в учреждение банка платежных поручений, предусматривающих перечисление денежных средств с соответствующих счетов Управления на соответствующие счета № 40116, осуществляется с учетом необходимости обеспечения поступления денежных средств на соответствующий счет № 40116: электронными платежными поручениями не позднее дня выдачи наличных денег (до 12 часов местного времени); платежными поручениями на бумажном носителе - не позднее дня, предшествующего дню выдачи наличных денег.


В случае зачисления денежных средств на счет № 40116 по электронным платежным поручениям после 12 часов местного времени, выдача наличных денег производится следующим рабочим днем, если у учреждения банка отсутствует возможность выдачи их в тот же день.

2.17. Платежное поручение Управления с отметкой учреждения банка и приложенная к нему Справка являются основанием для отражения Управлением операций по списанию средств с соответствующих счетов Управления, и по зачислению средств на соответствующие счета № 40116.

Управление после подтверждения учреждением банка проведения операции по списанию средств с соответствующих счетов Управления на соответствующие счета № 40116 отражает кассовые выплаты в соответствии с представленными Заявками на соответствующих лицевых счетах, открытых получателю средств бюджета.

Первый экземпляр исполненной Заявки прилагается к выписке из соответствующего лицевого счета, открытого получателю средств бюджета, остающейся в документах операционного дня органа Федерального казначейства по соответствующему счету Управления, с которого производилось перечисление средств.

Второй экземпляр исполненной Заявки, содержащей отметку органа Федерального казначейства, совместно с выпиской из соответствующего лицевого счета, открытого получателю средств бюджета, передается, уполномоченному получателем средств бюджета лицу.

2.18. В случае если в течение десяти дней со дня оформления денежного чека, не считая дня выписки, денежный чек не был предъявлен получателем средств бюджета в кассу учреждения банка, орган Федерального казначейства оформляет платежное поручение на возврат невостребованной суммы с соответствующего счета № 40116 на соответствующий счет Управления.

Указанное платежное поручение является основанием для отражения органом Федерального казначейства операций по списанию средств с соответствующего счета № 40116, а также операции по зачислению средств на соответствующий счет Управления, и операций на соответствующем лицевом счете, открытом получателю средств бюджета.


2.19. В случае если предъявленный в учреждение банка денежный чек не принят им к исполнению, получатель средств бюджета представляет в орган Федерального казначейства непринятый учреждением банка денежный чек и новый денежный чек. Лицевая сторона непринятого учреждением банка денежного чека перечеркивается уполномоченным работником органа Федерального казначейства и возвращается получателю средств бюджета.

При этом получателем средств бюджета повторно Заявка не предоставляется.

На основании представленного получателем средств бюджета непринятого денежного чека орган Федерального казначейства формирует в двух экземплярах Справку отдельно по каждому непринятому денежному чеку.

В Справке указываются серия, номер, дата, сумма непринятого или испорченного денежного чека, указанного в Заявке, и слово «аннулирован», а также серия, номер, дата, сумма нового денежного чека и слова «взамен аннулированного чека». Справка в учреждение банка не представляется.

Первый экземпляр Справки помещается в документы операционного дня органа Федерального казначейства к счету № 40116.

Второй экземпляр Справки помещается в документы операционного дня органа Федерального казначейства, к выписке из соответствующего лицевого счета, открытого получателю средств бюджета.

Контроль за правильностью оформления повторно представленного денежного чека осуществляется органом Федерального казначейства в соответствии с настоящими Правилами.

2.20. В случае утери получателем средств бюджета денежного чека, в орган Федерального казначейства им представляется заявление об аннулировании денежного чека, оформленное в простой письменной форме, на основании которого орган Федерального казначейства оформляет платежное поручение на возврат ранее перечисленной согласно Заявке, оформленной на основании утерянного денежного чека, суммы с соответствующего счета № 40116 на соответствующий счет Управления, с которого ранее производилось перечисление средств.

Данное платежное поручение является основанием для отражения органом Федерального казначейства операций по списанию средств с соответствующего счета № 40116, а также операции по восстановлению кассовых выплат, ранее произведенных на соответствующем счете Управления, а также на соответствующем лицевом счете, открытом получателю средств бюджета.


следующая страница >>