zabika.ru 1

3. Основная часть.


Раздел 1. Содержание проекта.
Проблемно – ориентированный анализ

Осознание симптомов проблемы

Симптомы проблемы самоопределения старшеклассников в выборе профиля обучения.

Проанализировав опыт профильного обучения, мы сумели обозначить те симптомы проблемы, с которыми приходится сталкиваться в профильном обучении: Несмотря на то, что администрация гимназии, исходя из имеющихся условий, наличия квалифицированных кадров, отвечая на запрос выпускников основной школы, определяя два-три профиля обучения, в каждом из которых обязательный набор элективных курсов, рассчитывает на 100% самоопределение обучающихся, тем не менее сталкивается с необходимостью буквально распределять иногда значительную часть выпускников основной школы по этим классам, потому что процент не определившихся с профилем дальнейшего образования даже на 30 августа остается довольно высоким (от 25 до 35%). В этом случае для этой части учеников, которые, к тому же, не хотят уходить в другие ОУ, как такового выбора своего профиля не осуществляется, а происходит обычная их дифференциация по профилям.

Причины выявленного недостатка: известно, что обучающиеся девятого класса основной школы, как правило, совершают этот выбор под влиянием случайных факторов. Например, за компанию с товарищами, по совету взрослых (а они часто переоценивают или недооценивают способности и возможности детей). Часто они попадают под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом считают, что располагают достаточной информацией (например, о профессии юриста), и именно этот фактор указывают в качестве основного, обосновывая свой выбор профиля дальнейшего обучения. По данным мониторинга психолого – педагогического сопровождения профильного обучения в 10-х классов 2008-2009 уч. года при показателях средней степени осознанности выбора профиля в 10 а (гуманитарном) -74%, в 10б (универсальном)-66%


- 59% обучающихся 10а, и 61% 10б показали низкий уровень сформированности представлений о своей дальнейшей образовательной траектории;

- 78%
обучающихся 10а и 70% 10б показали низкий уровень развития способности к реализации образовательной траектории альтернативными средствами;

- 36% обучающихся гуманитарного класса показали склонность к видам профессиональной деятельности в области химии и биологии, радиотехники и только 15% - в области литературы и искусства, истории.

К причинам сложившегося положения следует отнести:

• нежелание у части педагогов уделять должное внимание психолого-педагогической поддержке самоопределения обучающихся (главное, по их мнению, дать знания, а все остальное само собою разрешится);

• отсутствие у родителей педагогической культуры оказания помощи своим детям в решении данных вопросов (они, как правило, переоценивают или недооценивают способности детей);

• слабые контакты между гимназией и ступенями профессионального образования не только в аспекте преемственности содержания образования, но и в подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Перечень причин недостатков можно продолжить. Однако их уже достаточно, чтобы отметить противоречия между заявленными в концепциях модернизации российского образования и профильного обучения идеями о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся за свой профессиональный выбор. Такая ситуация существенно затрудняет решение проблемы самоопределения обучающихся в выборе профиля обучения, пути продолжения образования, профессиональной карьеры.

Симптомы проблемы реализации выбранного учеником профиля обучения. Как известно, предпрофильная подготовка призвана помочь обучающемуся в принятии решения по поводу выбора профиля обучения, а возможно, и профессии. Профильное же обучение должно обеспечить реализацию выбранного направления, что предполагает наличие профильных классов на старшей ступени школы, с соответствующими условиями и компетентными учителями. Несмотря на осуществление предпрофильной подготовки, убеждение учащихся в необходимости построения индивидуальной траектории своего развития, будущей профессиональной карьеры, наши ученики не спешат этого делать. Причины этого недостатка: с одной стороны, часть из них не определилась, чего хочет; часть не готова взять на себя ответственность за собственный выбор; часть не умеет выстраивать свой запрос, ставить образовательные цели самостоятельно, а реально создать столько классов по предполагаемым направлениям (15 человек на физмат, 12 – на гуманитарное, 20 – не определившихся, 5 – информационно – технологическое и пр.) нет финансовых возможностей, к тому же, где взять грамотных специалистов по данным направлениям, готовых прийти в школу?


Симптомы проблемы содержания образования, которое получают старшеклассники в профильных классах.

Ситуация 1. Существует опасение, что при изучении профильных предметов, разумеется, ориентируясь на профильный стандарт, непрофильные предметы изучаются в том объеме, который не всегда позволяет получить основные общекультурные знания, необходимые для личностного развития ученика, который может попасть в ситуацию необходимости сдачи экзамена не по профилю.

Ситуация 2. Интенсивное изучение как профильных, так и общеобразовательных предметов сильно перегружает ученика.

В условиях первой ситуации все предельно ясно — выпускники гимназии не смогут достойно сдать ЕГЭ по тем предметам, которые изучались не на профильном уровне.

Во второй ситуации интенсивное изучение всех предметов (перегрузка) вызвано сдачей единого государственного экзамена и вряд ли будет способствовать реальному личностному или профессиональному самоопределению.

Причины этих недостатков:

Во-первых, чаще всего ученик остается пассивным объектом профильного обучения, поскольку выбор профилей для их определенной части ограничен и зачастую представляет собой лишь набор курсов, утвержденных педагогическим советом.

Во-вторых, отсутствуют эталоны оценивания профильных и непрофильных предметов, элективных курсов и критерии оценки эффективности профильного обучения.

В-третьих, семья ученика отстранена от реального выбора его индивидуальной траектории, а поскольку учиться в традиционном классе непрестижно, то, даже не определившись с профилем, выпускник основной школы поневоле выбирает один из двух - трех, как правило, профильных классов, открытых в гимназии.И как результат – недостаточный уровень качества результатов профильного обучения:

Таблица 1

2006-07 уч. Год

(10 класс)


2007-08 уч. Год

(11 класс)

Участие в экзаменах

Результаты экзаменов

Получают образование по профилю

Профиль

Кол-во об-ся

Профиль

Кол-во об-ся

Профильные

предметы

Кол-во

сдававших

5

4

3

2

ВПО

СПО

Гуманитарный

23



22

Рус. язык

Лит-ра

История

22

0

13

7
4

10
5

5
4




14

2

Физико-математический

29




27

Физика

Математ

10

27

2

8

4

10

3

9

1

0

17

1

Соц-экономич

22





20

Математ

География

20

3

1

2

6

1

11

2

6

2

Данные таблицы 1 свидетельствуют о низких результатах ЕГЭ по математике в социально – экономическом классе (абсолютная успеваемость 90%, качественная 35%), по физике в физико – математическом классе, о низком проценте поступления выпускников социально – экономического класса в вузы по профилю. Причинами этих результатов можно назвать неосознанный выбор выпускников основной школы профиля дальнейшего обучения: в профильный класс пришли обучающиеся с заведомо низкими учебными возможностями, но настаивающие на праве обучения в данном профиле.

Симптомы проблемы администрации гимназии в связи с функционированием профильного обучения

Первое — разнообразие профилей и финансирование профильных групп. В последние три года в гимназии всего три выпускных класса основной школы, что в рамках базисного учебного плана затрудняет выстроить широкий спектр профилей (профильных классов). Возникает необходимость или профильных групп, или обучение по индивидуальным образовательным программам и планам.

Второе — наличие высококвалифицированных кадров, обладающих видением связи содержания учебного материала с профилями и профессиями. Пусть небольшая, но часть учителей психологически не подготовлена и не хочет дополнительных временных, личностных затрат на профилизацию, разработку элективных курсов, тестов и других форм оценки знаний обучающихся. При этом учитель вынужден изучать разнообразную литературу по углублению и практической направленности не только своего предмета, но и тех курсов, которые он вызвался вести. В этой ситуации, безусловно, нужен пересмотр системы повышения квалификации, которая должна помочь педагогам достойно решить эту проблему. Нужна серьезная переподготовка учителя. Где взять средства на такое повышение квалификации учителя? Кто должен финансировать переподготовку учителя в рамках своего предмета для получения права преподавать свой предмет на профильном уровне?


Третье— недостаточный опыт сетевого взаимодействия с другими образовательными и иными учреждениями в условиях сетевого взаимодействия. Несмотря на то, что педагоги демонстрируют обучающимся возможности других образовательных учреждений в профильном обучении, подавляющее большинство выпускников основной школы не собирается покидать наше образовательное учреждение.

Четвертое — составление расписания не только в условиях сетевого взаимодействия, но и в рамках существовании индивидуальных учебных планов обучающихся. Само расписание составить можно, но как оплачивать малочисленные группы обучающихся, выбравших некий профиль?

Таким образом, симптомы проблем связаны:

• с традиционным сознанием педагогов, которое в ряде случаев может тормозить введение индивидуализации обучения;

• с уровнем подготовленности учителя к работе по новым программам, в ином режиме, в рамках базовых и профильных образовательных стандартов, реализуемых на основе индивидуальной образовательной программы и индивидуального учебного плана.

Формулирование проблемы и определение ее актуальности

Таким образом, сформулированы следующие проблемы:

- противоречие между массовым характером обучения и индивидуальным способом освоения знаний, проявления предметных и ключевых компетентностей препятствует достижению высоких результатов профильного обучения;

- отсутствие нового способа организации образовательного процесса в старшей школе препятствует реализации принципа индивидуализации обучения;

- индивидуально ориентированному образованию выпускников гимназии препятствует отсутствие системы реального вариативного образования, психологической неподготовленности выпускников основной школы и их родителей к осознанному ответственному выбору индивидуальной образовательной траектории.

Решение этих проблем потребует изменений в содержании и технологии образовательного процесса, его организации, кадрового, научно – методического, информационного обеспечения, в структуре управления гимназией, организации переподготовки учителя по предмету и его методической поддержки, пересмотра целевых установок гимназии, педагогического коллектива и конкретного учителя, который должен занять позицию тьютора и осуществить тьюторское сопровождение формирования индивидуальной образовательной траектории (стратегии, индивидуального учебного плана и программы).


Оценка возможного развития ситуации в случае отсутствия решения проблемы

Как известно, проблема выбора, принятия решения в психологии рассматривается как этап волевого акта. Продуктивный процесс принятия решения включает в себя появление психических новообразований в виде НОВЫХ целей, оценок, мотивов, установок, смыслов.

И в этой связи оказание ученику помощи в самоопределении в рамках одного-двух уроков задача нереальная, так же как нельзя за короткое время стать культурным человеком. Этот процесс длительный, противоречивый, осуществляемый на всех этапах жизни человека. Для этого необходимо введение в гимназии тьюторской позиции педагогов, сопровождающих осуществление индивидуальной образовательной траектории обучающихся. В противном случае все останется по- прежнему.

Обоснование необходимости решения проблемы с помощью проекта.

Обоснование выбора современных образовательных технологий.
Поиск новых решений проблемы педагогического сопровождения самоопределения обучающихся в условиях профильного обучения предполагает:

• усиление интеграции содержания образования с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения обучающихся;

• обеспечение профильной подготовки учеников на основе вариативности, с учетом за явленных ими индивидуальных образовательных траекторий, соответствующих интересам, склонностям, способностям обучающихся и запросам рынка труда;

• обеспечение обязательной предпрофильной подготовки обучающихся, включающей овладение ими представлением об образе своего «Я», о мире профессий, о рынке труда; приобретение практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения, умение выстраивать свою индивидуальную образовательную стратегию, включающую ИОТ, ИОП, ИУП;

• оказание психолого—педагогической помощи учителю в переориентации его с деятельности назидателя на деятельность тьютора, направленную на сопровождение индивидуальной образовательной стратегии.


В этом случае речь идет о реальном осуществлении принципа индивидуализации образовательного процесса как стратегическом шаге модернизации среднего общего образования, выраженного в «Нашей новой школе».

Индивидуальная стратегия обучения - поддерживается комплексом дидактических средств и предус­матривает оказание психолого-педагогической помощи. В зависимости от индивидуальной учебной ситуации в состав этого комплекса дидактических средств включены индивидуальная учебная программа, индивидуальный учебный план, контрольные работы, методические рекомендации учителя, критерии оценки образовательных результатов. Анализ теоретических работ Н.С. Лейтеса, А.И.Савенкова, М.А.Холодной, А.В. Хуторского, собственного педагогического опыта и опыта ряда московских школ и гимназий позволяет сформулировать принципы проектирования и реализа­ции индивидуальных стратегий.

Принцип актуализации учебной мотива­ции требует оказания педагогической по­мощи ученику в осмыслении им выбора учебного предмета и осознании личност­ного смысла его изучения, соотнесении сформулированного смысла приобретения новых знаний со своими познавательны­ми интересами и определения их места в познавательной направленности.

В соответствии с принципом обеспечения субъектной позиции ученика он сам привле­кается к активному участию в целеполагании (формулирует на основе осознан­ного личностного смысла цель изучения предмета по индивидуальной програм­ме), в планировании (выбирает расши­ренный или углубленный уровень и объем учебного материала, способы учебной деятельности, определяет воз­можные образовательные результаты и формы их предоставления, намечает сро­ки промежуточного и итогового кон­троля и его формы и т.д.) и оценке результатов своей учебной деятель­ности (формули­рует критерии их оценки).

Принцип смещения акцента с обучения на учение предполагает перенос центра тяжести на самостоятельную работу уче­ника - ее организацию, самостоятель­ное овладение учебной информацией из разных источников, экспериментиро­вание и решение задач, выполнение творческих заданий. Изменяется и роль учителя - в ней доминируют стимулиро­вание познавательного интереса учени­ка, консультирование, рекомендация дополнительных источников информа­ции, организация обмена мнениями приобретает вид педагогической помощи и поддержки самостоятельности ученика в его учебной деятельности.


Принцип ориентации не столько на усвоение новой информации, сколько на ее творческую переработку требует от учителя включения специальных заданий с целью развития умений мыслительной деятельности, общения, исследовательского опыта обучающихся; развития способности решать компетентностные задачи. В процессе внедрения в практику индивидуальных стратегий не означает, что, самостоятельно продвигаясь в своем образовании, ученик остается один на один с появляющимися трудностями и его обучение не превращается в самообразование. Создаваемая модель организации образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории (учебном плане) обеспечивает удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и интересов обучающихся, значительно увеличивает возможность выбора гимназистами моделей своего дальнейшего образования. Эта технология способствует оптимизации учебной нагрузки и сохранению здоровья обучающихся, а самое главное - формированию у них действительно позиции активного субъекта в образовательном процессе, развитие навыков целеполагания, планирования этапов собственной жизни, самоконтроля и самооценки, адаптирует к предстоящим вузовским нагрузкам и специфике вузовского образовательного процесса. В ходе реализации программы развития гимназии «Управление повышением качества гимназического образования на основе компетентностного подхода» 2006-2012 гг. – победителя ПНПО (2008г.) нами разработана и апробируется технология формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся на основе индивидуальной образовательной программы, психолого - педагогического сопровождения реализации индивидуальной стратегии обучения, включающая в себя пять следующих друг за другом этапов: от конструирования до оценки. О ее необходимости свидетельствуют результаты опроса обучающихся 6-х ,7-х, 11-х классов, отраженные в таблице 2:

Таблица 2

Классы


6 классы (63 чел.)

7 классы(43 чел.)

11 классы(39 чел.)




Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1. Нужна ли тебе индивидуальная образовательная траектория?

Да

42

67

20

47

33

85

Нет

20

32

21

49

6

15

2. Имеешь ли ты индивидуальную образовательную программу?

Да

23

37

26

60

17

44

Нет

36

57

16

37

20

54

3. Знают ли о ней твои родители?

Да

31

49


30

70

16

41

Нет

27

43

12

28

23

59

Таким образом, в таблице 2 отмечается большая заинтересованность старшеклассников в наличии индивидуальной образовательной траектории, нежели в 7-х., хотя индивидуальную образовательную программу имеют 60% семиклассников против 44% 11-классников. Эти данные дают возможность предположить, что при организации тьюторского сопровождения количество обучающихся, имеющих индивидуальную программу и индивидуальную образовательную траекторию, было бы значительно больше и тогда реально можно переходить на организацию образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории (программы, плана).

Многолетние наблюдения показывают, что именно методы и технологии представляют главный инструмент формирования навыков критического мышления, рефлексии, предметных и метапредметных компетентностей обучающихся. Образовательные технологии обеспечивают ученику свободу выбора способов освоения учебного содержания, что создает основу самообразования.

Главный ориентир выбора образовательных технологий в гимназии - их соответствие современным требованиям компетентностного подхода, президентской инициативы «Наша новая школа, направленных на создание условий для субъектного позиционирования обучающихся в образовательном процессе, их саморазвития, самовыражения и самоопределения на основе сформированных предметных и метапредметных компетентностей. Важной концептуальной идеей выбора образовательных технологий является идея организации такой учебной деятельности, которая представляет собой структуру, включающую следующие элементы:


  • определение обучающимися целей, поиск средств и способов их достижения, оценку и самооценку собственных возможностей, их соотнесение с целями;

  • анализ имеющейся ситуации и прогноз возможных преобразований;

  • предвидение (прогнозирование) возможных результатов и последствий собственных действий и поступков для себя лично и для окружающих, моделирование оценки, действий и поступков, значимых для каждого.

По нашему мнению, выполнение этих требований является важным условием и средством реализации учеником смысла своих учебных действий, развития навыков критического мышления, ключевых компетентностей, которые связывают воедино личностный и социальный смысл образования, что, по нашему мнению ведет к построению индивидуальной образовательной траектории.

Еще одна концептуальная идея отбора технологий актуализируется тем, что ведущим образовательным результатом основной школы является способность и готовность ее выпускника не только сделать осознанный выбор профиля дальнейшего обучения и быть ответственным за этот выбор, но и продолжить обучение в профильных классах на основе индивидуального учебного плана. Для достижения этой цели педагоги используют такие развивающие образовательные технологии, как: игровые, «дебаты», КСО, технология критического мышления, проблемное и проектное обучение, формирующие умение обучающихся позиционировать в образовательном взаимодействии. Но этого недостаточно без овладения педагогом технологии индивидуального сопровождения образовательной деятельности обучающихся. Речь идет о тьюторской позиции педагогов, которой необходимо владеть в настоящее время. В связи с этим, следующей концептуальной идеей является необходимость специальной подготовки учителя, способного:

  • инициировать поведение учеников, побуждать их к действию (каждого);
  • решать совместно с учениками учебно–познавательные задачи, подбирая те задания, которые он способен решить. Результат подобного совместного решения–содействия – достижение состояния успех, как ученика, так и учителя;


  • выбирать формы, методы, приемы работы, адекватные когнитивным и эмоциональным состояниям ученика;

  • формировать положительное отношение обучающихся к оценке результатов учебных достижений;

  • формировать адекватную самооценку у обучающегося;

  • достигать эмоциональной удовлетворенности у всех участников образовательного процесса.

Это все включает в себя тьюторская позиция педагога, овладеть которой должен каждый педагог, работающий в 10-11-х классов. Для осуществления управленческой поддержки педагогов гимназии в овладении новой для них технологией данный проект предполагает расширение масштаба привлечения ресурсов внешней среды для его разработки и реализации, и в первую очередь психологическую службу, кафедру общей и педагогической психологии Государственного университета в лице руководителя службы Глуховой Е.С., к.пс. н., которая занимается проблемой организации тьюторского сопровождения.
Обоснование взаимосвязи решаемой проблемы с приоритетами социально – экономического развития Томской области, города Томска, МСО.
Данная программа направлена на решение задач, заложенных в целевой программе МОС по совершенствованию условий, механизмов и процессов реального осуществления обучающимися и их родителями выбора образовательного учреждения, образовательных программ. Экспериментальная программа гимназии по разработке и внедрению модели организации обучения на старшей ступени по индивидуальным учебным планам должна показать, что такая современная школьная инфраструктура позволяет создать условия для обновления образовательных стандартов (предметные и метапредметные компетенции), укрепит систему поддержки талантливых детей через развитие учительского потенциала, что является основными направлениями «Нашей новой школы».

Осуществление профильного обучения на основе индивидуального учебного плана требует выполнения основного условия: при какой модели? Либо это в условиях многопрофильной школы, либо в модели сетевой организации профильного обучения, которая имеет два основных варианта. Первый связан с объединением нескольких ОУ вокруг ведущего. Второй вариант основан на корпорации ОУ с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования с привлечением нетрадиционных образовательных ресурсов (дистанционные курсы, заочные школы и др.).


На наш взгляд, при любом варианте и любой модели организация и содержание обучения по ИУП требует выполнения тех технологических шагов, которые заложены нами в реализацию заявленной программы. При любом варианте и любой модели выход на обучение по ИУП согласуется с администрацией и родителями. Сетевая модель профильного обучения позволяет максимально индивидуализировать образовательную траекторию, а технологию ее формирования и реализации как основополагающую при любой модели предполагает осуществить данная программа.

Для переноса целевых достижений экспериментальной программы нашей гимназии в рамки муниципальной образовательной сети необходимо будет совершить несколько изменений в системе управления образованием:

- ввести процедуры академического взаимозачета между двумя (несколькими) ОУ;

- продумать механизмы финансового взаимозачета между ними, в том числе относящиеся к разным уровням образования (ОУ, техникум, вуз, ДОУ);

- объединить усилия всех партнеров сети для разработки механизма финансирования малых учебных групп и индивидуального обучения;

- осуществить специальную подготовку и ПК административных и педагогических кадров, которые не имеют опыта составления ИУП, сетевого расписания и т.п.

Принципы новой модели образования старшеклассников совпадают с принципами общественно – государственного управления образованием и адекватны существующим социально – экономическим условиям. С учетом тенденции социально – экономического развития МОС они позволяют расширить масштаб привлечения ресурсов среды для разработки и реализации программы, вовлечь субъектов среды в соразработку и реализацию программы на уровне системного взаимодействия на всех этапах, включая оценку результативности программы. Такими субъектами для гимназии являются психологическая служба ТГУ, кафедра общей и экспериментальной физики физического факультета ТГУ, Северский исследовательский ядерный институт МИФИ, отдел развития департамента образования города Томска, образовательные учреждения Каштака и др. Новая модель старшей школы реализуется при активной поддержке отдела развития департамента образования города Томска.