zabika.ru 1

«Утверждаю»


директор МКОУ Бородинской ООШ

И.И.Варлакова

Программа

патриотического воспитания обучающихся

Введение.
Программа гражданско – патриотического воспитания обучающихся разработана в соответствии с документами федеральных органов исполнительной власти, комплексно – целевой программой МКОУ "Бородинской основной общеобразовательной школыОмского муниципального района Омской области".
Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения программными методами.
Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сторонам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно – деятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельности органов государственной власти организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Составной частью гражданско – патриотического воспитания является военно – патриотическое воспитание учащихся.

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.


Система гражданско – патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами и общественными организациями, деятельность средств массовой информации.

Создание системы патриотического воспитания предполагает консолидацию деятельности школы с внешкольными организациями, советом ветеранов, творческими союзами города по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания. Исходя из требований времени и особенностей развития школы и общества, в целом, разработана эта программа «Мы – патриоты России». Программа содержит основные цели и задачи, сроки и этапы ее использования, систему мероприятий, в том числе нормативного и ресурсного ее обеспечения.
Цель и задачи Программы.
Целью

Программы является воспитание личности молодого патриота – гражданина России, уважающего права и свободы человека, в своих поступках ориентированного на благо Родины и народа, готового защищать интересы России, возрождать ее славу своим трудом и талантом.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:


  • Формирование у обучающихся стремления к усвоению правовых знаний, чувства гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.

  • Способствовать консолидации российского общества;

  • Приобщать детей и молодежь к ценностям мировой , национальной и региональной культуры;
  • Развивать у обучающихся и молодежи личностные черты, свойственные национальному характеру и менталитету русского народа.


  • Создавать условия для становления граждан правового, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой ответственностью и нравственностью;

  • Повышать престиж военной службы и формировать у юношей позитивную мотивацию к службе в рядах Российской армии;

  • Воспитывать чувство национального достоинства, уважения и гордости к истории своего народа, обеспечивать историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры;

  • Вовлечь обучающихся в физкультурно – массовую, оборонно – спортивную и оздоровительную работу, в общественно – полезную, трудовую, экономическую и социокультурную деятельность в интересах общества, государства, его важнейших институтов.


Основные концептуальные идеи.


  • Принцип системности (интегративности) выражается в целенаправленном комплексном подходе к патриотическому воспитанию. Предполагает единство учебной и внеурочной деятельности при решении задач патриотического воспитания, взаимодействие общего и дополнительного образования, школы и общественности.

  • Принцип сквозного характера патриотического воспитания заключается в непрерывности этого процесса, начинающегося в детстве и продолжающегося в течение всей жизни человека. Значит, эта работа должна актуализироваться с учетом особенностей возрастной и социальной психологии воспитанников.

  • Принцип природосообразности заключается в учете половозрастных особенностей, в изучении и развитии индивидуально – личностных свойств школьников.
  • Принцип культуросообразности предполагает, что патриотическое воспитание учащихся основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, которые не противоречат друг другу. Этим самым обеспечивается уважительное отношение к различным общностям людей, их мировоззрениям культур и народов как предпосылка развития патриотических чувств у детей.


  • Технологически реализуется этот принцип посредством культурно – средового подхода к организации патриотического воспитания. Это означает, что микросреда должна способствовать воспитанию любви к родному краю, Родине, гордости за родных и близких, которые своим ратным и мирным трудом заслужили славу и уважение среди окружающих.

  • Принцип Я – сообразности (деятельностного подхода), предполагающий овладение основными видами практической жизнедеятельности; признание уникальности и ценности каждой личности.


Основные направления патриотического воспитания обучающихся.


  • Патриотическое воспитание в учебной деятельности, опирающееся на содержание учебного предмета. Изучение истории науки и места в ней отечественных ученых.

  • Военно-патриотическое и героическое воспитание обучающихся: формирование любви к Родине, ее славной истории, готовности служить в рядах Вооруженных сил России и защищать ее независимость.

  • Историки – краеведческая работа, знакомство учащихся с историей родного края, историческими и памятными местами.

  • Литературное краеведение, изучение литературного наследия писателей и поэтов прославивших родную культуру, мест, связанных с их жизнью и творчеством.

  • Туризм и географическое краеведение: воспитание любви к родной природе, восхищения ее красотами, изучение природных особенностей Омскои Области.

Воспитание патриотических чувств в процессе экологического воспитания. Природоохранная работа.
  • Патриотическое воспитание детей средствами художественного ремесла, декоративно – прикладного искусства, устного народного творчества, музыкального фольклора.


  • Патриотическое воспитание в процессе разнообразной внеучебной деятельности культурного досуга.

  • Воспитание добросовестного отношения к труду, вовлечение учащихся в общественно – полезную деятельность, работу по самообслуживанию.

  • Физкультурно – массовая и оборонно – спортивная работа.

  • Культивирование здорового образа жизни. Закаливание, воспитание силы и выносливости.

  • Проведение благотворительных концертов, по сбору средств детям – сиротам, организация праздников «Подарим радость» для ветеранов Великой отечественной войны, сирот и больных детей.

  • Проведение народных праздников, фольклорных конференций, конкурсов по истории семьи, улицы.


Основные национальные ценности русского народа, которые должны быть возрождены в умах и сердцах молодого поколения.


  • Самоценность жизни и человеческой личности.

  • Русский язык и народный фольклор.

  • Многообразие, бесценное наследие русской культуры, культуры славянских народов.

  • Величие и богатство русской земли, многонационального государства, его территория и природные сокровища.

  • Семья, хранящая духовную культуру родного народа.

  • Историческое богатство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.

  • Святость и доблесть защитников родины, милосердие и жертвенность народных героев.

  • Духовная сила свободного труда.
  • Комплекс черт и качеств русского национального характера: любовь к Отечеству, готовность к его защите, чувство товарищества, единения, уважения к старшим, мужество, помощь слабым, обостренное чувство правды, справедливости и истины, чувство долга, гостеприимство, совестливость.



Основные заповеди, которых следует придерживаться:


  • Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее;

  • Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;

  • Береги красоту родного языка, помогай другим овладевать им;

  • Изучай историю людей, которые жили до тебя на земле, дорожи историей своего народа;

  • Свято относись к символике своего народа;

  • Знай и умей найти объект, нуждающийся в государственной охране, помоги сохранять его для будущих поколений.


Примерные виды деятельности и

организационные формы патриотического воспитания.
Начальная школа.

Изучение народного фольклора (песен, сказок, пословиц, поговорок), родной речи, культуры общения и поведения.

Воспитание у детей любви к родному дому, к родным местам, к героям и защитникам Родины, восхищение перед подвигами юных героев и стремление подражать им в играх.

Воспитание желания работать на общую пользу, выполнять посильные общественные поручения, участвовать в коллективных делах класса, осознавать ответственность перед товарищами.

Формы работы: игры, утренники, путешествия, спектакли.
Основная школа.

Расширение и углубление представлений о профессиях. Углубление интереса к проблемам нравственности, самовоспитание и самообразование учащихся, активизация процесса формирования идеалов.

Воспитание любви к России, устойчивого интереса к ее прошлому, настоящему и будущему, чувства уважения к своему народу и другим народам, проживающим на территории Омской области, стремление готовиться к защите Отечества.


Углубление понимания нравственного долга и готовности следовать ему, умения дорожить интересами класса и школы.

Воспитание у детей любви к спорту.

Формы работы: беседы, походы. Экскурсии, конкурсы, турниры.
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач. Программа предусматривает преемственность между возрастными ступенями.
Участники программы.


  • Обучающиеся;

  • Классные руководители;

  • Учителя – предметники;

  • Руководители кружков;

  • Старшая вожатая;

  • Родители;

  • Социум.



Механизм реализации Программы.
Координацию деятельности по реализации программы осуществляет Совет по патриотическому воспитанию обучающихся школы из числа администрации, учительского и ученического состава, родителей и представителей общественности.

Эффективный механизм формирования гражданской культуры – интеграция в единую образовательную систему академической деятельности, дополнительного образования, социальной инициативной практики обучающихся, жизнеуклада, ценностной среды школы, школы и семьи, педагогов и родителей.

Предполагаемый результат.


  • Совершенствование системы патриотического воспитания.

  • Формирование у молодежи чувства гордости за героическое прошлое своей страны.

  • Активизация интереса к углубленному изучению истории России.

  • Возрождение у подростков традиционных моральных ценностей.
  • Укрепление здоровья и совершенствование физической подготовки детей и подростков.




Критерии и показатели мониторинга

патриотического воспитания.


Критерии

Показатели

Воспитанность

Гуманность личности

Повышение уровня развития самодисциплины

Воспитанность гражданских качеств личности.

Уровень развития культуры общения и взаимодействие с людьми.

Развитие мотивации участия в совместной (коллективной) деятельности.

Освоение социокультурной среды.

Социальная адаптированность, освоение социальных ролей.

Широта кругозора.

Развитие коммуникативных навыков.

Знание социальных норм, правил общежития и правовых актов, регулирующих жизнедеятельность школы.

Развитие умений коллективной деятельности.

Освоение навыков успешной (трудовой) деятельности.

Овладение умениями и навыками художественного творчества и творческого преобразования окружающего мира.

Творческая активность.

Социальная зрелость обучающихся.

Развитие самостоятельности.

Общественная активность

Развитие лидерских качеств личности. Уверенности в себе, умений делать выбор и принимать решения.


Социальная ответственность.

Построение жизненной перспективы. Готовность к выбору профессии.

Созидательно – творческая направленность личности, трудолюбие.

Работа человека по саморазвитию. Самообразованию и самовоспитанию.


Сформированность Я – концепции.

Адекватность самооценки.

Устойчивость интересов.

Сформированность представлений о жизненных целях и о возможном выборе профессии.

Умение планировать саморазвитие.

Повышение самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.


Методики изучения результативности программы.


Аспекты исследования

Диагностические средства.

Уровень социализированности обучающихся

Тестовая карта коммуникативной деятельности.

Оценка уровня общительности ( тест В.Ряховского )

Тестовая карта коммуникативной деятельности.

Тест оценки коммуникативных умений.

Уровень развития творчества

Батарея тестов «творческое мышление»

Анализ личностных достижений обучающихся.


Опросник креативности Джонсона.


Уровень нравственной воспитанности личности

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

Ценностные ориентации и направленность личности

Опросник «исследования жизненных ценностей старшеклассников»

Уровень физического развития личности

Выполнение контрольных нормативов по физической культуре.

Анализ спортивных достижений обучающихся.

Уровень правовой культуры обучающихся.

Пакет методик исследования правовой культуры обучающихся.

Уровень общественной активности

Анализ социальных инициатив обучающихся

Анализ участия школьников в организации коллективной творческой деятельности

Педагогическое наблюдение.

Уровень самоопределения

Карта интересов склонности

Направленность личности

Анкета «Выбор»


Ценностные ориентации и направление личности

Недописанный тезис

Метод недописанного рассказа

Метод «Акт добровольцев»

Фантастический выбор

Самооценка

Ценностные ориентации

Три желания