zabika.ru 1

СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:


на заседании ШМО Совет МБОУ СОШ №2 директор МБОУ СОШ №2

начальной ступени развития Протокол№__ от_______ __________/А.П.Каткова/

протокол №1 от 30.08.2012г. _________И.В. Сомова от _______________


ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности


для учащихся начальной школы

МБОУ СОШ №2 г. Озёры

на 2011-2015 годы

Пояснительная записка ко внеурочной деятельности для учащихся 1-ых классов в соответствии с ФГОС

на 2011-2012 учебного года.
1. Нормативно-правовые акты федерального уровня:

- Закон «Об образовании» в редакции от 09.02.2007 года с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 19.02.2007г., ст. 15.

- СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» (постановление Минздрава России от 28.11.2002 года № 44 ,  зарегистрированное в Минюсте России 05.12.2002 г. № 3997), раздел 2.9. «Требования к режиму образовательного процесса».

ФГОС начального общего образования утверждён и введён в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785). По факту обязательное его введение начнётся с 1 сентября 2011 года.

Нормативно-правовые акты образовательного учреждения

-Положение о внеурочной деятельности

-Приказ об утверждении Положения о внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность учащихся в МОУ СОШ №2 рассматривается как средство реализации прав ребенка на доступ к информации, отдых и досуг, свободное участие в культурной жизни и занятия искусством, участие в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, предусмотренных Международной Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1982 года.

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования.


Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование российской идентичности как условие:

-укрепления российской государственности;

-развития в России гражданского общества;

-повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.

Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Приоритет воспитания в рамках новых ФГОС нашел подтверждение и в первом разделе основной образовательной программы начального общего образования, где уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе, предусматривающее системность в его реализации.

Внеурочная деятельность в школе строится на следующих приоритетных принципах:

 · Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

 · Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка .

 · Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка .

 · Единство обучения, воспитания, развития .

 · Практико - деятельностная основа образовательного процесса.

• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

• системная организация управления учебно-воспитательным процессом

Цель программы: осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Основные задачи внеурочной деятельности :

 · развитие творческих способностей и творческой активности учащихся;

 · развитие познавательных интересов;

 · формирование мотивации успеха;

 · создание условий для самоутверждения и самореализации личности;

 · создание условий всестороннего развития личности.

Программа внеурочной деятельности (начальное образование) структурирована в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Содержание и структура внеурочной деятельности.

Учебно-тематический план каждой программы по внеурочной деятельности включает в себя: перечень разделов и тем занятий, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды деятельности.

Содержание программ по внеурочной деятельности направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;
-создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Школа использует:


  1. авторские программы, утверждённые Министреством образования и науки Р Ф ("Информатика в играх и задачах", Синтез искусств»

«Психологическое развитие, «Основы православной культуры».)

  1. рабочие программы на основе примерных программ внеурочной деятельности

Примерные программы имеют одинаковую структуру, они включают пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание курса, краткий перечень материалов, инструментов и оборудования, рекомендуемую литературу.
На их основе рабочими группами учителей школы были созданы рабочие программы на основе примерной программы. После написания рабочей программы организуется её презентация на заседании методического объединения педагогов .

После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на неё представляются в ИМЦ управления образования для согласования.
После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет этого учреждения может рекомендовать программу для апробации в МОУ СОШ №2 .

По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.


Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном и других аспектах.

При организации внеурочной деятельности младших школьников учитывалось, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.

Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятую ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.


Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми сложными формами внеурочной деятельности.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности:


  1. Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.

  2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.

  3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

  4. Требования к разделам программы:

1). Титульный лист должен содержать информацию:

- название ОУ;

- название программы;

- направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);

-1 класс;

- составитель и его квалификационная категория;

- учебный год;

2). Пояснительная записка должна раскрывать:

- нормативно-правовую базу;

- назначение программы;

- актуальность и перспективность курса;

- возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия;

- объём часов, отпущенных на занятия;

- продолжительность одного занятия;

- цели и задачи реализации программы;

- формы и методы работы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.);


3). Структура курса должна содержать:

- перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

- перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы;

4). Календарно-тематическое планирование должно содержать:

- разделы программы;

- темы занятий,

- даты;

- описание примерного содержания занятий со школьниками (из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены определённые занятия)

5). Информационно-методическое обеспечение:

- дополнительная литература;

- цифровые образовательные ресурсы;

6). Предполагаемая результативность курса:

- характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа ( три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом ; 3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия));

- выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);

- портфель достижений школьника.

Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы и модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

Модель организации внеурочной деятельности обучающихся

1 –а, б, в классов

МОУ СОШ №2 г. Озёры

Согласно учебному плану организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.


В соответствие с п.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а также с приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 установлен режим дня и утверждён график внеурочной деятельности для 1-ых классов.



ВРЕМЯ

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 урок

8.00-8.45

2 урок

8.55-9.40

3 урок

9.50-10.35

Динамическая пауза

10.35 -10.50

4 урок

10.50-11.35

Подготовка к прогулке

С 11-35 до 11-45

Прогулка

С 11-45 — до 12-25

Обед

С 12 -30 -до 12-50

1-ое занятие внеучебной деятельности

12.50 -13.35

2-ое занятие внеучебной деятельности

13.45-14.30

прогулка

14.30 -16.00

Игры, дополнительные занятия

16.00-17.30


Созданы три группы на базе 1-а,б, в классов.

Воспитателями ГПД на группах работают учителя со стажем более 20 лет: Фомичёва Г.В., Грязнова Е.В., Рощина С.А.
График

организации внеурочной деятельности обучающихся первых классов на 2010-2011 учебный год.



п/п

Название кружка

Ф.И.О.

преподавателя

Кол-во

часов

Дни недели

Время

проведения

1.

«Я - исследователь»

Грязнова Е.С. - 1-а

Дубровская Е.В- 1-б

Алехина А.В.-1-в


1

1

1

среда

среда

среда

12.50-13.35

13.45-14.30

12.50-13.35

2.

«Занимательная грамматика»

Грязнова Е.С. - 1-а

Дубровская Е.В- 1-б

Алехина А.В.-1-в


1

1

1

четверг

среда

вторник

12.50-13.35

12.50-13.35

12.50-13.35

3.

«Земля — наш дом»

Грязнова Е.С. - 1-а

1

вторник


12.50-13.35

4.

« Спортивные игры в зале»

Паримон Н.Т. - 1а,

Паримон Н.Т-.1-б,

Паримон Н.Т.-1-в

1

1

1

понедельник

пятница

четверг

13.45-14.30

12.50-13.35

13.45-14.30

5.

«Основы православной культуры»

Побочина Н. А. -1-б

Побочина Н. А. -1-в


1

1

вторник

вторник

12.50-13.35

13.45-14.30

6.

«Синтез искусств»

Бобычева М.А. -1-а
Бобычева М.А. -1-б
Бобычева М.А. -1-в

1

1

1

1

1

1

вторник

пятница

понедельник

пятница

понедельник

вторник

13.45-14.30

12.50-13.35

13.45-14.30

13.45-14.30

12.50-13.35

12.50-13.35

7.

«Занимательная информатика

Букина О.Ю -1 -а

Букина О.Ю -1 -б

Букина О.Ю -1 -в

1

1

1

четверг

четверг

понедельник


13.45-14.30

12.50-13.35

13.45-14.30

8.


«Весёлая нотка»

Сумаков С.В. -1-а

Сумаков С.В. -1-б

Сумаков С.В. -1-в

1

1

1

понедельник

четверг

пятница

12.50-13.35

13.45-14.30

13.45-14.30

9.

«Психологическое развитие»

Герасина Е.И -1-а

Герасина Е.И -1-б

Герасина Е.И -1-в

1

1

1

пятница

понедельник

среда

13.45-14.30

12.50-13.35

13.45-14.30


10

«Подвижные игры»

Грязнова Е.С. - 1-а

Дубровская Е.В- 1-б

Алехина А.В.-1-в

1

1

1

понедельник

понедельник

вторник

11.55-12.40

11.55-12.40

11.55-12.40


Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Занятия проводятся на базе школы с использованием необходимой материально-технической базы, программного оснащения и информационно – технологического обеспечения.

Каждый руководитель кружка организует приход детей на занятие и их возвращение в ГПД.

Педагогическая цель работы с первоклассниками - научить учащихся учиться. Необходимо формировать нормы поведения, развивать социальные способности и умения. Этот этап можно считать необходимым введением учащегося начальной школы в специально организованное пространство сотрудничества. На этом этапе учащиеся осваивают формы групповой работы, используя ее для решения интеллектуальных, творческих и организационных задач. В этом смысле, речь идет о взаимообучении, которое способствует развитию в школьниках творческой независимости. Для достижения этих целей специально для учащихся первого класса в нашей школе развиваются следующие направления внеурочной деятельности (Приложение 1):


спортивно-оздоровительное,


  1. социальное

  2. общекультурное

  3. общеинтеллектуальное

духовно - нравственное

Внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружков, секций с различными видами деятельности, позволяющими в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

Научно-познавательное
- викторины, познавательные игры и беседы;

- детские исследовательские проекты;

-внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.д.);

- предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы;

- экскурсии и т.д.

Проектная деятельность

- разработка проектов;

- презентация проектов;

-внеклассные и внешкольные праздники и т.д.

Спортивно-оздоровительное
- спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные, районные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья;

- организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня;

-тематические беседы, беседы – встречи с работниками ЦРБ, школьной медсестрой;

- спортивные игры;

- интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты, обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт»;

-поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса;

-организация походов.

Художественно-эстетическое
- концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;
-выставки художественного творчества;

- ролевые игры;

- специальные театральные игры;

- посещение концертов, выступлений детских коллективов.

Занятия организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.

Занятия организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.

Занятия проводят опытные квалифицированные педагоги нашей школы:


  1. Побочина Н. А.- учитель истории

  2. Сумаков С.В.- учитель музыки

  3. Букина О.А - учитель информатики

  4. Паримон Н.Т - учитель физкультуры

  5. Бобычева М.А - учитель рисования

  6. Алехина А.В - учитель начальных классов

  7. Дубровская Е.В - учитель начальных классов

  8. Грязнова Е.Т. -учитель начальных классов