zabika.ru 1 2

Приложение к


Рассмотрена и рекомендована, приказу от 1 .09. 2012г №90

к утверждению методическим

объединением естественно-математического

цикла протокол №1 от 30 08 2012
Руководитель м\о Утверждаю

Ястребова И.А. Директор школ -интерната

Воеводина Е.Е.


Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся , воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Знаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Рабочая программа
по математике 9 класса

Учитель : Ястребова И.А.

2012 – 2013 учебный год




Пояснительная записка.

Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.
Задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:

- дать обучающимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития обучающихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

-воспитывать у обучающихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Программа по математике 9 класса определяет оптимальный объем знаний и умений, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников. Учитывая особенности школьников, настоящая программа определила упрощения, которые помогут облегчить усвоение основного программного материала. Параллельно с изучением целых чисел (натуральных), дробных чисел продолжается ознакомление с величинами, с приемами письменных арифметических действий с ними. На уроках обучающиеся получают реальные представления о каждой единице измерения, изучают их последовательность от самой мелкой до самой крупной (и в обратном порядке), зависимость между крупными и мелкими единицами. Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении величин, способствует более глубокому знанию единиц измерения, их соотношений. Геометрический материал изучается один раз в неделю. Большое внимание уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании. На уроках геометрии обучающиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Повторение геометрических знаний, формирование графических умений происходят и на других уроках математики.


Обязательной на уроке является работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.

Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы обучающихся, устный счёт. Особое внимание уделяется формированию у школьников умения пользоваться устными вычислительными приемами. Выполнение арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100), с круглыми числами, с некоторыми числами, полученными при измерении величин, постоянно включается в содержание устного счета на уроке. Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. При устном счете ведется запись на доске, применяются в работе таблицы, используются учебники.

Некоторые обучающиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний. Однако они участвуют во фронтальной работе вместе со всем классом (решают легкие примеры, повторяют вопросы).

Систематический и регулярный опрос обучающихся являются обязательным видом работы на уроках математики. Рассуждения обучающихся содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого школьника.



Рабочая программа по математике 9 класса составлена на основании примерной «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы», сборник 1, под ред. В.В.Воронковой , ГИЗ «Владос», Москва, 2000г.

Основание: данная примерная программа допущена Министерством образования Российской Федерации и разработана для данного типа школы VIII вида.

В рабочей программе заложены возможности предусмотренного программой формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков.


Количество часов по учебному плану-136 ч (4 часа в неделю ).


Количество часов по календарному плану-132 ч.

Количество часов на контрольные работы – 9ч.
Формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная работа, уроки повторения, закрепления, обобщения, самостоятельная и контрольная работа.
Технология обучения – система малых групп, дифференцированное и индивидуальное обучение.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, фронтального опроса, самостоятельных работ, практических работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме контрольной работы.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:

- таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с перехо­дом через десяток;

- табличные случаи умножения и получаемые из них случаи

деления;

-названия, обозначения, соотношения крупных и мелких еди­ниц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;

- натуральный ряд чисел от 1 до 1 000 000;

— геометрические фигуры и тела, свойства элементов много­угольников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, пра­вильного шестиугольника), прямоугольного параллелепипеда, пи­рамиды, цилиндра, конуса, шара.
Обучающиеся должны уметь:

- выполнять устные арифметические действия с числами в пре­делах 100, легкие случаи в пределах 1 000 000;

-выполнять письменные арифметические действия с натураль­ными числами и десятичными дробями;

-складывать, вычитать, умножать, и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в де­сятичных дробях;

- находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту;

-решать все простые задачи в соответствии с данной програм­мой, составные задачи в 2, 3, 4 арифметических действия;

- вычислять объем прямоугольного параллелепипеда;

-различать геометрические фигуры и тела;

-строить с помощью линейки, чертежного угольника, цирку­ля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в раз­ном положении на плоскости, в том числе симметричные относи­тельно оси, центра симметрии; развертки куба, прямоугольного па­раллелепипеда.

Учебник: Математика для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва. «Просвещение» 2008. М.Н.Перова.

Рабочая программа.
Нумерация чисел в пределе 1000000. Нумерация. Целые и дробные числа. Таблица разрядов и классов. Чтение и запись целых и дробных чисел. Сравнение чисел. Римские цифры. Именованные числа. Преобразование именованных чисел.

Требования к уровню подготовки- обучающиеся должны различать целые и дробные числа, именованные числа, читать и записывать числа, распознавать римские цифры. Знать соотношения именованных чисел, уметь их преобразовывать.
Десятичные дроби. Преобразование десятичных дробей. Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные (периодические ). Сравнение дробей. Запись чисел, полученных при измерении величин, целыми числами и десятичными дробями. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Нахождение неизвестных компонентов. Единицы времени. Решение примеров с именованными числами. Округление чисел. Умножение и деление целых и десятичных дробей на однозначное число. Умножение и деление целых и десятичных дробей на разрядные единицы, круглые десятки. Умножение и деление именованных чисел, целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на трёхзначное число (лёгкие случаи).

Требования к уровню подготовки- обучающиеся должны распознавать обыкновенные и десятичные дроби, уметь их преобразовывать, сравнивать, выполнять сложение и вычитание. Уметь выполнять умножение и деление на однозначные, двузначные числа, на разрядные единицы и круглые десятки. Знать единицы измерения мер, уметь их преобразовывать, производить над ними арифметические действия.

Проценты. Понятие о проценте. Замена процентов десятичной и обыкновенной дробью. Нахождение 1% и нескольких % числа. Запись 2%, 5%, 10%, 20%, 25%, 50% и 75% дробью. Нахождение числа по 1%.

Требования к уровню подготовки- обучающиеся должны знать, что такое процент, обозначение: 1%, замену 2%,5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью. Решать простые задачи на нахождение процентов от числа, на нахожде­ние числа по его 1%.
Обыкновенные и десятичные дроби. Виды дробей. Образование обыкновенных дробей. Преобразование дробей. Сравнение дробей с одинаковыми и разными знаменателями. Запись дробей в одинаковых долях. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей на число. Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями.

Требования к уровню подготовки- обучающиеся должны знать дроби и их виды, уметь их преобразовывать, сравнивать, приводить к наименьшему общему знаменателю. Выполнять арифметические действия.
Геометрия. Линии в геометрии. Параллельные и перпендикулярные прямые. Геометрические фигуры. Взаимное положение фигур. Центральная и осевая симметрия. Квадратные меры. Преобразование квадратных мер. Меры земельных площадей. Вычисление периметра и площади геометрических фигур. Масштаб. Виды углов и треугольников, их построение. Круг и его элементы. Вычисление площади и длины окружности. Геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, куб, цилиндр, конус, пирамида, шар. Развёртки геометрических тел. Объём, меры объёма, вычисление объёма геометрических тел.

Требования к уровню подготовки – обучающиеся должны знать и уметь распознавать, строить геометрические фигуры, вычислять периметр и площадь прямоугольника и квадрата. Строить треугольник по его элементам. Распознавать геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипед, ци­линдр, конус (полный и усеченный), пирамида. Знать, что такое объем, обозначение: V. Единицы измерения объема: 1 куб. мм (1 мм3), 1 куб. см (1 см3), 1 куб. дм (1 дм3), 1 куб. м (1 м3), 1 куб. км (1 км3). Соотношения: 1 куб. дм = 1000 куб. см, 1 куб. м = 1 000 куб. дм, 1 куб. м = 1 000 000 куб. см.


Уметь измерять и вычислять объем прямоугольного параллелепи­педа (куба).
Контрольные работы на темы:

- Повторение -1ч

- «Нумерация», «Десятичные дроби» - 1ч.

- Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число -1ч

- «Нумерация. Десятичные дроби. Проценты. » – 1ч.

- Преобразование дробей -1ч

- «Сложение и вычитание дробей» - 1ч.

- «Обыкновенные и десятичные дроби» - 1ч.

- Действия с именованными числами-1ч

- Итоговая контрольная работа за год -1ч.

Учебно-тематический план.
Нумерация чисел в пределе 1000000- 5 часов:

Нумерация. Целые и дробные числа. Таблица разрядов и классов -1ч.

Чтение и запись целых и дробных чисел. Сравнение чисел. Римские цифры -2ч.

Именованные числа. Преобразование именованных чисел -2ч.
Десятичные дроби -32 часа:

Преобразование десятичных дробей -2ч.

Сравнение дробей -2ч.

Запись чисел, полученных при измерении величин, целыми числами и десятичными дробями -3ч.

Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей –7ч.

Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей – 15ч.

Контрольная работа – 3ч.


Проценты 25 часов;

Понятие о проценте 1ч.

Замена процентов десятичной и обыкновенной дробью – 2ч.

Нахождение 1% -2ч.

Нахождение нескольких % числа -4ч.

Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа -5ч.

Нахождение числа по 1%.Решение задач -4ч.

Запись десятичной дроби в виде обыкновенной -1ч.

Запись обыкновенной дроби в виде десятичной -2ч.

Самостоятельная работа -1ч.

Контрольная работа -3ч.
Обыкновенные и десятичные дроби -40 часов.

Образование и виды дробей -1ч.

Преобразование дробей -4ч.


Сложение и вычитание дробей -9ч.

Умножение и деление дробей -6ч.

Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями -9ч.

Все действия с дробями -8ч.

Контрольная работа -3ч.
Геометрия – 34:

Линии. Линейные меры -1ч.

Квадратные меры -2ч.

Меры земельных площадей -1ч.

Прямоугольный параллелепипед ( куб) -1ч.

Развёртка куба и прямоугольного параллелепипеда -2ч.

Объём. Меры объёма -2ч.

Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба)-5ч.

Геометрические фигуры -10ч.

Геометрические тела -4ч.

Практическое повторение -6ч.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих школу

Обучающиеся должны знать:

- величины; единицы измерения : стоимости, длины, массы, площа­ди, объема; соотношения единиц измерения стоимости, длины, массы
Обучающиеся должны уметь:

-читать, записывать под диктовку дроби обыкновенные и десятичные;

- считать, выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100;

- выполнять письменные арифметические действия (ум­ножение и деление на однозначное число, круглые десятки) в пределах 10 000;

-решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, произведения, частного, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, в несколько раз, на нахождение дроби обыкновенной; десятичной, 1% от числа; на соотношения: стоимость, цена, количество, расстояние, скорость, время;

-уметь вычислять площадь прямоугольника по данной длине сторон; объем прямоугольного параллелепипеда по данной длине ребер;

-уметь чертить линии, углы, окружности, треугольники, прямоугольни­ки с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля;

-различать геометрические фигуры и тела.

Литература и средства обучения.

1. Математика 9. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2008. М.Н.Перова.


2. Математика (коррекционно-развивающие занятия с обучающимися). Волгоград. Изд. «Учитель», 2006. А.А. Шабанова.

3. Решаем задачи по математике. СПб: Издательский Дом «Литера». 2008.

4. Математика (учебник-собеседник). М. «Просвещение» 1989. Л.Н.Шеврин и другие

Календарно-тематический план


п/п

Содержание

тем

Кол. часов

Виды и формы контроля

Дата







1 четверть













1

Нумерация. Целые и дробные числа. Таблицы разрядов и классов.

1

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.

5/9




2

Чтение и запись целых и дробных чисел. Сравнение чисел. Римские цифры.

2

Фронтальный опрос, самостоятельная работа, математический диктант.

6,7/9




3

Именованные числа. Преобразование именованных чисел.

2

Фронтальный опрос, самостоятельная работа.


12,13/9






















4

Преобразование десятичных дробей.

1

Самостоятельная работа.

14\09




5

Сравнение дробей

1

Самостоятельная работа, работа по карточкам.

19\09




6

Запись целых чисел, полученных при измерении величин десятичными дробями.

1

Самостоятельная работа, индивидуальная работа.

20\09\




7

Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин.

1

Самостоятельная работа, индивидуальная работа.

21\09




8



9

Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей.

Контрольная работа по теме: Умножение и деление на 2хзначное число

1

1

Устная работа, письменная работа


26\09

27




10

Нахождение неизвестных компонентов.

1

Фронтальный опрос, работа по карточкам.

28




11

Решение задач и примеров.

1

Самостоятельная работа.

3\10




12

Решение примеров с именованными числами. (единицы времени).

1

Фронтальный опрос, работа по карточкам.

4\10




13

Округление чисел. Решение задач.

1

Индивидуальная работа.

5/10




14

Решение примеров с проверкой. Составление примеров и их решение.

1

Самостоятельная работа.

10/10




15

Составление задач по краткой записи и их решение

1

Работа в группах.

11\10




16

Умножение целых чисел и десятичных дробей на однозначное число


1

Устная работа, самостоятельная работа.

12\10




17

Деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число.

1

Устная работа, самостоятельная работа.

17\10




18

Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на разрядные единицы

1

Устная работа, самостоятельная работа.

18\10




19

. Контрольная работа по темам: «Нумерация», «Десятичные дроби».

1

Самостоятельная работа.

19\10




20

. Анализ контрольной работы. Умножение целых и десятичных дробей на двузначные числа. -

1




24\10




21

Решение примеров и задач

1

Индивидуальная работа.

25\10




22

Умножение именованных чисел на двузначное число.

1





26\10



























2 четверть




.







1

Деление целых и десятичных дробей на двузначные числа.

2




7,8/11




2

Решение задач и примеров

по действиям.

2

Работа по карточкам.

9,15




3

Умножение целых чисел на трехзначное число.

1




16




4

Деление целых чисел на трехзначное число.

1




21\11




5

Решение примеров и задач.


1

Индивидуальная работа.

22\11






















6

Понятие о проценте.

1

Фронтальный опрос.

23\11




7

8


Замена процентов десятичной и обыкновенной дробью.

Контрольная работа» Умножение и деление на 3хзначное число


1

1

Фронтальный опрос.

28\11


29\11




9

Нахождение 1% числа.

1

Фронтальный опрос.

30/12




10

Нахождение нескольких % числа.

1




5/12




11

Решение задач и примеров с именованными числами.

1

Фронтальный опрос.

6\12




12

Решение примеров на нахождение нескольких процентов числа.


1




7\12




13

Решение задач на нахождение нескольких % числа.

1




12\12




14

Запись 10 %, 20%, 25% и 50 % дробью. Решение задач.

1




13\12




15

Запись 75 %, 2% и 5 % дробью. Решение задач.

1




14\12




16

Нахождение числа по 1 %.

1




19\12




17

Решение примеров и задач на %.

1

Самостоятельная работа.

20\12




18

Контрольная работа за I полугодие.

1




21\12




19

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками


1

Индивидуальная работа.

26\12




20

Запись десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и наоборот.

1




27\12




21

Конечные и бесконечные дроби.

1




28\12







.
















3 четверть













1

Виды дробей.

Образование обыкновенных дробей.

1

Фронтальный опрос.

16/1




2

Преобразование дробей.

1




17/1




3

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

1


18





4

Запись дробей в одинаковых долях. Сравнение дробей с разными знаменателями.

1




23\01




5

Сокращение дробей

1

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

24\01




следующая страница >>