zabika.ru 1 2 ... 7 8

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества


 



 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МБОУ ДОД центра детского творчества города

 

на 2011 – 2015 годы

 

Принята на педагогическом совете

Протокол № 2

от 05.09.2011 г.

 

 

 

 

 

г.Уварово

2011


Содержание:

Паспорт Программы развития

Стр.

Введение

 

1. Миссия, ведущие идеи, ценности, критерии, цели, задачи Программы развития МБОУ ДОД ЦДТ

 

2. Стратегический анализ факторов развития МБОУ ДОД ЦДТ

 

2.1. Информационная справка: ресурсы МБОУ ДОД ЦДТ

 

2.2. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды

 

2.3. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа на дополнительное образование

 

2.4. Анализ достижений МБОУ ДОД ЦДТ , потенциал развития

 

3. Анализ основных проблем в деятельности МБОУ ДОД ЦДТ

 

3.1. Результаты мониторинга деятельности (исследования)


 

3.2. SWOT-анализ потенциала МБОУ ДОД ЦДТ

 

4. Стратегическая цель и направления развития МБОУ ДОД ЦДТ  (целевые программы):

4.1. Направление «Доступное и качественное образование»

4.2. Направление «Воспитательный потенциал образовательной среды»

4.3. Направление «Дом детского творчества – территория здоровья»

4.4. Направление «Кадровый капитал»

4.5. Направление «Открытое учреждение»

4.6. Направление «Эффективное учреждение»


 

5. Этапы выполнения Программы развития и механизм ее реализации

 

5.1. Этапы выполнения Программы развития

 

5.2.Механизм реализации Программы развития

 

6. Показатели эффективности и перспективный результат реализации Программы развития

 

6.1. Ожидаемое будущее МБОУ ДОД ЦДТ  к 2015 году

 

6.2. Оценка эффективности прогнозируемых результатов

реализации Программы развития

 

7.  План-график основных мероприятий

 

             

 

 

 

  Паспорт программы развития

Наименование долгосрочной целевой программы


 

Программа развития  МБОУ ДОД ЦДТ г. Уварово на 2011 – 2015 годы (далее – Программа)

Основания для разработки программы:

I.       Международный уровень

·                 Конвенция о правах ребенка;

II.     Федеральный уровень

·                 Конституция Российской Федерации;

·                 Федеральный закон «Об образовании» с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2005 года и от 21.07.2007 N 194-Ф3, вступивших в силу с 1 сентября 2007 года.

·        Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

·        Приказ Минобрнауки России «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 24.03.2010 №209;

·        Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года;

·        Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»

·        Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа», (Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.);

·        Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);

·        Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (СанПин 2.4.2.1178-02).

III.  Региональный уровень

·                 Концепция  работы с одаренными детьми;

·        Программа «Модернизация образования Тамбовской области» от 27.08.2010 г.


·                 Программа развития системы образования Тамбовской области 2011 – 2020 гг. «Дети Тамбовщины».

          

         Программа развития учитывает:

-         достигнутые результаты реализации Программы развития МБОУ ДОД ЦДТ  2006-2010 в традиционных для него направлениях;

-         значимость развития МБОУ ДОД ЦДТ в городской системе образования;

-         необходимость создания для реализации Программы развития МБОУ ДОД ЦДТ  комплекса условий.

 

Координатор программы 

Координатором программы выступает отдел образования администрации города Уварово.

 

Разработчик программы

Разработчиком программы является творческий коллектив МБОУ ДОД ЦДТ:

Уварова Е.В., директор МБОУ ДОД ЦДТ; Коннова Е.А., зам. директора по УВР; методисты МБОУ ДОД ЦДТ: Рязанова О.В., Высочкина Т.Н., Кулагин М.В.

 Филиппова Е.М., председатель профкома.

Работа над программой велась с 05.2011 г. по 09.2011 г.

 

Программа обсуждалась на административных совещаниях и малом педагогическом совете.

 

Программа принята на педагогическом совете 7.02.2012 г. Протокол №2.

 

Исполнителем программы  выступает педагогический коллектив, реализующий Программу развития МБОУ ДОД ЦДТ.

 

Структура программы:

            Текст программы характеризует ситуацию в социокультурной и образовательной сфере города и МБОУ ДОД ЦДТ, подводит итоги реализации Программы развития МОУ ДОД ЦДТ в 2006-2010. В нем представлены основные направления программы.

 

Срок реализации программы 2011-2015 г.г.

                                                               

Введение


 

Программа развития МБОУ ДОД ЦДТ г.Уварово на 2011-2015 годы (далее - Программа) является управленческим документом по обеспечению условий для реализации прав граждан на качественное образование в соответствии с законодательством РФ в условиях комплексной модернизации образования в России.

В настоящее время идеология и стратегия комплексной модернизации образования в России и в Тамбовской области на ближайший период определяется следующими документами:

 

I. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Министерства образования и науки РФ.

В соответствии с данным документом главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития общества и инновационной экономики.

Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

Современная школа должна более тесно взаимодействовать с семьей.

В качестве основных приоритетов развития общего образования в национальной образовательной инициативе указаны следующие:

·      Обновление и совершенствование качества образования.

·      Развитие системы поддержки талантливых детей.

·      Развитие и обновление педагогического потенциала.

·      Современная образовательная инфраструктура.

·      Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни, обучающихся и воспитанников, учителей. Развитие инклюзивного образования.

·      Расширение самостоятельности образовательных учреждений.

 

II. Документом, определяющим развитие самостоятельности образовательных учреждений и повышение их ответственности, является Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»


 

III. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в редакции  на 01.12.2010 г.

Предполагается коренное изменение системы образования в Российской Федерации на основе модернизации.

IY. Стратегия развития системы дополнительного образования в г.Уварово 2011 – 2020 гг.

 Сложившаяся ситуация в системе образования в городе Уварово, новые потребности и возможности населения требуют изыскивать такие пути деятельности, которые могли бы соответствовать существующим условиям. В современной системе образования наблюдаются многочисленные трансформации, складывается ее новый облик - новый вид образования, создание условий для интеграции общего и дополнительного образования. Главным средством качественного изменения образовательного процесса может стать высокий профессионализм кадров, способных оперативно реагировать на изменяющиеся потребности социума, обладающих умением анализировать, проектировать свою деятельность и выбирать оптимальные, эффективные средства при организации учебного процесса. В свою очередь, изменились и требования к качеству образования, связанные с необходимостью соотношения уровня подготовки выпускников и потребностями экономики. Успешность выпускника образовательного учреждения во взрослой жизни связана не только с формальным уровнем образования - освоением образовательных стандартов, но и с приобретёнными компетенциями эффективно действовать в социуме, быть профессионалом в своём деле, гражданином страны, семьянином.

 Создание концепции развития Центра детского творчества, учитывающей эти особенности современного состояния общества, насущная потребность времени.  Развитие - обязательный элемент деятельности  образовательного учреждения, призванного, с одной стороны, реагировать на изменения социокультурной и экономической жизни общества, с другой, решать вопросы создания привлекательного имиджа учреждения, эффективно действующего на рынке образовательных услуг.


          Разработанная Концепция развития Центра детского творчества, рассчитана на период 2011-2015 годы.

БАЗОВЫЕ ИДЕИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

   Правовой основой концепции развития является Закон РФ «Об образовании» 1992 г. (новая редакция принята 13 января 1996 года), Типовое положение  об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства от 7 марта 1995 г. №233 с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года №752 «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей».

Развитие образовательного учреждения должно основываться на анализе его потенциала. Концепция развития отражает педагогические возможности коллектива, кадровые и организационные ресурсы. Реализация концепции может быть осуществлена при соответствующем финансовом обеспечении. Ключевой идеей концепции выступает идея развития, понимаемая в триединстве задач:

·     создание необходимых условий для развития и социализации личности воспитанника;

·      запуск механизмов развития и саморазвития самого образовательного учреждения;

·      превращение образовательного процесса в действенный фактор развития личности воспитанника, при этом образовательный процесс в учреждении понимается как ценностное единство процессов развития, обучения, воспитания.

        Концепция МБОУ ДОД ЦДТ строится на следующих позициях:

· Расширение социальных связей воспитанников с окружающим миром;

· Формирование единого образовательного пространства на основе интеграции общего и дополнительного образования;

· Создание системы, интегрирующей весь комплекс образования, воспитания, развития и социального становления личности в условиях социума.

Концепция развития носит открытый характер. Она исходит из того, что в процессе её реализации могут возникать новые продуктивные идеи и способы их осуществления. В случае успешного выполнения концепции неизбежно будет расширяться круг людей, активно участвующих в решении проблем развития учреждения, которые станут инициаторами новых проектов. В связи с этим план, включённый в данную концепцию, нельзя рассматривать как исчерпывающий. Он может и должен быть дополнен новыми планами, отражающими новые потребности социума и новые возможности учреждения.


Миссия, ведущие идеи, ценности, критерии, цели, задачи  Программы развития

 

Миссия учреждения: равенство в доступности качественного дополнительного образования для разных детей, подростков, граждан города Уварово и Уваровского района.

 

Ведущие идеи и подходы, использованные при составлении программы:

 

         приоритетность выбранных направлений развития и научное осознание основных проблем РОС и МБОУ ДОД ЦДТ, требующих разрешения,

         прогностичность (прогноз социальной стабильности и продолжения модернизации образования),

         соответствие текста федеральным, городским и районным нормативным актам, соотнесение программы с программами развития городского, федерального и регионального уровня,

         формализация социального заказа общественности города Уварово,

         своеобразие развития МБОУ ДОД ЦДТ, высокая степень проектного творчества при разработке программы развития,

         использование накопленного положительного опыта реализации стратегических проектов в сфере дополнительного образования в районе,

 

Данная программа развития, как и предыдущая, сохраняет проблемный подход в ее разработке как основной.

Задачи программы - это попытка в среднесрочной перспективе (2011-2015) обеспечить решение основных для МБОУ ДОД ЦДТ  социально-педагогических проблем силами и средствами учреждения.

       Предварительный прогноз предполагает становление открытой образовательной культуры в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются формирование российской идентичности; создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России; рост качества социальной среды; обеспечение условий развития каждого человека; понимания зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования, становления открытой, гибкой и доступной системы образования г.Уварово.


            Программа развития учитывает:

-         достигнутые результаты реализации Программы развития МОУ ДОД ЦДТ  2006-2010 в традиционных для него направлениях;

-         значимость развития МБОУ ДОД ЦДТ  в районной системе образования;

-         необходимость создания для реализации Программы развития МБОУ ДОД ЦДТ  комплекса условий.

 

Ценности:

Самовыражение – высокая оценка личности, свободы, прав человека; равенство возможностей; индивидуальный и общий успех.

Мастерство – стремление к активным изменениям личных и общих интересов.

Равноправие – социальная ответственность; признание прав других, равенство перед моралью и законами.

Автономия – самоуправление, способность и возможность принятия самостоятельных решений.

 

Критерии: качество, инновационность, востребованность и экономическая целесообразность.

 

Основная цель программы

         Развитие направлений деятельности учреждения  в целях воспитания здоровой, активной, творческой личности ребенка, способной к определению собственного места в окружающем мире средствами обеспечения доступности и высокого качества образования, адекватного социальным потребностям и требованиям инновационной экономики России, Тамбовской области и г. Уварово на основе повышения эффективности и открытости образовательной деятельности.

 

          Для  реализации цели выделяются задачи.

1.                  Обеспечение равных и разных стартовых возможностей для всех детей, реализация функции «социального лифта».

Для этого необходимо:


  • Разработать программы дополнительного образования нового поколения.

·         Обеспечить условия по организации образовательного пространства, расширяющего возможности развития «разного воспитанника» - талантливого, с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями, успешного и мигранта, сироты и ребенка из многодетной семьи (инклюзивное образование, интегрированные образовательные среды, индивидуальные образовательные маршруты, профильная и профессиональная подготовка).


·        Совершенствовать здоровьесозидающую образовательную среду учреждения (ЗОС).

·        Внедрить систему оценки полученного дополнительного образования, совершенствовать критерии оценки качества образования.

 

2.      Непрерывное развитие потенциала современного педагога.

Для этого необходимо:


  • Организовать  регулярный мониторинг по изучению запросов, потребностей и возможностей педагогических кадров.

·        Создать банк данных инновационных продуктов, инновационного педагогического и управленческого опыта.

  • Совершенствовать подходы к системе подготовки, переподготовке и повышению квалификации кадров.

  • Разработать действенные механизмы стимулирования педагогического труда.

 

3.                  Реализация потенциала Центра творчества – как центра воспитательной работы в городе.

Для этого необходимо:

·        Формировать духовно-нравственные ориентиры и качества гражданина и патриота через реализацию программ «Дети особой  заботы», «ЮнТал», «Лидер».

·        Внедрять современные технологии воспитания.

 

4. Формирование «открытого учреждения» - развитие социальных образовательных сетей как способа обмена информацией, кооперирования ресурсов и возможностей для реализации образовательных, культурологических проектов, исследования процессов, происходящих в образовании, как формат открытости и гласности.

Для этого необходимо:

·            Определить направления развития образовательных сетей в рамках организации нового образовательного пространства

·             Организовать регулярный мониторинг по изучению запросов и потребностей родительской аудитории.


·             Ввести практику отчетности образовательного учреждения, публичные отчеты с размещением их на сайтах. 

 

5.                  Формирование эффективного и самостоятельного учреждения.

Для этого необходимо:

·        Использовать прозрачные, ясные для потребителя образовательных услуг  показатели качества.


  • Расширить практику  электронного документооборота.

·        Обеспечить соблюдение санитарных правил.

·        Обеспечить переход к договорным отношениям в системе образования.

 

1.     Стратегический анализ факторов развития МБОУ ДОД ЦДТ

2.1.Информационная справка: ресурсы МБОУ ДОД ЦДТ

  МБОУ ДОД ЦДТ г. Уварово – это УДОД первой категории, объединяющее педагогов дополнительного образования, методистов, администрацию, специалистов других служб обеспечения и около 1318 детей от 4 до 18 лет. Многие занимаются в течение 3-6, 10 лет, получая в итоге предпрофессиональную подготовку.


МБОУ ДОД ЦДТ существует как правопреемник Дома пионеров и школьников с 1968 года. Пройдя период становления, стабилизации, перестройки, сейчас находится в стадии развития.

В МБОУ ДОД ЦДТ дополнительное образование представлено  шестью направлениями деятельности:

o   научно-техническим

o   спортивно-техническим;

o   физкультура и спорт;

o   художественно-эстетическим;

o   социально-педагогическим,

o    туристско-краеведческим



следующая страница >>