zabika.ru 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа №47

Копейского городского округа

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 47

Копейского городского округа

_______________Н.В.Заплатина

Принято

Педагогическим советом

« » 2011 г. протокол № .

Программа

формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

2011 год
Пояснительная записка

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся     - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

        • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

        • факторы риска, имеющие место в  школе, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

        • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

        • активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;


        • особенности отношения обучающихся школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспо­собностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой. 

        Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни явилась направляемая и организуемая  учителями, воспитателем, социальными педагогами, психологом,  родителями самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в  школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной ор­ганизации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

        При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в школьном возрасте     учитывалась зона актуального развития, так как   формирование ценности здоровья и здорового образа жизни-необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

        Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.


        Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации   строилась на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Задачи программы:

                • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

                • научить обучающихся делать осознанный выбор поступ­ков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

                • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно под­держивать своё здоровье;              

                • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

                • сформировать представление о рациональной организа­ции режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

                • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

                • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

                • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

                • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

                • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

                • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обра­щаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

                Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

                • организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

                • организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными предста­вителями);

                • выделению приоритетов в работе образовательного уч­реждения с учётом результатов проведённого анализа, а так­же возрастных особенностей обучающихся на ступенях образования.

                Второй этап — организация просветительской работы образовательного учреждения.

                1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

                • внедрение в систему работы школы дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые носят модульный характер, реализуются во внеурочной деятельности либо включаются в учебный процесс;

                • лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

                • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

                    2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:


                • проведение соответствующих лекций, семинаров, круг­лых столов и т. п.;

                • приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

                • привлечение педагогов и родителей (законных предста­вителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни

 

                Работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни   представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков — по созданию здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) и   способствует формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья





 


  • Соответствие состояния и содержание здания и помещений ОУ санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся :

  1. Тип здания __________

  2. Общая площадь________

  3. Год постройки 1964 год
  4. Проектная мощность 600


  5. Фактическое количество обучающихся _320___

  6. Техническое состояние здания:

холодное водоснабжение имеется в норме

отопление имеется в норме

вентиляция имеется в норме

сливная канализация имеется в норме

АПС имеется в норме

Освещение имеется в норме

  • Наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи:

  1. Пищеблок соответствует нормам СанПин

  2. Обеденный зал наличие необходимого количества обеденных столов и скамеек, 100 посадочных мест.

  3. Буфет

  4. Кратность питания одно и двухразовое

  • Оснащенность кабинетов.

  1. Характеристика спортзала:

Площадь 150 м2

Оснащение:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тренажерный зал: грудь-машина, штанга, доска для укрепления брюшного пресса, блочные тренажены, тренажер для развития мышц.

Наличие спортивной площадки, асфальтированной спортивной дорожки, волейбольного, баскетбольного, футбольного полей

  1. Количество учебных кабинетов(всего)________

Кабинет химии

Кабинет биологии.

Кабинет истории

Кабинет русского языка и литературы 3

Кабинет физики

Кабинет начальных классов - 4

Кабинет иностранного языка - 2

Кабинет информатики

Кабинет географии

Кабинет математики


Кабинет ОБЖ

Кабинет хореографии

Кабинет обслуживающего труда: 8 ножных швейных машин, 5 ручных швейных машин, 1 оверлок.


  1. Количество учебных классов 20

Средняя наполняемость классов 24

  1. Медкабинет лицензированный:аппарат для измерения АД , термоконтейнер, ростометр, весы медицинские напольные электрические, динамометр кисчтевой, жгут кровоостановочный веносный, коробка стерилизац – 2, мед.столик проц. с 3 стекл.полками, носилки брезентовые, облучатель ультрафиол. кварцевый,осветитель таблиц для подбора очков, ростометр РМ-2, спиртомер, стетофонендоскоп, таблицы Рабкина, танометр, шина КРАМЕРА для верхних конечностей, облучатель ОБНП -2, светильник, термоконтейнер, холодильник, стол однотумбовый, стулья, шкаф, тумбочка, термометр цифровой.

  2. Наличие квалифицированных специалистов: учителя физической культуры, психолог, социальный педагог, медицинский работник


Программа  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

 

Направление деятельности

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

2011 - 2012

2012 - 2013

2013 - 2014

2014-2015

Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ

Составление акта о приемке образовательного учреждения


 

август

 

август

 

 

 

август

 

 

 

август

 

Директор

Зам. по АХЧ

 

 

Приобретение необходимого оборудования для оснащения медицинского кабинета

 

В течение года

В течение года

В течение года

В

 течение года

Зам. по АХЧ

 

Приобретение нового оборудования для кабинетов, спортивных залов, спортплощадок

В течение года

В течение года

В течение года

В

течение года

Зам. по АХЧ

 

Организация горячего питания

 

 

 

 

 

В течение года

В течение года

В течение года

В

 течение года

Заведующая столовой,

Зам.дир по ВР, ответственный за питание,

Мед.работник

 

Заявки на замещение вакантных должностей

В течение года

В течение года

В течение года


В

течение года

 

Директор

 

Повышение квалификации

В течение года

В течение года

В течение года

В

течение года

Зам.дир по УВР

 

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

Составление расписания уроков, занятий ДО

 

Сентябрь

май

Сентябрь

май

Сентябрь

май

Сентябрь

      май

Зам.дир поУВР

Зам.дир по ВР

 

Проведение мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, изучению ПДД и ТБ

 

В течение года

В течение года

В течение года

В

течение года

Администрация

Классные руководители

 

Реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья

В течение года

В течение года

В течение года

В

течение года

Администрация

Педагог-психолог

 


Организация методических семинаров, совещаний:

- «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» (3 семинара);

- «Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда, педагога-психолога»;

- «Релизация блока внеурочной деятельности базисного учебного плана»;

- «Формирование культуры здоровья»;

- «Двигательная  активность детей»

 

 

 

сентябрь

ноябрь

январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

февраль

Зам дид по УВР

Зам.дир по ВР

 

  Проведение педагогических советов:

- «Система работы школы по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся»;

- «Здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее пространство школы»

 

 

 

март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

март

 

Администрация

 

 

Организация

физкультурно-оздоровительной работы


Работа с обучающимися всех групп здоровья на уроках физкультуры, секциях

В течение года

В течение года

В течение года

В

течение года

Учителяфизической культуры

Педагоги доп.образования

 

Организация динамических пауз, физкультминуток на уроках, динамических перемен

 

 

В течение года

В течение года

В течение года

В

течение года

Учителя начальной школы,

педагог-организатор,

воспитатель ГПД

 

Организация работы кружков, секций спортивной направленности:

Секции волейбола

Секции баскетбола

Секции футбола

Секции восточных единоборств

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Администрация,

педагоги доп.образования

учителя начальной школы,

 

 

Дни здоровья

 

 

 

Раз в четверть

Раз в четверть

Раз в четверть

Раз в четверть

Администрация,

педагоги доп.обр

учителя физической культуры


 

Организация утренней зарядки

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Учителя начальной школы

 

Проведение бесед в классах о режиме дня, правильном питании, здоровом образе жизни, значении спорта в жизни человека и др.

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Учителя начальной школы,

медработник

социальный педагог

 

Организация наглядной агитации, выпуск листов здоровья

 

 

 

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Педагоги доп.образования

учителя физ.культуры,

педагог-организатор

медработник

психолог  

 

Профилактические беседы, встречи с представителями медицинских учреждений

 

 

 

 

В течение года

В течение года

Учителя начальной школы,

медработник,

социальный педагог

 

 

Рейды:

-«Утренняя зарядка»;


-«Чистый класс»;

-«Внешний вид»

 


В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

педагог-организатор

 

Встречи со спортсменами, тренерами

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Педагог-организатор,

учителя физ.культуры

 

Организация школьной спартакиады

 

 

 В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Учителя физ.культуры,

педагоги ДО

 

Конкурсы:

 

-«Веселые старты»;

 

 

-«Папа, мама, я –

спортивная семья»;

 

«Зарница

турслет» 

 
ноябрь

январь

  март

апрель

декабрь

 

 

февраль
Февраль
Сентябрь

май

 
ноябрь

январь

  март

апрель

декабрь

 

 

февраль
Февраль
Сентябрь

май

 
ноябрь

январь

  март

апрель

декабрь

 

 


февраль
Февраль
Сентябрь

май


 
ноябрь

январь

  март

апрель

декабрь

 

 

февраль
Февраль
Сентябрь

май

Учителя физ.культуры,

педагоги доп.образования,

учителя начальной школы

 

Месячники:

-«Внимание! Дети »;

-«Месячник гражданской защиты»;

-«Месячник пожарной безопасности»;

 

 

Сентябрь

 

сентябрь

 

октябрь

 

октябрь -декабрь

 

 

Сентябрь

 
сентябрь

 

октябрь

 

октябрь - декабрь

 

Сентябрь

 

сентябрь

 

октябрь

 

октябрь - декабрь

 

Сентябрь

 

сентябрь

 

октябрь

 

октябрь - декабрь

 

Администрация,

ответственный по ТБ и ОТ,

педагог-организатор ОБЖ

 

 

Походы, прогулки, экскурсии

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Учителя начальной школы,


 

Организация Недель безопасности

 

 

 

 

Октябрь

декабрь

март

май


Октябрь

декабрь

март

май

Октябрь

декабрь

март

май

Октябрь

декабрь

март

май

Администрация,

Отв. по ТБ и ОТ,

педагог-организатор ОБЖ

 

 

День защиты детей

 

апрель

апрель

апрель

апрель

Администрация,

Отв. по ТБ и ОТ,

педагог-организатор ОБЖ

 

 

Реализация дополнительных образовательных программ

Создание совета по здоровью

сентябрь

 

 

 

Администрация

 

 

Использование учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» (2-4 классы)

 

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Учителя начальной школы

 

Организация конкурсов творческих работ, викторин, акций

 

 

 В течение года

В течение года

В течение года

В течение года


Учителя начальной школы,

учителя ИЗО,

Педагоги доп.образования

 

Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Педагогический лекторий:

-« Распорядок дня и двигательный режим школьника»;

- «Личная гигиена школьника»;

- «Воспитание правильной осанки у детей»;

- «Использование движения родителей с детьми для обучения детей навыкам правильного поведения на дорогах»;

- «Организация правильного питания ребенка в семье»;

- «Семейная профилактика проявления негативных привычек»;

- «Как преодолеть страхи»

 

 

 

В течение года

 

 

В течение года

 

 

В течение года

 

 

В течение года

 

 

 Учителя начальной школы,

педагог-психолог,
социальный педагог

 

Индивидуальные консультации

 

 

 

 

 

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Учителя начальной школы,

педагог-психолог,
социальный педагог



 

Организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, походов, экскурсий

 

В течение года


В течение года

В течение года

В течение года

Учителя начальной школы,

педагог-организатор, педагоги доп.обр, учителя физ.культуры

 

Выставки научно-методической литературы по здоровьесбережению, профилактике заболеваний, вредных привычек, безопасности детей

 

Раз в месяц

Раз в месяц

Раз в месяц

Раз в месяц

Учителя начальной школы,

Зав.библиотекой,

социальный педагог

 

 

 

Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выпускники начальной школы будут знать:

  • правила перехода дороги, перекрёстка;

  • правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиационным транспортом, обязанности пассажира; особенности жизнеобеспечения дома (квартиры) и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации;

  • правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёма;

  • меры пожарной безопасности при разведении костра;

  • правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях, которые  могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте; опасные погодные явления, наиболее характерные для региона проживания;

  • основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни;

помнить:

  • основные  правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, препаратов бытовой химии;
  • рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоёмов;


  • порядок и правила вызова милиции, «скорой помощи», пожарной охраны;

обладать навыками:

  • разводить и гасить костёр;

  • ориентироваться на местности;

  • действовать в неблагоприятных погодных условия;

  • действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания;

  • по оказанию первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании  инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении  пищевыми продуктами.

У учащихся будут сформированы индивидуальные навыки здорового образа жизни, а также убеждения о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье.