zabika.ru 1 2 3 4

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №32


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГИМНАЗИИ № 32
Программа

формирования культуры здорового и безопасного образа жизни


г. Иваново

2011 год

Программа формирования культуры здорового

и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:


  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г.) ;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);


  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

  • Концепция УМК «Перспективная начальная школа».

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся соответствуют следующим направлениям:

  1. Сформировать представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  2. Сформировать представления о негативных факторах риска, угрожающих здоровью детей;

  3. Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу;
  4. Научить обучающихся элементарным правилам , позволяющим сохранять и укреплять своё здоровье.


А именно:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Направления реализации программы

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни реализуется по следующим направлениям:

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  2. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;


  3. Рациональная организация образовательного процесса;

  4. Организация физкультурно – оздоровительной работы;

  5. Реализация дополнительных образовательных программ;

  6. Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Направления, реализуемые в программе, тесно связаны с задачами, видами и формами воспитания:

Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания

Направление формирования здорового образа жизни

Задачи формирования здорового образа жизни

Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;


  1. Пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью)

  2. Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к

здоровью детей



Беседа (урочная, внеурочная, внешкольная); спортивные секции, туристические походы, встреча со спортсменами, тренерами (внеурочная, внешкольная); урок физической культуры (урочная); подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная); спортивные соревнования, игровые и тренинговые программы (внешкольная)

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;


  1. Организация качественного горячего питания учащихся;

  2. Оснащение кабинетов ( в том числе медицинского), физкультурного зала, спортивных площадок, необходимым оборудованием и инвентарём (медицинским, спортивным, игровым)

Укрепление материально – технической базы; комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися


Рациональная организация образовательного процесса;


  1. Повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха;

  2. Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями

Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

Индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности ), работа по индивидуальным программам начального общего образования

Организация физкультурно – оздоровительной работы;


Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности учащихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья

Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках; организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования; проведение спортивно- оздоровительных мероприятий ( дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.)

Реализация дополнительных образовательных программ;


Включение каждого учащегося в здоровьесберегающую деятельность

Проведение дней здоровья. Конкурсов, праздников и т.п.; создание общественного совета по здоровьесбережению


Просветительская работа с родителями (законными представителями)


Включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы

Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей; приобретение для родителей необходимой методической литературы

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

2. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды . Столовая не пользуется услугами комбината школьного питания. Горячую пищу готовят в школе. В рацион блюд, приготавливаемых ежедневно, входят фрукты, овощи , соки, свежая выпечка. В столовой работает буфет.

Есть группа детей начальной школы, которая имеет льготы на питание. Это дети из многодетных, малообеспеченных семей.

Питание сбалансировано, в течение дня ребёнок получает необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ.

Учащиеся начального звена питаются по следующему графику:

9.00 – 1-е, 2-е классы

10.00 - 3-е классы

11.00 – 4-е классы

В гимназии соблюдается график дежурства в столовой учителей, администрации.

Осуществляется контроль за организацией питания:

- ежедневный: ведение экрана питания, организация дежурства учителя, администратора;

- еженедельный: акт проверки горячего питания обучающихся 1- 11 классов;


- ежемесячный: аналитический отчёт об охвате горячим питанием.

Таким образом в школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания и ведётся поиск новых форм организации горячего питания.

В школе работают два спортивных зала площадью : малый –146,7кв.м, большой – 280, 2 кв. м. При спортивных залах определено место для снарядной, функционируют раздевальные для мальчиков и девочек. Залы оборудованы необходимым игровым и спортивным инвентарём и функционируют как в урочное, так и во внеурочное время.

Физкультурно-оздоровительные технологии , внедряемые учителями физкультуры, направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются они на уроках физической культуры, в работе спортивных секций , на внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятиях.

В школе работает медицинский центр, который оказывает следующие услуги:


  • Организует профилактический осмотр учащихся педиатром и врачами - специалистами;

  • Доводит результаты медицинского осмотра детей до сведения родителей и учителей;

  • Выполняет все рекомендации врача - педиатра и врачей – специалистов после проведённого осмотра;

  • Организует проведение профилактических прививок и постановку туберкулиновых проб;

  • Наблюдает учащихся в период адаптации;

  • Проводит профориентацию школьников;

  • Участвует в организации профилактических осмотров юношей в РВК, при постановке их на воинский учёт; регулярно следит за оздоровлением юношей, имеющих патологию состояния здоровья;

  • Проводит работу по санитарно- гигиеническому просвещению среди учащихся, родителей и персонала школы;
  • Ведёт наблюдения за детьми, бывшим в контакте с инфекционными заболеваниями;


  • Проводит лабораторные исследования детей;

  • Оказывает доврачебную помощь детям, а также помощь при неотложных состояниях;

  • Ведёт выписку, учёт и хранение медикаментов, следит за своевременным их пополнением;

  • Следит за физическим воспитание учащихся.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:

Два учителя физкультуры ( специалист высшей категории и специалист первой квалификационной категории);

Медицинские работники ( врач, медсестра)

3. Способы рациональной организации учебной и внеучебной деятельности убучающихся:

- Использование возможностей УМК «Перспективная начальная школа» в образовательном процессе.

Значительный здоровьесберегающий потенциал несут в себе типические свойства УМК «Перспективная начальная школа» :

  1. Воспитание физической культуры:

- осознание ценности здорового образа жизни,

- понимание вреда алкоголя и наркотиков,

- повышение осведомленности в разных областях физической культуры,

- развитие навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности;

2) Социально-нравственное воспитание:

- развитие чувства сострадания и сопереживания ближнему;

- формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей;

- воспитание уважения к чужому мнению; обучение правилам поведения в обществе и семье;

- ознакомление с этическими нормами, их культурно-исторической обусловленностью и формирование осознанного понимания их ценности и необходимости.

В УМК «Перспективная начальная школа» реализуется гуманистическое убеждение: обучение и развитие каждого ребенка в школе может быть успешным, если создать для этого необходимые условия. Одно из основных условий — личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт и вариативность требований, учитывающих уровень


подготовки учащихся к школе, общие способности к обучению, уровень доступной ребенку самоорганизации, жизненный опыт.

В УМК обеспечены: отбор содержания, включающего систему заданий разного уровня трудности (с соблюдением меры трудности); сочетание различных методов, средств, форм обучения и контроля; возможность сочетания индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе:

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников напрямую связан с задачами урочной деятельности, одновременно решаемыми Программой здоровья. Он предусматривает поддержку всех учащихся с использованием разного по трудности и объему предметного содержания, а соответственно, помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала каждым учеником. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка.

Реализуемый в комплекте принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, формирования и развития основ культуры умственного и физического труда. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы, прогулки на природу).

Безусловно, заявленные позиции носят здоровьесберегающий характер, создают безопасную образовательную среду с точки зрения психологической, личностной защищенности каждого школьника.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности реализуется с помощью учебных предметов УМК «Перспективная начальная школа».

Система учебников «Перспективная начальная школа» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.


В курсе «Окружающий мир одна из содержательных линий включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасностью жизнедеятельности ребёнка. В процессе обучения дети знакомятся с инструкциями по правилам гигиены, поведения на воде, на улице, на дороге, дома, при контактах с незнакомыми людьми, при контактах с домашними и дикими животными и т.д.

В курсе «Физическая культура» весь теоретический материал, используемый на уроке, способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы беседы, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

В курсе «Технология» при работе с опасными инструментами проводится инструктаж по технике безопасности. В учебнике специальным предупреждающим значком отмечены этапы урока, на которых детям необходимо быть наиболее осторожными.

В курсе «Информатика и ИКТ» изучаются гигиенические нормы работы за компьютером.

- Гигиенические нормы и требования к организации учебной и внеучебной нагрузке обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки .

Расписание уроков в начальной школе составлено с учётом психологических особенностей младших школьников. Чётко выдерживается чередование предметов гуманитарного, математического и творческого циклов. При распределении нагрузки учитываются самые работоспособные дни недели для учащихся данной возрастной группы.


Объём домашнего задания формируется с учётом того, что: учащиеся 2- 3 классов не должны тратить на его выполнение более 1,5 часов, а учащиеся 4 классов 2 часов.

- В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий , направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно-ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

При реализации программы используются следующие методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся:


  • Лекционные занятия

  • Тренинги

  • Индивидуальные и групповые консультации

  • Тесты и анкетирование

  • Родительские лектории

  • Ролевые игры
  • Выпуск газет, плакатов, сан. бюллетеней


  • Экскурсии

  • Конкурсы

  • Спортивные мероприятия

  • Мультимедийные презентации

  • Просмотр учебных фильмов

- В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает преподавание информатики с использованием компьютера на основе специальных программ, разработанных к учебнику. Проводится один урок в неделю: ученики работают за компьютером 15 минут ( время обусловлено санитарными нормами).

Каждый кабинет начальной школы оснащён компьютерной техникой. Учитель имеет возможность вынести информацию на экран, а также распечатать дидактический материал на каждого ученика.

Каждый обучающийся обеспечен рабочим местом ( партой) в соответствии с его ростом. Ученическая мебель изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствует росто- возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, первого и третьего ряда (при трёхрядной расстановке парт) меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных кабинетах составляет 18- 24 С.

Учебные помещения проветриваются во время перемен. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание учебных помещений.

Все учебные классы имеют естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещённому освещением жилых и общественных зданий.

Классные доски оборудованы местным освещением – софитами.

Окна учебных помещений оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами (жалюзи).

Во всех классах установлены умывальные раковины.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Перспективная начальная школа» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:


  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Мероприятия по физкультурно – оздоровительной работе с учащимися, семьями обучающихся ( см. Приложение )



В рамках физкультурно – оздровительной работы реализуются следующие здоровьесберегающие технологии ( см. Приложение)

Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса реализуются по следующему плану:





Мероприятия


Сроки


Исполнитель

1


2


3


4


1


Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика.


Постоянно


Медицинские работники гимназии


2


Составление социологических карт но классам, составление списков: •» Учащихся «группы риска» • Проблемных семей « Многодетных семей * Малообеспеченных семей « Неполных семей « Детей с хроническими заболеваниями


Сентябрь


Классные руководители


3


Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий


Постоянно


Директор, зам.директора по

АХЧ


4


Организация дежурства по школе


Сентябрь


Зам. директора по воспитательной работе


5


Составление индивидуальных учебных планов для учащихся, обучающихся на дому


Август-Сентябрь


Зам. директора по учебно-воспитательной работе


6


Диспансеризация учащихся школы


В течение года

Медицинские работники гимназии, врачи поликлиники



7


Учёт посещаемости школы учащимися


Постоянно


Зам. директора но УВР и ВР. классные руководители


8


Оформление кабинета ОБЖ


Сентябрь


Зам. директора по УВР, учитель ОБЖ


9


Издание приказов: * «Об охране жизни и здоровья школьников» » «О назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и охраны труда»


Сентябрь


Директор школы


10


Составление графика технического персонала школы


Сентябрь


Зам. директора по

АХЧ


И


Оформление листов здоровья в классных журналах


Сентябрь


Классные руководители, медицинский работник


12


Организация спортивной секции, кружков


Сентябрь


Зам. директора по ВР. учителя физкультуры, классные руководители





13

Соблюдение воздушного и светового режима в школе


Постоянно


Директор, зам. директора по АХЧ


14


Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период


К началу зимнего

периода


Директор, зам. директора по АХЧ


15


Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе


Постоянно


Директор, зам. директора по АХЧ


16


Содержание в исправности всех средств пожаротушения


Постоянно


Зам. директора по АХЧ


17


Обеспечение хранения спортивного инвентаря


Постоянно


Учитель физкультуры, зам. директора по АХЧ


18


Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьного образовательной среды


Февраль-май


Зам. директора по УВР в начальной школе, психолог


19


Контроль состояния здоровья школьников по итогам диспансеризации


Апрель


, Медицинские работники

20


Обеспечение требований к охране труда при проведении итоговой аттестации в 9-х и 1 1 -х классах


Май, июнь


Зам. директора УВР


21


Организация ремонта учебных кабинетов


Летний период


Зам. директора по АХЧ, заведующие кабинетами


22


Подготовка актов по приемке школы к новому учебному году


Июль-август


Зам. директора по АХЧ


23


Приёмка школы к новому учебному году


Август


Директор школы


24


Рейды: • по проверке внешнего вида обучающихся * по сохранности библиотечных учебников * по выполнению школьниками режима дня


По отдельному плану


Зам. директора по УВР, ВР, , библиотекарь. ОУ С


25


Регулярное проведение учебных пожарных тревог


По графику


Директор, начальник штаба ГО школы, зам. директора по АХЧ


26


Приобретение сантехнического оборудования, люминесцентных и электрических ламп


В течение года

Зам. директора по АХЧ


27


Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, оборудования для кабинетов


В течение года


Зам. директора по АХЧ


28


Приобретение моющих и чистящих средств


Постоянно


Зам. директора по

АХЧ


29


Приобретение посуды для столовой


В течение года


Зам. директора по

АХЧ


30


Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов


Август


Зам. директора по АХЧ


31


Обеспечение учащихся 1-1 1-х классов горячим питанием


В течение учебного года


Директора школы, Зам.дир.по ВР


32


Контроль физического воспитания учеников


По

отдельному


Администрация школы, учителя




5. Реализация дополнительных образовательных программ

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Разработаны курсы дополнительного образования «Подвижные игры», «Танцевально- игровая гимнастика»


Данные программы реализуются в группах внеурочной занятости.
«Оздоровительные и подвижные игры

для детей младшего школьного возраста»

Физкультурно-оздоровительные занятия - "это специализированные общеразвивающие занятия в группах внеурочной занятости, служащие целям всестороннего физического развития детей. Деятельность детей на них - не учебный труд, а отдых со всеми вытекающими из этого последствиями.

Особое положение этих занятий в режиме учащихся в группах внеурочной занятости накладывает на них обязанность по удовлетворению биологических потребностей организма учеников в двигательной деятельности и снятия нервного напряжения, вызванного учебным трудом, а также потребностей в общении и эмоциональной разрядке.

Целевая программа «Оздоровительные игры для детей младшего школьного возраста» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе проведения обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.

Подвижные игры в группах внеурочной занятости являются ведущим, но не единственным основанием образовательной области "Физическая культура" в начальной школе. Его освоение осуществляется в единстве с содержанием таких важных организационных форм целостного педагогического процесса, как физкультурные мероприятия в группах внеурочной занятости , спортивные соревнования, физкультурные праздники.

Подвижные игры - традиционное средство педагогики. Подвижные игры разных народов являются неотъемлемой частью эмоционального, художественного, физического воспитания школьников. У детей, благодаря этим играм, формируются устойчивый интерес к культуре родной страны- и стран мира, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических качеств и уважение к людям других национальностей.


Подвижные игры требуют от детей проявления физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости, но вместе с тем несут в себе существенный информационный заряд, знакомят играющих с образом жизни того или иного народа, с его природным, вещественным окружением. В них отражаются полузабытые народные обычаи, заклинания, утратившие свое первоначальное значение, ритуалы, верования, культурные традиции и т.д.

Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике .

Младший школьный возраст-один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека.Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка,

формируется личность человека.

В настоящее время существуют много ритмопластических направлений,

и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танце-

вально- ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на

простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность- в её разносторон-

нем воздействии на опорно- двигательный аппарат, сердечно- сосудистую,

дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не

только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в уп-

ражнения танцевально – ритмической гимнастики, но и образными упражне-

ниями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенно

стям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий чело –

века и животных.

Оздоровительно – развивающая программа по танцевально- игровой гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего школьного возраста.

В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально – ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений

и креативная гимнастика.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий .


Так , в танцевально – ритмическую гимнастику входят разделы: игроритми-

ка , игрогимнастика,игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представ-

лены : игропластикой , пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем ,

музыкально – подвижными играми и играми – путешествиями.Раздел креа –

тивной гимнастики включает : музыкально – творческие игры и специальные

задания .

Игровой метод придаёт учебно- воспитательному процессу привлекатель-

ную форму , облегчает процесс запоминания и освоение упражнений , повы –

шает эмоциональный фон занятий , способствует развитию мышления , воо-

бражения и творческих способностей ребёнка.

Основной целью программы является содействие все- стороннему развитию личности младшего школьника средствами танцевально – игровой гимнастики .

Предполагается , что освоение основных разделов программы поможет ес-

тественному развитию организма ребёнка , морфологическому и функциона-

льному совершенствованию его отдельных органов и систем . Обучение по программе создаёт необходимый двигательный режим , положительный психологический настрой , хороший уровень занятий . Всё это способствует укреплению здоровья ребёнка , его физическому и умственному развитию .

Данная программа является нестандартной оздоровительно – развиваю –

щей программой по физическому воспитанию ребёнка и подготовке его к

обучению в общеобразовательной школе.

Исходя из целей программы предусматривается решение следующих ос –

новных задач для детей :

1. Укрепление здоровья :

способствовать оптимизации роста и развития опорно – двигательного

аппарата ;

формировать правильную осанку ;

содействовать профилактике плоскостопия ;

содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов


дыхания , кровообращения , сердечно – сосудистой и нервной систем орга –

низма .

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников ;

развивать мышечную силу , гибкость , выносливость , проприоцептивную

чувствительность , скоростно – силовые и координационные способности;

содействовать развитию чувства ритма , музыкального слуха , памяти , внимания , умения согласовывать движения с музыкой ;

формировать навыки выразительности , пластичности , грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.

3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающих –

ся ;

развивать мышление , воображение , находчивость и познавательную ак-

тивность , расширять кругозор ;

формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

воспитывать умения эмоционального выражения , раскрепощённости и творчества в движениях ;

развивать лидерство , инициативу , чувство товарищества , взаимопомощи

и трудолюбия.



следующая страница >>