zabika.ru 1

Филиал МБОУ Токаревской СОШ №2 в с. Гладышево


Программа экологического кружка

«БЕРЕГИНЯ»

Составила учитель химии

Кузина И.В.

2011 – 2012 уч. год

Пояснительная записка

Программа кружка направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района, своей республики.

Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.

Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.

Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.

Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача семьи и школы. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников, способствующего сохранению здоровья.

Основные цели и задачи:

Цели:


1.Формирование понимания зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни.

2.Формирование знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика
Задачи:

1.Развивать стремление оздоровлять окружающую среду внося посильный вклад в улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий жизни человека;

2.Развивать умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление индивидуального здоровья учащихся;

3.Воспитывать экологической культуры учащихся.

Нормативные правовые документы

  1. Базисный учебный план.


  2. Федеральный компонент государственного стандарта.

  3. Примерные программы на основе ФГОС.

  4. Федеральный перечень учебников.

  5. Требования к оснащению образовательного процесса.

Сведения о программе

Рабочая программа кружка составлена на основе авторской программы В.Г. Бабенко.

Информация о внесенных изменениях

В авторскую программу внесены изменения в раздел содержание. Добавлена тема «Природа своей местности».

Определение места и роли учебного курса

С целью привития интереса обучающихся во внеурочное время введен 1 час в неделю кружковой работы.

Информация о количестве учебных часов

Программа кружка рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Формы организации образовательного процесса

Коллективные, групповые, индивидуальные. Обучение ведется в форме беседы, самостоятельных работ, викторин.

Технологии обучения

Кружок предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности, личностно-ориентированных и развивающих; различные организационные формы обучения.

Механизмы формирования ключевых компетенций

В ходе освоения содержания химического, биологического, экологического образования учащихся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • построения и исследования экологических, химических и биологических моделей для описания и решения задач;

  • выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на экологическом, биологическом и химическом материале; самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов и результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников;
  • самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации.


Виды и формы контроля

Виды контроля: текущий, тематический, промежуточный, итоговый. Формы контроля: фронтальный опрос, устный опрос, работа по карточкам, самостоятельная работа, викторины.

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года

В результате изучения программы кружка учащиеся получают возможность

Знать/понимать:

  • Определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы)

  • О типах взаимодействия организмов

  • Современные проблемы охраны природы

  • О рациональном использовании и охране водных ресурсов

  • О современном состоянии, использовании и охране растительности

  • Вредные для здоровья факторы

  • О норме и режиме питания

  • Об охраняемых территориях и объектах своей местности.

  • Влияние окружающей среды на рост и развитие растений

Уметь:


  • Решать простейшие экологические задачи

  • Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности

  • Определять уровень загрязнения воздуха и воды

  • Подкармливать и охранять птиц

  • Объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды на здоровье отдельного человека и демографические показатели.


Содержание программы (35 ч)
Раздел 1. Природа своей местности (4 часа)

Ориентирование на местности: по Полярной звезде и по Солнцу. Определение сторон горизонта на местности.

Ландшафты своей местности. Освоение местности человеком. Население своей местности. Хозяйственная деятельность и быт населения, преобладающие профессии. Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека.

Оценка, высказывание суждений о мерах по улучшению условий жизни населения своей местности. Изучение литературы о родном крае - книг, журналов, газет. Оформление материалов наблюдений.


Требования к уровню подготовки:

Ученик должен знать/понимать:


  1. Как ориентироваться на местности.

  2. Какую роль играет хозяйственная деятельность для ландшафта.

Уметь:

  1. Правильно оценивать состояние окружающей среды.

Раздел 2. Растительный организм (6 часов)

Значение семян в природе и жизни человека. Корневое питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез

Роль воды в жизни растений. Экологические группы по отношению к воде. Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.

Требования к уровню подготовки:

Ученик должен знать/понимать:

    1. Значение зеленых растений.

    2. Какую роль играет вода в жизни растений.

Уметь:

1.Правильно оценивать влияние окружающей среды на развитие растений.

РАЗДЕЛ 3 «Окружающая среда и здоровье человека» (15 часов)

Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека. Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе

Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения. Учитесь быть здоровым!

Гигиена питания. Режим и правила питания. Сервировка и оформление обеденного стола. Гигиена твоего жилища. Чистота в доме и квартире Правила хранения лекарств и обращение с ними.

Требования к уровню подготовки:

Ученик должен знать/понимать:

1.Как закаливать организм, предупреждать простудные заболевания.

2.Какую роль играют игры и отдых для здоровья .

Уметь:

1.Правильно поддерживать гигиену питания и гигиену своего жилища.

Раздел 4. Человек, вода, водоем (10 часов)

Связи местного населения и отдельного человека с водой и водоемом: потребности в пресной воде для питья и хозяйства.


Водные ресурсы. Источники снабжения водой местного населения. Особенности местности, прилегающей к водоему.

Целебные воды. Химический состав некоторых минеральных вод. Воздействие их на организм. Физические свойства воды (теплоемкость, скрытая теплота плавления, парообразование, плотность воды). Зависимость температуры воды в водоеме от характера водоема, свойств воды. Жесткость воды. Способы определения и устранения жесткости воды.

Требования к уровню подготовки:

Ученик должен знать/понимать:

1.Особенности местности, прилегающей к водоему.

2.Химический состав минеральных вод.

Уметь:

1.Определять физические свойства воды, жесткость воды и способы ее устранения.

Учебно-тематический план



Тема

Кол-во часов

1

Природа своей местности

4

2.

Растительный организм

6

3.

Окружающая среда и здоровье человека

15

4.

Человек, вода и водоем

10

Итого

35 часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу обучения учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • Определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы)


  • О типах взаимодействия организмов

  • Современные проблемы охраны природы

  • О рациональном использовании и охране водных ресурсов

  • О современном состоянии, использовании и охране растительности

  • Вредные для здоровья факторы

  • О норме и режиме питания

  • Об охраняемых территориях и объектах своей местности.

  • Влияние окружающей среды на рост и развитие растений

Уметь:

  • Решать простейшие экологические задачи

  • Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности

  • Определять уровень загрязнения воздуха и воды

  • Подкармливать и охранять птиц

  • Объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды на здоровье отдельного человека и демографические показатели.

Литература и средства обучения

  1. Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии //Самара,1992.

  2. Берестецкий О.А. « Биологические основы плодородия почвы» - М, Колос – 1984.

  3. БоеваА.И.,Переславцев А.А. « Влияние удобрений на почвенную микрофлору.» Научные труды. Воронежского сельскохозяйственного института-1974.

  4. Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,1997. – 240с

  5. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003

  6. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112с.

  7. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.:Просвещение, 1990. 239с.
  8. Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1


  9. Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с.

  10. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001

  11. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /Под ред. В . Н. Кардашенко. М.: Медицина, 1983. 264 с.

  12. Судаков К.В. и др. Основы физиологии функциональных систем. – М.:1983.

  13. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология

  14. Яблоков А. Пробуждение от экологической спячки // родина, 1990. - №4


Календарно - тематическое планирование по кружку

«БЕРЕГИНЯ»



п/п

Тема, раздел

Количество

часов

Вид

контроля

Дата




План.

Факт.

Природа своей местности

4 ч













1

Введение

1 ч

Фронтальный опрос.




2

Природа родного края

1 ч

Работа по карточкам




3

Хозяйственная деятельность и быт населения

1 ч

Устный опрос.




4

Меры по улучшению условий жизни населения своей местности.

1 ч

Работа по карточкам




Растительный организм

6 ч

Фронтальный опрос.










5

Введение

1 ч

Устный опрос.




6

Значение семян в природе и жизни человека

1 ч

Фронтальный опрос.




7

Влияние окружающей среды на рост и развитие растений



Работа по карточкам




8

Взаимосвязь организмов и неживой природы

1 ч

Работа по карточкам




9

Приспособленность организмов к совместной жизни.

1 ч

Фронтальный опрос.




10

Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез

1 ч

Самостоятельная работа




Окружающая среда и здоровье человека

15 ч













11

Введение

1 ч

Устный опрос




12

Представление о здоровье

1 ч

Работа по карточкам


13


Воспитание культуры здоровья

1 ч

Фронтальный опрос




14

Здоровье человека

1 ч

Работа по карточкам




15

Движение и красота человека

1 ч

Викторина




16

Физическая культура в жизни человека. Активный отдых

1 ч

Работа по карточкам




17

Подвижные игры на свежем воздухе

1 ч

Фронтальный опрос




18

Закаливание и его роль в укреплении здоровья

1 ч

Работа по карточкам




19

«Учитесь быть здоровым!»

1 ч

Фронтальный опрос


20


Простудные заболевания и их предупреждения

1 ч

Работа по карточкам




21

Гигиена питания

1 ч

Фронтальный опрос




22

Режим и правила питания

1 ч

Работа по карточкам




23

Гигиена твоего жилища

1 ч

Фронтальный опрос




24

Чистота в доме и квартире

1 ч

Работа по карточкам




25

Движение – это твоё лекарство. Красивая походка

1 ч

Самостоятельная работа




Человек, вода, водоем

10 ч











26

Введение

1 ч

Фронтальный опрос




27

Связь человека с водой

1 ч

Фронтальный опрос




28

Потребности в пресной воде

1 ч

Работа по карточкам




29

Водные ресурсы

1 ч

Фронтальный опрос




30

Целебные воды

1 ч

Работа по карточкам




31

Химический состав минеральных вод

1 ч

Фронтальный опрос




32

Физические свойства воды

1 ч

Работа по карточкам


33


Жесткость воды

1 ч

Фронтальный опрос




34

Способы определения и устранения жесткости воды.

1 ч

Работа по карточкам




35

Подведем итоги

1 ч

Викторина







Итого:

35 ч