zabika.ru 1

Роль физического эксперимента в преподавании физике

  Роль физического эксперимента в формировании ключевых компетенций учащихся «Напичканный знаниями, но не умеющий использовать их ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать». Академик А.Л. Минц

«Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность». Б.Шоу Концепция модернизации российского образования определила новую парадигму образования, ориентированную на развитие личности. Она предполагает формирование ключевых компетенций, овладение которыми является необходимым условием социализации выпускников. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, определены направления, в том числе и формирование ключевых компетенций, где понятие «компетенция» определяется, как «готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это значит, выпускник должен уметь принимать самостоятельные решения, работать в команде, быть инициативным, способным к новациям, готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям, уметь выходить из них. Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога. Во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под сформулированный результат. Меняются также и подходы к оценке - в процедуру оценивания включается рефлексия, наблюдение за деятельностью учащихся. Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий - обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. Поэтому измениться должны и механизмы доставки знаний от преподавателя к обучающемуся: приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное и сетевое обучение. Все эти формы обучения направлены на то, чтобы ввести ученика в социальные и профессиональные роли так, чтобы научить его быть успешным и в том и в другом. Это поможет ему затем самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, обучаться на протяжении всей жизни. Конечно, при этом не может остаться неизменной и квалификация преподавателя. Его роль изменяется от руководителя к помощнику. Он должен сам уметь общаться, ставить цели и мотивировать учащихся достигать их, учить проводить анализ и самоанализ, т.е. демонстрировать свое собственное компетентное поведение. А так как компетентность подразумевает деятельность, то педагог сам должен уметь эту деятельность организовывать. К перечню ключевых компетенций можно отнести:


• Общение - коммуникативные навыки и способности;

• Умение решать проблемы - умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый результат;

• Сотрудничество - умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде.

• Самоуправление - способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление.

• Владение информационными технологиями - умение не только использовать известные технические и программные средства обработки информации, но и способность к самостоятельному освоению новых. Развитию многих ключевых компетенций на уроках физики способствует физический эксперимент учащихся. Эксперимент является важнейшим элементом процесса обучения физике. Он выполняет несколько дидактических функций: повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническому образованию, а также играет большую роль в формировании физических понятий. Абстрактные понятия учащимся легче формировать на основе богатого чувственного опыта. Физический эксперимент влияет на ребёнка через ощущение, восприятие, представление, формирует при этом определённую мыслительную деятельность. Вызывает у учащихся различные положительные эмоции: удовольствие от проделанной работы, уверенность в своих знаниях, восхищение, удивление, любопытство, которые надолго закрепляют в памяти нужную информацию. Учащиеся углубляют свои знания, повторяют изученный на уроках материал. Развивают память и мышление, учатся анализировать идею и результаты опытов, самостоятельно делают выводы.

  В своей работе я использую различные виды эксперимента:


  • демонстрационные опыты учителя 

  • фронтальные опыты учащихся;

  • лабораторные работы;

  • домашние экспериментальные задания.

Остановлюсь подробнее на опытах учащихся, потому что, на мой взгляд, именно опыты самих учащихся, а не учителя в большей степени способствуют развитию ключевых компетенций.

Система творческих лабораторных работ по физике в 7-8 классах Сложившаяся система лабораторных работ по физике наряду с несомненными её достоинствами имеет и существенные недостатки. Как известно, в настоящее время лабораторные работы включают в себя, как правило, одно задание и выполняются по подробным инструкциям. Это создаёт максимальные удобства для учителя: он может перед началом работы дать нужные указания сразу всем учащимся; ему легко наблюдать за их работой; при необходимости он может остановить работу и сделать общее замечание всему классу и т.д. При такой постановке дела успех выполнения любой лабораторной работы практически всегда обеспечен, но традиционная методика не позволяет полностью развивать творческие способности учащихся с учётом их индивидуальности, воспитывать у них самостоятельность и инициативность. Этим требованиям в значительной мере отвечает система творческих лабораторных работ. Она используется мною на протяжении нескольких лет. Лабораторные работы проводятся в виде самостоятельного (без инструкций) решения учащимися небольших экспериментальных задач, в том числе творческого характера. Обычно ученикам предлагается 2-4 последовательно усложняющихся задания, иногда даётся одно общее, обязательное для всех учеников, и 2-3 дополнительных. Некоторые задания (обычно первые по порядку) могут быть и не творческими, имеющими целью лишь закрепление и отработку ранее изученного материала. Однако поскольку и они выполняются без инструкций (или с минимальными указаниями к работе), то степень самостоятельности учеников оказывается более высокой, чем при традиционном способе проведения лабораторных работ. При выставлении оценки такой лабораторной работы учитываются: объём выполненной работы, правильность и рациональность решения, и обязательно степень самостоятельности учащихся. Обо всём этом они заранее предупреждаются. Оценка становится объективной и полновесной. При такой системе проведения лабораторных работ легко видеть, «до какой ступеньки» поднимается каждый из учеников в овладении экспериментальными умениями и навыками, в знании учебного материала, в умении применять его как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях. Как правило, перед выполнением лабораторной работы учащиеся получают краткие указания, например: «Нарисуйте схему электрической цепи, запишите план выполнения работы, проведите необходимые расчёты и сделайте выводы». Ученики сами решают, как записывать результаты измерений – в строчку или таблицу. Опыт показывает, что при такой методике очень резко меняется стиль работы учеников: почти исчезает «иждивенчество», т.е. частое обращение отдельных учеников за помощью к учителю или соседям по парте (поскольку при оценке учитывается самостоятельность), темп работы становится плотным, ученики не отвлекаются по пустякам. При этом большинство успевает выполнить за урок вдвое, а некоторые даже втрое больший объём работы, чем при обычных условиях. Естественно меняется и характер умственной деятельности учеников: нагрузка на память уменьшается, возрастает объём логического и творческого мышления. Помощь учащимся учитель оказывает в индивидуальном порядке. Успех проведения лабораторных работ по этой методике зависит от двух обстоятельств: ученики должны хорошо знать тот теоретический материал, который будет использоваться при выполнении данной лабораторной работы, и владеть необходимыми экспериментальными умениями и навыками. Поэтому предварительно следует проверить (если нужно, восстановить) знание учениками теории и сформированность у них нужных экспериментальных умений и навыков. Ниже приведены примеры некоторых творческих лабораторных работ для 7 класса.


Лабораторная работа №1 Определение цены деления измерительного прибора. Измерение объёма жидкости.

Приборы и материалы: 2 мензурки с разной ценой деления, пузырёк, флакончик, баночка, сосуд с водой. Задания: 1. Определите и запишите в тетради цену деления обеих мензурок, пределы и погрешность измерения. Результаты измерения запишите в таблицу:

Результаты измерений

Название Мензурка 1 Мензурка 2 Цена деления, см3 Пределы шкалы, см3 Погрешность 2. Определите полный объём пузырька, флакончика и баночки. Какими мензурками вы воспользуетесь при определении объёма пузырька и объёма баночки? Объясните, почему? Результаты запишите в следующем виде:

пузырёк флакончик баночка V=(…+ погрешность) см3 V=(…+ погрешность) см3 V=(…+ погрешность) см3


Лабораторная работа № 2 Измерение размеров и объёмов малых тел

Приборы и материалы: линейка, 10-15 горошин, болт с нарезкой, мензурка, круглый карандаш длиной 10-15 см, нитка.

Задания:

1. Определите диаметр одной горошины. Для этого положите вдоль линейки (вплотную к ней) ряд из 10-15 горошин и измерьте его длину, затем рассчитайте диаметр одной горошины. Данный способ определения размеров малых тел называется способом рядов.

2. Используя способ рядов, определите толщину нитки и одного листа из вашего учебника. Нитку плотно (без просвета) намотайте на карандаш в один ряд. Для определения толщины листа в учебнике удобно брать 50 листков.

3. Определите «длину шага» резьбы болта (расстояние между двумя соседними витками резьбы).

4. Определите объём одного болта.

 

Лабораторная работа № 7 Измерение выталкивающей силы

Приборы и материалы: динамометр, сосуд с водой, сосуд с насыщенным раствором соли, металлический и пластилиновый цилиндры одинакового объёма, тело произвольной формы из пластилина.

Задания:

1. Определите величину выталкивающей силы, действующей в воде на металлический цилиндр.


2. Исследуйте, зависит ли величин выталкивающей силы от: а) объёма тела; б) плотности жидкости; в) от вещества, из которого изготовлено тело; г) от глубины его погружения; д) от формы тела.

3. Сделайте вывод о том, от чего зависит и от чего не зависит величина выталкивающей силы.

Лабораторная работа № 8 Выяснение условий плавания тел Приборы и материалы: динамометр, банка с водой, банка с насыщенным раствором соли, металлический цилиндр, два пузырька-поплавка, железный гвоздь, кусок пенопласта, кусок картофеля. Порядок выполнения работы:

1 часть Цель работы: на опыте выяснить условия, при которых тело, погруженное в жидкость, тонет, плавает внутри жидкости или всплывает.

1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений. № опыта Вес тела в воздухе Р, Н Вес тела в воде Р1, Н Выталкивающая сила Fвыт, Н Поведение в воде

2. Взвесьте в воздухе металлический цилиндр.

3. Опустите цилиндр в банку с водой и отметьте его поведение в жидкости (тонет, плавает внутри жидкости, всплывает).

4. Определите вес цилиндра в жидкости и рассчитайте выталкивающую силу, действующую на него.

5. Занесите результаты в таблицу и повторите опыт с двумя пузырьками-поплавками.

6. Сравните вес тела с величиной выталкивающей силы для каждого случая и сформулируйте условия, при которых тело, погружённое в жидкость, будет тонуть, плавать внутри жидкости, всплывать на поверхность.

2 часть Цель работы: выяснить на опыте, как зависит поведение тела в жидкости от плотности вещества, из которого состоит тело, и от плотности жидкости.

1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений. Название жидкости и её плотность, кг/м3 Название вещества и его плотность, кг/м3 Поведение тела в жидкости Вода пенопласт 220 картофель 1100 железо 7800 Раствор соли 1100 пенопласт 220 картофель 1100 железо 7800

2. Опустите в воду кусочек пенопласта, железный гвоздь и кусочек картофеля. Как ведут себя эти тела в воде?


3. Перенесите тела в насыщенный раствор соли. Как они себя ведут в растворе? Результаты наблюдений занесите в таблицу.

4. Сравните плотность жидкости с плотностью каждого тела во всех опытах и сделайте вывод, при каком условии тело всплывает, плавает внутри жидкости и тонет.

 

Лабораторная работа № 9

Выяснение условий равновесия рычага и опыты с ним

Приборы и материалы: рычаг на штативе, набор грузов по 1 Н, линейка, динамометр, тело.

Задания

1. Проверьте условие равновесия рычага для случая, показанного на рис. 1. Данные измерения занесите в таблицу.

2. Проверьте условия рычага для случая, показанного на рис. 2. Данные измерения занесите в таблицу.

3. Сделайте вывод о том, подтверждают ли результаты опытов условие равновесия рычага под действием приложенных к нему сил.

4. Определите вес тела при помощи рычага и одного груза весом 1 Н.

 

Результаты измерений и вычислений

№ опыта F1, Н Плечо l1, м F2, Н Плечо l2, м Отношение сил и плеч F1/F2 l2/l1

 

8 класс Лабораторная работа №2 Определение удельной теплоёмкости тела Приборы и материалы: сосуд с холодной водой, калориметр, термометр, весы, набор грузов, металлический цилиндр на тонкой проволоке, металлический предмет на тонкой проволоке, свеча, кастрюля с кипящей водой (на учительском столе)

Общее задание: Определите удельную теплоёмкость металлического цилиндра, используя формулу, где с1 – удельная теплоёмкость воды, m1 – масса воды в калориметре, t1 – её начальная температура, t – температура воды после охлаждения в ней цилиндра, t2 – его начальная температура.

Дополнительные задания (могут выполняться взамен общего)

1. Придумайте способ определения массы металлического тела (материал указывается), не прибегая к взвешиванию на весах. Проверьте полученный результат с помощью весов. Если результаты точно не совпадут, объясните возможную причину этого.

2. Определите температуру металлического тела, хорошо прогретого в пламени свечи.

Фронтальный эксперимент  Очень часто на уроках при объяснении новой темы или решении задач применяю фронтальный эксперимент учащихся, который отличается от лабораторной работы тем, что обычно он длится от 5 до 15 минут. Основное назначение экспериментальных заданий – способствовать формированию у учащихся глубоких и прочных знаний по физике, развитию мышления, познавательной самостоятельности, интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами, анализировать результаты эксперимента, делать обобщения и выводы. Кратковременность выполнения и разнообразие экспериментальных заданий позволяет включать их в отдельные этапы урока с целью решения различных учебных задач: введение в тему урока, иллюстрация к объяснению учителя, повторение и обобщение изученного на уроке учебного материала, отработка практического навыка и др. Примеры Урок-объяснение «Сила трения», 7 класс 1. Мотивация. В романе В. Пикуля «Честь имею» описан один забавный случай, который произошёл на первой в России железной дороге между Петербургом и Москвой. В одном из первых паровозов ехал сам император. В пути царь сделал остановку возле Веребоинского моста – чуда тогдашней техники. Царь спустился под мост и оглядывал его снизу, а в это время подрядчик заметил, что рельсы, ещё не обкатанные колёсами, покрылись ржавчиной. Он велел немедленно покрасить рельсы масляной белой краской, пока царь не заметил. Император вернулся в вагон, а поезд – ни с места, забуксовал. Вопрос: Почему забуксовали колёса? Каким образом, по-вашему, удалось выйти из создавшейся ситуации? Объявление темы. Что же такое сила трения, каковы причины её возникновения, какие виды трения существуют, как измерить силу трения и от чего она зависит, это нам и предстоит выяснить сегодня. 2. Объяснение • Что же такое сила трения? (Опыт с бруском. Почему тело, приведённое в движение в конце-концов останавливается?) Зашифруем определение силы трения рисунком (слайд)


Ученик ещё раз расшифровывает определение. Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения.

• Причины силы трения (слайд) Учебник стр. 71

• Виды силы трения (слайд)

• Измерение силы трения. Демонстрация. При равномерном движении Fтр= Fтяги Фронтальный эксперимент Измерьте силу трения скольжения вашего бруска с двумя грузами. Fтр=… Н

Как вы считаете, что легче: сдвинуть тело с места или продолжать его движение? Для этого нужно решить что больше: Fтр. покоя макс или Fтр. скольж.?

Предложите, как измерить Fтр. покоя макс Fтр. покоя макс=… Н Вывод: Fтр. покоя макс > Fтр. скольж.

Что легче: тащить тяжёлый ящик, толкая его по полу или толкать его, подложив под него катки? Давайте убедимся на опыте, что Fтр. кач. < Fтр. скольж. (всегда ли?)

Fтр. кач.=… Н

Ещё издавна, в далёкие исторические времена при строительстве грандиознейших египетских пирамид, человек заменял трение скольжения трением качения. Этим он пользовался и при перетаскивании судов и лодок через волок, когда под лодку подкладывали круглые брёвна – катки. Интересен следующий исторический факт. Слайд - Памятник Петру I – Медный всадник. Для пьедестала памятника подготовили монолитную гранитную глыбу весом 80 тыс. пудов, т.е. более тыс. тонн. И доставили её из деревни Лахти, что на берегу Финского залива, в Санкт-Петербург. Как же в 17 веке, не имея ни мощных тягачей, ни подъёмных кранов, люди могли совершить такое чудо? Обнаружена эта глыба была местным крестьянином Вишняковым. Глыбу назвали Гром-камнем, так как в него однажды ударила молния, отбив большой осколок. Около 9 км пропутешествовал Гром-камень по суше, а потом по Неве на плотах был доставлен в Петербург. Небывалый успех русской техники того времени был даже отмечен особой медалью, на которой была вычеканена надпись: «Дерзновению подобно, 1770г.» И действительно, это был акт дерзновенный! Вся Европа только и говорила об этой невиданной операции, какой не повторялось со времён перевозки в Древний Рим египетских памятников. Как же это было сделано? Смелый, остроумный проект передвижения Гром-камня дал кузнец из казённых мужиков, оставшийся, к сожалению, неизвестным. Он предложил перекатить камень на специально отлитых бронзовых шарах, заключённых в салазки. Салазки представляли собой большие брёвна с выдолбленными вдоль них желобами, обитыми внутри медью. Гранитную глыбу поместили на помост из нескольких рядов плотно уложенных брёвен, под которыми находились желоба с шарами. Согнанные из ближайших деревень крестьяне при помощи канатов и ворот двигали камень к берегу. Несколько мужиков должны были всё время смазывать шары говяжьим салом и переставлять их после того, как глыба пройдёт через них; 120 дней путешествовал так по суше Гром-камень. Доставленный в Петербург и обработанный мастерами-каменотёсами, он стал прекрасным пьедесталом памятника Петру.


• От чего зависит сила трения? Давайте проверим, зависит ли сила трения от веса тела и от материала трущихся поверхностей.

После опытов – слайд.

Не зависит от площади трущихся поверхностей.

3. Подводим итог Слайды с вопросами:


  • Что такое сила трения?

  • Каковы причины силы трения?

  • Почему  полировка и шлифовка соприкасающихся деталей уменьшает трение?

  • Будет ли  уменьшаться трение, если беспредельно полировать поверхность детали?

  • Какие виды сухого трения вы знаете?  

  • Когда они возникают? 

  • При помощи динамометра равномерно перемещают брусок по горизонтальной поверхности. Чему равна сила  трения, если показания динамометра 3 Н?  

  • Для чего при спуске воза с горы одно колесо телеги иногда закрепляют так, чтобы оно не вращалось?  

  • Для чего делается насечка около шляпки гвоздя?

  • Назовите одну-две детали велосипеда,  изготовленные с учётом увеличения силы трения скольжения.

  • Зачем в гололедицу  тротуары посыпают песком? 

  • Зачем осенью у трамвайных линий, проходящих около парков, бульваров, садов, вывешивается предупреждающий знак «Осторожно,  листопад!»? 

  • Зачем некоторые мастера смазывают мылом шуруп перед ввинчиванием его в скрепляемые детали?

  • Почему после дождя грунтовая дорога скользкая?

  • Зачем в кузов некоторых грузовичков зимой насыпают снег, лёд или кладут другой груз под ведущие колёса.

4. Домашнее задание: - Подготовить рассказ о силе трения по плану в тетради §30, 31 - Из §32 (и собственные примеры) выбрать примеры, показывающие, что трение может быть полезным и вредным. - По желанию написать фантастический рассказ «Если бы трение исчезло»

Домашние экспериментальные задания Практически по каждому разделу в 7-8 классах мною были разработаны домашние экспериментальные задания. На мой взгляд, одной из важных задач учителя физики в 7-8 классах – привить интерес к своему предмету. Помимо этой задачи домашние экспериментальные задания помогают развить у учащихся умение решать проблемы – умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый результат, развить самоуправление – способность организовывать свою деятельность, самопознание, критическое и аналитическое мышление. Ниже приведены примеры домашних экспериментальных заданий по разным темам.


7 класс Раздел Тема Задания Введение Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

1. Определите предел измерений, цену деления и погрешность измерительных приборов, которые есть у вас дома.

2. Сделать макет градусника или мензурки.

3. Из крана капает вода. Пользуясь подручными средствами, которые имеются у вас дома, определите объём одной капли. Кратко расскажите, как вы это делали.

4. Заведите в конце тетради страничку «Я», в которую будете заносить данные о себе. Для начала измерьте свой рост, диаметр головы, расстояние между глазами и запишите результаты на этой страничке. Первоначальные сведения о строении вещества Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Скорость движения молекул.

1. (Перед изучением темы) Налейте в стакан холодную воду и опустите в неё кусочек марганцовки или грифель химического карандаша. Не перемешивая воду, определите, через какое время молекулы марганцовки попадут в верхний слой воды. Сделайте вывод о том, как ведут себя молекулы внутри вещества: двигаются они или покоятся. Как бы вы объяснили тот факт, что вся вода равномерно окрашивается?

2. (Перед изучением темы) Налейте в стаканы холодной и тёплой воды. На дно обоих стаканов опустите кусочек марганцовки. В каком стакане вода окрашивается быстрее? Как бы вы объяснили результаты опыта?

3. (После изучения темы) Возьмите сырую картофелину и разрежьте её пополам. В центре среза поместите кусочек марганцовки и соедините обе половины. Через некоторое время разъедините их. Назовите и объясните наблюдаемое явление.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Вырежьте из листа бумаги 3 одинаковые лепестка. Приложите 2 лепестка друг к другу. Слипаются ли они? Повторите опыт, намочив соприкасающиеся стороны лепестков водой. Почему лепестки прилипают друг к другу? Смочите сухой лепесток в растительном масле и приложите его к смоченному в воде. Слипаются ли лепестки? Почему? Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов. Вставьте плотно воронку в бутылку и попробуйте быстро налить в неё воду. Что вы наблюдаете? Почему вода не вливается в «пустую» бутылку? Взаимодействие тел Скорость. Единицы скорости. Измерьте (точнее) свою скорость при обычной спокойной, равномерной ходьбе. Все данные получите сами. Результаты занесите в таблицу «Я»


Масса тела. Узнайте свою массу и запишите на страничке «Я» Плотность вещества.

1. (После лаб. р.) Наполните стакан известной ёмкости горохом. Массу гороха определите взвешиванием. Применяя формулу для вычисления плотности, и принимая за объём ёмкость стакана, определите плотность гороха. Эта величина называется объёмной, или насыпной, плотностью; сравните её с табличным значение плотности гороха (1500 кг/м3). Ответьте на вопросы: 1) С какой физической величиной вы познакомились, выполнив данное задание? 2) Почему объёмная плотность гороха меньше, его плотности? 3) Можно ли по объёмной плотности судить о размерах зёрен?

2. Возьмите кусок мыла, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, на котором обозначена его масса. Определите плотность мыла.

Расчёт массы и объёма тела по его плотности. Оцените объём своего тела, если известно, что средняя плотность человека близка к плотности воды. Результат занесите в таблицу «Я» Сила упругости. Наполните кастрюлю до краёв водой, держа в руке. Поставьте кастрюлю с водой на твёрдую опору. Объясните, почему вода выливается. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Определите силу тяжести, действующую на вас лично, и занесите в таблицу «Я». Определите силу тяжести, которая действовала бы на вас, окажись вы на Луне, Марсе. gл=1,6 Н/кг, gм=3,7 Н/кг. Динамометр С помощью безмена определить силу, развиваемую указательным и большим пальцем (в Н). Результаты внесите в таблицу «Я» Трение в природе и технике Изготовь катушку-ползушку (См. Л. Гальперштейн «Забавная физика», стр. 85 или Балашов «О природе» для 7 кл, стр. 31) Давление твёрдых тел, жидкостей и газов Давление (После урока решения задач) Измерьте давление, которое вы производите на землю, когда идёте и когда стоите. Сила тяжести, действующая на вас, вам известна, а площадь подошвы найдите по указаниям на стр. 82 учебника (задание 6). Результаты занесите в таблицу «Я» Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. Налейте в стеклянный сосуд (стакан или банку) произвольное количество воды. Сделайте необходимые измерения и рассчитайте давление воды на дно сосуда. Вес воздуха. Атмосферное давление. 1. Положите на стол длинную деревянную линейку (старую) или полоску фанеры шириной 2-3 см и длиной 50-60 см. Уравновесьте её на краю стола, чтобы при малейшем нажиме на свободный конец фанерка падала. А теперь расстелите на столе поверх фанерки газету. Аккуратно разгладьте руками, расправьте все складочки. Раньше фанерку можно было опрокинуть пальцем. Теперь добавилась газета. Ударьте по концу фанерки кулаком. Газета ни с места. Возьмите палку или молоток и со всего размаху ударьте по фанерке. Фанерка пополам, а газета лежит себе, как ни в чём не бывало. Объясните результаты опыта. Для сильных учеников 2. Определите площадь поверхности развёрнутой газеты, вычислите силу, с которой на неё давит атмосфера. Атмосферное давление определите по показаниям барометра или узнайте из радиосообщений. Почему газета выдерживает, не разрываясь, такую силу? Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила.


1. Определите архимедову силу, действующую на вас при полном погружении. Ваш объём вы уже знаете, он записан на странице «Я». А если вы погружены наполовину?

2. Возьмите блюдце и опустите его на воду ребром, оно тонет. Если блюдце опустите на воду дном, оно плавает на поверхности. Почему?

Плавание тел. Плавание судов. «Картезианский водолаз» Возьмите бутылку из-под кефира и заполните её на 9/10 водой. В неё поместите стеклянный пузырёк с небольшим объёмом воды, опрокинутый горлышком вниз. Сверху бутылку плотно затяните резиновой плёнкой. Нажмите пальцем на плёнку, стеклянный пузырёк тонет. Прекратите воздействие на плёнку – пузырёк всплывает. Объясните наблюдаемое явление. Где используется в практике данное явление?

8 класс Раздел Тема Задания Тепловые явления Способы изменения внутренней энергии.

1. Положите монету на лист фанеры или деревянную доску. Прижмите монету к доске и двигайте её быстро то в одну, то в другую сторону. Заметьте, сколько раз надо передвинуть монету, чтобы она стала тёплой, горячей. Сделайте вывод о связи между выполненной работой и изменением внутренней энергии тела.

2. Налейте в пузырёк из-под лекарства немного воды и измерьте её температуру. Закройте пузырёк пробкой и заверните его в бумагу. Энергично встряхивайте воду в пузырьке в течение 30-40 с. Снова измерьте температуру воды в пузырьке. Изменилась ли внутренняя энергия воды во время опыта. Если изменилась, то как и каким способом.

Теплопроводность Возьмите железный гвоздь или стальную спицу и деревянный карандаш. Плотно обмотайте их середину полоской бумаги или белой нитки (№10). Внесите гвоздь и карандаш в пламя свечи. Что вы наблюдаете? Опишите результаты опыта и объясните его. Конвекция

1. Один лист бумаги поднесите к горящей свечи сбоку, а другой – на такое же расстояние сверху. Что вы наблюдаете? Объясните результаты опыта.

2. Изготовьте из старой открытки змейку или бумажную вертушку (см. Л. Гальперштейн «Забавная физика», стр. 136) Исследуйте с помощью её, в каких местах вашей квартиры воздух поднимается вверх. Излучение Стакан заклейте изнутри полосками белой и чёрной бумаги одинаковой ширины. Снаружи к стакану прикрепите стеарином на одной высоте гвоздики по одному против каждой белой и чёрной полосок. Поставьте в стакан свечку строго в центре. Фитиль должен быть немного ниже уровня, где прикреплены гвоздики. Зажгите свечку. Через некоторое время гвоздики начнут отпадать. Какие гвоздики отпадают первыми? Почему?


Теплопередача в природе и технике Зажгите свечку и поднесите её к приоткрытой двери в комнату сначала сверху, а затем снизу. Объясните «странное» поведение пламени свечи.

Удельная теплоёмкость Найдите способ сравнения теплоёмкостей двух разных металлов, если таблиц у вас нет. По возможности проверьте вашу догадку опытом и сравните полученные результаты с табличными данными. Изменение агрегатных состояний вещества

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. Наберите в кастрюлю снега и положите в него несколько кусочков льда. Поставьте кастрюлю на слабый огонь. Когда в ней появится вода, измерьте её температуру или (если нет термометра) определите на ощупь, опустив в воду палец, как она холодна. Повторите свои наблюдения за температурой воды несколько раз, пока лёд в ней ещё не растаял. Сделайте вывод.

Решение задач на плавление и отвердевание Поставьте на плиту две одинаковые жестяные банки. В одну налейте воду массой 200-500 г, в другую положите снег той же массы. Заметьте, сколько времени потребуется, чтобы вода в обеих банках закипела. Объясните результаты вашего опыта.

Испарение

1. Перед изучением темы • В два одинаковых блюдца налейте по 3 столовые ложки воды. Одно блюдце поставьте в тёплое, а другое – в холодное место. Запишите, за какое время испарится вода в том и другом блюдцах. (После изучения – объясните разницу в скорости испарения)

• Исследовать зависимость скорости испарения жидкости от площади поверхности.

 • Капните на газету 1 каплю воды и 1 каплю одеколона. Сделайте вывод, зависит ли скорость испарения от рода жидкости.

 • Нанесите пипеткой по капле одеколона на два листа бумаги. Один лист отложите в сторону, а возле второго помашите бумажным веером до полного высыхания капли. какая капля испарилась быстрее? Какой вывод можно сделать?

2. (После изучения темы) Исследовать изменение скорости нагревания воды в кастрюле, если на неё налить слой масла. Эти задания можно дать группам.


Кипение

1. Изготовьте бумажную «кастрюлю» (коробку), налейте в неё воду и укрепите на какой-нибудь подставке (например, на толстой проволоке или треножнике из консервной банки). Подставьте под кастрюлю горящую свечу или сухое горючее. Вскипятите воду и объясните опыт.

2. Поместите маленькую кастрюльку с водой в большую кастрюлю с кипящей водой. Будет ли кипеть вода в маленькой кастрюле? Почему?

3. Капните воду на раскалённую плитку или утюг. Опишите, как ведёт себя вода. Объясните такое «странное» поведение капли.

Электрические явления Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

1. Электризация человека (выполняется группой учеников) Электризуемый ученик встаёт на резиновый коврик или двойную-тройную плёнку полиэтилена или стоит на сухом полу в туфлях с резиновой подошвой. Для электризации возьмите цигейковую шапку или шерстяной шарф. Ударьте человека шапкой по спине, по рукам несколько раз или потрите спину. Затем к руке наэлектризованного поднесите в темноте лампу дневного света или неоновую. Что вы наблюдаете? При незначительной электризации можно коснуться лампой носа, щеки, волос. Лампа вспыхивает. Почему? Чтобы опыт проходил лучше, электризуемый человек должен быть одет в рубашку из искусственного материала.

2. Положите на стол полиэтиленовый мешок или воздушный шарик и разглаживайте его руками, шерстяным шарфом, меховой шапкой, бумагой. Одной рукой возьмите мешок за угол, второй рукой возьмите за цоколь лампу дневного света или неоновую лампочку и поднесите её баллон к мешку. Что вы наблюдаете? Наэлектризованный мешок подвесьте на шёлковой нити к люстре или в проёме двери. Поднесите к нему предмет, которым электризовали. Что вы наблюдаете? Почему? Наэлектризуйте второй мешок и поднесите его к первому. Что наблюдается в этом случае?

3. Оберните круглый карандаш металлической фольгой и осторожно снимите с карандаша образовавшуюся гильзу. Подвесьте её на шёлковой или капроновой нити. Коснитесь гильзы наэлектризованным телом, знак заряда которого известен. Затем наэлектризуйте другие тела и, поднося их к гильзе, определите знак заряда этих тел. Близко к гильзе эти тела подносить не следует. Проводники и непроводники электричества. Повесьте на шёлковой нити металлическую гильзу. Рядом поставьте стакан, а на него положите металлический стержень так, чтобы один его конец касался гильзы


Поднесите к другому концу стержня наэлектризованную трением пластмассовую линейку или расческу. Объясните наблюдаемое вами при этом явление. Сделайте вывод: проводником или изолятором является взятый для опыта стержень? исследуйте аналогичным образом какие-нибудь другие вещества и расскажите о результате своих опытов. Можно ли в этом случае подвесить гильзу на металлической проволоке? Почему? Какую роль в данном случае выполняет стакан? Объяснение электрических явлений. Поднесите к мелким кусочкам бумаги наэлектризованную пластмассовую линейку. Пронаблюдайте, как эти кусочки притягиваются к линейке, а некоторые из них, коснувшись линейки, отскакивают от неё. Объясните наблюдаемое явление.

Магнитное поле Магнитное поле Земли. Поднесите компас к нижней части железного ведра. Стрелка поворачивается к ведру южным полюсом. Перемещайте компас вокруг ведра, при этом стрелка всё время направлена южным полюсом к ведру. Если переместить компас к верхней части ведра, стрелка поворачивается к нему северным концом. Проделайте аналогичный опыт с компасом, поднося его к нижней ножке железной кровати, потом к верхней. Объясните странное поведение магнитной стрелки. Световые явления Источники света.

Распространение света.

1. В куске плотного картона сделайте отверстие диаметром 3-5 мм. Расположите этот кусок картона примерно на расстоянии 10-15 см от стены, находящейся против окна. На стене вы увидите уменьшенное перевёрнутое слабо освещённое изображение окна. Объясните наблюдаемое явление.

2. В тёмной комнате получите с помощью того же куска картона изображение горящей свечи. Меняйте расстояние между экраном и картоном. Как меняются при этом размеры изображения. Постройте ход лучей.

3. Чтобы получить изображение предмета при помощи малого отверстия, изготовьте прибор, называемый «камера обскура». Для этого картонную или деревянную коробку обклейте чёрной бумагой, в середине одной из стенок проделайте маленькое отверстие (примерно 3-5 мм в диаметре), а противоположную стенку замените матовым стеклом или матовой бумагой. Получите при помощи изготовленной камеры обскуры изображение хорошо освещённого предмета. Отражение света. Плоское зеркало. Поставьте на стул настольную лампу. Подложите книжку, чтобы лампочка была на одном уровне с крышкой стола. Расстояние от лампы до края стола должно быть метра 2. Расстелите на столе лист белой бумаги, а на краю поставьте расческу с редкими зубьями. Поставьте на бумагу за расчёской четырёхугольное зеркальце. Как ведут себя лучи, падающие на зеркало. Преломление света. 1. Положите монетку в пустую чашку и присядьте так, чтобы монетка перестала быть видна. Осторожно, чтобы монетка не сдвинулась, наливайте воду в чашку. Монетка появляется, и дно чашки кажется приподнятым. Почему? 2. Расположите лампочку на уровне крышки стола на расстоянии 1.5-2 м от края. На краю поставьте редкую расчёску, а на стол положите белую бумагу. За расчёской поставьте стакан с водой (тонкостенный). Прорежьте в бумаге отверстие по размеру стакана, вставьте в него стакан, а бумагу приподнимите немного, подложив под неё книжки или общие тетради. Нужно, чтобы лучи проходили сквозь воду, а не сквозь донышко стакана. Опишите поведение лучей, попавших в стакан.


Моделирование Задание группам – разработать задания для творческой лабораторной работы в 7 классе:

1. Измерение объёма тела.

2. Определение плотности твёрдого тела.

3. Градуирование пружины и измерение сил динамометром. Определение проблем и перспектив в работе.

Мне хотелось донести сегодня до вас мысль о том, что значение уроков физики в формировании основных ключевых компетенций учащихся огромна. Большую роль в этом может играть физический эксперимент, правильно организованный.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское»

Роль физического эксперимента на уроках физики.

Отчёт по теме самообразования,

учителя физики Акентьевой Н.Б.

с. Ленинское 2011 год