zabika.ru 1

Иван Хахаев


ikh1@yandex.ru

The GIMP: Советы и графические примитивы.

Советы дня.


«Советы дня» GIMP – это часть справочной системы пакета. Этих советов более 30, они в случайном порядке появляются при запуске программы. «Советы дня» могут быть также вызваны из пункта «Справка» главного меню пакета («Справка/Совет дня»).

Ниже приведены все советы в переводе на русский язык.

  1. Добро пожаловать в GIMP! GIMP может отменить большинство изменений изображения, так что не бойтесь экспериментировать.

  2. Контекстную помощь для большинства функций и пунктов меню можно вызвать клавишей .

  3. Чтобы создать структуру изображения, в GIMP используются слои. Чтобы понять, что это такое, представьте себе стопку картинок, нарисованных на прозрачной пленке, так что при просмотре они видны все сразу.

  4. В диалоге слоев есть выпадающее меню, содержащее многие функции для работы со слоями. Оно вызывается нажатием правой кнопкой мыши на названии слоя.

  5. Если вы хотите продолжить редактирование изображения позже, сохраняйте его в формате XCF. Это внутренний формат GIMP (.xcf), который является гарантией того, что все слои, маски и прочие части изображения будут сохранены именно в том виде, в котором вы их оставили. После окончания работы над изображением его можно сохранить в формате JPEG, PNG, GIF, ...

  6. Слой, названный «Фон» особый, поскольку непрозрачный. Это не дает вам двигать его в стопке слоев. Вы можете добавить ему прозрачность, щелкнув правой кнопкой в диалоге «Слои» и выбрав «Добавить Альфа-Канал».

  7. Большинство плагинов работают с активным слоем активного изображения. В некоторых случаях надо объединять слои (Изображение -> Свести изображение), чтобы плагин обработал все изображение.
  8. Не все эффекты можно применять к любому типу изображений. На это указывают неактивные пункты меню. Может потребоваться сменить режим изображения на RGB (Изображение -> Режим -> RGB), добавить альфа-канал (Слой -> Прозрачность -> Добавить альфа-канал) или свести изображение (Изображение -> Свести изображение).


  9. В GIMP можно перемещать (drag and drop) многие элементы. Например, если переместить цвет с панели инструментов или из палитры на изображение, то оно (или его выделенная область) будет залито этим цветом.

  10. Чтобы нарисовать прямую любым рисующим инструментом. используйте клавишу . Если вы одновременно нажмете , угол наклона линий будет кратным 15 градусам.

  11. Чтобы перемещаться по изображению, большему чем окно, используйте среднюю клавишу мыши.

  12. Для создания направляющей на рисунке перетащите линейку в область изображения. Все перетаскиваемые выделенные области будут привязываться к направляющим. Можно удалить направляющие, переместив их за пределы изображения с помощью инструмента «Перемещение».

  13. Если, находясь в диалоге слоев, переместить слой на панель инструментов, то будет создано новое изображение, состоящее только из этого слоя.

  14. «Плавающее» выделение должно быть прикреплено к новому слою или к последнему активному слою перед выполнением других действий с изображением. Для этого щелкните по кнопке «Новый слой» или «Прикрепить слой» в диалоге слоев, или используйте меню.

  15. В GIMP поддерживается архивирование gzip «на лету». Добавьте .gz (или .bz2) к имени файла, и изображение будет заархивировано. Заархивированные изображения можно открывать так же, как обычные.

  16. Чтобы добавить область к уже выделенной, используйте клавишу . Чтобы вычесть область из выделенного, используйте клавишу . Соответствующие клавиши нужно нажимать до начала выделения и удерживать до конца процедуры.

  17. При создании выделения используйте клавишу , чтобы область выделения стала квадратом или кругом, или , чтобы центрировать выделение относительно точки начала выделения.
  18. Вы можете перемещать выделение при нажатой клавишу . Если при этом перемещается окно, значит, ваш менеджер окон уже использует клавишу . Попробуйте использовать одновременное нажатие +.


  19. При помощи пункта меню Правка -> Обвести выделенное можно быстро нарисовать простые геометрические фигуры, такие как квадраты и круги. Данный пункт меню обводит по контуру созданную выделенную область, используя активную кисть. Более сложные геометрические фигуры можно нарисовать при помощи функции Gfig (Фильтры -> Визуализация -> Gfig).

  20. При обводке по контуру (Правка -> Обвести по контуру) используется активный на данный момент рисующий инструмент со всеми настройками. Вы можете использовать «Кисть « в режиме градиента, «Штамп» с источником из шаблона или даже «Ластик» и «Палец».

  21. В GIMP есть возможность создавать и редактировать составные области выделения при помощи контуров. В диалоге контуров можно работать с несколькими контурами и преобразовывать их в области выделения.

  22. Для изменения области выделения можно использовать инструменты рисования. Щелкните по кнопке «Быстрая маска» в нижнем левом углу окна изображения. Измените выделенную область, просто рисуя на изображении и щелкните по этой кнопке еще раз для возврата в нормальный режим выделения.

  23. Выделенную область можно сохранить как канал (Выделение -> Сохранить в канале), а потом редактировать этот канал при помощи любых инструментов. Для изменения видимости канала и преобразования его в выделенную область используйте кнопки, находящиеся в диалоге каналов.

  24. Если в диалоге «Настройка» включен режим «Использовать быстрые клавиши», вы можете переназначить клавиши быстрого доступа. Это делается вызовом меню, выбором пункта меню и нажатием желаемой комбинации клавиш. Если включен режим «Сохранять быстрые клавиши при выходе», привязки клавиш сохранятся, когда вы закроете GIMP.

  25. Если на экране мало места, можно воспользоваться кнопкой в окне изображения, чтобы скрыть или показать панель инструментов и окна диалогов.
  26. Область связанного выделения определяется нажатием левой клавиши мыши и перемещением вправо и влево.


  27. Если в диалоге слоев нажать на иконку «Глаз», удерживая клавишу , невидимыми станут все слои, кроме того, на чью иконку вы нажали. Чтобы сделать все слои видимыми, нажмите на ту же иконку, удерживая клавишу .

  28. Чтобы переключить активность маски слоя, нажмите кнопкой мыши на ее эскизе, удерживая клавишу .

  29. Чтобы увидеть маску слоя в окне изображения, нажмите кнопкой мыши на эскизе маски в окне диалога слоев, удерживая клавишу .

  30. Для переключения между слоями можно использовать + (если ваш оконный менеджер не использует это сочетание клавиш).

  31. Инструмент «Заливка» по умолчанию использует цвет переднего плана. Чтобы залить область цветом фона, используйте клавишу .

  32. Чтобы повернуть слой или выделенную область на число градусов, кратное 15, используйте клавишу .

  33. Чтобы создать круговое выделение. удерживайте при использовании инструмента эллиптического выделения. Чтобы точно позиционировать выделение, разместите горизонтальную и вертикальную направляющие как касательные к кругу, который вы хотите выделить, поместите курсор в точку пересечения направляющих, и результирующее выделение будет только касаться этих направляющих.

  34. Если какие-то из ваших отсканированных фото имеют недостаточную цветность, вы можете легко сделать их более насыщенными с помощью кнопки «Авто» в инструменте «Уровни» (Слои -> Цвета -> Уровни). Если есть отклонения в цвете, вы можете исправить их с помощью инструмента «Кривые» (Слои -> Цвета -> Кривые).


Создание изображения из примитивов

GIMP не имеет очевидных инструментов для рисования графических примитивов, но это не значит, что он их не имеет совсем. Существует по меньшей мере три способа создания правильных геометрических фигур – использование возможностей стандартных инструментов рисования, использования обводки по выделению и использование встроенного векторного редактора Gfig.


При использовании стандартных инструментов рисования («кисти» или «карандаша») можно воспользоваться вышеприведенными Советами. Так, можно использовать направляющие для точного позиционирования элементов рисунка (совет 12), а для рисования прямых линий нужно следовать совету 10 относительно использования клавиш и .

Создадим новый рисунок («Файл/Новый...») с параметрами по умолчанию, показанными на рис. 1.



Рисунок 1. Диалог создания рисунка.



На этом рисунке выполним непростую работу по рисованию ромбика размерами 6х4 сантиметра, расположенного по центру изображения.

Сначала установим в нижней части окна изображения требуемые единицы измерения (например, миллиметры, рис. 2). Если GIMP предварительно настроен и установлено правильное разрешение, то истинные размеры рисунка будут совпадать с устанавливаемыми при его создании (настройки пакета будут обсуждаться далее). Затем «вытащим» направляющие так, чтобы из пересечение оказалось точно в центре изображения, а также создадим направляющие для позиционирования углов ромба (рис. 3). Для разрешения, показанного на рис. 1, размеры рисунка будут составлять примерно 125х88 мм, поэтому точка условного «центра» будет иметь координаты (62.5, 44.0) мм. Позиционирование возможно с точностью до точки экрана, поэтому не нужно огорчаться, если желаемые координаты никак не устанавливаются.



Рисунок 2. Заготовка для рисунка.




Рисунок 3. Заготовка рисунка с направляющими.




Для рисования выберем инструмент «Карандаш» и ширину линии (диаметр кисти» в 3 точки экрана (рис. 4), а цвет линии (цвет переднего плана) пусть будет черным.



Рисунок 4. Инструмент "Карандаш" и его параметры.



Однако перед началом рисования нужно проверить настройку вида инструмента («Файл/Настройка» в главном окне). В пункте «Окно изображения» установим режим курсора как пиктограмму инструмента с перекрестьем (рис. 8). Этот вариант дает возможность точного позиционирования инструмента (карандаша) в точках пересечения направляющих.

После все этой предварительной подготовки приступим к рисованию. Установим перекрестье инструмента в начальную точку (например, в левый угол будущего ромба), нажмем клавишу , удерживая ее, щелкнем левой кнопкой мыши, передвинем мышь к следующему углу, снова щелкнем левой кнопкой и, продолжая эти действия, замкнем контур ромба. После появления последней линии отпустим клавишу (Совет 1 гласит: «Не бойтесь экспериментов!»).



Рисунок 5. Установка внешнего вида инструмента рисования.



Результат показан на рис. 6. Существенно, что позиция инструмента «прилипает» к направляющим и точкам их пересечения, так что достаточно трудно промахнуться.



Рисунок 6. Итоговый рисунок ромба.



Чтобы очистить рисунок от направляющих, в главном меню окна изображения выбираем команду «Изображение/Направляющая/Удалить направляющие».

После этого хорошо бы сохранить все, что нажито непосильным трудом, в файл (лучше пока использовать формат XCF).

Таким образом, используя направляющие и возможность рисования прямых линий, можно создавать контуры в виде ломаных линий. Однако для большинства применений такой способ является малоэффективным, и GIMP обеспечивает более эффективные инструменты для рисования основных геометрических фигур.

Интересным инструментом является обводка выделения («Правка/Обвести выделенное...» в главном меню окна изображения). Однако перед использованием этой функции рассмотрим некоторые особенности выделения областей в GIMP.


  1. Существуют инструменты прямоугольного выделения и выделения эллипса;

  2. При нажатой клавише прямоугольное выделение превращается в квадрат, а эллиптическое – в круг;

  3. При нажатой клавише происходит объединение выделенных областей;

  4. При нажатой клавише выделение центрируется относительно начала выделения;

  5. Если выделена какая-то область и создаются новые выделенные области при нажатой клавише , то они вычитаются из первоначальной.

На рис. 7 показан пример использования вычитания и объединения выделенных областей.



Рисунок 7. Результат вычитания и объединения выделенных областей.



Теперь для этого выделения используем обводку. Вызовем диалог обводки выделения («Правка/Обвести выделенное...», рис. 8) и установим толщину линии в 1 точку экрана (пиксель). После нажатия на кнопку «Обвести» и щелчка мышью в любой точке рисунка для снятия выделения получим результат, показанный на рис. 9.


Рисунок 8. Диалог настройки обводки выделенной области.






Рисунок 9. Результат обводки выделения.



Интересные возможности работы с выделенными областями предоставляет функция «быстрая маска». Рассмотрим ее использование при создании элементов изображения путем обводки выделения.

Создадим новый рисунок размерами 420х300 точек, а нанесем «сетку» из направляющих так, чтобы направляющие пересекались в центре области изображения и ограничивали квадрат разметом 200х200 точек (по 100 точек в каждую сторону от центра, рис. 10).



Рисунок 10. Заготовка для использования "быстрой маски".



Затем, выбрав инструмент «Эллиптическое выделение» и нажав , тянем мышку с нажатой левой кнопкой по диагонали квадрата, чтобы выделить круг диаметром 200 точек (рис. 11).



Рисунок 11. Выделение круга для работы с "быстрой маской".



После этого включаем режим «быстрая маска», нажав на кнопочку под вертикальной линейкой окна изображения. Получаем картинку, показанную на рис. 12.



Рисунок 12. Режим "быстрой маски".



В этом режиме проведем карандашом диаметром 9 точек горизонтальные, вертикальные и диагональные линии, чтобы «разрезать» круг на 8 секторов (рис. 13).

Рисунок 13. Рисование в режиме "быстрой маски".



Теперь выключаем «быструю маску» и получаем выделение в виде «долек» круга (рис. 14).



Рисунок 14. Выделенная область после работы с "быстрой маской".



Далее, вызываем команду обводки по выделению, устанавливаем толщину линии в 1 точку, выбираем какой-нибудь из инструментов выделения и снимаем выделение щелчком мыши где-нибудь на рисунке. После этого убираем направляющие и наблюдаем результат всех этих операций (рис. 15).



Рисунок 15. Результат обводки по выделению.



Рассмотрим еще одну интересную особенность выделения областей в GIMP – прямоугольник со скругленными краями («Выделение/Скругленный прямоугольник...» в главном меню окна изображения, рис. 16). При этом скругление может быть как положительное (наружу), так и отрицательное (внутрь).



Рисунок 16. Настройка параметров скругления углов прямоугольника.



Используя направляющие, выделение квадрата и скругление углов получим фигуру, показанную на рис. 17.



Рисунок 17. Результат использования скругления углов прямоугольников.


Теперь выберем инструмент «Заливка» с параметрами, показанными на рис. 18 (заливка шаблоном), и зальем выбранным шаблоном область между внутренним и внешним контуром, получив декоративную рамку, показанную на рис. 19.




Рисунок 18. Инструмент "Заливка" и его параметры.





Рисунок 19. Рамка для портрета.



Теперь в эту рамку можно вставить чей-нибудь портрет, например, созданный ранее портрет собачки, при необходимости отмасштабировав его (рис. 20).



Рисунок 20. Портрет в рамке.



Кроме всего прочего, для создания базовых фигур и их модификации в GIMP встроен собственный векторный графический редактор Gfig, который уступает по возможностям таким векторным редакторам как OpenOffice.org Draw или Inkscape, но вполне достаточен для быстрого создания примитивов.

Редактор Gfig «запрятан» довольно глубоко в недрах меню GIMP («Фильтры/Рендеринг/Gfig...» или «Фильтры/Визуализация/Gfig...» в зависимости от версии и сборки). После вызова получаем окно графического редактора и инструментами рисования и работы с объектами (рис. 21), а все. что в нем нарисовано, тут же отображается в окне изображения GIMP (рис. 22).



Рисунок 21. Графический редактор Gfig.





Рисунок 22. Объекты, созданные в Gfig.


Если закрыть Gfig, а потом снова открыть, то можно модифицировать созданные ранее объекты (при условии. что файл не был экспортирован в растр, а был сохранен в формате XCF).