zabika.ru 1

Филиал МБОУ Токарёвской СОШ № 1 в с. Троицкий Росляй


Токарёвский район

Тамбовская область


Педагогические чтения

СООБЩЕНИЕ

«РАСТИМ ПАТРИОТОВ»

Подготовил: О.А.Нефёдов преподаватель-организатор ОБЖ




2013 г.

Порывы, воля, а также желания

присущи даже новорожденным

детям, между тем как

рассудительность и ум,

естественно, появляются у них

только с возрастом. Потому

и забота о теле должна

предшествовать заботе о душе,

а затем, после тела, нужно

позаботиться о воспитании

наклонностей, чтобы воспитание

их послужило воспитанию ума,

а воспитание тела – воспитанию души.
Аристотель.

«Все мы – граждане страны, и, объективно оценивая ситуацию, мы должны формировать у молодых людей представление о том, что судьба гражданина неразрывно связана с судьбой страны, а успех гражданина – с успехом страны…

Формирование такого патриотизма - это очень важная задача школы, решение которой требует огромной работы и высокой квалификации учителей… Мы должны воспитывать не слепую, а сознательную любовь к Родине. В какой-то степени это гарантия эффективности патриотического воспитания… Когда человек точно знает, что он должен сделать все возможное для защиты своего дома в самом широком смысле слова, - это и есть патриотизм»,- писал Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ на страницах «Вестника образования». (№ 8.- 2006.- С. 6-7.)

Эти слова касаются каждого педагога, учителя, воспитателя.

Конечно, патриотическое воспитание - это не только военно-патриотическое воспитание, хотя защита Родины – важнейшая составляющая патриотизма, а военно-патриотическое воспитание – важная часть воспитательной работы. «Но необходимо понимать, что люди, которые приносят славу России не на военном поприще, а на любом другом, - ничуть не меньшие патриоты. Люди, которые указывают на проблемы, одновременно ищут и находят пути их решения, тоже называются патриотами. Проявление своих сильных качеств во всем: в учебе, работе, социальном поведении – и есть основа патриотизма», - продолжил


А. Фурсенко в своем обращении к учителям России. Ведь по конкретным гражданам судят и о стране в целом.

Для того чтобы каждый ребенок состоялся и был на своем месте, воспитатель должен хорошо знать и умело развивать возрастные особенности учащихся. Вся воспитательная работа должна создавать условия для самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации ребенка.

Рассмотрим три возрастных периода взросления детей: младший, средний и старший школьные возрасты.

Младший школьный возраст


В 6-летнем возрасте ребенка ждут крупные изменения в его жизни. Вступление в школьный возраст влечет за собой изменения в его жизни: изменяется обучение, появляются в его жизни новые люди и с ними складываются новые отношения.

Ведущей деятельностью становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка. Личностным новообразованием является произвольное целеполагание.

Самооценка во многом зависит от оценок учителя. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предметной деятельности.

Большое значение имеют для ребенка в этом возрасте социальные мотивы. Его привлекают домашний уют и семейное благополучие, это снижает степень школьной тревожности, которая обостряется с началом учебной деятельности. Интерес к содержанию и процессу обучения у большинства младших школьников на низком и среднем уровне. В школе притязания на признание реализуются, в основном, через успеваемость.

К началу обучения в школе у ученика складывается достаточно сильная мотивация к учению. Ребенок хочет играть новую роль – роль ученика и соответственно выполнять все атрибуты этой новой роли. Психологи называют это «субъективной готовностью к школе». Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остается мотивация избежать наказания.

Первый путь воспитания положительного отношения к учению – создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки.


Большинство детей, приходящих в школу, находятся на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядного мышления, в котором господствует логика эмпирических (основанных на чувствах) связей вещей, основанная на практическом их использовании.

Умственное развитие в этом периоде проходит через три стадии:


  1. Усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей и построение их моделей.

  2. Усвоение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях.

  3. Усвоение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.

Результативность решения младшими школьниками учебных задач во многом зависит от организации их деятельности.

Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Мнения учащихся школы не являются для ребенка эталоном для самооценки, большое значение имеет мнение взрослого.

Среди младших школьников девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения по сравнению с мальчиками. Они же показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности.

Для младших школьников очень авторитетен учитель, воспитатель. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость.

У младших школьников высокая умственная активность, они хотят подражать и повторять, выполняя различные действия.

В этом возрасте дети должны четко знать название страны, в которой они живут, свой полный домашний адрес, сведения о семье, знаменитых людей России и малой родины, иметь элементарные представления об охране природы родного края.

Всему этому можно научить ребенка, используя нехитрые методы работы: диагностику (в зависимости от возраста), беседы, чтение книг с последующим обсуждением, экскурсии в природу, работа с природным материалом на уроках труда, встречи с людьми села различных профессий, которые могут послужить положительным примером для школьников, выставки рисунков, участие в различного рода мероприятиях и т.д.



Средний школьный возраст


Средний школьный возраст (от 11-12 лет до 15 лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.

Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с 11 лет, у мальчиков – несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения девочек и мальчиков.

Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие занятия (учебные и внеклассные), а быстрая переключаемость внимания на дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации, ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого зачастую сводится к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию, и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.

Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать сложности в развитии и становлении. Работа воспитателя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.


В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.

Поэтому воспитатель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.

В этом возрасте ребенок весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениями поступкам.

Мальчики- подростки склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными для них могут стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные люди с отрицательной характеристикой. Подражая им, подростки, сами того не замечая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость – подлостью, любовь к себе – насилием над другими.

Девочки- подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смешение акцентов с традиционно положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки-подростки считают идеальной работу проститутки, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.

Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще.

Воспитателю необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

формирование нравственных качеств личности, знакомство с примерами положительных идеалов.

Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе:


школа – семья – общество – ребенок.

Особое значение для ребенка в этом возрасте имеет возможность самореализации и самовыражения. Учащимся будут интересны такие дела и поручения, которые служат активному самовыражению и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные и внеклассные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, воспитатель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «школьный детский коллектив».

Необходимо знать и учитывать, что ведущей деятельностью подростков является общение, личностным новообразованием подростков – способность к идентификации (уподоблению, полному совпадению). Важнейшая особенность – постепенный уход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, опора на свои внутренние критерии.

Основная форма самопознания – сравнение себя с другими людьми: взрослыми и сверстниками.

В воспитательной работе с этой возрастной группой, кроме перечисленных форм работы с младшими школьниками, можно также использовать совместное чтение газет, конкурсы сочинений на различные темы, ремонт и уборка классного кабинета, уход за пришкольным участком и территорией памятника погибшим воинам-односельчанам, оказание помощи престарелым людям, ветеранам войны и труда и т.д.

Старшие подростки (старшеклассники)

Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Личностное новообразование – это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира.

Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.

Человек осознает себя принадлежностью мира в этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности. Юноши начинают понимать значение слова «мужчина», а девушки – слова «женщина». Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и пытаются подчеркнуть это всевозможными средствами. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем, и с будущим связаны все переживания подростков.


Уровень тревожности старшеклассников гораздо ниже, чем у подростков. Отношения в коллективе становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, чувство дружбы – более избирательным. В классах можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая переходит в доверительность и исповедальность, в отношениях преобладает принцип сходства и равенства.

Юношеская мечта о любви, ранняя любовь выражают потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости, осознании эротических мотивов, но собственные переживания иногда более значимы, чем объект привязанности. Старшеклассники сенситивны ((позднелат. sensitivus) – в высшей степени восприимчивый, чувствительный)

к освоению своего внутреннего мира, идет совершенствование умения управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.

Жизненные планы старшеклассников, которые стоят на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать. В связи с выбором профессии у учащихся могут возникать конфликты с семьей. Родители предлагают своему ребенку ту профессию, которую, по их мнению,

легче получить или требуют идти по их стопам. Однако учащиеся определяют в профессии, в первую очередь, ее материальные возможности.

По исследованиям психологов, многие старшеклассники хорошо определяют в профессии ее результативность и плохо представляют себе трудности профессии, с которыми им придется столкнуться.

Воспитателю необходимо обратить серьезное внимание на просвещение учащихся в вопросе выбора будущей профессии, на знакомство с различными профессиями и представителями различных профессий. Не менее значимым и интересным является знакомство с вузами, в которых можно получить информацию о той или иной профессии.


У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным дисциплинам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт современных старшеклассников. Они отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью.

С детьми этой возрастной группы следует более разнообразить методы и формы работы. Это необходимо, т.к. их жизненный опыт увеличился, повысилась самооценка, вырос интеллект. Большинство дел старшеклассники могут выполнить самостоятельно, но под присмотром учителя, воспитателя. Это позволит им не только самоутвердиться, но и самовоспитываться, самосовершенствоваться.

Одним из важнейших критериев воспитания гражданственности и патриотизма является общественная активность. Активная гражданская позиция присуща человеку, которому чуждо равнодушие, безразличие,

который должен быть лично ответственен за все, что делается на его рабочем месте, в селе или городе. Ведь именно в коллективе, учебном или рабочем, человек приобретает твердые жизненные позиции, закладываются его нравственные принципы. В закладке таких качеств личности в ученическом коллективе в большой степени способствует детское самоуправление.

Развитие детского самоуправления


От того, как индивид становится элементом социальной организации,

включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой – формирование способности личности поддаваться влиянию других.

Большую роль в социальном становлении играют отношения, складывающиеся со сверстниками, в результате которых формируются условия, при которых протекает более успешно процесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у учащихся с товарищами, учителями, зависит возможность адаптации учащихся и раскрытие их потенциалов. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, организации, производственные бригады и др.) создает условия для реальных социальных проб учащихся, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы отношений.


Различные отношения создают разные группы.

Работа с группой может рассматриваться в двух плоскостях:


  1. Оказывая воспитательное влияние на учащихся, необходимо учитывать специфику коллектива, особенности его сплочения.

  2. Стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило демократично, на основе гуманистических норм отношений, т.е. создавался воспитательный коллектив.

Самое существенное качество группы – уровень ее социально- психологической зрелости, который превращает ее в группу-коллектив.

В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, которые стоят перед педагогами и учащимися, в том числе и воспитание патриотизма среди детей и подростков. В этом плане главную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную и общественную позиции, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Задачи, которые традиционно ставили педагоги, развивая самоуправление, были самые разные. На сегодняшний день самая главная из них – создание всех необходимых условий для социального становления учащихся.

Ученическое самоуправлениеформа организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого школьника возникает основное противоречие, которое можно разрешить, сформировав групповой мотив группового действия, когда учащиеся видят, что удовлетворение потребностей зависит от достижения этой цели.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.


Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести учащихся к новой цели деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом.

Развиваясь в каждом из видов деятельности учащихся, ученическое самоуправление охватывает все большее количество задач, и не только тех, которые выполняли раньше педагоги. В результате развития постановка управленческих задач должна в основном зависеть от инициативы и самостоятельности учащихся.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.

Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединить одно – деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации.

Важным элементом коллективной организаторской деятельности является коллективное творческое планирование работы ученических коллективов.

Повысить уровень сопричастности к обсуждаемым на собраниях вопросам можно путем усиления их проблемности, что позволяет обеспечить включенность каждого в выработку решения. Принятое на собрании решение должно быть кратким, конкретным и понятным каждому участнику собрания.

В нашей школе на протяжении почти 40 лет функционирует детская организация «Возрождение», главными направлениями работы которой являются патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание.

На достаточно высоком уровне находится самоуправление в детском школьном коллективе. В каждом классе имеются свои органы самоуправления, а в школе – специальный орган – так называемый актив школы, Совет старшеклассников.

Детская организация «Возрождение», действующая при МОУ Троицко-Росляйской средней общеобразовательной школе, объединяла в 2012-13 у.г. 162 учащихся с 1 по 11 классы. Детский коллектив имеет девиз, заповеди, законы. Большую роль в воспитании коллектива играют органы ученического самоуправления – Совет старшеклассников школы. В актив подбирались наиболее деятельные и пользующиеся уважением среди своих товарищей ученики. Во-первых, это председатель Совета старшеклассников Чубарова Ю. и другие члены Совета старшеклассников. Эти ребята ежемесячно проводили семинары по различным вопросам, помогали в организации рейдов, экскурсий, подготовке и проведении различного рода мероприятий, спортивных соревнований и др.


Воспитательная работа в школе имела комплексный характер.

На 2012-13 у.г. были поставлены следующие задачи:


  1. Формировать у учащихся потребность укреплять свое физическое здоровье.

  2. Патриотическое воспитание детей.

  3. Нравственно-эстетическое воспитание.

  4. Воспитание сознательного отношения к учебе.

  5. Интересно организовывать досуговую деятельность в ДО «Возрождение».

В соответствии с направлениями работы и для реализации поставленных

задач был разработан план воспитательной работы, согласованный с активом ДО «Возрождение».

Поставленные задачи решали сообща учителя, ученики и их родители. К воспитательному процессу активно привлекались библиотекарь села Авдюхова И. И., директор СДК Золотова Н. Б., работники ФАПа, которые проводили интересные беседы с детьми, выступали на общешкольных родительских собраниях, выпускали тематические газеты и санбюллетени, помогали в организации внеклассных мероприятий.

Проводя воспитательную работу в школе, мы, безусловно, учитывали индивидуальные увлечения, наклонности, способности учащихся, стараясь развивать, обучать и еще более сплочать детский коллектив.

Актив школы участвовал в подготовке и проведении военно-спортивной игры «Зарница», Недели экологии и Недели книги, других воспитательных мероприятий.

Члены Совета старшеклассников активно участвовали в учебной работе: предметных олимпиадах, конкурсах сочинений, писали рефераты и доклады различной тематики.

В течение года проводились рейды по проверке состояния классных кабинетов, книг, дневников и тетрадей учащихся, их внешнему виду и др. это служило мотивацией для самосовершенствования, воспитания чувства ответственности, любви к учебе и труду.

У детей повысился интерес к учебе, спорту. Об этом говорят призовые места, занятые нашими воспитанниками в районных олимпиадах и спортивных соревнованиях.

В детском школьном коллективе нет детей на учете в детской комнате милиции.

Все это говорит не только о большой и плодотворной работе педагогического коллектива, но и о сплоченности учащихся школы, осознании ими поставленных целей и задач работы, а главное – об их высоком патриотизме.