zabika.ru 1

Схема анализа уроков закрепления ЗУН и повторительно-обобщающих уроков



  1. Установить, какими способами воспроизводились в начале урока ранее усвоенные учащимися теоретические сведения:

а) индивидуальный опрос учащихся;

б) фронтальный опрос;

в) проверка знаний теории в процессе выполнения практических упражнений.

  1. Охарактеризовать способы проверки дифференцированных письменных домашних заданий (выборочная проверка, взаимопроверка, самоконтроль, участие в проверке работ учеников-консультантов и под.).

  2. Дать характеристику вопросов и задач, которые предлагались учащимся в процессе проверки домашнего задания (проблемные вопросы, требующие сопоставления, сравнения учебного материала и обобщения его на понятийном уровне).

  3. Отметить, как было организовано на уроке сопутствующее повторение материала, логически связанного с приобретенными накануне новыми знаниями, и материала, который по своему содержанию и структурным особенностям тесно не связан с рассмотренным на предыдущих уроках материалом, но подлежит повторению, в силу того, что он представляет для учащихся известные трудности и подвергается забыванию (тематическая группировка материала по сходству орфограмм и пунктограмм, сравнение, сопоставление и противопоставление повторяемых правил, обнаружение причин смешения в практике употребления в устной и письменной речи тех или иных правил и языковых норм, устранение этих причин и т.п.).

  4. Установить, как на повторительно-обобщающих уроках осуществлялись обобщение и систематизация теоретического материала и практических умений и навыков по целым темам и большим разделам программы (объединение соответствующих теоретических сведений и практических навыков в большие тематические группы, их сопоставление, сравнение и противопоставление, осознание языковых фактов на понятийном уровне, формирование обобщенных умений и навыков, умение планировать и самостоятельно организовывать свою учебную деятельность).
  5. Показать, как постепенно наращивались на уроке трудности и повышалась степень самостоятельности учащихся в работе при выполнении ими разного рода тренировочных упражнений и заданий творческого характера.


  6. Насколько рационально соотносились на уроке различные виды тренировочных упражнений (осложненное списывание, обобщающие диктанты, самостоятельная речевая деятельность школьников).

  7. Установить в какой степени и какими путями осуществлялась дифференциация упражнений в ходе самостоятельной работы учащихся (характер упражнений по их содержанию и степени трудности, способы предъявления заданий учащимся: по вариантам, по заданию учителя или на основе самостоятельного выбора того или иного варианта учащимися). Каков удельный вес самостоятельной работы в общей системе работы на уроках? Не наблюдалось ли однообразие в выборе упражнений при организации самостоятельной работы учащихся?

  8. Отметить, какие задания предлагались на дом (одинаковые для всех или дифференцированные по степени сложности; как предлагались эти задания (анализировались ли некоторые примеры, велась ли беседа о наиболее рациональных способах выполнения заданий дома или только лишь назывались номера соответствующих упражнений)).

  9. Определить, какой был достигнут на уроке уровень теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся (осознанность, глубина знаний, прочность орфографических, пунктуационных, речевых навыков, степень их общности).

  10. Сделать выводы о том, насколько результативным оказался дифференцированный подход учителя к различным по уровню подготовки группам учащихся (выравнивание уровней ЗУН слабо подготовленных учащихся, продвижении в развитии сильных учеников).

Помимо отмеченных сторон учебно-воспитательного процесса при анализе указывается: реализация целей урока, соблюдение требований дидактики и психологии, подведение итогов урока, учет и оценка знаний учащихся (См. схему анализа урока изучения нового материала).