zabika.ru 1

Неделя – Дары природы.


Тема: «Составление загадок».

Творческое название: «Ест Федька кисель с редькой».

Место проведения: групповая комната.

Длительность: 30 минут.

Программные задачи: обогащать речь детей образными словами; учить образовывать прилагательные; закреплять обобщающие наименования «овощи» и «фрукты»; побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; развивать дикцию; артикуляционный аппарат детей; совершенствовать навыки выделения характерных признаков объектов; закреплять умения детей находить и образовывать сравнения и метафоры; привлечь воспитанников к новому виду речетворческой деятельности – составлению загадок по моделям А. А. Нестеренко; развивать творческое воображение.

Интеграция образовательных областей:

-приоритетная область – «Коммуникация»,

-по задачам и содержанию психолого-педагогической работы – «Чтение художественной литературы», «Познание»,

-по средствам организации и оптимизации образовательного процесса – «Социализация».

Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы, позновательно-исследовательская, игровая.

Оборудование и материалы: модель составления загадок А.А. Нестерова(№3), предметные картинки, фишки, «хрестоматия для дошкольников», значки с логотипом «Юный эрудит» (по количеству детей).

Примерный сценарий.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Эрудиты». Спрашивает детей, знают ли они, кто это такие (Дети высказывают разные предположения. Педагог обобщает: «Эрудиты – это люди, которые знают много интересныхвещей».

Дидактическая игра «Отгадай загадку».


  1. Снесли птички

Синенькие яички,

Развесили по дереву;

Скорлупа мяганька,

Белок сладенький,

А желток костяной. (слива)

2. До чего же хороша


Ягода душистая,

На дереве висит,

Рдеет и манит. (вишня)


  1. Щёки красные, нос белый,

В темноте сижу день целый

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (редька)

  1. Что за плод – шкатулочка с секретом!

Семена – стекляшки на вид,

Все прозрачные, все розового цвета,

Потрясешь, как странно, не звенит. (гранат)

  1. Бусы красные висят.

Из кустов на нас глядят,

Осень любит бусы эти,

Дети, птицы и медведи. (малина)

Игра «Найди отгадку на картинке».

  1. Круглое, румяное,

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (яблоко)

2. Я под шапкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки. (гриб)

3. Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (морковь)

4. Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста)

5. Крупный, зрелый загорелый,

Попадался на зубок,

Расколоться все не мог.

А попал под молоток,

Хрустнул раз – и треснул бок. (орех)

Воспитатель: А теперь давайте проверим знаете ли вы сами загадки. (Дети загадывают по очереди загадки)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этой задачей; А вы знаете, что загадки бывают разные; О чем или о ком бывают загадки (Обо всем что нас окружает)? А еще загадки бывают короткие и длинные;

Например:

Закутан ребенок во сто пеленок.

или

Раскололся тесный домик на две половинки.

И посыпались от туда,

Бусинки – дробинки. (горох)

В любой загадке предмет не называется, и нужно самому догадаться, о чем идет речь. Чтобы было легко догадаться, в загадке или говорится, на что похож этот предмет, или его называют таким метким словом, что сразу понимаешь, что это такое.


Например: Сидит дет во сто шуб одет

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (лук)

Какими словами в загадках обозначен предмет, что мы сразу догадались, что это лук?

А еще чтобы сравнить один объект с другим, надо найти у них какой-то общий признак, а их очень много у каждого объекта.

Игра «Цепочка».

Воспитатель показывает детям картинку с изображением объекта, а дети по очереди называют его признаки, передовая друг другу картинку. Необходимо назвать как можно больше признаков и не повториться.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Конечно же вас можно назвать эрудитами. Но чтобы быть настоящими эрудитами надо научиться самим составлять загадки.

Составление загадок по третьей модели А.А. Нестеренко.

Особенность освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким либо другим, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?



















Загадка про гриб.

Воспитатель: на что похож гриб?

Дети: на мужичка.

Воспитатель: а чем они отличаются?

Дети: у гриба нет бороды.

Воспитатель: а еще на что похож?

Дети: на дом, но без окон.

Воспитатель: а еще?

Дети: на зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; Похож на дом, но без окон; Как зонтик, но на толстой ножке.»


Аналогичным образом составляется загадка по первой модели А.А. Нестеренко.

Какой?

Что бывает таким же?

Круглая

Мяч

Желтая

Масло

Сладкая

Сахар

Загадка о репе. Воспитатель предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

Например: Круглая как мяч;

Желтая как масло;

Сладкая, но не сахар.

Дети воспроизводят полученные загадки.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо потрудились. Теперь вас можно назвать настоящими эрудитами.

Дети получают значки с логотипом «Юный эрудит».