zabika.ru 1

МОУ Озёрская СОШ


Тема проекта:

«Игры наших бабушек»

Авторы: обучающиеся 3 класса

Елькина Татьяна,

Калашникова Эльвира,

Потлов Дмитрий

Руководитель проекта: Малахова Н.М. – учитель

начальных классов

2010год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………..3


  1. Игры наших бабушек

    1. Историческая справка об игрушках……….. 4

    2. Потребность людей в игре …………………..9

    3. Результаты исследовательской работы

кружка « Игровая карусель» ……………...11

Заключение ……………………………………….22

Список литературы ……………………………....23

Приложение ………………………………………24

2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования игр наших бабушек велика, т. к. на земле нет ни одного человека, который не любил бы играть. Без игры на свете человеку было бы не только скучно, а просто невозможно жить. Игра учит нас не сдаваться, не скисать от неудач. Игра помогает стать ловким, быстрым, сообразительным.

Цели и задачи исследования.

  1. Изучение исторической справки об игрушках;

  2. изучение игр наших бабушек;

  3. выяснение влияния игр на развитие ребенка.

Гипотеза исследования

Современные дети не играют в игры своих бабушек.

3

  1. ИГРЫ НАШИХ БАБУШЕК

1.1 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОБ ИГРУШКАХ

Немного поговорим о самой любимой детской теме – об игрушках. В разных странах есть немало музеев игрушек, есть они и в России – в Сергиевом Посаде находится музей игрушки, существует даже музей уникальных кукол. 

В целом русская игрушка была очень долго привержена традициям. В 1899 году были произведены раскопки рязанских курганов XII века. Современники князя Игоря забавлялись глиняными свистульками, «очень напоминавшими нынешнего петушка. В шейке находится отверстие, в которое дуют; по обе стороны спинки и сзади хвоста – пять круглых дырочек, предназначенных для изменения высоты звука». В 90-х годах, при земляных работах в московском Кремле, были найдены глиняные игрушки  XVII века – обломок куклы, фигурка медведя и, конечно же, свистулька, изображающая птицу.   Исторические данные позволяют отнести начало игрушечного резного промысла в Сергиевом Посаде к первым десятилетиям XVI века. Но сами посадские рассказывают легенду, в которой дедовское и отцовское ремесло объявлялось куда более древним. Предание поминало имя Сергия Радонежского. Преподобный Сергий, «ангелам собеседник и светильник многосветный российской земли», в монашеском уединении полюбил вырезать игрушки и одарять ими крестьянских детей. Так хотелось думать мастерам, верившим в благословение чудотворца на своем тихом и мирном труде.


Вернуться домой, не привезя детям игрушки от «Троице-Сергия», считалось чуть ли не грешным делом. Богомольцы разносили сергиевские поделки по всем уголкам России. К концу XIX века в посаде и слободах занимались игрушечным делом свыше 5550 дворов. В год они вырезали

4

игрушек на 400 тысяч рублей. Сергиевские фигурки были известны и за границей. Лучшим материалом у сергиевских мастеров считались липа, ольха, осина и береза. Заготовленные летом чурки оставляли сушиться и брали в работу только через два года. Одну лишь осину предпочитали резать распаренной. Сырые чурки клали в протопленную печь на несколько часов – вот и вся подготовка. Или же мастер первым делом «зарубал» будущую игрушку, укладывал заготовку в горшок, плотно закрывал крышкой и ставил в жар. «Зарубание» заключалось в том, чтобы вчерне вырезать контур игрушки. Наконец мастер обматывал колено толстой тряпкой или куском кожи, упирал в него подготовленный чурок и брался за нож из мягкой стали с острым концом.   Расписывали игрушки чаще всего клеевыми красками, но фигурки подороже покрывали акварельными, масляными и эмалевыми. Из расписных игрушек не было ярче и веселее троице-сергиевских «дур», как их называли сами мастера. «Дуры» были ходовым и дешевым товаром, поэтому одежды их грубы и неправдоподобны – неимоверной величины шляпы, тюрбаны, цветы, перья, громадные гребни в фантастических прическах, кричащие платья и при всём этом чопорные, надутые манеры. Под стать «дурам» - натянутые, франтовые гусары, с подзорной трубой в изогнутой «кренделем» руке и высоченных сапогах. Куда с большим старанием игрушечники делали «барынь» - полную противоположность «дурам» и по цене, и по благородству осанки.

     Столь же часто сергиевские резчики мастерили «кормилиц». Всегда дородные и богато одетые кормилицы прижимают к пышной груди господского младенца, а за её юбки держится ребенок постарше. Чтобы показать, что и это «дите» барское, игрушечник, не задумываясь, надевал на него дворянскую или военную фуражку с кокардой.


5

Резко отличались игрушки царских детей. Девочки непременно получали в подарок куклы с фарфоровыми головками английской, французской, немецкой, а иногда и русской работы – кукольное производство в России ещё только зарождалось. Такие куклы, как «Украинка», «Осетинка», «Боярыня», были достаточно дороги, и играть в них дозволялось лишь по праздникам. В остальное время княжны играли более простыми игрушками. Для кукол шилась чудесная одежда и белье, изготавливалась мебель, фарфоровые сервизы, строились кукольные домики, которые, впрочем, не получили широкого распространения в России. Мальчиков воспитывали иначе. Их готовили к военной карьере и к управлению государством. Наиболее распространенными были лошадки-качалки, луки и стрелы, маленькие пушки, предметы для спортивных игр. У всех царских отпрысков были целые армии оловянных и деревянных солдатиков. Но не только военная игрушка была уделом царских забав. В дворцовых детских комнатах находились также спортивные игры и игрушки, развивающие силу и ловкость: английский комплекс для игры в индейцев с входящими в него вигвамом, пирогой, луками и томагавками. Немаловажное значение придавалось и обучению посредством игры и игрушки, о чём свидетельствуют всевозможные лото, кубики, настольно-печатные игры.

     В какое бы время ни жили дети, они все и всегда любили игрушки. Даже в самых бедных крестьянских семьях дети имели игрушки. Правда, их было мало, и играть в них было некогда. К восьми-девяти годам дети становились настоящими помощниками в доме. Игрушками для них часто было то, что можно было найти в природе: бусы, браслеты из ярких ягод рябины,

6

калины, венки из цветов, найденные на берегу реки или озера камушки и ракушки, шишки, желуди, каштаны. Шли на игрушки и всевозможные листья, тростник, цветы. Из глины и песка сооружали дома, рыли пещеры. Зимой игрушками были ледяные сосульки, снеговики или просто снежки. Куколок делали из соломы: обвязывали тряпочкой голову, пеленали туловище вместе с ручками и укачивали в подвесной люлечке или на руках. В небогатых дворянских семьях игрушек было тоже не очень много. По древней русской традиции игрушки делали, в основном, из дерева. Из дерева вырезали петушков, разных зверюшек, сказочных героев. В дворянских семьях у детей были тоже деревянные игрушки6 у мальчиков – деревянные лошадки ростом с ребенка, кареты на колесах, сабли, шпаги, кинжалы. У девочек было по нескольку кукол с красивыми нарядами, которые они складывали в деревянные сундучки. Куклы были деревянные, тряпичные с мягкой головкой и фарфоровыми личиками. Были игрушки из фарфора, но они служили больше для украшения, чем для игры. Это были фигурки зверюшек, пастухов и пастушек, цыганок, балерин. Мягких игрушек из пушистого меха, плюша в начале XX века не было. Были мягкие игрушки-самоделки: зайчики, кошки, собачки из тряпочек и пакли. Глазками были бусинки или пуговки, а носик был деревянный. Одной из любимых игрушек в то время был мяч. Конечно, такого разнообразия мячей, как сейчас, в начале XX века не было. Поэтому тот, у кого был резиновый мяч, был счастливым человеком.


   У тех ребят, чьё детство прошло во время Великой Отечественной войны, игрушек практически не было – не до того было. После войны дети сами мастерили себе игрушки. Мальчики выстругивали из дерева ножи, сабли, кинжалы, из старых газет вырезали солдатиков и

7

играли в войну. Если враг, то закрашивали углем бумагу в черный цвет, если свой, то оставляли неокрашенной. Черный солдатик – немец, а белый – русский. После войны жизнь постепенно налаживалась. Дошли руки и до детских игрушек. В 1960-е годы фабрики детских игрушек выпустили целое море разных игрушек. Построили магазины игрушек, открыли отделы игрушек в детских магазинах. Впрочем, всё это было лишь в городах – в деревнях по-прежнему играли тем, что найдешь под ногами или смастеришь.    В эти годы продолжалась давняя русская традиция делать игрушки из дерева, только теперь видов таких игрушек стало гораздо больше: пирамидки с детальками в виде колечек, ромбиков, любимые детьми красочные матрешки, мебель для кукол, замечательные конструкторы. В 1960-е годы многие дети считали конструктор своей любимой игрушкой. Их многих ребят получились потом прекрасные инженеры. Также в это время появилось много игрушек из легких металлов, из пластмассы, из мягкой и уплотненной резины и мягких игрушек из меха, бархата, плюша.

8

1.2 ПОТРЕБНОСТЬ ЛЮДЕЙ В ИГРЕ

Игры! Настольные и спортивные. Тихие и подвижные.

Играя, люди соперничают друг с другом не только в силе и ловкости. Иногда игра – это борьба умов, экзамен для смекалки, сообразительности. Время изменяло, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре. Изменяются условия игры, вводятся новые сюжеты, отражающие свое время, но неизменной остается тяга людей к игре, особенно подвижной, где можно проверить и показать свою смелость, ловкость, быстроту и силу.


Покупая современные игрушки, взрослые порой охотнее играют в них, чем сами дети. Это не случайно. Да, взрослое человечество играет. Играет на биржах, на стадионах, на сценах, в казино. Взрослые играют в политику, в деньги.

Игра- это добровольное занятие. По приказу играть нельзя, это не долг и не обязанность.

Когда-то, перед тем как отправиться на охоту или битву, наши предки устраивали воинственные танцы или игрища, соревновались в меткости, ловкости, силе. Такая тренировка помогала им побеждать. Бывает, игрой, созданной каким-то одним народом, увлекаются во всем мире.

Когда рождается ребенок, все спешат купить подарки для новорожденного (особенно игрушки). Но надо учитывать, что покупая игрушку для малыша, можно стать виновником несчастья или даже трагедии. На современном рынке детских товаров, к сожалению, более половины игрушек имеет нарушения в области безопасности. Покупая игрушку, нужно узнать, имеет ли игрушка сертификат соответствия, на какой возраст рассчитана, особенности ее эксплуатации. Ни в коем случае нельзя приобретать для малыша разборные игрушки, имеющие маленькие детали. Они не должны иметь острых углов и заусенцев. Мягкие игрушки должны быть с невыпадающим ворсом. От качества игрушки зависит здоровье

9
малыша.

Зачем нужна игра для детей? Во – первых, игра – школа произвольного поведения.

Во –вторых, игра – школа морали в действии.

В –третьих, игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры становится эффективнее обучение ребенка и приятнее его воспитание.

10

1.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ КРУЖКА «ИГРОВАЯ КАРУСЕЛЬ»

Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста.


На занятиях кружка «Игровая карусель» мы провели исследования.

Опросили своих бабушек, в какие игры они играли в детстве, какие из них были любимыми.

Составили вопросы анкеты и провели её среди бабушек и внуков.(см. Приложение 1).

Результаты анкетирования помещены в таблицу:




Номера вопросов(кол – во правильных ответов)

1

2

3

4

5

6

взрослые

12

12

11

11

2

12

дети

11

11

10

11

6

11


Подобрали фотографии по данной теме. (см. Приложение 2)

А игры были - одна другой интереснее. Ловички, горелки, красочки - очень простые и веселые.

Вот например, прабабушка Елькиной Тани, Грачева М.В., родившаяся в 1923 году вспоминает: «Детство нашего поколения,

11

несмотря на трудности, было веселым. Зимой, те у кого были валенки да полушубки катались с ледяной горы, играли в снежки. А те дети, у которых не было зимней одежды, проводили время на русской печи, слушая сказки взрослых. А как только красное солнышко начнет припекать, появятся проталинки, растают на пригреве завалины около жилья – мы целой гурьбой, вместе с курами, высыпаем на улицу, на солнышко. Играем целый день до темна, домой не загонишь. Играли в «Салки», «Жмурки». Любили играть в игры, в которых отражались жизнь и труд наших родителей, да и наша жизнь тоже, ведь с шести лет я помогала своей матери в колхозе полоть просо, шинковать табак. Примером такой игры является «Баба сеяла горох». Девочки образуют круг, в центре которого одна из них. Вместе поют и делают то, что и баба в песне. Баба сеяла горох.


Прыг – скок, прыг – скок.

Обвалился потолок.

Прыг – скок, прыг – скок.

Баба шла, шла, шла

Пирожок нашла,

Села, поела,

Опять пошла.

Баба встала на носок,

А потом на пятку,

Стала «русского» плясать,

А потом вприсядку.

Играли мы и в игры, связанные с обрядами и праздниками в честь «Коляды» и «Масленицы». На пасхальной неделе повсюду начинались гулянья с качелями, хороводами. Любимой весенней игрой у нас была игра «Горелки»».

12



Бабушка Елькиной Тани Елькина Н. М. в детстве любила играть в «Каравай» , «Море волнуется», «12 палочек», «Салки» , «Классики».

А вот что вспоминает вторая бабушка Елькиной Тани Цыпулина В.И.,1949 г. : « Я играла в детстве в живые куклы. Как это? Да вот как. В нашей семье было 7 человек детей. Я была старшей. Родители работали в совхозе с раннего утра до позднего вечера. Всех младших оставляли на меня. Я их кормила кашей, приготовленной мамой, гуляла с ними, укладывала спать, даже стирала с них одежду. Очень хотелось побегать на улице, но я не

могла ослушаться своих родителей. Как я была счастлива, когда у меня появлялась возможность погулять на улице. Любимыми играми были: « жмурки», « колдунчики». А если погода была плохая, мы любили играть в «лото».

Бабушка Потлова Димы, Потлова З.Н., любила играть в «лапту», «чижики», «лото», «краски».

Бабушка Калашниковой Эли, Пещкова В.И., любимыми называет игры «прятки», «лапта», «городки», «краски»,

13

«садовник», «глухие телефончики».

В начале каждой игры звучит «зазывалочка»:   


 Кто будет играть в интересную игру?
    А в какую - не скажу!
    А потом не примем, за уши поднимем.
    Уши будут красные, до того прекрасные.

Или вот такая:
    Тай-тай, налетай, в интересную игру.
    Всех принимаем и не обижаем.
    А кто опоздает - в небо улетает.

Вот правила этих игр. Правила ловичек, или салочек, очень просты: выбираем водящего, который должен догнать и осалить кого-нибудь из разбегающихся по площадке ребят. Первый игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим. Есть у этой игры и несколько более сложных вариантов.

Первый. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за осаленную часть тела.

Второй. Осаленный останавливается и, вытянув руки в стороны, кричит: "Чай-чай-выручай". Он "заколдован". "Расколдовать" его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен "заколдовать" всех. Чтобы дело пошло быстрее, водящих может быть двое или трое.

Молодежь на Руси очень любила играть в горелки. По всей видимости, в давние времена эта игра обставлялась огнями - отсюда и пошло

14

название. Горельщик становится впереди пар, спиной к играющим, и говорит:
    
Гори-гори ясно,
     Чтобы не погасло.
     И раз, и два, и три.
     Последняя пара, беги!

На слово "беги" пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и "горит". Вместо слов "последняя пара" водящий может произнести: "четвертая пара" или "вторая пара". Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

Для игры в гусей на площадке на расстоянии 10-15 метров друг от друга чертятся две линии - два "дома". В одном находятся гуси, в другом - их хозяин. Между "домами под горой" живет "волк" –


водящий. Хозяин и гуси ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:
    - Гуси, гуси!
    - Га-га-га.
    - Есть хотите?
    - Да-да-да.
    - Так летите!
    - Нам нельзя.


15

Серый волк под горой
не пускает нас домой


После этих слов "гуси" стараются перебежать к "хозяину", а "волк" их ловит. Пойманный "гусь" становится "волком".

Среди играющих в красочки выбирается водящий - "монах" и ведущий - "продавец". Все остальные игроки загадывают втайне от "монаха" цвета, причем цвета не должны повторяться.

Игра начинается с того, что водящий приходит в "магазин" и говорит: "Я, монах, в синих штанах, пришел к вам за красочкой". Продавец: "За какой?". Монах (называет любой цвет): "За голубой".

Если такой краски нет, то продавец говорит: "Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!" "Монах" начинает игру с начала. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать от "монаха", а тот его догоняет. Если догнал -

"красочкой" становится водящий, если нет - игра начинается сначала.

Игра 12 палочек - вариант известных пряток. Для нее нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих "качелей". На нижний конец кладут 12 палочек, а по 16

верхнему один из игроков ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. Пока ведущий будет собирать палочки, играющие должны успеть спрятаться. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется на поиски. Если игрока обнаруживают, он выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к "качелям" и вновь разбросать палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все остальные опять прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены, и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Первый найденный игрок становится водящим.


Говоря о старинных русских играх, нельзя не вспомнить городки (в некоторых областях они называются "рюхи" или "чушки"). Суть игры состоит в том, чтобы бросками бит выбить из площадки (города) определенное количество различных фигур, составленных из 5 городков. Играющие поочередно делают по две попытки. Победителем считается игрок или команда, потратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Длина биты не более 1 м, вес 1,5-2 кг. Бита изготавливается из крепкого дерева (кизила, боярышника, дуба и др.) и для прочности обивается железными кольцами. Городки делаются из любого дерева, их длина - 20 см,

а диаметр 4-5 см. Если под руками нет деревянных городков, это не повод отказываться от интересной игры. На эту роль замечательно подойдут пустые банки из-под газировки. Фигуры начинают выбивать с кона - дальней линии, на расстоянии 21 м от фигуры. Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона - ближней линии, около 15 м от фигуры. В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й, строятся на лицевой линии города. Построение городков определяется названиями фигур: звезда, артиллерия, пушка, закрытое письмо, колодец, пулеметное гнездо, часовые, тир, ракета, самолет, рак, серп.

17

А для дворовой игры фигуры могут придумывать сами игроки.

Среди игр наших бабушек, пожалуй, самой любимой была лапта. К сожалению, мало кто из молодых знает ее правила, а то бы она стала не менее популярной, чем бейсбол у американцев.

Вот как играют в лапту. Местом для игры может служить любая ровная площадка длиной 50-60 м и шириной 20-35 м. Площадка делится двумя поперечными параллельными линиями, отстоящими друг от друга на 40-50 м. Площадка между линиями называется полем. Во дворе или на школьном стадионе границы поля могут обозначать растущие деревья, кусты, скамейки или любые другие реальные "указатели". За одной чертой отводится место для "города" (или "дома"), а за другой - для кона. Принадлежности игры: небольшой резиновый или теннисный мяч и лапта (бита) - круглая палка длиной 80-120 см и толщиной 3-4 см. Для новичков конец биты можно сделать плоским. Участники игры делятся на две равные по количеству игроков команды - от 5 до 10 человек в каждой. По жребию одна из команд располагается за линией "города" и называется бьющей командой, а другая - водящая - размещается на поле. Один из игроков бьющей команды - "метальщик" - становится на линию "города" и бьет лаптой по мячу, подбрасываемому одним из игроков водящей команды - "подавальщиком".


После удачного удара "метальщик", оставив биту, бежит через поле за линию кона и, если успевает, то обратно в черту "города". В это время игроки водящей команды, овладев мячом, стараются попасть им в бегущего, который пытается увернуться от мяча. Если удар по мячу неудачный, и мяч упал близко, или "метальщик" промахнулся, то он отходит обратно за линию "города" и ждет лучшего удара следующего игрока, после чего делает перебежку один или с другими игроками своей команды. Возвратившись благополучно в свой "город", игрок приобретает право опять бить по мячу. Если в момент перебежки игрок окажется "запятнанным", то все игроки

18

водящей команды бегут в "город", и команды меняются ролями. Однако пока водящие бегут в "город", бьющая команда, в свою очередь, имеет возможность отыграться, "запятнав" одного из противников, не успевшего скрыться в "городе". В этом случае водящие покидают "город". Но и они тоже могут "запятнать" кого-нибудь из игроков бьющей команды, находящихся в поле. Таким образом, за обладание "городом" происходит упорная борьба. Если отбитый мяч пойман водящим на поле в воздухе, то команды меняются ролями. За каждого игрока, "незапятнанным" перебежавшего в оба конца, команда "города" получает очко. Победителем считается команда, набравшая большее количество очков. Лапта идеальна для "игровых" уроков физкультуры.

"Молва". Выбираем водящего и тут же выгоняем его из комнаты (всего на несколько минут, не успеет соскучиться!), а сами тем временем немного о нем посплетничаем. Приятное занятие, не правда ли? Потом приглашаем водящего в комнату, и Главный сплетник с таинственным видом ему сообщает: "Был вчера я на балу и слыхал о вас молву: один рассказывал, что вы …, другой добавил, что у вас…, а третий возразил, что вам…". Вместо многоточий, естественно, следует процитировать сказанное о водящем в его отсутствие. А теперь пусть водящий попробует угадать, кто именно сказал о нем вышеперечисленное. Лучше, конечно, если это будут заведомые


небылицы или простенькие комплименты, а то ведь так недолго и поругаться с домашними!

Если изрядную часть компании составляют дети, они с удовольствием подхватят популярную у невестившихся барышень позапрошлого века игру в "Садовника", которая благополучно дожила до наших дней, почти не изменившись. Для начала каждый (или каждая) выбирает название полюбившегося ему цветка, затем ведущий объявляет:

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился,

19
Все цветы мне надоели,

Кроме… Ну, скажем, розы. Розочка должна немедленно вспорхнуть с дивана (или на чем она там сидела) и вскрикнуть: "Ой!" Садовник: "Что с тобой?" Роза: "Влюблена!" Садовник: "В кого?" Роза: " В …(называет другой цветок)". В стародавние времена игра эта называлась "Флирт цветов", и кроме собственно флирта, другой цели не имела. Нынешние детки превратили эту забаву в проверку реакции: теперь проигрывает тот, кто прозевал собственное имя или замешкался с ответом, так что эта игра неплохо подходит для сбора фантов. Ну уж про фанты-то точно слышали все. Фантом может быть любая вещица, которую оштрафованный в игре выдает как свое "долговое обязательство", подлежащее погашению. Предмет можно заменить запиской с автографом. Последнее даже лучше: свернутые листочки одинакового размера создают дополнительный интерес при разыгрывании, потому как исключают возможность преднамеренного распределения заданий. Когда все фанты собраны, есть возможность повеселиться по-настоящему, придумывая эти самые задания. И напоследок о незаслуженно забытом семейном развлечении - лото. Удивительно, но факт: и сегодня можно найти в продаже эту игру, состоящую из карточек, фишек и бочонков с числами, несмотря на то, что ее почти вытеснили из

нашей жизни карты и домино… Как любая динамичная и азартная игра, лото имеет множество вариантов. Вот два самых распространенных: "Простое лото" - побеждает тот, кто первый закроет все числа на своих карточках. "Короткое лото" - в этом варианте нужно постараться первым закрыть все числа одной любой строки. Сначала выбирается ведущий, которому вручается мешочек с бочонками. Ведущий может сам принимать участие в игре или только вести игру. Карточки раздают поровну всем участникам. Ведущий, тщательно перемешав, достает из мешочка бочонок и объявляет номер. Каждый игрок проверяет свои карточки и при наличии номера


20

закрывает его. Игра продолжается до тех пор, пока какой-нибудь счастливчик не станет победителем. А теперь, чтобы не опозориться перед бабушками, запоминайте! Вместо этих чисел бывалые игроки обычно называют их прозвища: 1 - "кол", 3 - "трое", 10 - "бычий глаз", 11 - "барабанные палочки", 12 - "дюжина", 13 - "чертова дюжина", 18 - "в первый раз", 22 - "утята", 25 - "опять 25", 44 - "стульчики", 50 - "полста", 55 - "перчатки", 66 - "валенки", 69 - "туда-сюда", 77 - "топорики", 88 - "бабушка", 89 - "дедушкин сосед", 90 - "дедушка".

                                                  

21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игры сопровождают нас с детства до глубокой старости, давая выход чувству азарта и жажде соперничества.

Играя, ребенок познает мир. Игра включает элементы импровизации, творчества. Игра тренирует эмоции и вырабатывает ряд качеств, необходимых личности. Она учит выигрывать, напрягая всю силу воли. Игра же учит и проигрывать, не впадая в панику или отчаяние и не теряя веры в себя. Настоящий игрок не падает духом и сохраняет спокойствие в трудные моменты.

При выполнении данной работы мы изучили множество литературы по теме различных игр. Больше всего понравилось знакомство с новыми играми, которых мы не знали раньше, изучение правил новых игр. Мы познакомились с историей возникновения различных игрушек.

После проведения всех исследований мы сделали вывод:


  • современные дети продолжают играть в игры своих бабушек;

  • в русских селах и городах среди детей более широко распространены игры подвижного характера;

  • с развитием технического прогресса у современных детей появились новые игры.


Следовательно, наша гипотеза не подтвердилась.

22

Список литературы

1.Богуславская З. М., Смирнов Е.О.

Развивающие игры для детей дошкольного возраста, 1991г.

2.Детские подвижные игры народов СССР., М.,1989г.

3.Иванчикова Р. ,Народные игры с детьми

Нач. шк., 2005г., №4

4.Лаврентьев В.В., Значение игры в работе с детьми

Нач.шк., 1999г., №5

5.Литвинова И.Н.

Детские народные подвижные игры., Периодические издания. М., 1995г.

6.Товорова Р., игры и упражнения для умственного развития детей

Нач. шк. ,1998 г., №1
2010.

www.ug.ru

www.1 september.ru


23

Приложение 1

Анкета

Выберите правильный ответ:

  1. Сколько человек могут играть в игру «Краски» ?

Не менее 3 не более 3

Не более 10 много

  1. Какое место лучше выбрать для игры «Двенадцать палочек» (прятки)?

Ровное пустынное

Со строениями с деревьями

  1. Какое правило подходит к игре «Садовник»?

отгадывать загадки знать краски

знать название цветов быстро бегать


  1. Какими качествами должен обладать человек, играющий в игру «Лапта»?

Ловкость внимание меткость

Скорость смелость сноровка

Мышление сила выносливость

Напиши ответ:

  1. Могут ли участвовать в игре – эстафете 3 человека?



  1. Какое оборудование необходимо для игры «Жмурки»?



24
Приложение 2


25