zabika.ru 1

урок « Вода среда обитания рыб»

Цель: Создать условия для понимания учащимися возникновения приспособлений у рыб в зависимости от среды обитания.

Задачи :

1 Актуализировать знания учащихся о строении и свойствах воды , об особенностях строения рыб различных отрядов и взаимосвязи строения со средой обитания.

2 Развивать внимание , умение сравнивать и интегрировать знания
3 Воспитывать бережное отношение к природной воде и любовь к природе

Оборудование :


  1. презентация «Классификация рыб по отрядам»

  2. плакат ,отражающий запасы воды в мировом океане

  3. рисунки учащихся о воде и природе

  4. раздаточный материал (см. приложения)

  5. материал для самостоятельной работы учащихся

  6. оборудование и реактивы для выполнения химических опытов

Педполагаемый результат :

Учащиеся должны знать особенности приспособленности рыб к среде обитания , основные свойства воды.,по внешним признакам рыб уметь определять их места обитания .

Ход урока:


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Определение темы урока путём создания проблемной ситуации :

Учитель .Наш урок посвящён веществу , хорошо знакомому вам с самого рождения. Это сложное вещество , самое распространённое на нашей планете . Оно существует в трёх агрегатных состояниях ,в чистом виде практически не встречается ,без него невозможно существование жизни на Земле .

Записать химическую формулу вещества ,перечислить все известные вам свойства данного вещества .

Предполагаемый ответ :

H 2 O


прозрачная ,без цвета ,без запаха ,без вкуса ,плотная ,текучая , замерзает при 0 градусов ,сжимается при охлаждении ,расширяется при нагревании


Актуализация знаний

Проведение демонстрационных опытов

(сухая лимонная кислота и сухая сода не реагируют ,при добавлении воды выделяется углекислый газ

Растворение в воде гидроксида калия и нитрата калия
Учитель

демонстрация отрывка видеофильма «Океаны»


Жидкая вода является также средой обитания для многих животных ,например ,рыб
Приспособленность рыб к различным факторам водной среды.
Рыбы по разному приспособлены к жизни в водоёмах

.


запись в тетрадь

1 Вода хороший растворитель ,

2 Некоторые вещества растворяются в воде с разогреванием ,другие — с охлаждением
3 В живых организмах содержится от 50% до 99 % воды .

4 Без воды не было бы жизни на Земле

.

Викторина «Отряды рыб»


Заполнение учащимися таблицы на компьютерах с последущей проверкой
Показ презентации «Многообразие рыб» по дом. заданию


Самостоятельная работа с текстом « Вода - среда обитания рыб» Объяснение принципов самостоятельной работы с текстом ( Приложение 1 )

Учащиеся читают текст ,делают пометки на полях (знаю» ,»узнал новое» ,»думал иначе» ,»не понял» ) в течении 7 — 8 мин. Находят ответы на выписанные на доске вопросы ,снова возвращаются к анализу утверждений

Индивидуальная работа с утверждениями . (Приложение 2 )

По окончании работы учащиеся зачитывают верные суждения .

Рефлексия

Сегодня на уроке вы получили представление о свойствах воды ,значении воды для живых организмов и зависимости строения рыб от условий их обитания в водоёмах


1 Работа в парах : составьте рассказ , используя слова ,приведённые на доске

(вода ,дышать, растворимость ,движение ,плотность ,телескоп )

По окончании работы учащиеся зачитывают рассказы .

2 Выполнение теста

(Приложение 3 )

Объяснение домашнего задания по выбору 1 , 2 или 3

1 Подготовить презентацию по предложенным вопросам (приложение 4 )

2 отметить черты приспособленности указанных в тексте рыб к водной среде

3 Письменно ответить на предложенные вопросы.(приложение 4 )