zabika.ru 1

Урок биологии в 8классе.


Тема: Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
Цели:1) раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии в организме человека; познакомить со строением органов дыхания в связи с их функциями, с процессом образования голоса, с мерами профилактики заболевания голосовых связок;

2) развивать память, речь;

3) формировать привычку к здоровому образу жизни.

Оборудование: Видеофильм «Органы дыхания»; таблицы «Органы дыхания» ;раздаточный материал «Кроссворд», тест «Органы дыхательной системы».

Тип урока: Изучение нового материала.

Учебник биологии «Человек» Автор Н.И. Сонин 2007 г.

Дополнительная литература: Биология. Поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина (стр: 188 -209)

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Постановка цели и задач урока.

Тема нашего урока «Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей». Сегодня мы познакомимся со строением органов дыхания, их функциями; с процессами дыхания и образования голоса, а также с заболеваниями дыхательных путей.

  1. Актуализация опорных знаний.



Задача 1. Без пищи и без воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить даже 10 минут. Объясните: а) почему без воздуха, без дыхания человек жить не может; б) в чём заключается функция органов дыхания. (Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды – несколько суток, без воздуха – всего несколько минут. Питательные вещества в организме запасаются, как и вода, запас же свежего воздуха ограничен объёмом лёгких. Вот почему необходимо его непрерывное обновление.)

Благодаря вентиляции лёгких в них поддерживается более или менее постоянный газовый состав, который необходим для поступления в кровь кислорода и удаления из крови углекислого газа, других газообразных продуктов распада, а также паров воды.


Из предыдущих глав мы знаем, что происходит с тканями, когда к ним поступает недостаточное количество кислорода: функция ткани нарушается, потому что прекращается распад и окисление органических веществ, энергия перестаёт выделяться, и клетки, лишённые энергетического обеспечения, погибают.

Задача2.Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите мысленно, какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгких. Из перечня

органов тела (правая колонка) выберите все части воздухоносного пути и соедините линиями.


Дыхательная система Воздухоносные пути Сердце

Носовая полость

Желудок

Лёгкие (газообмен) Артерии

Носоглотка

Кровь

Глотка

Гортань

Пищевод

Кишечник

Трахея

Бронхи

Задание 3.Используя знания, полученные при изучении курса «Животные», вспомните и расскажите у каких животных впервые появляются органы дыхания? Какие эволюционные преобразования произошли в дыхательных системах позвоночных животных? ( Дыхательная система играет важную роль в осуществлении газообмена между организмом и окружающей средой. Многие безпозвоночные (губки, плоские черви) не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела. У большинства насекомых появляется своеобразная дыхательная система – трахейная. Рыбы дышат с помощью жабр, жабры есть и у кольчатых морских червей. С переходом животных к наземному образу жизни дыхательная система усложняется. Земноводные дышат и кожей, и лёгкими, которые имеют сравнительно простое строение. Лёгкие пресмыкающихся, птиц и млекопитающихся имеют более сложное строение.)


  1. Изучение нового материала.

«Пока дышу, надеюсь» - римский поэт Овидий.

Эта фраза будет эпиграфом к нашему уроку, т. к. дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.


Дыханием называют обмен газов между клетками и окружающей средой. У человека газообмен состоит из четырёх этапов:


  1. обмен газов между воздушной средой и лёгкими;

  2. обмен газов между лёгкими и кровью;

  3. транспортировка газов кровью;

  4. газообмен в тканях.

Сейчас мы с вами посмотрим видеофильм на тему: « Органы дыхания».

Строение и функции органов дыхания у человека.

Органы, которые подводят воздух к альвеолам лёгких, называются дыхательными путями. Верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка. Нижние дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи.

- Для чего у человека разумного появился нос? Ведь у его предков – человекообразных обезьян - его не было!

1.Носовая полость

2.Гортань – орган голосообразования.

- Почему у мужчин голос более низкий, а у женщин и детей более высокий?

- Как вы думаете, когда у человека формируется правильная артикуляция?

(Правильная артикуляция формируется особенно легко в возрасте от года до 5 лет, когда ребёнок овладевает родным языком. При общении с маленькими детьми не надо шепелявить, копировать их неправильное

произношение, так как это ведёт к закреплению ошибок и нарушению речевого развития.)

3. Трахея и главные бронхи.

Лёгкие можно сравнить со сказочным « виноградным деревом». Почему деревом, спросите вы? (Трахея – «ствол этого дерева», а вот и две короткие толстые «ветки» - бронхи, которые отходят влево и вправо. На них растут две большие «кроны» - лёгкие, состоящие из 3400 млн. «ягодок» – альвеол.)

-А сейчас давайте послушаем сообщение об инфекционных и хронических заболеваниях дыхательных путей.

4. Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей.

Некоторые кости черепа имеют воздушные полости – пазухи. В лобной кости есть фронтальная пазуха, в верхнечелюстной – гайморова пазуха.


Грипп, ангина, ОРЗ (острое респираторное заболевание) могут вызвать воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух. Чаще страдают гайморовы пазухи. Их воспаление – гайморит. Нередко бывает и воспаление лобной пазухи – фронтит. При гайморите и фронтите наблюдается нарушение носового дыхания, выделение из полости носа слизи, нередко гнойной. Иногда повышается температура. Работоспособность человека снижается. Необходимо лечение у отоларинголога – специалиста, занимающегося лечением людей с заболеваниями уха, горла и носа.

5.Миндалины. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, потом в глотку и гортань. За мягким нёбом, а также у входа в пищевод и гортань находятся миндалины. Они состоят из лимфоидной ткани, подобной той, которая находится в лимфотических узлах. Миндалины содержат множество лимфоцитов и фагоцитов, задерживающих и уничтожающих микробов, но при этом иногда они сами воспаляются, становятся отёчными и болезненными. Возникает хроническое заболевание – тонзиллит.

6.Аденоиды - опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку. Иногда увеличенные аденоиды перекрывают проход воздуха и носовое дыхание затрудняется.

Тонзиллит и разросшиеся аденоиды необходимо своевременно лечить: оперативно или консервативно (т.е. без операции).

7.Дифтерия – инфекционное заболевание, распространяющееся воздушно-капельным путём. Чаще дифтерия поражает детей, но болеют ею и взрослые. Начинается она как обычная ангина. Повышается температура тела, и на миндалинах появляются серовато-белые налёты. Шея опухает из-за воспаления лимфотических желёз.

Возбудитель дифтерии – дифтерийная палочка. Продуктом её жизнедеятельности является ядовитое вещество – дифтерийный токсин, который поражает проводящую систему сердца и сердечную мышцу. Возникает тяжёлое и опасное заболевание сердца – миокардит.

Для профилактики дифтерии здоровым людям вводят противодифтерийную вакцину. Она создаёт активный искусственный иммунитет, который может сохраняться несколько лет.


5.Закрепление.

Сейчас мы разгадаем кроссворд, и проверим, как вы усвоили материал по теме: «Органы дыхания».
Кроссворд «Органы дыхания»

По вертикали:

1.Соединение кислорода с гемоглобином.

По горизонтали:

2.Участок верхних дыхательных путей.

3.Вещество, входящее в состав табачного дыма.

4.Заболевание, связанное с нарушением проведения воздуха по дыхательным путям.

5.Процесс вентиляции лёгких, сопровождающийся поглощением кислорода, выделением углекислого газа.

6.Парные органы, в которых происходит газообмен.

7.Орган дыхательного аппарата, представляющий собой трубку, выстланную слизистой оболочкой.

8.Измерение жизненной ёмкости лёгких.

9.Обмен между газами при дыхании.

10.Главная дыхательная мышца.

11.Оболочка, покрывающая лёгкие и выстилающая изнутри стенки грудной полости.

12.Газ, входящий в состав воздуха.

13.Заболевание лёгких.

14.Газ, необходимый для дыхания.

15.Участок воздухоносного пути.
Ответы:

По вертикали: 1.Оксигемоглобин.

По горизонтали: 2.Гортань. 3.Никотин. 4.Астма. 5.Дыхание. 6.Лёгкие. 7.Трахея. 8.Спирометрия. 9.Газообмен. 10.Диафрагма. 11.Плевра. 12.Озон. 13.Туберкулёз. 14.Кислород. 15.Бронх.
6.Общие выводы урока.

1.Дыхание – процесс обеспечения клеток организма кислородом, осуществления окислительно-восстановительных реакций, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, и выведения углекислого газа.

2.По способу снабжения тканей организма кислородом различают кожное, трахейное, жаберное и лёгочное дыхание.

3.Дыхательная система человека состоит из воздухоносных путей(носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи) и лёгких.

4.В носовой полости воздух очищается, обеззараживается, увлажняется и согревается, в лёгких происходит газообмен.


5.Гортань является не только органом проведения воздуха, она участвует в голосообразовании.

7.Тест

1.Главный орган дыхания – это:

а) нос; б) рот;

в) лёгкие; г) гортань.

2.При дыхании происходит газообмен между:

а) внешней средой и лёгкими;

б) кровью и тканевой жидкостью;

в) тканевой жидкостью и клетками;

г) всё верно.

3.Голосовой аппарат находится:

а) в ротоглотке;

б) в носоглотке;

в) в трахее;

г) в гортани.

4. Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости.

А) носовая полость;

Б) трахея;

В) гортань;

Г) носоглотка;

Д) бронхи;

Е)бронхиолы.


7.Домашнее задание.

Повторить тему: «Органы дыхания»