zabika.ru 1





Урок истории в 5 классе .

Тема «Древнее Двуречье».


Бобровская Наталья Николаевна

учитель истории МОУ “СОШ № 7″ г. Гая Оренбургской области

Основная цель урока — познакомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья, с занятиями населения, религиозными верованиями и культурой этой страны.

Оборудование урока: карта «Египет и Передняя Азия в древности», атлас по истории, тексты из хрестоматии по истории древнего мира, компьютеры.

Методы обучения: методы устного изложения знаний и активизации познавательной деятельности учащихся: объяснение, беседа с учащимися по теме, рассказ; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала; рработа с текстом; практическое занятие; проверка знаний, умений учащихся : наблюдение за работой учащихся, устный опрос.

Структура урока.

  • Создание образовательной среды (информация учителя, вопросы учащихся, небольшая инсценировка).

  • Результат: погружение в атмосферу Древнего Двуречья.

  • Формулировка проблемы.(чтение текста учащимися, ответы на вопросы учителя, работа с картой, иллюстрациями.)

  • Контроль усвоения новых знаний.

  • Рефлексия - осознание учащимися своей деятельности.

В начале урока повторяем историю Древнего Египта, которую они изучали недавно.Затем предлагаю отправиться в путешествие, в страну, расположенную рядом с Египтом, в Древнее Двуречье. В вводной беседе делаю небольшой рассказ о стране, с которой мы сегодня познакомимся. В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат, там издревле существовали очаги земледелия. Примерная дата возникновения государства 7000 лет. О древнейшей истории Двуречья знаем довольно мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц подобных Египетским пирамидам, ни остатков храмов - лишь глиняные холмы. На землях Древнего Двгречья не было ни строительного камня, ни леса, ни полезных ископаемых, а страна была богатой. Почему? Дети выполняют первое индивидуальное задание. Используют описания сделанные Геродотом путешествуя по Древнему Двуречью. Учащиеся работают с источником, отвечают на поставленный вопрос.


1. Природа Южной Месопотамии.

Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. В юго-восточном направлении он течет из Евфрата в другую реку — Тигр. На ней находился город Нин. Из всех стран на свете - эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры. Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай возрастает двести, а (в хорошие годы) даже и в триста раз. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четыре пальца в ширину. Что просо и сезам бывают там высотой с дерево, хорошо известно, но не станем рассказывать об этом. Мы знаем, сколь большое недоверие встретит наш рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не бывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед…

2.Учащиеся выполняют второе задание, используя карту по истории Древнего мира, расположенную на компьютере каждого ученика, проделываем путь из Египта в Двуречье. Затем один из детей выходит к карте, и учащиеся вместе с ним проделывают еще раз этот путь, закрепляя материал.

3. Далее использую аппликацию атмосферных явлений.

- Ребята, посмотрите на эти рисунки. Я хочу рассказать вам какой здесь климат. Летом очень жарко, температура воздуха поднимается до плюс 50 градусов, а зимой идут дожди, после них начинаются разливы рек, они эти реки любят и боятся.

Как вы думаете почему? Дети высказывают свои предположения. Задают вопросы, почему же боятся.

После дождей, реки разливаются, но ни так, как Нил, а очень бурно. Часто во время разливов рек поток воды сносит дома, и урожай с полей. Поэтому боятся. Приходилось защищать свои дома, строить дамбы. А любят реки за то, что после разливов на полях остается плодородный ил, земля дает хороший урожай. Люди верили, что высоко в горах бог Эа льет воду в реки, и насколько он был милостивым, такими были и разливы рек.


Используем хрестоматию, читаем Миф о потопе.

4.Чтобы познакомиться с растительным и животным миром, давайте, выполним следующее задание. У ребят на компьютере текст, написанный на глиняной табличке, но она от времени рассыпалась, чтобы выполнить задание, надо восстановить текст.

1. Специальными дамбами люди защищали свои сады и огороды от разливов, где выращивали зеленый л…,ч…, о…цы.

2. В долинах рек водились дикие ль…, к…ны, г…ли. Там было множество птиц. Самая крупная из которых ..,, при опасности прятала голову в землю.

3. Почвы в Двуречье были так плодородны, что посеянная пш.. .-давала до ста зерен, а ф… пальма - до 50 плодов в год.

4. Некоторые свободные вавилоняне были очень богаты. Они владели многочисленными полями и садами с гра…, я…. У них было множество домашних животных: о…, к…з, л….

5. Люди не отступали перед трудностями. Они рыли к-… лы, с помощью которых орошали земли. На их полях зрел я…, пш…. Вокруг селений зеленели ф… пальмы.

6. Земледельцы и скотоводы начали спускаться с возвышенности в долину двух рек … и;.., в поисках плодородных полей и хороших пастбищ. Они засевали свои клочки земли пш…, а множество диких …, пяточками уничтожали их посевы.

Я часто слышала в ваших рассказах, встречалось растение финиковая пальма. Действительно, плоды пальмы они ели свежими, сушеными, косточками топили печи, из листьев плели циновки, веревки, а древесину использовали в строительстве. Впрочем, дома сделаны не из дерева. Догадались из чего?

5.Использую аппликацию глиняного дома.

Действительно из глины. Попробуйте пофантазировать, что еще они могли делать из глины? Помогаю аппликацией. Кирпичи, дома, посуду, и даже саркофаги.

6.Что твориться в Двуречьи во время погребения умерших, я не хочу рассказывать, прочитайте сами текст «Подземные гробницы». И ответьте на вопрос, почему же мне не хотелось рассказывать о погребениях?

«Подземные гробницы». В развалинах Ура, глубоко под землею, археологи нашли гробницы древних правителей этого города. Каждая гробница была похожа на дом. Возле покойного находилось все, что могло ему пригодиться в царстве мертвых, -золотой шлем, кинжал, украшения. При жизни он привык не только к своим вещам, но и к свите. Рядом с ним лежали его воины с оружием, возница с повозкой, музыканты с инструментами, слуги. Здесь же стояли и кубки, из которых они выпили яд. После кончины своего владыки они все должны были умереть, чтобы служить, охранять и развлекать его в загробном мире.


7. Используя следующий материал, дети знакомятся с письменность Двуречья.

В начале в Двугечьи пытались писать рисунками. Но это очень трудно сделать на толстой глиняной табличке, и со временем стали не рисовать, а оттискивать на глине палочками клинописные знаки. Каждый знак обозначал слово или словосочетание.

Дети разного возраста обучались вместе. Много лет требуется мальчикам, чтобы научиться письму, счету, астрономии, узнать сказания и мифы. Учиться в школе было трудно. Будущих писцов учителя держали строго. На одной табличке, мы читаем такие жалобы: «В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: «Почему ты опоздал?» Я испугался, сердце мое бешено заколотилось. Подойдя к учителю, я поклонился до земли. Отец дома табличек выспросил мою табличку. Он был ею недоволен и ударил меня. Потом я усердствовал с уроком, мучился. Когда учитель проверял порядок в доме табличек, человек с тростниковой палкой сделал мне замечание: «На улице надо быть осторожным: рвать одежду нельзя!» — и ударил меня. Отец дома табличек положил передо мной исписанную табличку. Классный надсмотрщик приказал нам: «Перепишите». Я взял свою табличку в руки, писал на ней, но было на табличке и то, чего я не понимал». Дети пробуют изобразить клинописные знаки. Для контроля знаний учащиеся выполняют тест и имеют возможность сразу проверить результат.

Тест. Тема: «Древнее Двуречье». Выберите правильный ответ.

I. Двуречьем назывались страна, расположенная между реками: 1. Инд и Ганг 2. Евфратом и Тигром 3. Хуанхэ и Янцзы

II. Когда возникло государство Двуречье? 1. Более 7000 лет назад 2. Более 3000 лет назад 3. Более 2000 лет назад

III. Основным строительным материалом в Двуречье были: 1. Дерево 2. Глина 3. Камень

IV. Жители Двуречья писали: 1. Иероглифами 2. Буквами 3. Клинописью

Рефлексия. Приготовленные термины, по истории Египта и Двуречья, предлагаю разнести на карту Египта и Двуречья. Исправляем ошибки, выставляю оценки. Благодарю за урок. Творческое домашнее задание