zabika.ru 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа №16


Урок литературы
Тема:

«Великая Отечественная война

в стихотворениях русских поэтов»

6 класс


учитель Макарова Н.М.

Г. Славянск-на-Кубани.

Цель урока: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной

войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии
этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.
Оборудование: записи песен военных лет; поэтические сборники; портреты

поэтов; иллюстрации на тему войны.

Методические приёмы: рассказ учителя; сообщения учеников, выразительное

чтение, анализ стихотворений, беседы по вопросам.

Ход урока

I. Слово учителя.

далее полувека отделяет нас от времён Великой Отечественной войны.

Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и

участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть,

через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожале-
нию, Великая Отечественная не была войной последней. Поэтому пережива-
ния, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть
к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей
и своей страны. Эти чувства сохраняет и передаёт прежде всего поэзия.

Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства,.без него чело-
веку ни на фронте, ни в тылу не прожить, и поэзия была самым популярным
жанром.

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом един-
ства народа в борьбе с врагом, — «Священная война» на стихи Василия Лебе-
дева-Кумача. (Слушаем куплет песни в записи).

- Почему война названа «священной»?

(Это война за правое дело, за свою родину, не наступательная, захватни-

ческая, а оборонительная. Такая война — за свободу родины, против захват-
чиков — оправдана. Она народная, потому что объединяет устремления всего
народа, она «священная» - потому что защита Отечества, своей семьи-
святой долг каждого человека.)


  1. Чтение и анализ стихотворений.

Константин Симонов (1915-1979) известный поэт, прошедший всю

войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного
корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». В
первые, особенно тяжёлые месяцы войны, когда наши войска отступали с
тяжёлыми боями и большими потерями, оставляя врагу сёла и города, было
написано стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»,
посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову. (Слушаем
стихотворение в записи в исполнении автора).

— Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное
: впечатление на людей, стало очень популярным, любимым в народе?

- Какие картины войны изображает поэт?

— Как создаётся образ русской земли в стихотворении?

Алексей Сурков, которому посвящено стихотворение Константина

Симонова, - автор тихой, проникновенной песни «Землянка» («Бьётся в

тёмной печурке огонь»). Это грустное, лирическое стихотворение,

положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функцию
боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под
Москвой, в землянке. Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем,
он и стихотворения не писал — просто сложил письмо из наиболее
пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где
находится, о чём думает, какая, наконец, погода в тех местах, где он сейчас
находится, и какая обстановка...

Письма в стихах были одним из весьма распространенных и вовсе не
литературных жанров самого тяжёлого периода Великой Отечественной
войны» — так рассказывает о «Землянке» поэт Евгений Долматовскийв
«Рассказах о твоих песнях» (М., «Детская литература», 1973).

Звучит песня «Землянка».

Стихотворение Сергея Сергеевича Орлова (1921-1977) «Его зарыли в шар

земной...» посвящено простому солдату, вынесшему все тяготы войны.

Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

— Почему это стихотворение представляется и памятником солдату, и и
личным воспоминанием о родном человеке?

Показываю кадры смены караула у Вечного огня.

О суровых годах войны — стихотворение — воспоминание Давида

Самуиловича Самойлова (1920-1990). Оно называется просто «Сороковые».


Слово «годы» уже излишне, у народа ассоциации со словом «сороковые»
однозначные — это война.

Стихотворение читает учитель или заранее подготовленный ученик.

Как поэт рисует картины войны?

-.— Найдите антитезу в стихотворении. Что в ней выражено?
Звучит
песня поэта Марка Лисянского и композитора Исаака Дунаевского

«Моя Москва» Я по свету немало хаживал...»)