zabika.ru 1


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Камышки

Александрово-Гайского района



«Боль, которой еще моё сердце не знало…» Э.Межелайтис

(Урок по поэме А. Вознесенского «Ров»)

Урок литературы в 10 классе


Выполнила:

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Камышки Александрово-Гайского раона

Харькова Т. А.



Камышки, 2011 г





Урок литературы в 10 классе

«Боль, которой еще мое сердце не знало…» (Э. Межелайтис)

(Урок по поэме А. Вознесенского «Ров»).
Я всю мерзость собрал на страницы,

как врач, чтобы жечь тебя, алчь.

А. Вознесенский



Образовательные цели:


  1. Знакомство с жизнью и творчеством А.Вознесенского.

  2. Осмыслить идейное содержание поэмы «Ров».

  3. Продолжить формирование умения читать и анализировать поэтические тексты, выделять проблемы, связывать их с жизнью, аргументировать свое высказывание.


Развивающие цели:
1.Развивать культуру диалогического общения в ходе обсуждения проблемы; совершенствование умений анализировать, выделять главное и делать выводы.
Воспитательные цели:


  1. Создать атмосферу сотрудничества.

  2. Способствовать воспитанию активной жизненной позиции учащихся.
  3. Умение давать нравственную оценку происходящему в жизни. Убедить учащихся в том, что бездуховность грозит гибелью цивилизации. Постижение моральных ценностей, ответственность за свои слова и поступки.


План урока:

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

  2. Словарная работа.

  3. Биографическая справка поэта (подготовленный ученик). Чтение стихотворения «Духовное взяточничество» (подготовленный ученик).

  4. Работа над темой урока – обсуждение проблематики поэмы с использованием художественного текста.




  1. Слово учителя. Постановка проблемы

  2. Беседа по содержанию поэмы (класс работает по группам).

  3. Обращение к картине В.Перова «Старики на могиле сына».

  4. Чтение стихотворения Э.Межелайтиса «Пепел» (подготовленный ученик).

  1. Художественные особенности поэмы.

  2. По страницам СМИ.

  3. Итог урока. Домашнее задание.

  4. Заключительное слово учителя.

Оборудование:

  • презентация к уроку,

  • мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер,

  • аудиозапись песни «Дай, Бог» в исполнении А. Малинина,

  • видеоролик «хрущевская оттепель. Кремль.Март1963.Заседание «Представителей художественной интеллигенции »

  • Газета «Самый великий поэт современности».Становление поэта


Презентация выполнена в программе OpenOffice.org Impress;
Аудиозапись смонтирована с помощью программы Audacity;

Видеоролик взят с сайта http://www.youtube.com/watch?v=3f9izHJGIoo


Газета выполнена в программе OpenOffice.org Writer

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.


Сегодня мы будем говорить о «большом русском поэте» Андрее Андреевиче Вознесенском, познакомимся с его творчеством. Особое внимание уделим его поэме «Ров», потому что те проблемы, которые затрагиваются в ней, очень актуальны в наше время. Век, в котором мы живем, сложный, противоречивый… Нравственные идеалы утеряны, а новые не созданы. Как же остановить нравственную деградацию общества? (Деградация – постепенное ухудшение, вырождение, упадок; снижение или утрата позитивных качеств). Роль литературы в этом процессе огромна. Она учит, помогает формировать наши убеждения, побуждает к действию.


  1. Словарная работа (слова напечатаны и помещены на доске).


На этом уроке наш лексикон пополнится страшными словами.

Алчь (от алчный) - стремление к наживе, приобретению.

Деградация – постепенное ухудшение, вырождение, упадок, снижение или утрата позитивных качеств.

Вандал разрушитель культуры, варвар.

Вандализм – бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство.

Мародер – тот, кто грабит население в районах военных действий, а также убитых и раненых на поле сражения, грабитель.


  1. Биографическая справка поэта (подготовленный ученик)


Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец - Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), участник строительства крупнейших гидроэлектростанций - Братской, Ингурской. Фамилия ясно указывает на происхождение из духовного сословия. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов, был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.

Мать - Антонина Сергеевна Вознесенская, урожденная Пастушихина (1905-1983) - тоже из Владимирской области. Здесь, в Киржаче, провел часть детства будущий поэт. Во время войны эвакуированные из Москвы мать с Андреем жили в зауральском Кургане.


Супруга - Зоя Борисовна Богуславская, известная писательница, кино - и театральный критик, инициатор и координатор премии "Триумф".

Тяга к поэзии проявилась у Андрея Вознесенского еще в юности. Детские стихи Андрей Андреевич никогда не упоминает, хотя, очевидно, они уже обнаруживали талант. Недаром Борис Леонидович Пастернак, получив их по почте от четырнадцатилетнего мальчика, пригласил его к себе и затем приблизил.

Андрей окончил Московский архитектурный институт (1957) и получил специальность архитектора. Но его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству. Евгений Евтушенко писал: «Он не вошел в поэзию, а взорвался в ней, как салютная гроздь…» В 1958г. его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы "Мастера" (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. "Ваше вступление в литературу - стремительное, бурное, я рад, что до него дожил" - так писал Пастернак из больницы.

В то время поэтические вечера в зале Политехнического музея стали собирать полные залы, поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием.

В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта - "Парабола" и "Мозаика". Пребывание в США (1961) отразилось в цикле стихов "40 лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша" (1962). В 1963 году на встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущев подверг Вознесенского всяческим оскорблениям, крича ему: "Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!"

Однако, несмотря на временные опалы, стихи Вознесенского продолжали издаваться, и тиражи его книг доросли до 200 тысяч.



просмотр видеоролика «хрущевская оттепель» Кремль. Март 1963. Заседание «Представителей художественной

интеллигенции »


Чтение стихотворения «Духовное взятничество»



Перу А.А.Вознесенского принадлежит два десятка сборников прозы и стихов, в том числе "Треугольная груша", "Антимиры" (1964), "Ахиллесово сердце" (1966), "Взгляд" (1972), "Дубовый лист виолончельный" (1975), "Витражных дел мастер" (1976), "Соблазн" (1978), "Избранная лирика" (1979), "Безотчетное" (1981), "Прорабы духа" (1984), "Ров" (1986), "Аксиома Самоиска" (1990), "Видеомы" (1992) (тираж 1000 экземпляров), "Casino "Россия"" (1997), "На виртуальном ветру" (1998), "Страдивари сострадания" (1999), а также "Девочка с персингом", "Жуткий кризис "Суперстар"", "Гадание по книге" и другие. В 1993 году в журнале "Дружба народов" опубликован безразмерный молитвенный сонет "Россия воскресе". В 1983 году вышло собрание сочинений в 3-х томах. В настоящее время издательство "Вагриус" приступило к выпуску 5-томного собрания сочинений поэта.

Цикл стихов Вознесенского "Антимиры" (1964) был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел В.Высоцкий. На Таганке был поставлен также спектакль "Берегите ваши лица", снятый сразу же после премьеры.

Рок-опера "Юнона и Авось" (музыка Алексея Рыбникова) в Ленкоме и в других театрах России, ближнего и дальнего зарубежья приобрела огромную популярность, стала классикой жанра.

На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе "Миллион алых роз" (муз. Р. Паулса), "Песня на "бис" (муз. Р. Паулса), "Начни сначала" (муз. Е. Мартынова), "Плачет девочка в автомате" (муз. Е. Осина), "Новые московские сиртаки" (О. Нестеров), а также много романсов на музыку М.Таривердиева.


А.А.Вознесенский являлся вице-президентом Русского Пен-центра, его усилиями и инициативой был создан музей Бориса Пастернака в Переделкино. Он был избран академиком и почетным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.

Андрей Вознесенский - лауреат Государственной премии СССР (1978, за сборник "Витражных дел мастер"), дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале "Триумф" (1996) газета "Нувель Обсерватер" назвала А.А.Вознесенского "самым великим поэтом современности".
1 июня 2010 года поэт скончался в Москве.
Ребята, после урока вы можете совершить заочную экскурсию «Самый великий поэт современности».Становление поэта






  1. Работа над темой урока.

    1. Слово учителя. Постановка проблемы.

Поэму «Ров» А. Вознесенский написал в 1986 году. В этом же году она была напечатана в журнале «Юность». Поэта потрясло увиденное мародерство в нескольких километрах от Симферополя.
Из истории события.

Несколько десятилетий назад Л. Сейфулина писала в гневном очерке «Уцелел один»: «Симферополь превратился в сплошной застенок и отвратительную человеческую бойню. 9 декабря 1941 года немцы истребили древнейшее население Крыма – крымчаков. 11, 12, 13 декабря расстреляли всех евреев. Немцы зарегистрировали в Симферополе 14 тысяч евреев… Их смертный стон подряд трое суток стоял и в Симферополе, и в окрестностях… Один уцелел. Из четырнадцати тысяч – один». Его укрыл от расправы русский плотник.

Воспоминание очевидца : «Здесь, под городом, на 10-м километре, во время войны было расстреляно 12 тысяч мирных жителей, главным образом еврейской национальности. …Привозили их в крытых машинах. Раздевали до исподнего. От шоссе шел противотанковый ров. Так вот, надо рвом их и били из пулемета. Кричали они все страшно – над степью стон стоял. Был декабрь. Все снимали галоши. Несколько тысяч галош лежало…»



    1. Беседа по содержанию поэмы. (класс работает по группам).


Какое впечатление произвела на вас поэма?
(Отвечают учащиеся. Потом читаются отрывки из писем к А. Вознесенскому).

«Грех» Беседа после поэмы.

«Ваш «Ров» меня потряс, изранил душу и наполнил возмездием. Да будет литература русская Возмездием всякой сволочи!.. Представляю, чего Вам стоила эта поэма»,- пишет женщина из Фрунзе.

«Поэма пробуждает совесть. Как жутко то, о чем вы пишете, как страшно, когда люди перестают быть людьми и только «умеют жить». Спасибо, что вы бьете в набат против алчности и душевной глухоты», - пишет Данилов из Кемерово.

«Всегда на острие, неравнодушно, с болью, но чтобы после поэм принимали меры – это ново» - это слова В.А. Кузнецовой из Ленинграда. Нам важно в первую очередь разобраться – как появились среди нас же, кого и людьми назвать тяжко?»

«Когда я был тяжело ранен на фронте, я не плакал от боли. Когда читал поэму, плакал сам, плакала моя супруга – участница Великой Отечественной войны», - пишет М. Бендик из Харькова. – Судя по всему, поэма давалась нелегко, выстрадано».
Ответ - размышление автора:
-Писать было тяжело даже физически. Ужасал ров и бездна, открывшаяся за ним. Сам я не из слабонервных, всякое видел. Но после увиденных разбитых черепов и детских волос я не мог примерно месяц заснуть. Человеческий разум, наверное, не рассчитан на подобные перегрузки. После «Рва» до сих пор не могу написать ни одного стихотворения. Видно, нервы обожглись. Все казалось безысходным после этой истории. Как возможно такое в наше время, с нашими людьми?
I группа – глава «Дело»
Кто они, эти гробокопатели, что заставило их совершить кощунство?

(«Дело №1586»

- Не голод, не нужда вели к преступлению.

- Вопроса «преступить – не преступить» у них не было.

- Алчь…)

Вот имена «благодарных внучат», названные А. Вознесенским:


а) тунеядец Кириллов,

б) крановщик облколхозстроя Нюхалов,

в) сотрудник НИИ Кременский,

г) врач Лиморенко; перепродавали золото нигде не работающие Ахмедов, Меликян, Федулов, Мелешкин; среди погромщиков была беременная женщина – продавец Мелихова. Самому молодому – 28 лет.
В народе разорение кладбищ не просто преступление, а грех перед людьми, своей совестью, убитыми, перед неродившимися детьми.

Наркомания жестокости …


    1. (Обращение к картине В. Перова «Старики на могиле сына»).


Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердца пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А. С. Пушкин.
В России память об умерших людях всегда была священна.

Вывод: «Это процесс не уголовный – духовный процесс».




4. Читается стихотворение Э. Межелайтиса «Пепел» (перевод Алигер).



2 группа – глава «Озеро».
Поэт говорит в поэме не только о трагедии, связанной с прошлой войной. Вознесенского волнуют экологические проблемы. В главе «Озеро» затрагивается тема экологии души человека и экологии природы.

Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:

«Мертвое море – священный Байкал».

Поэт беспокоится, что наукой причинён вред озеру, боится, что в истории мы будем: «Эти, Байкал загубили которые». Он призывает изменить ситуацию, заботиться об озере и животном мире.

«… совесть народа должна быть чистой».


Автор поднимает проблему Чернобыля. А. Вознесенский испытывает чувство вины за то, что случилось на станции.

3 группа – главы «Человек», «Больница».
Гробокопателям из Симферополя поэт противопоставляет настоящее мужество и героизм людей, которые ликвидировали чернобыльскую аварию. Вознесенский восхищается человеческим подвигом, ставя человека вровень с Богом. Поэт преклоняется перед человеческим подвигом и протестует против многоликости алчи:

Прощай, надежд великое вранье.

Опомнись, мир, пока еще не поздно.

«…Духовное возрождение, духовное обновление возможно… не всесильны равнодушие и инертность».


  1. Художественные особенности поэмы.

Каков жанр произведения?

Почему А. Вознесенский сочетает прозу и поэзию?

(Факт поражает сильнее самих стихов. Но поэзия углубляет образ, создает эмоциональный накал. Поэзия и проза дополняют друг друга).
Мысли Вознесенского:

«Обязанность стиха быть органом стыда».

«Поэма ли то, что я пишу? Цикл стихотворений? Вот уж что менее всего меня занимает. Меня занимает, чтобы зла стало меньше.

… Сочетается ли проза с поэзией? А зло с жизнью?»
Рефрен (спец.) Стих и строфа, припев, в определенном порядке повторяющиеся в стихотворении, песне.

(«Ты куда ведешь, ров?»)
Метафоры, просторечная лексика, контраст, многоголосие, разномасштабность, законченность каждой главы.
В чем смысл названия? Почему поэма носит подзаголовок «Духовный процесс?» (Ров - пропасть, на краю которой находится наша страна…

Или мы все спасемся, или погибнем все вместе. В одиночку не выжить.)


  1. По страницам СМИ. ( Обзор делает учитель)


Очень много негативных явлений в нашем обществе. Нельзя умолчать о вандализме.

Вандал. Разрушитель культуры, варвар, по названию древнегерманского племени.


Вандализм. Бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство.


Газета «Новые Известия».

«Моего» сына убили второй раз…»

25 июля 2003 г.

Вандалы разворотили надгробия подводников «Курска».

Моряки с «Курска» не нашли успокоения и после смерти.

После похорон Б. Ельцина на кладбище украли украшения с могилы военнослужащих. Пойманный сказал: «Деньги на лекарство нужны (горло заболело)».

Санкт-Петербург. Летний сад закрыт. Вандализм. Разрушаются памятники архитектуры.

(Ранее был закрыт только в блокаду Ленинграда).



«Аргументы недели»

Четверг 14 июня 2007 г.

«Энергия перевернутого креста».
(Дети осквернили могилы на Кунцевском погосте).



Газета «Версты».

Жила - была губерния от 30 октября 2007 г.
«Бесхозный Кассиль». Слайд 8.
(«Злоумышленника, который изувечил памятник писателю, не наказали)

Часть памятника в пункте приема металлолома оценили в 300 руб.




Сопоставим:

Лев Кассиль «Из заветов моим детям».

За все, что происходит в мире людей, отвечаешь и ты.

Не отказывайся от ответственности. Это и есть совесть.


Газета «Заволжские степи» от 2 октября 2007 г.

«Новые надписи на Мемориале». Осквернена Аллея Славы. Этот вандализм потряс всех жителей района.




  1. Итог урока.


О чем вас заставила задуматься поэма А. Вознесенского «Ров».

Д/з. Сочинение – размышление: «Читая поэму Вознесенского «Ров»…»


  1. Заключительное слово учителя.


А. Вознесенский был настоящим борцом против зла. Он стремился пробудить в каждом человеке чувство ответственности за все происходящее вокруг. Он утверждает, что нужна борьба против зла, алчности, бюрократизма, безумного разорения природы, духовного обворовывания людей, но главное – это что-то нужно предпринять сейчас, немедленно. И голос поэта сделал свое дело. Виновные в преступном небрежении к памяти жертв фашизма сурово наказаны. Был создан мемориал на десятом километре Феодосийского шоссе. Создано Поле Памяти.

Гонорар за эту поэму автор перечислил пострадавшим в Чернобыле. Урок я хочу закончить словами, написанными девочкой-десятиклассницей Обуховой Евгенией.
Душа, ты будь всегда чиста.

И отведи, Господь, нас от греха.

А бездуховность, алчность – это вред!

Будь чутким, добрым каждый человек.

В свои шестнадцать это поняла я

И обращаюсь к вам, мои друзья:

«Подумайте о том, как короток наш век:

Ведь смертен каждый человек».

Звучит песня в исполнении А. Малинина «Дай, Бог».

Дай, Бог, чтобы вы в своей жизни ощутили как можно меньше щемящей сердце боли от проявлений душевной чёрствости и алчности!


Литература :


  1. Вознесенский, А. Ров: Стихи и проза.-М.:Сов. Писатель,1987

  2. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск, Москва: Полифакт, 1995

  3. ru.wikipedia.org

  4. Эдуардас Межелайтис.-Москва: «Известия», 1972

  5. «ЗАО «Газета Новые Известия», 2003

  6. Газета «Аргументы недели», № 24 (58), четверг 14 июня 2007 г.

  7. Газета «Версты», 30 октября 2007 г.

  8. Журнал «Знамя» № 3-4, 1972 г.

  9. Газета «Заволжские степи» № 84, 2 октября 2007 г.

  10. http://zabinfo.ru/index/video/images/albums/20100218/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=66873&mode=thread&order=0&thold=0«УМЕР «САМЫЙ ВЕЛИКИЙ ПОЭТ СОВРЕМЕННОСТИ» АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ»;

  11. http://www.andreyvoznesensky.ru/?grpid=4  Андрей Вознесенский ,Oфициальный сайт»

  12. http://www.biblio-globus.ru/history.aspx?controlId=2&recordNo=292  Библио-глобус- книжный дом;