zabika.ru
добавить свой файл
1
МКОУ Кумылженская СОШ №1


Кумылженского района Волгоградской области

Повторительно - обобщающий урок

по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе (по учебному комплексу В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной)

Учитель русского

языка и литературы

Созинова И.Н.


Ст.Кумылженская 2013

Повторительно - обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе (по учебному комплексу В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной)

Планируемые результаты:

предметные:

знать
опознавательные признаки словосочетания, простого и сложного предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения, однородные члены, вводные слова, обращения, предложения с прямой речью.

уметь различать простое и сложное предложения, правильно расставлять знаки препинания, уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.

метапредметные:

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; владение ознакомительным видом чтения; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; способность понимать информацию, представленную в схематичной форме, средства для решения различных учебных задач; умение анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль; умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных научно – познавательных задач; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал ( карточки для групповой работы, тексты для самостоятельной деятельности учащихся)

Ход урока:

1. Организационный момент. Мобилизующий этап)

У: Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прядки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня у ребят урок уж очень важный.

У: Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос нам поможет следующее задание: мы должны отгадать зашифрованное слово, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки

На слайде1:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вопросы:

1.Главный член предложения, который обозначает действие предмета (Сказуемое)

2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. (И)

3. Название вида предложения по интонации. Предложение произносится тихо, спокойно. ( Невосклицательное)

4. Название знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже. (Тире)

5. Часто встречающийся союз, перед которым всегда ставится запятая (А)

6. Название знака препинания, который ставится в предложения, выделяя прямую речь. (Кавычки)


7. Название синтаксической единицы, состоящей из двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически (Словосочетание)

8. Название падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный)

9. Название части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз)

У: В итоге сложилось слово СИНТАКСИС. (Слайд 2)

У: Второе слово нашей темы вы составите из букв на слайде

У:.В итоге сложилось слово ПУНКТУАЦИЯ.

Сформулируйте и запишите тему сегодняшнего урока: «Синтаксис и пунктуация».

У: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Помните, что это заключительный урок по теме.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация», уметь ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях, уметь производить пунктуационный разбор предложений, синтаксический разбор словосочетаний и предложений.

УУД

Личностные: положительно относятся к учению, желают совершенствовать имеющиеся знания и умения

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа и синтеза, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
2. Подготовка к обобщению понятий и правил

У: 1)Тестирование по пройденному материалу (Слайд № 3)

1.Раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки

А) Синтаксис; Б) Пунктуация; В) Морфология

2. .Слово или сочетание слов, обозначающее того, к кому обращаются с речью.

А) Объявление; Б) Объяснение; В) Обращение


3. Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

А) Кривая речь; Б) Косвенная речь; В) Прямая речь

4. Разговор двух или нескольких лиц -

А) Диалог; Б) Монолог; В) Беседа

5. Какими бывают предложения по цели высказывания

А) Побудительные; Б) Повествовательные; В) Восклицательные

6. Найдите сложное предложение (знаки не расставлены)

А) Вокруг костра сидят туристы и поют песни.

Б) Отцвели яблони в саду и дорожки сада усыпали белыми лепестками.

В) Светит солнце и деревья горят жёлтыми огнями осени.

Взаимопроверка теста по ключу в презентации (слайд 4)

(0 ошибок- «5», 1 ошибка- «4» ,2 ошибки- «3», 3 и более -«2».)

УУД

Личностные: осознают свои возможности в учении

Познавательные: систематизируют собственные знания, осуществляют для решения учебных задач отбор нужной информации

Регулятивные: планируют необходимые действия, проявляют способность к взаимооценке

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах

2)Работа по группам (задания разноуровневые) (слайд5-6)

1 группа «Конструирование предложения»

Сконструируйте из слов Перо, не, ум, писать, а предложение, меняя порядок и форму слов.

Ключ: Не пером пишут, а умом.

Как вы понимаете эту пословицу?
2 группа «Составьте предложение»

1. Из предложения «С тихим шорохом пробежал по саду ветерок» взять определение, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе.

2. Из предложения « За ночь земля покрылась пушистым снегом» взять обстоятельство, употребить его как подлежащее.

3. Добавить сказуемое из предложения «Мама от усталости опустилась на диван».


4. Из предложения «Над городом пролетел быстрокрылый самолёт» взять обстоятельство ( с другим предлогом)

Ключ: Тихая ночь опустилась на город.
3 группа «Четвёртый лишний»

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку, выпишите сложноподчинённое предложение.

1.Все деревья берёзки осинки клёны поменяли свои наряды.

2.Всю ночь зима вязала кружевные узоры чтобы принарядилась земля.

3. Здравствуй зима!

4. Выпал первый снег и припорошил землю.

УУД

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, осуществляют деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные оценки.

3.Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.

У: Теперь давайте произведём синтаксический разбор этих предложений. Для этого необходим алгоритм действий (работа в группах) Задания дифференцированы.

1 группа по предложенному алгоритму производит синтаксический разбор простого предложения.

Алгоритм разбора простого предложения

1. По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. По эмоциональной окраске (восклицательные, невосклицательные)

3. По главным членам предложения (односоставные, двусоставные)

4. По наличию второстепенных членов (распространённые, нераспространённые).

5. По осложнённости (осложнённые, неосложнённые).

6. Схема предложения.

2 группа восстанавливает «полуслепой» алгоритм разбора простого предложения и производит синтаксический разбор.


Алгоритм разбора простого предложения

1. По цели высказывания ( …………….).

2. ……………..(восклицательные, невосклицательные)

3. По главным членам предложения (односоставные,……)

4. По наличию второстепенных членов (…………………………….).

5. …………………..(осложнённые, неосложнённые).

6. Схема предложения.
3 группа восстанавливает «слепой» алгоритм разбора сложного предложения и производит синтаксический разбор.

Алгоритм разбора сложного предложения

1. По цели высказывания (……………………………)

2. По эмоциональной окраске (…………………………)

3. Количество грамматических основ (……………………..)

4. По средствам связи простых предложений в составе сложного(………………….)

5. Союзные (……………………………………)

6. Схема предложения.

УУД

Личностные: имеют желание осознать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа и синтеза, устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, проявляют способность к самооценке своих действий

Физминутка

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

4. Самостоятельная работа (работа со связным текстом)(текст с заданиями распечатан для каждого ученика)

1 группа

Дедушка Мороз.

По древним поверьям, Мороз выг…няет на поля злых духов. Налетают они на белый свет бегают по полям и дуют в кулак. Вероятно, от этого поднима…тся ветер с метелью а на деревья садится иней. Громко топают босыми ногами по мёрзлой земле злые духи, и треск несётся вокруг. От той бег…тни умирает жито, убивают(…)ся клён конопля и овёс.


Тут и нужно произнести заклятье Мороза. Для этого варят б…льшую миску овсяного киселя. Старший в семействе зачерпнёт ложку киселя, влезет на печь и говорит громко: « Дедушка Мороз, обмакни в кисель нос! Дедушка Мороз, не бей наш овёс! Лён да конопли в землю вколоти!» Отведает дедушка Мороз овсяного киселя, укро…т посевы снежным одеялом и с…хранит их до весны.
1. Прочитайте текст ознакомительным чтением.

2. Определите тему текста.

3. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

4. Из 2 предложения выпишите словосочетание, соответствующее схеме, произведите его синтаксический разбор
прил. + сущ.

5. Выпишите предложение с вводным словом, обозначив его графически.
2 группа

По древним поверьям, Мороз выг…няет на поля злых духов. Налета…т они на белый свет бегают по полям и дуют в кулак. Вероятно от этого поднима…тся ветер с метелью а на деревья садится иней. Громко топают босыми ногами по мёрзлой земле злые духи и треск несётся вокруг. От той бег…тни умирает жито, убивают(…)ся клён конопля и овёс.

Тут и нужно произнести заклятье Мороза. Для этого варят б…льшую миску овсяного киселя. Старший в семействе зач…рпнёт ло…ку киселя, влезет на печь и говорит громко: « Дедушка Мороз, обмакни в кисель нос! Дедушка Мороз, не бей наш овёс! Лён да конопли в землю вколоти!» Отведает дедушка Мороз овсяного киселя, укро…т посевы снежным одеялом и с…хранит их до весны.
1. Прочитайте текст ознакомительным чтением. Озаглавьте его.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

4. Из 2 предложения выпишите все словосочетания, произведите синтаксический разбор любого словосочетания.

5. Составьте схемы сложных предложений из 1 абзаца.
3 группа

(По) древним поверьям, Мороз выг…няет на п…ля злых духов. Налета…т они на белый свет бегают по п…лям и дуют в кулак. Вероятно от этого поднима…тся ветер с метелью а на деревья садится ин…й. Громко топают босыми ногами по мёрзлой земле злые духи и треск несётся вокруг. От той бег…тни умирает жито, убивают(…)ся клён конопля и овёс.


Тут и нужно произнести заклятье Мороза. Для этого варят б…льшую миску овсяного киселя. Старший в семействе зач…рпнёт ло…ку киселя, влезет на печь и говорит громко: « Дедушка Мороз обмакни в кисель нос! Дедушка Мороз не бей наш овёс! Лён да конопли в землю вколоти!» Отведает дедушка Мороз овсяного киселя, укро…т посевы снежным одеялом и с…хранит их до весны.
1. Прочитайте текст ознакомительным чтением. Озаглавьте его.

2. Сформулируйте основную мысль текста.

3. Докажите, что это текст.

3. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

4. Произведите синтаксический разбор словосочетания бегают по полям

5. Выпишите предложение с прямой речью, сделайте его пунктуационный разбор.

УУД

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации, самостоятельно находят её в тексте.

Регулятивные: контролируют и самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
5. Подведение итогов

У: Наш урок подходит к концу. Вспомните его цель и расскажите о её реализации. Рефлексия

Что было самым интересным в сегодняшнем уроке?

Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку нашей работе.

УУД

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и операционных, аналитических умений

Регулятивные: оценивают свою работу,

6. Задание на дом (разноуровневое)

Подготовка к контрольной работе (сочинение в форме письма)


У.: Давайте пофантазируем. Представьте, что вы сможете исполнить чьё-то желание.

1) запишите желание, пусть оно начинается словами « Я хочу, чтобы в новом году…..

2)(повышенный уровень) напишите поздравление с Новым годом одноклассникам, близким людям. В своём послании используйте предложения различных видов.
Список литературы

1. Рабочая программа по русскому языку. 5 класс ( по учебному комплексу В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной)

2. Повторение и контроль знаний. Русский язык. 5класс. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Планета, 2010.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе:иот действ для учителя/ ия к мысли. Система заданий: пособие (А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.

4.Новые образовательные стандарты. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к обучению в процессе преподавания русского языка и литературы (5-11 классы): учебно-метод. Пособие / Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова.- М.: Планета, 2012

5. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-9 классы/ Г.И. Блинов, В.А. Антохина. – М.: Просвещение , 2009.

6. Русский язык.Теория. 5-9 классы: учеб. для общеобразоват. Учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2011.