zabika.ru 1

Государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение


 

Усть - Лабинская коррекционная школа VIII вида №29 

 
Урок развития речи

в 3 классе


Подготовила

учитель начальных классов

Цибина Наталья Вячеславовна


Усть – Лабинск

2012г.

Тема: « Растения в природе; их значение в жизни человека».
Задачи:

*формирование обобщенного понятия «растения»; отработка умения составлять описательный рассказ; развитие словообразовательной функции речи;

* коррекция памяти на основе упражнений в запоминании;

*воспитание эмоциональной адекватности поведения.
Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, учебник «Знакомство с окружающим миром» Е.Д Худенко, И.А. Терехова.
Литература: « Планирование уроков развития речи» Е.Д Худенко, И.А. Терехова
Ход урока


  1. Организационный момент.

А) Упражнение на запоминание: «Запомни предметы, из которых Карлсон хочет приготовить еду».

Картинка демонстрируется 10-15 секунд. Затем учитель убирает её, и учение по памяти перечисляет предметы, изображенные на картинке. Класс проверяет его ответ. Потом учитель снова показывает ученику картинку. И он сам определяет, чего не назвал.

Далее обсуждается, что можно взять для приготовления компота (вишню, грушу, яблоко, сливу, то есть фрукты – ягоды) и борща ( помидор, свеклу, морковь, капусту и т.д.).

Б) Образование относительных прилагательных.

- Как назовете компот из вишни? - Вишневый.

- А из сливы? – Сливовый и т.д.

2. Обобщение.

А) Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня вспомним, что вы знаете о тех предметах, которые мы уже изучали. Вы сами определите тему урока, подобрав одно слово к разным картинкам:

«свекла, дуб, тополь, малина, земляника – растения».

Запись темы и целей урока

Б) Программированный диктант:

Травы, кусты, деревья – это …(птицы, растения, вода)


Для их роста необходимы ….(вода, солнце, тепло, холод, ветер, снег).

Растения очень (разнообразны, одинаковы).

Все растения имеют (корень, стебель, листы, цветки, плоды, лист, цветок, плод).

Но у всех растений листья, цветки…(одинаковые, разные).

Культурные растения (растут в лесу; выращивает человек).

Дикие растения … (растут сами; о них заботится человек).

Человек использует растения для своей…( пользы, вреда).
В) Составление описания предметов.

Учитель показывает картинку с изображением овоща (картофеля).

Ученик по схеме описывает что это; цвет, форма, величина, вкус, употребление.

По этой же схеме описывается представитель каждой группы ( арбуз, свекла, малина, дуб).


  1. Физминутка.

Крутим прыгалки быстрее -

Выбегаем веселее.

Ты прыжки свои считай,

Зацепился – вылетай!
3.Работа с авторской программой: Аствацатуров Г.О., Аствацатурова Т.П., Жилина Т.И., Шевченко Л.Е., Шерихова И.Я., «Мир природы».

(Универсальность программы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечивает высокую степень визуализации учебного процесса, которая, в свою очередь, позволяет проводить уроки в интерактивном обучении.)

4.Продолжение этапа обобщения.

Г) Работа с учебником. (Стр. 35)

Д) Обобщи следующие понятия:

Тополь, дуб – (деревья)

Ноготки, астры… - (цветы)

Малина земляника.. – (ягоды)

Дыня, арбуз… - (бахчевые растения)

- Что надо делать, чтобы эти растения росли и развивались.

- Что для этого можешь делать ты?

5. Итог.