zabika.ru 1 2 ... 8 9

Муниципальное общеобразовательное учреждение


средняя общеобразовательная щкола №2

городского поселения «Рабочий поселок Ванино»

Ванинского муниципального района

Хабаровского края

«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» « СОГЛАСОВАНО»

Директор МОУ СОШ №2 на МС школы на МО учителей ____________

__________/Ю.В.Корольчук/ Протокол №_____ __________________________

от ____________2011г. Протокол №_______

Руководитель МС от________________2011 г.

_________/Ю.Г.Ярыгина/ Руководитель МО

_____________/Молчанова Е. И./


Рабочая учебная программа

по обучению грамоте и письму

на 2011-2012 учебный год
Программу составила:_Киселева Е.Ю.

П. Ванино

2011 г

Паспорт рабочей программы

Учебный предмет: обучение грамоте и обучение письму

Количество часов в неделю по учебному плану: обучение грамоте – 4 ч., письмо – 5 часов

Всего количество часов за год по плану: 138 ч.

Класс: 1 А

Планирование составлено на основе «Программы начального общего образования (система Л.В. Занкова) ФГОС нач. общего образования. Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: издательский дом «Федоров», 2011.

Учебник: Азбука: учебник по обучению грамоте для 1 класса.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Тетрадь по письму в 4 частях. Н.В. Нечаева, Н.К. Булычева. Самара: Изд. Дом «Федоров», 2011.

Я читаю: Тетради по чтению к «Азбуке»: в 3 частях. – Самара: Изд. Дои «Федоров»: Изд. «Учебная литература», 2011.
Дополнительная литература: Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте», - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.

Электронное пособие. Обучение грамоте. Поурочные планы к учебнику «Азбука» 1 класс (система Л.В.Занкова), Волгоград: Издательство «Учитель», изготовлено, Москва,2010.

Практическая часть по плану:
Контр. Работы: 1

Практические работы: 12

Диктантов__________ (из них контрольных)______

Контр. списыв.__________

Р.К.: 7

1 КЛАСС


Пояснительная записка

Цель курса (русский язык): освоение учащимися коммуникативной функции языка (адекватного его восприятия и пользования), осознание языка как средства приобщения к богатой русской культуры.

Задача курса: развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи (между целью речи, её содержанием и средствами речи – лексикой, грамматикой, звуками и буквами – в различных речевых ситуациях устного и письменного общения и приобретения необходимых навыков пользования языковыми средствами).
Рабочая программа по обучению грамоте (письмо), обучению грамоте (чтение) для 1 класса разработана на основе примерной программы, авторской программы Н. В. Нечаевой «Русский язык», утверждённой МО РФ (Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта второго поколения начального образования (Москва, 2011).
Данная программа обучения грамоте соответствует представлению о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности. Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как «русская речь», «русский язык», «художественная литература».

Ядро программы обучения грамоте составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами ее выражения (грамматикой, звуками-знаками). Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка ребенок сам открывает его правила, сам устанавливает объективно существующие взаимосвязи, осмысливая, таким образом, собственный дошкольный опыт пользования языковой системой.


Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для продуктивного формирования навыков чтения и письма.

Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый — «Развитие речевой деятельности», в котором раскрываются линии работы по развитию устной и письменной речи, по формированию навыков чтения и графики. Второй раздел составляет собственно система языка — то, что придает речевой деятельности формальную правильность.

Содержание программы (198 часов)

I.Развитие речевой деятельности (138 часов)

Общие сведения о речи (в течение курса).

Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие; речь разговорная, книжная (научная, деловая, художественная). История возникновения речи.

*Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

Устная речь

*Осознание целей и ситуации устного общения. *Адекватное восприятие звучащей речи. *Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, передача его содержания по вопросам.

Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и проч. Речевые средства: мелодика, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель).

Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения, *извинения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Правила поведения при вручении и получении подарка. Устное поздравление с днем рождения, с Новым годом. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя.


Орфоэпические нормы речи (без введения понятия). Чистота произношения.

Письменная речь

Ориентировка в букваре и тетради по письму: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные; художественные, научные, научно-популярные.

Стихи и проза. Тема произведения, название (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои.

Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки.

Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка,, считалка, дразнилка, закличка и проч. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов.

Практическое ознакомление с этимологией, многозначностью, с омонимами, синонимами, антонимами, с устаревшими словами.

Техника чтения и письма.

Формирование аналитико-синтетического звуко-буквенного способа чтения с учетом мен звуков.

Упражнения психофизиологических функций, необходимых для чтения: составление целого (фигур, рисунков) из данных элементов, составление печатных и письменных букв по элементу, выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста заданной буквы, усвоение правильного дыхания, «чтение» пиктограмм, схем слов и предложений, умение сливать звуки при чтении, работа со схемами, выкройками и планами и проч.

*Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Чтение слов с переносом. Чтение вслух, жужжащее чтение.

Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма.

*Усвоение гигиенических требований при письме.


Упражнения психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, воспроизведение рисунков, узоров по памяти и под диктовку, нанизывание петель на спицы, прохлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, узнавание голосов детей, актеров, составление схем слов и предложений под диктовку и проч.

Графика. Техника письма.

*Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания с печатного и письменного шрифта с доски и тетради для письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Письмо под диктовку слов, предложений, текстов.

II. Система русского языка (50 часов)

*Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.

Различение предмета, явления и слов их называющих. Соотношение названия нарисованного предмета с буквенной схемой слова.

Наблюдение внутреннего единства лексического, грамматического значения и звукового (буквенного) состава слова. Наблюдение за изменением семантического значения слова или его формы при наращивании или сокращении фонем, изменения их порядка в слове, замены одной фонемы, при перемещении ударения.

Наблюдения существенных признаков имен существительных (предметность), глаголов (действие предмета), прилагательных (признак предмета), наречий (признак действия).

Наблюдение связей слов в предложении по роду (женский, мужской, средний) и числу (единственное, множественное).

Различение слов - названий и указателей названий - местоимений (он, она, они, мой...) (понятие использует учитель).

Общее представление о словообразовании. Корень. Родственные слова. Начальное (с опорой на рисунки) разведение понятий: разные (родственные) слова, формы одного слова.

Классификация слов по лексическому и грамматическому значению.

Систематизация слов, обозначающих наименования предметов, созданных человеком и природой. Различение одушевленных (человек, животные) и неодушевленных (все остальные) предметов. Имена собственные. Дифференциация вопросов кто? что? Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Его смыслоразличительная роль. Сильные и слабые позиции гласных в слове. Безударные гласные.

Твердые и мягкие парные звуки. *Буквы гласных и ь как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Непарные твердые согласные (ж, ш, ц). Непарные мягкие согласные (ч, щ). Написание и, а, у после согласных ж, ч, ш. Звонкие и глухие непарные согласные звуки.

Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам без стечения согласных.

*Различение звука и буквы: буква как знак звука. Гласные буквы, обозначающие один звук. Гласные буквы, обозначающие два звука. *Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Буквы, не обозначающие звуков (ъ, ъ). Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков.

* Установление числа и последовательности звуков в слове.

Алфавит и его значение. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слова.

*Различение слова и предложения. Выделение слов в предложении.

Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Членение речи на предложения и слова. Наблюдение смысловой и интонационной законченности различных по структуре предложений (односоставных и двусоставных - без введения понятий) при сопоставлении со словом.


Сравнение предложений, различающихся по цели высказывания (варианты интонации конца предложений — соответствующие знаки в письменной речи). Большая буква в начале предложения, знаки (. ? !) в конце. Объединения слов в предложения, выделение предложения из текста. Ошибкоопасные места при записи предложения.

Наблюдения смысловой зависимости содержания предложений от изменения форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов, частицы не), интонации (логического ударения, мелодики, пауз), порядка слов. *Распространение и сокращение предложения.

Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с большой буквы). Составление предложений с опорой на схему, их многовариантность.

Связи слов в предложении (по вопросам).
В основном грамматические знания усваиваются на уровне представлений.

В программе заложены возможности предусмотренного у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

- соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, с взрослыми, с детьми;


  • адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;

- слушать и отвечать на заданный вопрос;

  • ориентироваться в азбуке и тетрадях по чтению и письму;

- осуществлять группировку языковых явлений по заданным признакам.

Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий, уроков-праздников с использованием современных технологий: проблемно-поискового обучения и личностно ориентированного развивающего обучения. Процесс обучения представляет собой сотрудничество учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон.

Предпочтение отдаётся текущему контролю в виде устного опроса, самостоятельных работ.


Включены два итоговых контроля в виде проверочных работ.
Тематическое планирование рассчитано на 198 учебных часов , в том числе:

– обучение грамоте (чтение) – 88 часов;

– обучение письму – 97 часов ( 13 часов резерв).

Количество часов в неделю – 9;

- количество часов в I четверти – 81;

- количество часов во II четверти – 63;

- количество часов в III четверти – 54.

Программа «Обучение грамоте (чтение)» состоит из 3 периодов обучения:


Добукварный период

«Азбука»- с.

«Я читаю?»- с.

12 часов


Букварный период

«Азбука»- с.

«Я читаю?»- с.

70 часов


Послебукварный период

«Азбука»- с.

«Я читаю.»

6 часов







Итого: 88 часов

Освоение программы заканчивается итоговой аттестацией.
Задачи периода обучения грамоте:

  • Активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и её средства объектом осознания учениками;

  • Научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;
  • Расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;


  • Развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению;

  • Развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.

  • *воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; *пробуждать познавательный интерес к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.



следующая страница >>