zabika.ru 1 2 3 4


«Согласовано»


Заместитель по УВР
МАОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Надежда»

___________/_____

«___»____________2012 г.



«Утверждено»

Руководитель МАОУ
для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Надежда»
____________/_______________ /

Приказ № _____ от

«___»___________2012 г.


Рабочая программа педагога
Сапроновой Жанны Ивановны,

учителя начальных классов высшей категории
Окружающий мир

2 класс


система Л. В. Занкова
Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»_______2012 г

Пояснительная записка
Рабочая программа по «Окружающему миру» разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально­го общего образования, а также авторской программы Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова. которая обеспечена учебником (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011).

Цель: развивать познавательные интересы, учебных мотивов, достижения и социального признания.

Предмет «Окружающий мир» приз­ван решать в системе общего развития уча­щихся следующие задачи:

- формировать широкую целостную кар­тину мира с опорой на современные науч­ные достижения, первоначальное представление о свойствах информации и способах работы с ней;

- на основе предметных знаний и уме­ний подвести учеников к осознанию при­чинно-следственных связей между приро­дой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающе­го мира, его противоречивости;


- в ходе решения первых двух задач раз­вивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышле­ние, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного пове­дения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипоте­зу, классифицировать, сравнивать,

обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с карта­ми, таблицами, схемами; добывать инфор­мацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать уст­ную и письменную речь;

- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением инфор­мации из разных источников);


  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств лич­ности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

ИКТ — компетентность: - вносить информацию в таблицу; фиксировать информацию в виде схемы; понимать, что такое объект и его свойства;

Особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

На предмет «Окружающий мир» для 2 класса базисным учебным планом начального общего образования

отводится 68 часов (2 часа в неделю; 34 учебных недели).

Содержание программы
Общий взгляд на Землю (5 часов)

Человек и природа

Материки и океаны Земли. Россия - самое большое государство ми­ра. Москва - столица. Россия - родина кос­монавтики.

Практическая работа. Работа с физи­ческой картой России и полушарий, глобу­сом, с контурной картой полушарий.

Как изучают окружающий мир (9 часов)


Человек и общество

Органы чувств человека. Правила гигие­ны. Что надо знать, чтобы сохранить орга­ны чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе.

Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. Исследовательская работа. Труд и творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности. Клас­сный, школьный коллектив. Роль учителя. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

Человек и природа

Вещества. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология - наука о взаимосвязях между живыми организма­ми и окружающей средой.

Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определе­ние свойств веществ, находящихся в твер­дом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измере­ние температуры тела, воздуха, воды, снега.

Космос и Земля (14 часов

Человек и природа

Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Лу­на - спутник Земли. Форма Земли. Враще­ние Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи. Область жизни на Земле.

Ориентирование по отношению к собст­венному телу, Солнцу и местным призна­кам. Горизонт, стороны горизонта. Компас. Представление о глобусе и географичес­кой карте. Основные формы земной поверх­ности (рельеф): равнина, горы, холмы, овра­ги. Формы земной поверхности, свойствен­ные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.

Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным при­знакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление прими­тивного компаса. Наблюдения за высотой Солнца над го­ризонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фаза­ми Луны; за погодой.


Взаимодействие сил природы (22 часа)

Человек и природа

Влияние Солнца на сушу. Тепловые пояса Земли и смена времен года. Причина смены времен года.

Вода. Вода на Земле. Водоемы естествен­ные: океан, море, озеро, река, болото. Водо­емы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды. Во­да в атмосфере. Свойства воды. Вода - растворитель. Очистка воды от при­месей фильтрованием. Вода - одно из усло­вий жизни на Земле. Вода в быту.

Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горе­ния. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.

Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени суток, смена времен года.

Круговорот воды в природе. Представле­ние о стихийных бедствиях на Земле. Сти­хийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверх­ности Земли под воздействием Солнца, во­ды, ветра и деятельности человека. Охрана суши, воды и воздуха от загряз­нения вредными веществами.

Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение темпера­туры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение нап­равления ветра с помощью флюгера.

Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.

Живая природа (18 часов)

Человек и природа

Царства живой природы: бактерии, гри­бы, растения, животные. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание. Представле­ние о взаимосвязи живых организмов с не­живой природой, о связях между разными представителями живой природы.

Растения, их разнообразие. Роль расте­ний в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия, краткая характерис­тика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Водоросли, мха, папоротники, хвойные и цветковые расте­ния. Деревья, кустарники, травы. Дикорас­тущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды.


Животные, их разнообразие. Условия, не­обходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Представление о груп­пах животных: насекомые, рыбы, земновод­ные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитаю­щие (или насекомые, рыбы, птицы, звери); разнообразие животных. Особенности пита­ния разных животных (хищные, раститель­ноядные, всеядные). Размножение живот­ных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Ди­кие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отно­шение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характе­ристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными.

Сохранение редких растений, животных. Красная книга.

Грибы - съедобные и ядовитые, их раз­нообразие. Правила сбора грибов.

Бактерии, их роль в жизни живой при­роды и человека. Гигиена тела и жилища.

Красота и разнообразие природы России.

Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; изучение особен­ностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллек­ций и гербариев; рассматривание и класси­фикация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов. Экскурсия в природу.
Поурочно - тематическое планирование




урока




Тема урока

Кол-во часов


Содержание работы

Деятельность учащихся

Ожидаемые результаты

1. Общий взгляд на Землю (6 часов)

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.

Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной форме;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться; - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

Обучающийся получит возможность научиться: адекватно использовать средства устной речи для решения различных


коммуникативных задач

ИКТ — компетентность: информация, что мы о ней знаем, сбор информации - путем наблюдения


1







Наша Родина. Семья и труд

С.. 3-7

1

Россия – самое большое государство мира. Москва – столица. Отличие человека от животных и от древних людей. Семья – самое близкое окружение человека. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота членов семьи друг о друге. Распределение домашних обязанностей.

Узнавание государственной символики РФ и своего региона. Умение определять родственные связи в семье. Находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими

родственниками.

Научатся узнавать государственную символику РФ и своего региона;

- определять родственные связи в семье;




2







Загадки Земли. Связь прошлого с настоящим

с. 8-11

1

Что такое история. Исторические источники. Историческая карта. Счет лет в истории. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена. Картины быта, труда, традиций людей в прошлом.

Иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются. Различение прошлого, настоящего и будущего.

Научатся иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются;


.





3







Россия – родина космонавтики

с.12-14

1

Россия – родина космонавтики. Земля – планета.

Знать значение космонавтики для изучения Земли. Знакомство детей с правилами ведения тетради и работы с текстом.

Научатся работать с текстом и рабочей тетрадью;

- понимать значение космонавтики для изучения Земли.





4







Материки. Тепловые пояса

с. 14-17

1

Материки и океаны Земли. Материки, их расположение на карте, названия. Глобус – как модель Земли.

Знать о своеобразии расположения материков; понятие материк. Работать с готовыми моделями

Научатся определять своеобразное расположение материков; - работать с готовыми моделями




5







Мировой океан

с. 17-20

1

Материки и океаны Земли. Материки, их расположение на карте, названия. Глобус – как модель Земли.

Работа с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны.

Научатся определять своеобразное расположение материков; - показывать на глобусе и карте материки и океаны.





6







Северный Ледовитый океан С.20-24

1

Материки и океаны Земли. Понятия «океан», «море», «озеро». Моря Северного Ледовитого океана.

Различать понятия «океан», «море», «озеро», «река». Уметь показывать на карте или глобусе различные водоемы. Знать моря Северного Ледовитого океана. Работа с рабочей тетрадью.

Научатся различать понятия «океан», «море», «озеро», «река»;- показывать на карте или глобусе различные водоемы; - называть моря Северного Ледовитого океана;

- работать с рабочей тетрадью.




2. Как изучают окружающий мир (10часов)

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

Обучающийся получит возможность для формирования: - понимания чувств одноклассников, учителя;

- интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем;- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.


Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной форме;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться: - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:


  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - учитывать другое мнение и позицию.



следующая страница >>