zabika.ru 1 2 3 4

Федеральное агентство по образованию

Беккерман Е.Н. Жексенаев А.Г. Ковригина Е.В.

Литвинова А. В. Машковцев И.В. Мищук Б.Р.

Немчанинова Ю.П. Пьяных Е.Г.


Обзор некоторых образовательных программ в ОС Linux на примере KdeEdu и Gcompris (Обзор образовательных пакетов)


Учебное пособие


Москва 2008

Беккерман Е.Н. Жексенаев А.Г. Ковригина Е.В. Литвинова А. В. Машковцев И.В. Мищук Б.Р. Немчанинова Ю.П.Пьяных Е.Г.

Н 508

Обзор некоторых образовательных программ в ОС Linux на примере KdeEdu, Gcompris (Обзор образовательных пакетов) / Под ред. Немчаниновой Ю.П. — Москва, 2008. 103с.


Настоящее учебное пособие включает в себя краткий обзор образовательных программ из пакетов KdeEdu и GCompris. Рассмотрены основные возможности этих программ, приведены примеры их использования. Рекомендуется учителям–предметникам, школьникам и их родителям.


Оглавление

Предисловие 4

Введение 5

BlinKen 7

KGeography 11

KTouch 17

Kalzium 19

KStars 25

Kbruch 28

Kpercentage 33

Kig 36

KmPlot 42

Keduca 47

Редактор Keduca 47

Экзаменатор KDE 54

KTurtle 58

Раздел Языки 60

KAnagram 60

KHangMan 63

KLettres 65

KVerbos 66

KWordQuiz 67

KVocTrain 68

KLatin 71

KIten 74

GCompris 76

Задания на смекалку 78

Головоломки 80

Цвета, звуки, память 83

Работа с компьютером 84

Стратегические игры 86

Развлечения 89

Задания на чтение 91

Глоссарий 93

Список литературы 96

Предисловие

При переводе образовательного процесса на платформу свободно распространяемого программного обеспечения неизбежно возникает ряд проблем. Одной из главных проблем по мнению педагогов является проблема наличия образовательных компьютерных программ.

В данном пособии рассматривается ряд программ, входящих в пакет ПСПО, использование которых в образовательном процессе если не снимает проблему полностью, то по крайней мере снижает ее остроту.

В учебном пособии «Обзор образовательных программ» приводится описание двух образовательных пакетов, входящих в состав дистрибутива Linux — KdeEdu и GCompris.

Пакет GCompris представляет собой набор задач для детей от 3 до 8 лет, решение которых научит обращаться с клавиатурой и мышью, читать, рисовать, в увлекательной форме посвятит в основы естественных наук (математика, физика, география) и некоторых популярных игр.

Пакет KdeEdu включают в себя набор обучающих программ по различным учебным дисциплинам (математике, химии, астрономии, языкам и др.), клавиатурный тренажер, простой и функциональный редактор для составления тестов и средства для обучения программированию школьников. Следует отметить, что практически все программы имеют очень простой и интуитивно понятный интерфейс. Освоение работы с этими программами не потребует длительного обучения педагогов, что очень важно на переходном этапе.

В пособии содержится описание основных принципов работы с программами, описаны основные возможности программ, приведены примеры использования в образовательном процессе.

Пособие рекомендуется учителям-предметникам и преподавателям педагогических вузов, а так же родителям. В пособии содержится список дополнительных ресурсов, позволяющих читателю более подробно рассмотреть заинтересовавшие вопросы.

При подготовке пособия использовались справочные материалы к пакету KDEEdu.

Свои замечания и предложения по содержанию учебного пособия, а также сообщения об ошибках и опечатках направляйте, пожалуйста, по адресу spo_method_support@armd.ru.

Введение

В дистрибутиве Linux Мастер доступ к пакетам образовательных программ осуществляется следующим образом. Для запуска пакета GCompris нужно в меню Пуск выбрать пункт Прочие и далее — GCompris.

Доступ к образовательным программам из пакета выбрать раздел Образование в меню Пуск (рис.1).



Рис. 1
Список программ

Подраздел^ Другие наук содержит следующие пакеты:

Подраздел Математика содержит пакеты:

Подраздел Разное включает в себя

  • BlinKen

  • KTouch

  • KGeography

  • KEduca редактор

  • Экзаменатор KDE

  • KTurtle

    Подраздел Языки включает в себя пакеты

  • KAnagram

  • KHangMan

  • KIten

  • KLatin

  • KLettres

  • KVerbos

  • KVocTrain, KWordQuiz

BlinKen

BlinKen — KDE-версия игры «Саймон сказал», входящая в пакет образовательных программ KDE Edutainment Project. Распространяется согласно GNU General Public License.

Blinken основана на электронной игре, выпущенной 1978 году, которая проверяет способность игрока запоминать определенные последовательности постоянно увеличивающейся длинны. Основой интерфейса являются четыре разноцветные кнопки, каждая из которых имеет свой собственный. Кнопки загораются случайным образом создавая последовательность, которую должен повторить игрок. Если игрок успешно выполнил задание и правильно запомнил последовательность, он переходит на следующий шаг, где ему предлагается идентичная последовательность с одним дополнительным элементом. Если игрок ошибается, игра останавливается, и надо начинать сначала. Цель игры — набрать как можно больше очков, каждый новый элемент последовательности дает больше очков.

На рисунке 2 вы видите стартовый экран BlinKen, на примере которого мы рассмотрим основной интерфейс приложения. Основную часть окна занимают четыре цветные кнопки, с элементами контроля и управления в центре (счетчик набранных очков, кнопка «Старт»). Текущий статус приложения отображается на листке бумаги в левом нижнем углу.



Рис. 2
По углам основного окна вы можете видеть три кнопки:

Кнопка Рекорды открывает окно с таблицами рекордов для каждого из трех уровней сложности (Таблица рекордов также доступна при щелчке на счетчике очков) (рис. 3.1).

Закрыть приложение можно при помощи кнопки, изображенной на рис. 3.2.



Рис. 3.1. Счетчик очков



Рис. 3.2. Кнопка закрытия приложения


Кнопка Помощь здесь необычная, она имеет три дополнительных кнопки. Эти кнопки доступны при наведении курсора мыши на кнопку помощи, и предоставляют доступ к Справке по BlinKen и диалогам О BlinKen и О KDE (рис. 4)



Рис. 4. Кнопка помощи

Начинаем играть

Игра начинается нажатием кнопки Старт в центре окна программы. Это действие «включает» игру, что выражается в том, что загорается счетчик очков. Теперь вы должны выбрать один из уровней сложности (рис. 5):



Рис. 5
В BlinKen имеется три уровня сложности:

  1. Уровень 1 — это простейший уровень, на нем самое большое время между игровыми последовательностями.

  2. Уровень 2 — это средний уровень. Он идентичен предыдущему, но имеет меньшее время между игровыми последовательностями.

  3. Уровень 3 — наиболее сложный уровень игры. Временные задержки такие же как на уровне 2, но каждая последовательность случайна, а не следует из предыдущей, как обычно происходит в стандартной игре.


В случае если игрок набирает максимальное число очков («устанавливает рекорд»), появляется стандартное диалоговое окно для ввода его имени, которое будет отображаться в таблице рекордов.

Поскольку BlinKen является игрой, направленной на развитие памяти, данная игра может быть использоваться в качестве тренажера по развитию памяти практически для любых категорий слушателей, начиная с учеников младших классов и заканчивая учителями и преподавателями. Отметим, что простота интерфейса и самой игры может являться плюсом для работы с младшими школьниками, но по этим же причинам может не заинтересовать учеников средних и старших классов.

Задания для самоконтроля

  1. Как изменить уровень сложности в игре?

  2. Как получить помощь по работе с программой?

  3. Как просмотреть список рекордов?

KGeography

  1. KGeography — образовательное программное обеспечение, входящее в пакет образовательных программ KDE Edutainment Project. Распространяется на условиях GNU General Public License.

  2. KGeography обучает географии. Оно дает знания о политическом делении определенных стран и регионов (регионы, столицы регионов и их флаги). Основной сайт программы — http://kgeography.berlios.de/. По следующему адресу http://kgeography.berlios.de/maps.php вы сможете найти карты стран, которые могут отсутствовать в установленном у вас варианте.

  3. После запуска KGeography первое, что вам надо сделать — это выбрать карту, которую мы будем изучать, после чего в главном окне KGeography вы увидите выбранную карту (рис. 6, 7), на первом рисунке выбрана отдельная страна, на втором — регион (Европа):



  4. Рис. 6





Рис. 7
Основное меню для работы с программой и выбранной картой расположено в левой части окна программы. Вы можете выбрать, что вы будете делать с этой картой, изучать или проходить по ней тесты (рис. 8):



Рис. 8
Выбранная по умолчанию кнопка «Карта» активирует режим изучения выбранной карты. Карта выбранного региона укрупняется и на ней отображается административное деление региона (Рис. 9).



Рис. 9

Щелчок левой кнопкой мыши на какой-либо области покажет вам информацию о выбранном регионе — название региона, столицу и флаг. (Рис 10.)



Рис. 10
В случае если у вас установлена одна из последних версий программы, то в окне с информацией добавлена еще одна информационная иконка. Если вы кликните на иконке в окошке с информацией, вы попадете на страницу интернет-энциклопедии Wikipedia, посвященную выбранному объекту (для отображения используется браузер, установленный в системе по умолчанию) (рис. 11):



Рис. 11
Другие разделы меню на Рис. 8 посвящены различным вариантам тестирования, отвечающим наименованию кнопок меню. Так к примеру, «Найти на карте...» - найти на карте регион по его названию, «Флаги» - выбрать регион по изображению флага.
Вначале вы выбираете число вопросов (рис. 12)



Рис. 12
Затем вы будете отвечать на тест из выбранного числа вопросов. Когда вы закончите, в новом окошке вы увидите правильные и неправильные ответы (рис. 13, 14) первый рисунок демонстрирует результат теста типа «Найти на карте...» , второй - «Флаги»:



Рис. 13


Рис. 14
На рисунке 15 представлены результаты тестирования.



Рис. 15
Программа Kgeography может быть использована в качестве дополнительного средства обучения на уроках географии или политической географии, в том числе для проведения тестирования по вышеуказанным предметам.


следующая страница >>