zabika.ru 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Общая биология»

для 10-11 классов

Составитель:

учитель биологии Сажина. Г.Г.

БОУ КМР ВО «Талицкая средняя общеобразовательная школа»

2012 - 2013 уч .год


Общая биология 10-11класс. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. М.:Дрофа,1999.
Рабочая программа по биологии для 10-11 класс

Пояснительная записка
Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое влияние уделено экологическому воспитанию.

Биология – это ключевой предмет сегодняшней школы, она важна как предмет, способствующий формированию и обогащению духовного мира человека. Решению задач модернизации современной общеобразовательной школы способствует дифференциация обучения, предполагающая углубление знаний в определённой области познания, вызывающая наибольший интерес у школьников, с которой они связывают свою дальнейшую профессиональную специализацию.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Изучение курса основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, географии, истории. В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу.
Изучение биологии в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира, о строении, многообразии и особенностях биосистем, о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке.

- ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии).

- овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию, пользоваться биологической терминологией и символикой, оценивать свои действия по отношению к окружающей среде.

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке.

· освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

· овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;


· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

· воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

· использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри-предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу выделены требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения биологии обучающиеся должены знать и понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);


-строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

-сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

-современную биологическую терминологию и символику;

В результате изучения биологии ученик должен уметь:

-объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

-устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и тем новых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;


-решать задачи разной сложности по биологии;

-составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

-описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

-выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),
антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

-исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

-сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макроэволюцию и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

-анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

-осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах

Основными формами контроля при изучении учебного материала являются:

- индивидуальный и фронтальный опросы,

- биологические диктант,


- различные виды тестирования,

- работа с таблицами,

Планирование на 34часа.
1.Введение в биологию-6часов

2.Учение о клетке-22часа.

3.Размножение и развитие-4часов.

4.Обобщающий урок-2 час.

Лабораторных работ-4


№ урока

Тема. Название урока.

Лабораторные работы.

Домашнее задание.


Тема №1.

Задачи:

- происхождение и начальные этапы развития жизни на земле;

- ознакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного предмета;

- показать особенности общебиологических знаний, имеющих обобщенный, абстрактный характер;

-формировать умение вычленять критерии живого при изучении природных объектов;

- продолжить углубление представлений и знаний о сущности жизни на основе изучения основных свойств живого;

- обеспечить понимание сущности классификации живых организмов;

- углубить и закрепить знание уровней организации живого.

1

Введение, предмет и задачи общей биологии.




Записи.

2

Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.




Ст.7-27

3

Возникновение жизни на Земле. Философы древности и средневековья.




Ст.31-34

4

Теория вечности жизни. Современные теории развития жизни.




Ст.67-71

5

Эволюция протобионтов.




Ст.72-77

6

Начальные этапы биологической эволюции.







Тема №2. учение о клетке.

- совершенствование навыков логического мышления;

- раскрыть особенности строения органических веществ;

- расширение знаний учащихся о ферментах;

- продолжить формирование умения устанавливать связь между строением и функциями веществ;

-продолжить формирование умения устанавливать связь между строением и функциями веществ;

-продолжить развитие умения раскрывать взаимосвязь строения и функций молекул органических веществ;

-охарактеризовать особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров;

-раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации, рассмотреть механизм этих процессов, ввести понятие генетического кода;

-создать представление о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической;

-раскрыть роль бактерий в жизни людей и в природе;

-конкретизировать знания об особенностях строения и функциях мембранных и немембранных органоидов клетки;

-раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава;

- уточнить знания о механизмах митотического цикла, его биологической роли;

-сформировать представление об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка;

Углубить и расширить знания об обмене веществ и превращении энергии4

-обобщить знания о функциях и роли химических веществ в клетке, опираясь на понимание взаимосвязи строения молекул этих веществ, их свойств и функций;

-познакомить учащихся с вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей;

-выделить этапы создания и основные положения клеточной теории.


7

Химическая организация клетки. Неорганические вещества и соли.




Ст.75-87

8

Органические вещества клетки. Белки, структуры белков.




Ст.90-95

9

Функции белков. Углеводы.

Л.Р.№1" Расщепление перекиси водорода ферментом".

Ст.95-101

10

Жиры, липиды.




Ст.102-103

11

Нуклеиновые кислоты. ДНК.




Ст.103-105

12

РНК. Строение, виды, функции.




Ст.105-109

13

Генетический код, задачи.


Ст.109-113


14

Решение задач по генетическому коду.







15

Обмен веществ и энергии. Виды обмена: внутренний, внешний.




Ст.118-119,

16

Биосинтез белка.




Ст.119-123

17

Энергетический обмен.




Ст.123-126

18

Фотосинтез, основные фазы.

Л.Р. №2."Микроскопическое строение листа".

Ст.127-130

19

Обобщающий урок по теме «Химические свойства клеток и метаболизм».




Ст.118-133

20

Строение и функции клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных грибов.

Л.Р.№3"Сравнение строения клеток растений и животных».

Ст.118-133

21

Прокариотические клетки.




Ст.133-139

22

Эукариотические клетки.

Л.Р.№4 "Наблюдение опыта плазмолиза и деплазмолиза".


Ст.139-147

23

Основные клеточные структуры.




Ст.142-149

24

Органоиды клетки




Ст.142-151

25

Ядро, хромосомы, кариотип.




Ст.157-165

26

Деление клеток, жизненный цикл.




Ст.165-167

27

Митоз. Фазы митоза.




Ст.167-173

28

Неклеточные формы жизни. Вирусы.




Ст.181-185

Тема №3. Размножение и развитие организмов.

Задачи:

-охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития организмов;

-создать представление об эволюции полового размножения;

-познакомить учащихся со спецификой строения половых клеток;

-расширить знания учащихся о процессе оплодотворения;

-проверить знание форм размножения, цитологических основ бесполого и полового размножения;

-сформировать знания о закономерностях эмбрионального (зародышевого)развития организмов, его цитологических основ;

-продолжить формирование и углубление знаний об эмбриональном развитии организмов но основе изучения закономерностей органогенеза и проявления эмбриональной индукции;


-охарактеризовать два типа постэмбрионального развития животных;

-продолжить формирование и углубление знаний о постэмбриональном развитие, рассмотреть онтогенез растений;


29

Размножение организмов. Бесполое размножение.




Ст.193-197

30

Половое размножение. Мейоз-деление и созревание половых клеток.




Ст.200-210

31

Осеменение и оплодотворение. Гаметогенез и овогенез.




Ст.211-220

32

Онтогенез. Основные этапы. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.




Ст.221-224

33-34

Обобщение изученного материала за год.








Планирование на 64часа

1.Основы генетики и селекции-13часов.

2.Основные закономерности изменчивости-12часов.

3.Эволюционное развитие-7часов.

4.Микроэволюция-8часов.

5.Макроэволюция-5часов.

6.Развитие органического мира-4часа.

7.Происхождение человека-5часов.

8.Взаимодействие организма и среды.Основы генетики-6часов.

9.Биосфера и человек-6часов.

10.Обобщающие уроки-2часа.

Лабораторные работы-8.

Тема. Основы генетики и селекции.

Основные задачи изучения темы:

Сформировать знание основных правил и законов наследственности: единообразие гибридов первого поколения, расщепления признаков, независимого наследования, сцепленного наследования;хромосомной теории наследственности, цитологических основнаследственности, методов изучения наследственности (гибридологического метода –моно- и дигибридного скрещивания);генетической терминологии и символики; закономерностей изменчивости организмов (мутации, модификации,норма реакции,причины изменчивости);значения генетики для медицины и здравоохранения, селекции,развитие терии эволюции;раскрыть вредное влияниеалкоголя и курения на наследственность человека; сформировать умение применять знания по молекулярной биологии, митозу. Мейозу и оплодотворению для раскрытия сущности законов наследования; знания о мутациях и законах наследования для объяснения эволюции органического мира, вредного влияния курения, алкоголя и других наркотических веществ на потомство; добиться понимания учащимися универсального характера законов наследования, закономерностейизменчивости как доказательства материального единства живой природы; познакомить с историей открытия законов наследования как доказательством ее познаваемости.

Дать понятие о генетических основах селекции растений, животных и микроорганизмов.

Познакомить учащихся с теоретическими наследованиями Н.И. Вавилова, рассмотреть примеры использования идей и достижений Н.И. Вавилова и отечественных селекционеров.


№ урока

Тема. Название урока.

Лабораторные работы. Д.Т.

Домашнее задание.

1


Основы генетики и селекции.



Ст. 253-259

2

Основные закономерности наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности Менделя.




Ст. 261-263

3

Законы Менделя. Первый закон Менделя (Единообразия гибридов первого поколения).

Д.Табл. «Моногибридное скрещивание и его цитологические свойства»

Ст. 263-269

4

Второй закон Менделя (закон расщепления).

Д.Табл. «Дигибридное скрещивание»

Ст. 268-269

5

Закон чистоты гамет.




Ст. 269-272

6

Третий закон Менделя (Закон независимого комбинирования).




Ст.269-272

Ст. 272-279

7-8

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов.

Д.Табл. «Хромосомная карта томата, дрозофиллы».

Ст.280-284

9-10

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Демонстрация карты хромосом человека, родословных выдающихся деятелей культуры.

Ст.285-291

11

Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.





Ст.291-297

12

Решение генетических задач и составление родословных.

Л.Р. №1."Решение генетических задач и составление родословных".




13

Обобщение пройденного материала.




Ст.297-299

14

Наследственная (Генотипическая) изменчивость.







15

Фенотипическая изменчивость.

Л.Р. №2 «Описание фенотипа комнатных или сельскохозяйственных растений»

Ст. 301-309

16

Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений).

Л.Р. №3 "Построение вариационной кривой (размеры листьев растений)."

Ст.310-315




Основы селекции. Селекция животных, растений, микроорганизмов.







17

Создание пород животных и сортов растений.

Демонстрация таблиц: пород домашних животных и сортов культурных растений.

Ст.319-320

18

Центры многообразия и происхождения культурных растений.


Д.Табл. «Центры происхождения растений».

Ст.320-322

19

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Д.Табл. «Гомологические ряды злаковых».

Ст. 322-325

20

Методы селекции растений и животных.




Ст.325-327

21

Отбор и гибридизация.




Ст.327-329

22

Искусственный мутагенез.




Ст.329-331

23

Селекция микроорганизмов.




Ст.333-335

24

Достижения и основные направления современной селекции.




Ст. 337-341

25

Обобщение изученного материала.










Эволюционное учение

-Познакомить учащихся с сущностью взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды человеческой истории: в античную эпоху, средние века. Сформировать знания о системе органической природы, созданной К. Линнеем, Ч. Дарвином. Продолжить углубление понятия «эволюция».

-Раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина,сущность искусственного отбора,учение о естественном отборе,его формах,о биологической основе отбора -борьбе за существование.

-Углубить знания о виде,его критериях,структуре,доказать эволюционную роль мутаций.

-Расширить понятие «микроэволюция» процесс видообразования

-Познакомить учащихсяс общим ходом развития жизни на Земле.


26-27

История представлений о развитии жизни на Земле.




Ст.345-355

28

Дарвинизм. Естественнонаучные предпосылки теории Ч. Дарвина.




Ст.357

29

Эволюционная теория Ч. Дарвина.




Ст.361-367

30-31

Учения Ч. Дарвина об естественном отборе.




Ст.368-375

32

Изучение изменчивости на сортах культурных растений.

Л.Р. №4 " Изучение изменчивости на сортах культурных растений."







Микроэволюция. Синтетическая теория эволюции.

33

Вид. Критерии и структура вида.

Л.Р. №5" Описание особей вида по морфологическому критерию.»

Ст.376-379

34


Мутации. Эволюционная роль мутаций.




Ст.379-381

35-36

Популяция. Генетическая стабильность популяций.

Д,Табл. «Популяция волков».

Ст.381-382

37

Генетические процессы в популяциях.




Ст.382-385

38

Формы естественного отбора.




Ст.386-391

39

Приспособленность организмов к условиям внешней среды.

Л.Р. №6. "Изучение приспособленности организмов к среде обитания."

Ст.392-399

40

Видообразование как результат эволюции.




Ст.406-410




Основные закономерности эволюции. Макроэволюция.

41

Главные направления прогрессивной эволюции: прогресс и регресс.




Ст.416-422

42-43

Основные закономерности биологической эволюции.

Л.Р. №7" Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых».

Ст.423-428

44


Правила эволюции.




Ст.428-429

45

Обобщение пройденного материала по темам: «Эволюционное учение», «Микроэволюция», «Макроэволюция».




Ст.431-432




Развитие органического мира.

46

Развитие жизни в Архейской эре.



Ст.442-443

47

Развитие жизни в протерозойской и Палеозейской эрах.




Ст.444-450

48

Развитие жизни в Мезозойской эре.




Ст.450-453

49

Развитие жизни в Кайнозойской эре.

Д.Табл. «Развитие жизни, отражающих флору и фауну различных эр и периодов».

Ст.456-461




Происхождение человека.

50

Положение человека в системе животного мира.

Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных.

Ст.466-468

51

Эволюция приматов.


Ст.468-471


52

Стадии эволюции человека.




Ст.471-474

53

Современный этап эволюции человека.




474-479

54

Обобщение пройденного материала.




Ст.482-483




Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Сформировать понятие о биосфере как особой оболочки Земли, все основные свойства которой обусловлены деятельностью живых организмов, когда либо населявших и населяющих её в настоящее время.

Обобщить знания школьников об уровнях организации жизни, об эволюции органического мира, о материальном единстве мира.

Привлечь внимание школьников к работам В.И. Вернадского, создавшего учение о биосфере. Учащиеся получают возможность понять и оценить новизну подхода В.И. Вернадского к изучению истории Земли. Новизна состоит в том, что он, рассматривая живые организмы в совокупности, как единое живое вещество, доказал, что оно представляет собой самую мощную, постоянно действующую химическую силу на земной поверхности.

Показать учащимся суть проблемы взаимоотношение человека и природы, дать конкретное представление о практической деятельности человека в области охраны окружающей среды.

55

Биосфера, её структура и функции.

Д,Табл. «Структура биосферы».

Ст.487-491

56

Круговорот веществ в природе.


Д.Табл. «Круговорот веществ».

Ст.491-495,516-519

57

Взаимоотношение организма и среды.




Ст.516-519

58

Факторы окружающей среды.




Ст.519-542

59

Смена биоценозов. Биоценоз.




Ст.542-543

60

Взаимоотношения между организмами.

Л.Р. №8 "Составление схем передачи веществ и энергии(цепи питания).»

Ст.546-567




Биосфера и человек. Ноосфера.

61

Воздействие человека на природу в процессе становления общества.

Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.


Ст.573-574

62

Природные ресурсы и их использование.




Ст.575-578

63

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.




Ст.578-587

64

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.





Ст.587-591

65

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных.




Ст.596-606

66

Формы живого в природе и их промышленные аналоги (машин, приборы, строительные соор.).




Ст.596-605

67-68

Обобщение и систематизация знаний по курсу биологии за 11 класс.








Учебно-методический литература.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2009. -368с.

В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2009

Методические пособия и дополнительная литература для учителя:

Козлова Т.А. Общая биология. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне – М: Дроф, 2006, 47с.

Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.

Биология 10 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. мамонтова, Н.И. Сонина/авт.-сост. Т.И. Чайка – Волгоград: Учитель, 2007. – 205с.

Биология 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. мамонтова, Н.И. Сонина/авт.-сост. Т.И. Чайка – Волгоград: Учитель, 2007. – 271с.


Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1996.

Биологический энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия,

1989. – 864с.

Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. – М.: Мир, 1996

Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.

Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.

Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004

Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002