zabika.ru 1

Дыхательная гимнастика


Учитывая, что большую часть дня дети находятся в слабовентилируемом помещении, во время уроков рекомендуется проводить комплексы дыхательной гимнастики. Смысл упражнений состоит в улучшении вентиляции легких; увеличении количества функционирующих альвеол легких, жизненной емкости легких; укреплении дыхательной мускулатуры; улучшении подвижности диафрагмы; повышении сопротивляемости бронхов и носоглотки неблагоприятным физическим факторам; осуществляется массаж органов грудной клетки и брюшной полости. Занятия проводятся 3 раза в день натощак или через 3 ч после еды. Вначале за сеанс делается не более 2-3 полных вдохов-выдохов. Число дыхательных циклов увеличивается постепенно и доводится до 10-15 за сеанс только через 3-4 недели.

В процессе дыхательной гимнастики происходит пересыщение крови кислородом, что у детей может приводить к головокружению. В этом случае проведение комплекса следует временно прекратить.

Закаливающее дыхание

(интерпретация и адаптированный вариант методик специального закаливания детей А. Уманской и К. Динейки)
Цель: Укрепление дыхательный тракта.

Выполнение комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего школьного возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.


«Поиграем с носиком».


1. Организационный момент.

а) «Найди и покажи носик » Дети, сидя показывают свой носик взрослому.

2. Основная часть. Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку» Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет» Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.


г) «Носик балуется» На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах» Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е) «Носик поет песенку» На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж) «Погреем носик» Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

3. Заключительный этап.

з) «Носик возвращается домой» Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:


—Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,

Анатольевне покажи.

—Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

—Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

—Вот так носик-баловник!

Он шалить у нас привык.

—Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

—Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу».

—Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

—Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.



Дыхательная гимнастика для детей

младшего школьного возраста
а) «часики» — стать прямо, ноги слегка расставить («машина между ног проедет»), руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 6-7 раз.

б) «Дудочка» — сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам; сделать медленный выдох с произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4 раза;


в) «Петушок» — стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить; поднять руки в
стороны (вдохнуть), а затем похлопать ими по бедрам со словом «ку-ка-ре-ку» (выдох).
Повторить 4 раза;

г) «Каша кипит» — сесть на стул; одну руку положить на живот, другую — на грудь.
Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и
выпятить живот (выдох); при выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф».

Повторить 4 раза;

д) «Паровозик» — ходить по комнате, делая попеременные движения руками

и приговаривая «чух-чух-чух».

Повторять в течение 20-ти секунд;

е) «Веселый мячик» — стать прямо, ноги расставить; поднять руки с мячом

(диаметром до 10 см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед со звуком

«у-х-х-х-»(выдох), догнать мяч.

Повторить 4-5 раз;

ж) «Гуси» — медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на

выдох — опускать вниз с произнесением длительного звука «г-у-у-у-у».

Повторять 1 минуту.

Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке (но не менее двух раз в день).

Закаливающее носовое дыхание

для детей среднего и старшего школьного возраста
Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к холоду, инфекциям, недостатку кислорода:

а) сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая

их то большим, то указательным пальцем правой руки;

б) открыть рот, кончик языка прижать к небу (при этом выключается ротовое

дыхание);

в) сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцев;

г) сжать пальцы в кулак; во время вдоха широко открыть рот и насколько возможно

высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка; выдохнуть, разжав пальцы.


Повторяются по 4-5 раз.


Дыхательные и звуковые упражнения


(проводятся во всех возрастах)
Упражнения для развития артикуляции:
1. «Трактор». Воспроизведение звука мотора трактора. Энергично произносить «д-т-д-т», меняя громкость и длительность (произнесение этих звуков укрепляет мышцы языка).

2. «Стрельба». Представить, что мы на стрельбище, стреляем из воображаемого пистолета. Высунув язык, энергично произнести «к-г-к-г» (укрепляются мышцы полости

глотки).

  1. «Фейерверк». Представить, как мы в новогоднюю ночь стреляем из хлопушки и фейерверк разноцветных огней рассыпается в добавление к праздничному салюту. Энергично произнести «п-б-п-б» (произнесение этих звуков укрепляет мышцы губ).

  2. .Несколько раз зевнуть и потянуться (зевание стимулирует не только гортанно- глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовые состояния).

6. «Гудок парохода». Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1—2 секунды, с шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлинен).

7. «Плакса». Ребенок имитирует плач со звуком «ы-ы-ы».Другой ребенок обращается к нему со словами: Что ты плачешь — «ы» да «ы»? Слезы поскорей утри. Будем мы с тобой играть, Песни петь и танцевать (звук «ы» снимает усталость

головного мозга).



Комплексы дыхательной гимнастики



Комплекс № I

1. «Большой и маленький». И. п. — основная стойка. На вдохе подняться на носки,

тянуть поднятые руки вверх. Зафиксировать на несколько секунд это положение («Какой я большой»). На выдохе опуститься в и. п. и со звуком «у-х-х» присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову («Какой я маленький»).

2. «Паровоз». Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движение колес паровоза, и произносить «чух-чух»; двигаясь с разной скоростью, менять громкость и частоту произнесения.


3. «Гуси летят». Медленная ходьба, имитирующая полет. На вдохе руки-крылья

поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у» (8—10 раз).

4. «Аист». И. п. — основная стойка. На выдохе поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене, гордо вынести вперед, зафиксировать состояние. Сделать на выдохе шаг, опустить ногу и руки, произнося «ш-ш-ш» (6—7 раз).

5. «Дровосек». И. п. — основная стойка. На выдохе руки складываются топориком и

поднимаются вверх. Резко, словно под тяжестью, вытянутые руки быстро опускаются, туловище наклоняется, позволяя рукам прорезать пространство между ног. Дровосек произносит «б-а-х» (5—8 раз).

6.«Гуси». И. п. — стоя, ноги врозь, стопы параллельно друг другу, руки слегка

расставлены и отведены назад. На выдохе наклониться вперед; глядя вперед и вытягивая шею, произнести «ш-ш-ш» (3—4 раза).

7. «Часы». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Со звуком «тик» наклон в

левую сторону до предела, чтобы правый бок растянулся как резиновый. Со звуком

«так» возвращение в и. п. Глубокий вдох. После этого наклон в правую сторону.

8. «Часы». И. п. — сидя по-турецки. Положив руки на затылок, со звуком «тик»

выдохнуть и наклониться в левую сторону. Выпрямиться, сделать вдох и произнести

«так». Затем сделать наклон в правую сторону.
Комплекс № II

1. «Погреемся». И. п. — стоя, ноги вместе, руки в стороны. Ребенок быстро скрещивает руки перед грудью, хлопает ладонями по плечам, произнося: «у-х-х! у-х-х!» Возвращается в и. п. (8—10 раз).

2. «Мелыгаца». И. п. — стоя, ноги вместе, руки вверху, чуть шире плеч. Медленно

начинать вращать прямыми руками со звуком «ж-р-р». С увеличением темпа движения звук ускоряется. Возвращение в и. п. (6—7 раз).

3. «Конькобежец». И. п. — стоя, ноги вместе, руки в замке за спиной, туловище слегка наклонено вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибается то левая, то правая нога, при этом все тело поворачивается в сторону согнутой ноги. Произносится звук движущихся коньков «к-р-р» (5—6 раз).


4. «Сердитый ежик». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ежик во время опасности сворачивается в клубочек. Наклониться как можно ниже, стоя на всей ступне, обхватить руками грудь, голову опустить, произнеся звук рассерженного ежа «п-ф-ф-ф», затем «ф-ф-р» (3—5 раз).

5. «Лягушонок». И. п. — стоя, ноги вместе. Представить, как лягушонок делает быстрые, резкие прыжки, в перерыве квакая.

Слегка присесть, вздохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед. На выдохе протяжно произнести «к-в-а-а-к».

6. «В лесу». И. п. — основная стойка. Представить, что заблудился в густом лесу и пытаешься докричаться до товарищей. Сделав вдох, на выдохе с различными

интонациями прокричать «а-у-у».

7. «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произносится звук «з-з-з». Представить, что пчелка села на нос(звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. (Учить детей направлять внимание на определенный участок тела.)

8.«Великан и карлик».

а) Встать прямо, поднять руки вверх, потянуться насколько возможно, сделать глубокий вдох. Опустить корпус вперед - вниз, согнув ноги в коленях, расслабленно опустить руки до самого пола, сделать глубокий выдох.

б) Сесть, скрестив ноги по-турецки, положить руки на затылок, спину выпрямить. Откинув голову назад, сделать глубокий вдох, затем наклонить верхнюю часть тела вперед, сделать выдох.

в) Сесть, сложив ноги, ступня к ступне, руки на коленях. Раздвинутые колени прижаты к полу. На вдохе набрать полную грудь воздуха, гордо выпрямить плечи, высоко поднять голову. На выдохе опуститься вниз, головой касаясь ступней ног.
Комплекс № III

1. «Часы». И. п. — основная стойка. Представить, что становишься часами с двумя маятниками. Размахивая прямыми руками вперед-назад, в одном темпе и с одной инто­нацией произносить: «тик-так» (10—12 раз).

2. «Ловим комара». Представить состояние, которое испытываешь, когда вокруг летает комар. Направлять звук «з-з-з» в разные стороны, регулируя громкость, темп. Пытаясь поймать насекомое, хлопать руками в местах, где предполагается его местонахождение.


3. «Косарь». Представить, что вышли на луг косить траву, почувствовать запах свежескошенной травы. Широкими размашистыми движениями имитировать работу косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком «ж-у-х» (5-8 раз).

4. «Трубач». Воображаемую трубу поднести к губам. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши и произносить звуки «ту-ту-ту» (15—20 секунд).

5. «Будильник». И. п. — сидя на полу, скрестить ноги, обхватить голову руками. Ритмично, с одним и тем же выражением лица раскачивать туловище из стороны в сторо­ну, со звуком «тик-так». Через 3—4движения вытягиваем голову вперед, имитируя появление «кукушки», и произносим «ку-ку, ку-ку».

6. «Петушок». И. п. — основная стойка. На вдохе подняться на носки, потянуть вперед гордо поднятую голову, руки поднять в стороны и отвести назад. На выдохе, хлопая себя руками по бедрам, прокричать «ку-ка-ре-ку» (5—6 раз).

7. «Насос». И. п. — основная стойка. Сделав вдох, резко наклониться на выдохе, 2—3 раза в одну сторону, скользя по ноге двумя руками, произносить звук «с-с-с» (по 6—8 раз в каждую сторону).

8. «Покоритель космоса». Дети садятся на пол, расслабляются, готовятся к полету, «заправляются горючим» (делают глубокий вдох).

а) «Полет на Луну» — на выдохе дети тянут звук «а-а-а», медленно поднимая левую руку вверх, «достигают Луны» и так же медленно возвращаются.

б) «Полет на Солнце» — после «заправки горючим» на выдохе дети тянут звук «а-а-а»
громче и длиннее, поднимая правую руку вверх. Достигнув воображаемого Солнца,
возвращаются в и. п.

в) «Полет в космос» — на выдохе громкий звук «а-а-а», словно всплеск, достигает предела по мощности выброса (2—3 раза), появляется ощущение радости и легкости.