zabika.ru 1 2 ... 11 12

Утверждаю:


директор школы

______________

«____»_____________


Содержание

I. Паспорт школы.

1. Нормативная база для разработки программы развития школы.

2. Цели программы.

3. Основные задачи программы.

4. Сроки реализации программы

5. Информационная справка о школе.

5.1 Характеристика педагогического коллектива.

5.2 Характеристика учащихся и их семей.

5.3 Характеристика материальной базы школы.

5.4 Достижения школы.

5.5 Основные документы, регламентирующие деятельность школы.

5.6 Организация образовательного процесса.

5.7 Содержание образования.

5.8 Школьные традиции.
6. Блок аналитического и прогностического обоснования программы.

7. Приоритетные направления реализации программы развития

8. План действий по реализации Программы развития.
9. Концепция развития школы
I. Характеристика нового управления объектом (школой).
1.1. Структура школы по ступеням образования.

1.2. Учебный план.

1.3 Новые учебные программы.

1.4 Технологии, методики, механизмы, способы обучения, воспитания, развития и социализации личности учащихся, с помощью которых будет реализовано новое содержания образования.

1.5 Характеристика нового содержания образования

1.6. Характеристика нового содержания образования.
II. Характеристика управленческой системы школы.

Основным направлением развития школы является создание модели образовательного процесса, работающей в режиме полного дня, позволяющей выявлять и совершенствовать способности воспитанника и позволяет ему реализовать полученные знания на каждой образовательной ступени. Целесообразность выбранного направления обуславливается возможностью с помощью такой модели сделать равнодоступным получение профильного образования для разных категорий обучающихся (в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями), сохранить и укрепить здоровье субъектов образовательного процесса.

Настоящая программа разработана и принята в соответствии с Федеральной программой развития образования в России на период до 2010 г.

Программа предназначена для руководства работой школы в режиме развития.

Предполагаемый срок реализации Программы развития - с сентября 2004 г. по декабрь 2010 г.
I. Паспорт школы.

1. Нормативная база для разработки программы развития школы.


  1. Конвенция о правах ребенка.

  2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

  3. Закон РФ «Об образовании»

  4. Национальная доктрина образования в РФ, одобренная Правительством Российской Федерации от 04.10.2000г.

  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

  6. Областная программа «Развитие системы образования Тамбовской области» на 2004-2008 годы.

2. Цели:

  • Создать условия, обеспечивающие повышение качества образования.

  • Повысить качество подготовки выпускников при сдаче ЕГЭ.

  • Создать условия для освоения новых образовательных технологий всеми участниками ОП.

  • Создать новые программы, новые курсы для основной школы, способные помочь учащимся в самоопределении, формирующие качества личности.

  • Создать условия для профессиональной подготовки выпускников средней школы для поступления в ВУЗы, самоопределения их в жизни.

  • Сформировать у учащихся функциональные умения, необходимые для эффективного выполнения ряда социальных ролей («учащийся», «абитуриент», «потребитель», «субъект общения» и т.д.).

3. Основные задачи программы.

1. Создание в школе условий для обучения как местных детей, так и из филиалов

(из других населенных пунктов).

2. Создание программ элективных курсов для предпрофильной подготовки
обучающихся на 2005 - 2006 уч. год.

3. Организация предпрофильной подготовки обучающихся в 8-9 классах.


4. В целях реализации профильного обучения создать благоприятные условия для
выявления и развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала
обучающихся, оптимизации учебно-воспитательного процесса, дифференциации и
индивидуализации обучения.

5. Организация профильного обучения.
4. Сроки реализации программы:

сентябрь 2005г – июнь 2011г.
Этапы реализации программы:


  1. Ориентировочный (2005-2007гг).

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации.

Задачи 1 этапа:

  • Определение перспективы цели новых программ, новых технологий.

  • Организация работы профильных классов.

  • Создание условий для формирования и развития инновационных процессов в школе.

  • Обеспечение сохранности численности контингента учащихся.

  • Разработка и принятие на педагогическом совете критериев, по которым будет оцениваться соответствие реальных результатов и условий планируемым изменениям.

  • Работа органов самоуправления, родительского комитета, Управляющего совета.

  • Отслеживание результатов и эффективности систем основного, полного и дополнительного образования.

  • Установление соответствия формирующейся социально-воспитательной среды, поставленным задачам на данном этапе.

  • Мониторинг в УВП.

  • Выявление соответствия уровня подготовленности педагогов и администрации тем запросам, которые определены социальным заказам и задачей данного этапа преобразования.

  • Определение условий, соответствующих требованиям Госстандарта, нормам перегрузки учащихся, срокам учебного графика.

  • Выявление и устранение проблем, возникших на данном этапе в обеспечении необходимым методическим и учебным материалом.

  • Выполнение финансово-экономических условий на данном этапе преобразования.


  • Установление соответствия нормативно-правовых документов требованиям государственно-правового регулирования.



  1. Основной этап ( 2007 - 2009 гг).

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

Задачи:


  • Обеспечить комплекс мер, направленных на преобразования содержания и технологий образования.

  • Обеспечение включенности участников ОП (педагоги, учащиеся, родители) к внедрению новых программ и технологий, профильного образования.

  • Обеспечение организации и мониторинга результативности ОП через постоянную диагностику, регулирование и коррекцию.

  • Организация учебно-урочного компонента УВП; регулирование и коррекция.

  • Введение предпрофильного и профильного образования.

  • Обеспечение дополнительного образования: факультативы, кружки, и др. для выполнения реализации преобразований.

  • Обеспечение социально-воспитательных мероприятий.

  • Формирование образовательных моделей основного образования (элективные курсы, предпрофильная подготовка), полного среднего образования (профильные классы) с учетом запросов, интересов, индивидуальных особенностей, специфики данных ученических коллективов.

  • Распределение кадрового потенциала школы для реализации предпрофильной и профильной подготовки.

  • Определение качества квалификации педагогов.

  • Изучение качества образовательных потребностей педагогов.

  • Анализ обеспеченности учебно-методическим компонентом.

  • Привлечение внебюджетных источников.

  • Обеспечение нормативно-правовых обоснований необходимых для ведения новых технологий и новых курсов.


3.Обобщающий (2010 - 2011 гг).


Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.
4.Управление программой.

Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы.

Управление реализацией программы осуществляется директором и его заместителями.

5. Информационная справка о школе.

Школа была открыта в 1945 году как средняя общеобразовательная школа. Школа расположена в селе М-Алабушка Уваровского района Тамбовской области, очень удалена от основных центров культурной жизни. В районе школы нет крупных культурно-просветительских учреждений. В 2001-2002 учебном году школа прошла аттестацию и лицензирование.
5.1 Характеристика педагогического коллектива.
В школе работает 22 учителя.

Школа укомплектована кадрами полностью. В настоящее время в школе работают 22 педагога. В их числе:


  • награжденные правительственными наградами – 2 (почетное звание «Заслуженный учитель РФ»);

  • награжденные отраслевыми наградами - 8:

  • Почетная грамота Министерства Образования РФ- 6

  • нагрудный знак «Почетный работник общего образования» - 2

  • Нагрудный знак «Отличник народного просвещения» - 4

  • получившие награды в районном конкурсе «Учитель года» -2.

Возрастной состав кадров:
до 40 лет – 9;
от 41 и до 50 лет - 7 человек;

от 51 и до 65 лет - 6 человек.

Средний возраст педагогов — 43 года.

Средний возраст администрации — 46 лет.
Имеют высшее образование— 20 учителей;
среднее специальное образование— 2 учителя.

По стажу работы:

От 6 до 10 лет – 2

От 11до 15 лет – 4

От 16 до 20 лет – 7

От 21 до 25 лет – 2

26 и более лет – 7
5.2 Характеристика учащихся и их семей.

В школе обучается 165 учащихся.

Образовательный процесс осуществляется в одну смену.


Продолжительность уроков — 45 минут.

Режим работы школы: шестидневная рабочая неделя.
На первой ступени обучается 60 учащихся,

на второй — 75 учащихся,

на третьей — 30 учащихся.
10 учащихся живут в многодетных семьях,

1 учащийся — сирота,

15 учащихся воспитываются в неполных семьях,

Из семей безработных— 70 школьников,

из семей пенсионеров— 3 учащихся,

32 родителя имеют высшее образование.
Количество детей группы «риска» — 5 человек,

состоят на учете в ИДИ — 0 школьников.
Школа включает в себя три ступени. Первая ступень обучения — начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся —6,5 лет-7 лет на 1 сентября. На первой ступени школы реализуются программы начального общего образования.
Вторая ступень обучения - основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 15 лет. Основная ее цель — обеспечение высокого уровня социализации учащихся. На второй ступени осуществляется дифференцированное обучение школьников и организована предпрофильная подготовка.
Третья ступень обучения — старшая школа: продолжительность обучения 2 года. Она предполагает профильную дифференциацию.
Воспитательная деятельность осуществляется через реализацию социально-педагогических проектов и работу следующих воспитательных центров: учебно-познавательного, художественно-эстетического, спортивно-оздоровительного, досугового.

На протяжении ряда лет в школе развиваются формы ученического самоуправления: детско-юношеского коордиционного совета (законодательный орган), советы учащихся (исполнительные органы по возрастным ступеням).

Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения; внеурочная деятельность; внешкольная деятельность. Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных «пространств», каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребенка. Создание воспитательной среды в рамках открытого информационного образовательного пространства школы предполагает:


• корректировку учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин;

• изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе;

• ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях, как «человек», «красота», «добро», «истина», «культура», «отечество», «труд», «знание», «здоровье», «мир», «земля», которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания;

• создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка в информационном пространстве школы.

Результатом воспитательной деятельности школы является положительная динамика развития личностных качеств и ключевых компетенций выпускника школы.
5.3 Характеристика материальной базы школы.

Школа функционирует в одном здании постройки 1976 года.

Школа располагает:


  • двумя спортивными залами,

  • спорткомплексом (хоккейная коробка, футбольное поле, площадки для игры в ручной мяч и волейбол, площадка по ГО, полоса препятствий по ГТО, беговые дорожки, прыжковый сектор и т. д.),

  • актовым залом на 150 мест,

  • столовой,

  • мастерской,

  • музеем,

  • стрелковым тиром на 25 метров для стрельбы из трех положений,

  • комнатой отдыха,

  • музеем и т.д.

Общее количество учебных кабинетов - 20 (раньше было 10).

  • Библиотека обладает общим фондом 12 000 единиц хранения, собраны также аудио- и видеокассеты, УМК «Кирилл и Мефодий», полная детская библиотека «Аванта», используемые в учебном процессе.

    Школа имеет компьютерный класс площадью 36 кв.м., оснащенный пятнадцатью персональными компьютерами типа 1ВМ на базе процессоров Се1егоп; компьютеры, кроме того, установлены в кабинете директора, в библиотеке, в комнате - специально для работы учителей, локальной связью объединены 21 компьютер. Всего компьютеров в школе – 39. Школа подключена к сети Интернет. Оснащена цифровыми видеокамерами, фотоаппаратами, сканерами, ксероксом, черно-белыми и цветными принтерами.



Основными формами самоуправления в общеобразовательном учреждении являются Управляющий совет школы, общее собрание трудового коллектива, педагогический совет Школы, конференция обучающихся, конференция родителей обучающихся Школы. Учителя-предметники объединены в методические объединения.

Общая численность учащихся в школе на 1 сентября 2005 г. составляет 121 человек.

Результаты итоговой аттестации, анализ выполнения тестовых заданий и контрольных работ показывают, что все учащиеся школы осваивают стандарты образования. В связи с тем, что школа работает в режиме школы полного дня, обеспечивается полная занятость детей во второй половине дня.

Система дополнительного образования является составной частью образовательной программы, работающей в режиме школы полного дня, интегрирующей в себе программы базисного учебного плана с программами внеурочных занятий учащихся. Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся всех ступеней школы с 1-го по 11-й классы.

Результативность реализации здоровьесберегающих технологий при
осуществлении учебно-воспитательного процесса-динамика состояния здоровья обучающихся за 3 последних учебных года - положительная. В школе уменьшился процент учащихся, пропускающих уроки по болезни в начальной школе; снижается процент пропусков уроков учащимися, имеющими хронические заболевания, уменьшается число учащихся, освобожденных от физической культуры.

Работа школы в режиме школы полного дня способствует защите обучающихся от перегрузок. В школе ведется работа по сохранению физического и психического здоровья обучающихся.

Формы работы по данному направлению:

- совершенствование системы дополнительного образования путем увеличения количества кружков повышенной двигательной активности;

-формирование здорового образа жизни во время уроков, на классных часах, внутришкольных мероприятиях;


- работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках;
диагностика зрения учащихся с 1-го по 11-й классы,

- регулярное проведение дыхательной гимнастики на уроках музыки;

- веселые физкультурные минутки на уроках в начальной школе;

- выполнение профилактических мероприятий (нарушений осанки и т.д.);

- четкое соблюдение санитарно-гигиенических норм;

-100%-ный охват горячим питанием учащихся, посещающих школу
полного дня;

- совместная работа учителей, учащихся и родителей по формированию здорового образа жизни;

- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Эффективность использования здоровьесберегающих технологий отслеживается путем ежемесячного анализа заболеваемости учащихся, результатов ежегодной диспансеризации.

Школа является центром работы с молодежью, т.к. здесь проходят спортивные мероприятия различных уровней, фестивали, конкурсы, смотры, выставочные экспозиции.

На базе МОУ работает краеведческий музей, где представлены следующие экспозиции:


  1. Природа родного края.

  2. Быт села.

  3. История села.

  4. Выдающиеся люди села.

  5. «Никто не забыт, ничто не забыто».

  6. Выпускники школы и др.


В школе работает психологическая служба. Цель работы службы -
создание психолого-педагогических условий для успешного обучения и психологического развития учащихся в ситуациях школьного взаимодействия.
Задачи службы: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса учащегося и динамики его психического развития в процессе образования.

Школа с 2005 года является районной экспериментальной площадкой.
5.4 Достижения школы.

В 2005 году 66 % выпускников стали студентами вузов, в 2006 году - 67%, в 2007 году - 76 %.

Спортивные секции посещают 45 % учащихся, кружки художественно- эстетического цикла – 32 %.


К положительным результатам работы школы можно отнести то, что за последние 3 года уровень обученности стабильно держится и составляет 100 %.

Количественный состав призёров районных олимпиад увеличился с 4 в 2004-2005 учебном году до 11 в 2005-2006 учебном году, а количество призёров зональных олимпиад в 2006 -2007 учебном году составил 8 человек.

За последние годы наблюдается рост профессионального уровня педагогов.

В 2006 учебном году школа участвовала в конкурсах, итоги которых таковы: грамота за 3-е место в региональном конкурсе проектов «Профильная школа Тамбовщины», сертификат за конкурс мини-проектов по профилактике вредных привычек «Мы выбираем жизнь», диплом 1 степени за 1-е место в региональном конкурсе «Лучшее общеобразовательное учреждение Тамбовской области при подготовке к новому 2006-2007 учебному году», диплом Сахарову В.И. – директору МОУ Моисеево- Алабушской сош – Финалисту конкурса инновационных разработок «Лидер в образовании – 2006 года».

Достаточно высокий кадровый потенциал, стремление учителей к повышению профессионального уровня и педагогическому поиску создают необходимые условия для развития и движения вперёд.
5.5 Основные документы, регламентирующие деятельность школы.


  1. Организационные документы

  1. Договор с Учредителем (отдел образования, администрация).

  2. Устав (локальные акты, положения о педагогическом совете, попечительском совете, родительском комитете).

  3. Свидетельство о государственной регистрации.

  4. Лицензия на образовательную деятельность.

  5. Свидетельство о государственной аккредитации.

  6. Коллективный договор.

  7. Правила внутреннего трудового распорядка.

  8. Структурная и штатная численность.

  9. Штатное расписание.

  10. Должностные инструкции.

  11. План работы школы на учебный год.

Распорядительные документы


  1. Приказы:

    • по основной деятельности;

    • по личному составу;

    • по учащимся.

  2. Распоряжения.


Охрана труда, техника безопасности и пожарная безопасность.

  1. Должностные инструкции по охране труда.

  2. Приказы.

  3. План работы по охране труда, мероприятий по ТБ и ПБ.

  4. Инструкции по охране труда по каждой профессии, виду работ.

  5. Программы проведения инструктажей.

  6. Журналы регистрации по ТБ и ПБ.

  7. Журнал регистрации несчастных случаев. Акты о несчастных случаях. Материалы расследования.

  8. Акт готовности ОУ к новому учебному году.

    • приложение (акты-разрешения на ввод в эксплуатацию оборудования мастерских, спортзала, учебных кабинетов и т.д.);

    • акты испытаний спортинвентаря



Информационно-справочные документы

  1. Протоколы совещаний

  2. Справки.


Учебно-педагогическая документация.

  1. Алфавитная книга записи обучающихся.

  2. Личные карты обучающихся.

  3. Классные журналы.

  4. Протоколы педсоветов.

  5. Книга приказов.

  6. Журнал учета замещенных уроков.


Кадры.

  1. Трудовые книжки.

  2. Книга движения трудовых книжек.

  3. Личные дела сотрудников.

  4. Итоги аттестации.

  5. Трудовые договора.


Перечень локальных актов,

регламентирующих учебно-воспитательную работу.

  1. Положение об установлении надбавок и доплат к должностным окладам (заведование кабинетом, классное руководство, проверка тетрадей и т.д.).
  2. Положение о премиях и поощрениях (приложение к коллективному договору).


  3. Положение о педсовете.

  4. Положение о методическом совете.

  5. Положение о методическом объединении педагогов.

  6. Положение о методическом кабинете.

  7. Положение об аттестации педагогических работников.

  8. Положение о школьной аттестационной комиссии.

  9. Положение об аттестации на II квалификационную категорию.

  10. Положение о внутришкольном контроле.

  11. Положение об учебном кабинете, смотре учебных кабинетов.

  12. Положение о формах и порядке промежуточной аттестации.

  13. Положение о системе оценивания ЗУН учащихся.

  14. Положение о работе ГПД.

  15. Положение о факультативах.

  16. Положение об итоговой аттестации учащихся.

  17. Положение о школьных олимпиадах.

  18. Положение о предметных неделях.

  19. Положение о работе с отстающими учащимися.

  20. Положение об объединениях учащихся (предметные кружки, научные общества и др.).

  21. Положение о конкурсах.

  22. Положение об обучении на дому.


Перечень локальных актов,

регламентирующих воспитательную работу.


  1. Программа «Семьянин».

  2. Программа «Истоки»

  3. Программа «Здоровье плюс…»

  4. Программа «Радуга»

  5. Положение о конкурсе «Лучший класс года».

  6. Правила школьной жизни учеников 1-4-х классов.

  7. Правила школьной жизни учеников 5-9-х классов.

  8. Правила школьной жизни учеников 10-11 классов.

  9. Модель выпускника.

  10. Программа «Летний отдых».

  11. Положение о статусе школьного музея.

  12. Организация дежурства по школе.

  13. Положение о проведении внеурочных мероприятий, не предусмотренных стандартом образования.

  14. Положение о классном руководителе.

5.6 Организация образовательного процесса.

Организация учебного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий. Учебный план школы разработан на основе федерального Базисного учебного плана и Тамбовского регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений и соответствует существующим требованиям. Учебный план утверждён директором школы, согласован с органами управления образованием и ЦГСЭН. Рабочий учебный план ОУ сопровождается пояснительной запиской о распределении часов компонента образовательного учреждения. Максимальный объём учебной нагрузки обучающихся соответствует максимально допустимому количеству часов с учётом пятидневной учебной недели в 1 классе и шестидневной учебной недели во 2-11 классах. Инвариантная часть составлена

в соответствии с Базисным учебным планом и обеспечивает выполнение требований государственных образовательных стандартов.

В отличие от учебного плана 2004 – 2005 учебного года, в рабочих учебных планах ОУ 2005 – 2006 и 2006 – 2007 учебного года отражаются основные показатели базисного учебного плана:

- образовательные области;

- изучаемые предметы в составе образовательных областей;

- количество часов отведённых на изучение базовых предметов,

предметов регионального компонента и компонента

общеобразовательного учреждения;

- количество часов, отводимых на изучение элективных курсов

в рамках предпрофильной подготовки;

- максимальный объём обязательной аудиторной нагрузки

обучающихся.

Учебный план для I ступени ориентирован на 4-х летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2 – 4 классы 34 учебные недели. Продолжительность урока для 1 класса – 35 минут,

для 2-4 классов – 45 минут.

Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность урока – 45 минут.


Учебный план III ступени ориентирован на 2-х летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего полного общего образования.

Продолжительность урока – 45 минут.

Учебный план состоит из предметов федерального, регионального компонентов и компонента образовательного учреждения.

В учебном плане I ступени приоритетными остаются учебные предметы, указанные в федеральном компоненте.

Часы школьного компонента учебного плана во 2-4 классах использованы для усиления базового ядра знаний: 2 часами русского языка, 1 часом чтения и 2 часами математики.

Для усиления базового ядра знаний в общеобразовательных классах

II и III ступеней использованы часы компонента образовательного учреждения:


  • область «Филология» усилена 1 часом литературы в 5 классе, 1 часом немецкого языка в 6 классе, 1 часом немецкого языка в 7 классе, 1 часом русского языка и 1 часом литературы в 10 классе и 1 часом русского языка и 2 часами литературы в 11 классе;

  • область «Математика» усилена 1 часом математики в 5-8 и 10 классах, 1 часом информатики в 10 классе;

  • область «Естествознание» усилена 2 часами физики в 10 и 11 классах,

1 часом биологии в 10 классе, 1 часом химии в 10 классе и 1 часом

астрономии в 11 классе;

  • область «Обществознание» усилена 1 часом обществознания в 5 и 6

классах, 1 часом истории в 10 и 11 классах;

  • область «Физическая культура» усилена 1 часом физической культуры

в 5 классе и 1 часом ОБЖ в 5-11 классах.

На ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности введен региональный компонент: литературное краеведение в 8 и 9 классах,

историческое краеведение в 7-9 классах, географическое краеведение

в 6 классе. Кроме этого в рамках регионального компонента ведутся такие курсы, как «Экономика и право» в 7 – 11 классах, «Геоэкология Тамбовской области» в 8 классе, «Экология растений» в 6 классе, «Экология животных»


в 7 классе.

В рамках регионального образовательного компонента в 2005 – 2006 учебном году изучались следующие курсы:

- литературное краеведение в 8 классе (0,5 ч.),

- историческое краеведение в 7 классе (0,5 ч.),

- экономика и право в 7 классе (0,5 ч) и в 10 классе (1 ч.),

- геоэкология Тамбовской области в 8 классе (0,5 ч.),

- экология растений в 6 классе (0,5 ч.).

В учебный план 2006 – 2007 учебного года в рамках регионального образовательного компонента включены, кроме выше названных следующие курсы:

- литературное краеведение в 9 классе (0,5 ч.),

- историческое краеведение в 8 и 9 классах (по 0,5 ч.),

- экономика и право в 8,9 классах (по 0,5 ч.) и в 11 классе (1 ч.).


  • экология животных в 7 классе (0,5 ч.).

С 2006 – 2007 учебного года учебный предмет «Иностранный язык» (немецкий) изучается в 10 классе в объёме 3 часа в неделю, что позволит реализовать задачу: «обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне»1.

Часы школьного компонента по всем ступеням используются для обогащения содержания предметов базового компонента, на введение третьего часа физической культуры в отдельных классах, на проведение курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а также для всестороннего развития обучающихся, реализации их интересов.

В образовательном учреждении реализуются типовые образовательные программы начального общего, основного общего и среднего полного общего образования. Обучение проводится с использованием только типовых программ. В образовательном учреждении второй год осуществляется предпрофильное обучение. В 2005-2006 учебном году предпрофильное обучение реализовывалось в следующих программах элективных курсов:

  • «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»;

  • «Основы исследовательской деятельности»;
  • «Школа здоровья»;


  • «Фундаментальные эксперименты в физической науке»;

  • «Технология создания Web – сайтов».

В настоящее время в образовательном учреждении используется три образовательных программы элективных курсов в 9 классе: «Основы исследовательской деятельности», «Культура устной и письменной речи», «Элементы комбинаторики и теории вероятностей».

Таким образом, в учебном плане 9 класса представлен переход на предпрофильное обучение (Письмо Министерства образования РФ»

№ 13-51-144 / 13 от 09.07.03 г.).

Программно-методическое обеспечение позволяет в полном объёме реализовать учебный план. На основании анализа учебных программ

и календарно-тематического планирования можно сделать следующие выводы:

  • в своей работе учреждение использует государственные образовательные программы для общеобразовательных учреждений, рекомендованные Министерством образования РФ;

  • все учебные программы обеспечены учебно-методическими материалами;

  • каждый учитель работает в соответствии с утверждённым календарно-тематическим планированием;

  • программы реализуются в полном объёме.

Расписание учебных занятий составлено с учётом целесообразности организации воспитательно-образовательного процесса, создания необходимых условий для обучающихся разных возрастных групп, дневной и недельной динамики работоспособности. При анализе соответствия расписания учебному плану выявлено, что расписание учебных занятий включает в себя все образовательные компоненты, представленные

в учебном плане школы.

Оценка реализации учебных программ, тематического планирования выявила их соответствие образовательному минимуму по всем предметам, федеральный компонент образовательного стандарта реализуется полностью.

В целях сохранения единого образовательного пространства, обеспечения преемственности преподавание ведётся по учебникам, значащимся


в федеральном перечне учебных изданий.

В учебном плане соблюдаются предельно допустимые нормы учебной нагрузки.


Средняя недельная учебная нагрузка по образовательным областям:
2005 – 2006 учебный год


Образовательные области

Средняя недельная учебная нагрузка

Филология

112

Математика

66

Обществознание

39

Естествознание

44

Искусство

18

Технология

24

Физическая культура

31


2006 – 2007 учебный год


Образовательные области

Средняя недельная учебная нагрузка

Филология

111,5

Математика

65

Обществознание

41

Естествознание

42,5

Искусство


16

Технология

23

Физическая культура

32

Элективные курсы

3


2007 – 2008 учебный год


Образовательные области

Средняя недельная учебная нагрузка

Филология

111

Математика

67

Обществознание

41

Естествознание

43

Искусство

18

Технология

20

Физическая культура

32

Элективные курсы

2


Для изучения уровня учебной нагрузки обучающихся проверяли дозировку домашних заданий по основным предметам учебного цикла

в 9 – 11 классах. Администрация школы считает, что такая проверка актуальна и необходима, так как вопрос напрямую связан со здоровьем детей. Естественно, что любой учитель прикладывает максимум сил для того, чтобы его учащиеся получили глубокие и прочные знания. Но при всей важности знаний необходимо признать, что главным, «первичным» является здоровье детей, а всё остальное «вторично».


В результате проверки, администрация школы пришла к выводу, что правильное определение объёма и содержания домашних заданий, подготовка обучающихся к их выполнению также могут существенно способствовать нормализации учебной нагрузки. Наиболее эффективная,

не влекущая чрезмерного утомления продолжительность подготовки домашних заданий для обучающихся старших классов – три часа. Именно

из расчёта такой продолжительности нужно планировать (с учётом сложности) объём заданий, строго согласовывая их по отдельным предметам.



следующая страница >>