zabika.ru 1
Школа полного дня: плюсы и минусы.


Нарожных Е.И., заместитель

директора по УВР МБОУ «Гимназия»
Кардинальные изменения в нашей стране серьезно влияют на функционирование школы, внося коррективы в деятельность и выдвигая перед ней новые требования. Переход общеобразовательных учреждений в новый режим работы – режим полного дня – не случаен. Учебные заведения полного дня – неотъемлемая часть модернизации системы образования, и это не административное нововведение, а социальный заказ общества, обусловленный рядом объективных причин.

Общеобразовательное учреждение, работающее в режиме полного дня, должно:


  • обеспечивать интеграцию основного и дополнительного образования обучающихся;

  • решать проблемы неуспешности в обучении и профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков;

  • создавать условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей активной жизни человека;

  • обеспечивать взаимодействие с семьёй по вопросам воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализуя комплекс мер по социальной защите детства.

Образовательный процесс в «Школе полного дня» строится на принципах:

  • оптимизации процесса реального развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования;

  • снижения учебной нагрузки школьников за счет создания единого расписания на первую и вторую половину дня;

  • объединения в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов;
  • поляризации образовательной среды школы с выделением разноакцентированных пространств (кабинет, лаборатория, мастерские, библиотека, читальный зал, компьютерный класс, игротека, медиатека, спортивный и тренажерный залы, помещения для работы классов-групп или групп, организованных из обучающихся одной или нескольких параллелей, пространства для общения и уединения, для игр, подвижных занятий и спокойной работы).


Режим работы общеобразовательного учреждения составляется с учетом продолжительности пребывания детей в учреждении, регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, внеурочной деятельности и дополнительного образования в соответствии с требованиями СанПиН.

Рабочий день делится на два блока:

1-ый – учебный

2-ой – развивающий.

В первой половине дня проводятся учебные занятия – уроки согласно базисному учебному плану. Во второй половине дня дети заняты самоподготовкой и занятиями по интересам. Режим работы школы составлен с учетом продолжительности пребывания ребенка в школе с 8.00 до 16.00. При составлении режима дня учитываются гигиенические требования: организация двухразового горячего питания (завтрак, обед), обязательное пребывание обучающихся на воздухе (прогулки), активный отдых при смене занятий (динамические паузы, подвижные игры).

В условиях школы полного дня изменяется роль воспитателя. В нашей школе роль воспитателя выполняет учитель, работающий в данном классе. Он становится «проводником» по индивидуальным образовательным маршрутам, координатором учебной и общей нагрузки школьника в течение всей рабочей недели.

Кроме того, есть еще целый ряд важных моментов, которые мы должны учитывать при организации работы:

- очень важно бережно относиться к детскому времени, избегая перегрузки обучающихся;

- необходимы специальные управленческие действия по созданию особого уклада жизни в школе и микроклимата в коллективе;

- для осуществления выбора из предложенных школой возможностей нужно учить и детей, и родителей выбору на основе учета ресурсов ребенка, выбор же учит ответственности;

- для полнокровной жизни ребенка в школе полного дня максимально эффективным должен быть не только урок, но и формы организации внеучебной деятельности.

Одна из задач школы полного дня – не надзирать за ребенком, чтобы он не сбежал, а занять его с максимальной пользой для него же самого. Дети не только выполняют домашнее задание, но и занимаются по интересам. В расписании 1,5 часа должно быть отведено на обед и отдых. Возникают и трудности: не все дети охвачены режимом полного дня (никто и не ставит такую задачу), возникает определенное препятствие для детей, посещающих внешкольные учреждения.


Пробыть целый день в здании школы для ребенка психологически очень не просто. Поэтому задача педагогов в этом случае – создать в школе уютную, доброжелательную атмосферу, построить рабочий день так, чтобы ребенок не ждал, когда его куда-то позовут, а сам с радостью шел на занятия, с удовольствием выходил на прогулку. Очень важно, чтобы в школе были созданы специальные условия для активного отдыха детей.

Одним из главных условий повышения эффективности учебного процесса в школе полного дня является устранение непроизводительных затрат времени на уроке, увеличение времени на изучение нового материала, на самостоятельную работу за счет сокращения времени на проверку домашнего задания и на выявление степени самостоятельности при выполнении домашней работы.

Программные уроки и часы на самоподготовку составляют единый процесс обучения. Часы самоподготовки продолжают те уроки, на которых ученики под руководством учителя самостоятельно работают с учебником, дидактическим материалом, вспомогательной литературой, закрепляют и углубляют изученный материал. Самоподготовка – это ежедневное внеурочное занятие, предусматривающее выполнение домашних заданий. При этом в рамках часов, выделяемых на самоподготовку, рекомендуется организовать развивающую и проектную деятельность, индивидуальную и групповую деятельность, объединить учебную и внеучебную деятельность ребенка в условиях учебного сообщества. После самоподготовки дети занимаются в кружках, смотрят телепередачи, кино и мультипликационные фильмы, читают и обсуждают книги.

Важное значение в работе школы полного дня имею консультации. Посещение консультаций не обязательно для всех обучающихся. На консультацию обычно приходят те дети, которым трудно дается усвоение того или иного материала, или те, которым нужно подготовиться к контрольной работе. Консультации проводятся для учащихся, которые проявляют повышенный интерес к тому или иному предмету.

Психолого – педагогическая служба школы занимается вопросами диагностики и коррекции эмоциональной сферы, сферы общения, обучения родителей и педагогов общению с детьми. Ведется работа по изучению и коррекции микроклимата школьных коллективов.


Конечно же проводя экспериментальную работу, мы сталкиваемся с определенными проблемами:


  1. Родители детей иногда неправильно понимают предназначение школы полного дня – пытаются переложить свои функции на педагогов.

  2. Слабая материально-техническая база. Для занятий с детьми в школе полного дня рекомендуется закреплять постоянное помещение, так называемые игровые комнаты или комнаты отдыха. Желательно, чтобы это была специально оборудованная комната. Вместо парт в ней можно поставить столы и стулья, которые используются для различных видов занятий, а также стеллажи, стенные шкафы, где размещаются учебники и тетради, работы ребят, любимые книги, журналы, игры. Дети лучше чувствуют себя, если в комнате много зелени, есть аквариум, телевизор, книжные полки, коврики для игр – все, что приближает обстановку к домашней, делает ее более уютной. Необходимо также иметь шкафы для хранения личных вещей и сменной одежды детей. Следует предусмотреть, чтобы, помимо комнаты отдыха, дети могли пользоваться во неурочное время школьными кабинетами, мастерскими, спортивным залом, библиотекой и другими помещениями.

  3. Отсутствие кадрового обеспечения второй половины дня.

  4. Невысокое качество дополнительных образовательных услуг.

Сегодня российское образование осуществляет постепенный переход к обучению по новым образовательным стандартам. В образовательные стандарты впервые включены регламенты внеурочной деятельности школьников, которая становится обязательным элементом школьного образования. Поэтому в перспективе нам всем придется перейти если не в режим работы школы полного дня, то хотя, бы применяя элементы этого режима. Поэтому нам предстоит:

  • Искать новые формы организации внеурочной деятельности;

  • Работать над изменением структуры урока;

  • Работать над развитием материально-технической базы;
  • Рассмотреть вопрос о введении платных дополнительных образовательных услуг.