zabika.ru 1

Развитие речевого дыхания

Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, для того, чтобы научиться выговаривать многие звуки - «с», «з», «ш», «ж», «р», - ребёнок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Слова же должны произноситься слитно, нельзя делать паузы между звуками, добирая воздух. Короткие фразы также должны произноситься на одном выдохе, с плавным переходом от одного слова к другому. Произнося длинные фразы, необходимо научиться делать осмысленные паузы, во время которых происходит вдох.

Итак, речевое дыхание - это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребёнка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Предлагаем следующие этапы развития речевого дыхания:

- пропевание гласных звуков - «а», «о», «у», «и», «э»;

- длительное произнесение некоторых согласных звуков - «с», «з», «ш», «ж», «ф», «х»;

- произнесение слогов на одном выдохе;

- произнесение слов на одном выдохе;

- произнесение фраз различной длины на одном выдохе;

- чтение стихотворений;

- пение песенок;

- выразительный рассказ, пересказ текстов.

Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Перечисленные ниже игры научат ребёнка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.
Игры для развития речевого дыхания

Пой со мной!

Цель игры.

Развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков «а», «о», «у», «и», «э».


Ход игры.

Сначала педагог предлагает детям вместе с ним спеть «песенки».

-Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-а-а!» Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.

Во время игры педагог следит за чётким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поём звуки «а», «у», постепенно количество «песенок» можно увеличивать.

- Вот вторая песенка: «У-у-у!» Теперь «О-о-о!», «И-и-и!», «Э-э-э!» Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоёт дольше всех на одном выдохе.

- Давайте устроим соревнование: начнём петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.
Звуки вокруг нас

Цель игры.

Развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков «а», «о», «у», «ы».

Ход игры.

Педагог предлагает детям поиграть в такую игру.

- В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-а-а!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-о-о!» Самолёт в небе гудит: «У-у-у!» А пароход на реке гудит: «Ы-ы-ы»! Повторяйте за мной.

Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
Девочки поют

Цель игры.

Развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков «а», «о», «у», «и», а также сочетаний из двух гласных- «ау», «уа», «оу», «ои», «иа» и т.д.

Для игры. Картинки с изображением поющих девочек - чётко прорисована артикуляция при произнесении гласных звуков «а», «о», «у», «и».

Ход игры.

Подготовьте картинки с изображением лиц поющих девочек. Такие картинки легко нарисовать, главное условие - артикуляция должна быть чётко прорисована.

В игре могут участвовать 2-4 ребёнка. Сначала педагог показывает детям картинки с изображением поющих девочек и предлагает угадать, какая девочка какой звук поёт. Затем раздаёт по одной картинке и предлагает спеть такой же звук.


После этого организовывается общая игра: дети выстраиваются в ряд, держа в руках свои картинки, поёт тот, на кого покажет педагог.

- Теперь будем петь общую песенку. Петь будет тот, на кого я покажу палочкой. Старайтесь, чтобы песенки были длинными.

Следующий этап игры - пропевание сочетаний из двух гласных звуков. Педагог предлагает повторить за ним такие песенки:

-Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-а-а-у-у-у!» Наберите побольше воздуха - песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: «У-у-у-а-а-а!»

Постепенно количество и варианты «песенок» можно увеличивать.

Затем эта же игра повторяется с использованием изображений поющих девочек. Педагог ставит рядом две картинки: девочка поёт «и», девочка поёт «а», и предлагает угадать, какую песенку поют девочки -«иа» - и повторить её. Такую игру сначала следует проводить индивидуально. Сочетания пар гласных звуков могут быть самыми разными.
Сдуй шарик

Цель игры.

Развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука «ф».

Ход игры.

Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны - получился шар, затем произносите длительно звук «ф», одновременно сводя руки перед собой - шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи - шарик сдулся.

-Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны - вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-ф-ф! Сдулся шарик!

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук «ф». Добирать воздух нельзя.
Змейка

Цель игры.

Развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука «ш».


Ход игры.

Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.

-Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-ш-ш!»

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука «ш» добирать воздух нельзя.
Насос

Цель игры.

Развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука «с».

Ход игры.

Предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса с помощью насоса.

- Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! «С-с-с», - работают насосы!

Педагог показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук «с». Добирать воздух во время про­изнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребёнок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.
Веселая песенка

Цель игры.

Развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - «ля-ля».

Для игры.

Кукла или матрешка.

Ход игры.

Предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.

- Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поёт песенку: «Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!» Давайте споем вместе с Катей!

Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки - подряд 6-9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.


Весёлое путешествие

Цель игры.

Развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - «би-би», «ту-ту».

Ход игры.

Предложите малышам подвижную игру.

-Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катал­ся на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки - машина едет и сигналит «би-би!» А теперь пре­вратимся в паровозики - «ту-ту!»

Покажите, как едет машинка, - походите по комнате, крутя вообра­жаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях ру­ками в направлении вперёд и назад.

Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: «Би-би-би!» «Ту-ту-ту-ту!» Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.