zabika.ru 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Малышка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников

МАСТЕР - КЛАСС
на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания»

Воспитатель по физкультуре:

Лунгу Нина Алексеевна

МО ЗАТО КОМАРОВСКИЙ

08 апреля 2011 года.
Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания».
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер класса через педагогическое общение с воспитателем по физической культуре.
Задачи:

1. Ознакомление участников мастер – класса с методами и приёмами по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста через занятия по физической культуре в процессе физвоспитания.

2. Демонстрация умения педагога – мастера при проведении сюжетно- физкультурного занятия, отражающего сезонные явления природы.

3. Популяризация инновационных идей, авторских находок оздоровления дошкольников в процессе физического воспитания.
Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и игровых приёмов, предлагаемых педагогом на мастер – классе.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области физического воспитания.

3. Рост мотивации участников мастер – класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, сюжетные занятия, развитие познавательных способностей.
«Удивление – шаг к познанию.

Удивление – волшебная эмоция.

Из неё рождается интерес к окружающему,

желание экспериментировать и узнавать.

Уметь удивлять ребёнка –

одно из важнейших педагогических умений,

показатель педагогического мастерства»

А.И. Фёдоров.
Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей ребенка - двигательных, познавательных, творческих и других, поскольку связан с созреванием необходимых для их развития органических структур и формированием на этой основе нужных функциональных органов. В этом возрастном периоде происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, что создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка общих и специальных способностей.

Важным моментом в развитии у детей способностей выступает их комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга. Одно из необходимых условий комплексного разностороннего развития способностей человека - многоплановость и разнообразие видов деятельности. В то же время некоторые авторы отмечают, что содержание и методика проведения занятий по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях ориентированы преимущественно на формирование у детей двигательных навыков и не учитывают больших возможностей двигательной деятельности в развитии познавательных, творческих, межличностных контактных и других способностей.

В связи с вышеизложенным, выявление форм, средств, методов и организационно-методических условий, способствующих комплексному развитию способностей дошкольников в процессе физического воспитания, представляет определенный интерес.

При разработке содержания и методики занятий по физическому воспитанию, стимулирующих познавательную активность детей, мы руководствовались тем, что уровень познавательной деятельности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у детей интерес. Так как устойчивый интерес побуждает ребенка к активности, к преодолению препятствий, связанных с работой, делает деятельность приятной.

Учитывались также основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности ребенка творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения двигательной деятельности.

И мы считаем, что важную функцию по развитию познавательных способностей выполняют физкультурные занятия в ДОУ:

  • занятия – «уголки»;

  • с одним пособием;

  • интегрированные;

  • по литературным произведениям;

  • сюжетные;

  • музыкально-ритмические;

Это увлекательная и занимательная деятельность, содержащая интересные двигательные задания, игровые образы, сюрпризные моменты. Никакой скуки, никаких монотонных движений.

С учётом этих требований наиболее предпочтительной формой проведения занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста является, но наш взгляд, сюжетно - образная.
^ Сюжетно – физкультурные занятия, связанные с сезонными явлениями в природе, открывают широкие возможности для воспитательной работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность. Постоянный контакт педагога с детьми, непосредственное участие в занятии, проявляемый интерес, помощь, эмоциональный дружеский тон активизирует детей.

Стараемся познавательное развитие осуществлять ненавязчиво, в игре. Так на занятии «Прогулка в осенний лес» дети узнают, что белка делает запасы на зиму (орехи, грибы), что у неё не одна кладовая, а несколько. На занятиях «Мишке холодно в лесу, стужа, детки на носу», «Пришла весна, разбудим мишку ото сна» дети узнают, что медведь – лесной зверь. Он осенью ложится спать в берлогу до весны. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии подчинены определённому сюжету и имеют образные названия (например, в комплексе сюжетных занятий «Морское царство», «Подводный мир аквариума», применяются упражнения «Кораблик», «Дельфин», «Кит», и др., подвижные игры. «Рыбки и акула», «Спрыгни в воду», «Рыбки» и др.).

А на таком занятии, как «В поле мы пойдём, зернышек найдём», наши дошкольники узнают, что осенью зерно убирают и хранят в специальных хранилищах, амбарах, что мышка очень любит зерно, но боится кошку.

Разнообразие на занятии стандартного и нестандартного оборудования, шапочки, наличие и использование природного материала способствует развитию познавательных способностей.

Немаловажную роль, по нашему мнению, играет музыка. Так, в младшей группе во время игры «Солнышко и дождик» дети убегают, услышав шум дождя (грамзапись), и выходят погулять, когда поют птички.

В старшем дошкольном возрасте мы часто используем музыку на протяжении всего занятия. Музыка дисциплинирует детей, развивает чувство ритма. Музыка спокойного характера способствует восстановлению дыхания, расслаблению мышц.

Очень интересно прошли сюжетные занятия «Покормим птиц зимой», «В гости снежный колобок пришёл», «Поможем коту Леопольду». Посильная физическая нагрузка укрепляет здоровье детей, повышает работоспособность, способствует развитию знаний о природе.
^ Игровые физкультурные занятия с элементами спорта, которые мы тоже используем в своей работе, являются одной и наиболее сложных форм организации физического воспитания. Как показал наш опыт и многолетняя экспериментальная работа, старшие дошкольники нашего ДОУ умеют играть по упрощенным правилам в футбол, хоккей. Использование игр с элементами спорта обогащает познавательные способности детей, опирается на индивидуальный опыт, интересы детей, (конспекты занятий Футбол – это здорово«, «Любим мы играть в футбол»….. разработаны для мальчиков 6-7 лет), а также гимнастика (по программе «Старт»). Одной из нетрадиционных форм организации физического воспитания, рекомендуемых программой «Радуга», являются занятия «Уголки».

Нами неоднократно уже отмечалось, что непременное условие здоровья — это движение. Оно должно сопутствовать ребенку постоянно. Задача педагога — не только побуждать малыша двигаться, но чтобы и движение доставляло малышам радость.

Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Это является одной из причин широкого распространения в практике нашего ДОУ сюжетных физкультурных занятий по литературным произведениям. Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат малышей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, что на них дети раскрываются с неожиданной стороны, например: проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность или, наоборот, беспомощность, скованность. Частая смена двигательной деятельности с разной физической нагрузкой дисциплинирует детей, снимает напряжение. Занятие проходит увлекательно, и время пролетает незаметно.

Можно выделить три типа сюжетных физкультурных занятий по литературным произведениям:

1 тип: одно занятие по нескольким литературным произведениям, из которых отбирается материал по определенному критерию. Например: «В гостях у Настасьи Петровны» (все песни, игры, стихотворения о медведях); «Там на неведомых дорожках» (герои из произведений А.С. Пушкина).

2 тип: занятия, на которые приходит один или несколько литературных героев. Например: «Мишка Топтыжка» (на занятие приходит медвежонок); «Приключения Балды» (на занятии присутствуют Черт и Балда).

3 тип: занятие строится ho сюжету литературного произведения. Например: «Колобок», «Федорино горе», «Путешествие в Изумрудный город». Лучше всего этот тип занятий использовать для закрепления основных видов движения. В этом случае меньше времени уходит на показ и объяснения, за счет чего и повышается моторная плотность занятий.

Успешное решение поставленных задач во многом зависит от выбора рационального способа организации детей на занятиях. На сюжетных занятиях по литературным произведениям используются различные способы организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный, наиболее часто — поточный.

При фронтальной организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение, что повышает физическую нагрузку, способствует закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств. Фронтальный способ организации детей используется, например, на занятии «Федорино горе». Мы видим, что занятие имеет тренирующий эффект.

При групповом способе детей делят на несколько групп, каждая из которых получает индивидуальное задание. После выполнения упражнений группы меняются заданиями. Физическая нагрузка при этом способе организации детей зависит от того, как выполняются движения в каждой группе (по одному ребенку или все вместе). Групповой способ целесообразнее всего использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, когда повторяются уже разученные упражнения. Если же ставится задача развивать у детей умение заниматься самостоятельно, то этот способ используется, например, на занятии «Мишка Топтыжка».

При поточном способе дети двигаются друг за другом. Поточный способ используется при закреплении двигательных навыков, развитии физических качеств. Примером организации поточного способа может служить занятие «Колобок».

При индивидуальном способе дети делают упражнение по очереди. Этот способ применяется главным образом тогда, когда необходима страховка для выполнения упражнения. Примером может служить занятие «Путешествие в Изумрудный город».

Выбор способа организации детей зависит от сложности упражнений, используемых на занятии от места проведения занятия, от величины площадки или зала, от материальной оснащенности, а также определяется возрастом детей и их подготовленностью. Важно рационально сочетать разные способы, чтобы, повышая физическую нагрузку, добиваться улучшения качества выполнения упражнений, развивать у детей физические способности, а также умение оценивать свои действия и действия товарищей.

Для успешного решения задач физического воспитания необходимо разнообразное физическое оборудование. Оно расширяет возможности использования упражнений. Предметы позволяют конкретизировать задание, поставить его четко и наглядно. У ребенка появляется возможность контролировать свои движения, замечать ошибки и сознательно исправлять их. Использование различных, но однотипных пособий позволяет варьировать задания и создавать условия, усложняющие их. Благодаря наличию на занятиях нестандартного оборудования, у детей развивается воображение, появляется психологический настрой, активизируются мыслительные процессы. Немного фантазии — и спортивный зал превращается в дремучий лес (занятие «Как найти дорожку...»). Для этого используются контуры деревьев, маски и домики животных. Обычная гимнастическая стенка может стать замком Людоеда (занятие «Путешествие в Изумрудный город»).

Один и тот же предмет может использоваться в различных ситуациях по-разному. Так, например, на занятии «Путешествие в Изумрудный город» дорожки применяются для упражнения в равновесии (ходьба по ним). А в следующей части занятия две дорожки, лежащие на некотором расстоянии, изображают овраг, через который дети вместе со сказочными героями должны перепрыгнуть. На занятии «Краденое солнце» плоскостные круги используются для прыжков «с кочки на кочку» для того, чтоб не провалиться в болото.

А на занятии «Федорино горе» эти же круги изображают тарелки, и детям нужно пронести их на голове так, чтобы они не разбились.

На каждом сюжетном занятии по литературным произведениям звучит музыка, которая не только помогает детям настроиться на определенный лад, но и выразить свои чувства, эмоции через движения. Отметим, что именно на таких занятиях детям предоставляется максимальная свобода в выборе движений. Дошкольникам очень нравятся задания по карточкам, схемам или задание на использование предметов, когда они должны придумать игру или движение, соответствующее этому предмету или изображению на карточке.

Проведение опроса показало, что дети любят физкультурные занятия такого типа. Они обеспечивают условия для реализации творческих способностей ребенка, его самовыражения.
^ Используем несколько вариантов занятий «Уголки»:

  • по желанию: ребенок выполняет те движения, которые хочет, с учетом своего двигательного запаса;

  • с чередующимися снарядами для развития мышечной выносливости с использованием карточек.

Эти занятия с использованием карточек были апробированы нами в подготовительных группах, в средних и старших группах нашего ДОУ.

Такие занятия, мы считаем, повышают интерес желание узнать что – то новое и с удовольствием выполнять.

Особое место по развитию познавательных способностей мы отводим интегрированным и комплексным занятиям.

Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Мы планируем и проводим на основе межпредметных связей. Межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе. При этом повышается эффективность занятий, их воспитательная значимость: умения, сформированные на таких занятиях, становятся обобщенным, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов детей. Такие занятия мы проводим редко (они требуют существенной подготовки и педагога и детей), иначе они теряют новизну и интерес.

В настоящее время наблюдается интеллектуализация дошкольного образования. В современных программах увеличивается объем информации, расширяются её границы, появляются новые виды занятий, новые формы работы, это приводит к тому, что ребенок меньше играет и гуляет. Для ребенка – дошкольника потеря в движении – потеря здоровья. Чтобы решить эту проблему мы предлагаем интегрированные занятия как «Физкультура - математика», «Физкультура – познавательное развитие», «Физкультура - конструирование».

^ Вот тематика некоторых занятий:

  • Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «В стране Математике».

  • Для детей среднего дошкольного возраста «Физкультура - конструирование».

  • «Кругосветное путешествие» для детей дошкольного возраста.

В основном это занятия на закрепление уже полученных знаний, на совершенствование умений.

Активизировать познавательную деятельность помогали специальные организационно – методические приемы:

1. Упражнения дыхательной гимнастики по методике (Л. Яковлевой Р. Юдиной), особенность которых состоит в создании сопротивления выдыхаемому воздуху со стороны артикуляционных (речевых) органов за счет произнесения на выдохе различных звуков и звукосочетаний (выполняются в покое и в сочетании с движениями).

2. Произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе во время выполнения упражнений статического характера.

Использование адекватных возможностям детей статических упражнений на фоне развития общей выносливости может служить важным фактором ликвидации и профилактики у них различных дефектов осанки при условии правильного рационального дыхания во время выполнения упражнений (нельзя задерживать дыхание). Без соблюдения этого правила воздействие статических и силовых нагрузок на организм детей может привести к неблагоприятным сдвигам со стороны кардиореспираторной системы. Применение такого методического приема, как произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе во время выполнения упражнений статического характера, позволяет избежать задержки дыхания и в то же время способствует развитию органов артикуляции.

3. Упражнения, направленные на развитие двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук. Их применение обосновано тем, что, как показано в исследованиях М.М.Кольцовой (1978), формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

4. Народные подвижные игры, созданные на основе художественного поэтического текста (фольклора).

По мнению М. П. Асташиной (1993), в играх дети легко улавливают музыкальность, напевность и ритмичность родной речи, познают меткость и лаконичность родного слова; считалки, зачины, потешки придают народным играм своеобразный колорит.

^ 5. Произнесение речитативов во время выполнения несложных по структуре упражнений невысокой интенсивности.

6. Использование в процессе сюжетных занятий загадок и песен соответствующего содержания.

По мнению М. П. Асташиной (1993), в загадках простыми словами достигается зримость и осязательность образов, которые можно отобразить в движении.

7. Использование словесных методов.

Созданию предварительных представлений об изучаемом движении служит название упражнения, которое должно быть образным. Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создать правильное зрительное представление о нем, а возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей многократно повторять одно и то же упражнение, что способствует закреплению двигательного навыка и повышению его качества (Кенеман А.В., Хухлаева Д. В.).

По ходу выполнения упражнений даются дополнительные яркие, образные указания, помогающие детям быстрее осваивать движения. Например, при выполнении упражнения "Чайки летят" дается указание "руки - как крылья".

При разучивании упражнений можно также использовать объяснения, которые должны быть точными, понятными, краткими, эмоциональными. При объяснениях выделяется тот элемент техники, на который необходимо обратить внимание. Например, при разучивании упражнения "Лодочка" дается следующее указание: "Пятки вместе, если вы их разъедините, то в лодочке образуется течь и она утонет".

Некоторые авторы (Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипранова М.) рекомендуют время от времени предварять показ словесным описанием движений с целью активизации умственной деятельности детей.

8. Применение заданий, в которых необходимо сочетать различные виды деятельности (например, детям предлагалось выполнить дома или в группе рисунки, тематически связанные с сюжетом занятия, прочитать рассказы, сказки соответствующего содержания и выполнить те или иные упражнения комплекса).

^ 9. Использование элементов психофизического тренинга (например, в сюжетных занятиях "Морское царств "применяются упражнения и этюды психогимнастики, разработанные М.И.Чистяковой (1990) и основанные на обучении элементам техники выразительных движений, использовании выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, формировании навыков в саморасслаблении).

^ 10. Применение музыкального сопровождения с целью развития у детей чувства ритма и музыкального слуха, а также творческих способностей.

11. Дополнение занятий по физической культуре тематическими познавательными играми-занятиями.

Исходя из своего опыта работы я сделала вывод, что применение в процессе физического воспитания вышеперечисленных средств, методов и методических приемов, направленных на активизацию познавательной и речевой деятельности, не снижает тренирующего эффекта занятий и способствует повышению уровня физической подготовленности детей.

Разработанная методика проведения занятий по физической культуре, предполагающая использование специальных средств, методов и организационно-методических приемов, способствует развитию познавательных способностей дошкольников в процессе физического воспитания и формированию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

Литература:
1. Асташина М.П. Использование фольклора в работе с детьми по физическому воспитанию // Дети и – здоровье: Сб. матер, науч.-практ. конф. по проблемам дошкольного физического воспитания (23-25 ноября 1992 г., г. Иркутск) У Под общ. ред. А.И.Кравчука и Ю.П.Симакова. - Омск: ОГИФК, 1993, с. 96-98.

2. Каданцева Г.А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей шести лет // Теория и практика физической культуры. 1993. № 11-12, с. 40-41.

  1. Каданцева Г.А. Методика активизации познавательной деятельности дошкольников средствами физического воспитания: Автореф. канд. дис. - М.: ВНИИФК, 1994. - 27 с.

  2. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебн. пос. для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1978. - 272 с.

  3. Кечеджиева JI.. Ванкова М. Чипранова М. Обучение детей художественной гимнастике. -М.: ФиС, 1985. -93с.

  4. Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, №2, с. 11-12.

  5. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 1973.

  6. Немое Р. С. Психология. Учебн. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений. В 3 кн. - Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995, с. 328-330.

  7. Соболева Н.Ю. Использование средств художественной гимнастики в системе физических упражнений с целью подготовки детей к обучению в школе: Автореф. канд. дис. - С.-Пб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1995. - 17 с.

  8. Чистякова М.И. Психогимнастика/Под ред. М.И.Буянова. - М.: Просвещение, 1990. -128 с.

  9. Шарманова С.Б. "Морское царство". Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Учебн. НОС. / Под ред. А.И.Федорова. -Челябинск: УралГАФК, 1996. - 89 с.

  10. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании дошкольников //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997, № 3, с. 18-22.

  11. Шлык Н.И., Загуменова М.В., Выдрич З.В. Влияние различных двигательных режимов на уровень физической работоспособности и соматовегетативных сдвигов у дошкольников с дефектами осанки //Теория и практика физической культуры. 1984, №11, с. 34-36.