zabika.ru 1 2 ... 6 7


СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ

-- A --

АБСТРАГИРОВАНИЕ

Мысленное выделение некоторых признаков предмета или явления и отвлечение их от других.
АВМ - см. Аналоговая ЭВМ.
АРМ - см. Автоматизированное Рабочее Место
АВТОКОД:

Машинно-ориентированный язык (низкого уровня). Осуществляет пол -ное и прямое соответствие между машинными командами(в двоичном коде) и их мнемоническим обозначением.
АВТОМАТ: (греч. auto -сам, automatos - самодействующий)

1) устройство выполняющее без участия человека по заданной програм-ме все операции в процессах сбора, передачи, храненияи обработки Инфор -мации, Энергии и Материи. Программа задается:

а) конструкцией автомата или

б) извне носителем И.

2) Автомат в Кибернетике - Математическая Модель реальныхили возмож -ных систем для обработки дискретной Информации.
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО

Рабочее место, оснащенное комплесом автоматических устройств,позво -ляющих частично исключить ручной труд и автоматизировать процесс обра- ботки Информации.Термин появился в 80-х гг.Основой АРМ является Персо- нальная ЭВМ.
АВТОМАТИКА: (учение об автоматах)

1) Наука изучающая процессы функционирования автоматов.

2) Совокупность работающих автоматов.
АДА:

Язык программирования, реального времени, высокого уровня.Создан для использования во встроенных системах управленияс управляющей ЭВМ.

Разработан по инициативе и проектным требованиям министерства оборо- ны США. Конкурс выиграл язык, созданныйфирмами СII, Honeywell и Bull, кодовое название Green.Окончательное имя получил в честь Ады Лав- лейс(ассистентЧ.Бэббиджа - первый в мире программист).

Содержит средства:

- параллельного программирования

- структурно-модульного программирования

- раздельной компиляции

- создания поддерживающей программированой среды.

Окончательная версия появилась в 1980г, доработан к ANSIcтандарту в1983г. Обязателен в военных применениях.
АДАПТАЦИЯ: (лат. adaptatio - приспособление)

1) В технике. Способность технических устройстыво приспосабливаться к изменениям в окружающей среде или к изменениям внутри собственной струк туры.

2) В вычислительной технике.Процесс сопряжения двух устройств, программ,

моделей и пр. имеющих различный интерфейс.
АДАПТЕР: (англ. adapter, от лат. adapto - приспособляю)

Устройство сопряжения двух других устройств, имеющих различный интерфейс.
АДМИНИСТРАТОР ДАННЫХ

Лицо или группа лиц, ответственные за функционирование базы данных и ее развитие.
АДРЕС:

1) Указатель, ссылка (имя,код - цифровой или буквенный)на обьект или место где хранится информация.

2) Синоним ячейки памяти ЭВМ.
АДРЕСАЦИЯ:

1) Обращение к обьекту.

2) Метод идентификации реального обьекта или ячейки памяти по его адре- су. В команде ЭВМ может быть 0, 1, 2, 3, 4 и более адресов
АЛГОЛ (Algol):

1) Название семейства языков высокого уровня.

2) Язык программирования, алгоритмический, высокого уровня. Создан совместно Американской ассоциацией по ВТ и Западно-Европейским общест вом по математике и механике в1958. Первоначально назывался международ ный алгоритмическийязык (IAL). Практически реализован в 1960 г. - Алгол - 60.Получил распространение в Западной Европе.

Содержит средства:

- структурно-модульного программирования

- вложенные области

- передачи параметров в процедуры.

В 1968г. была предложена теоретическая версия Алгол -68, не получившая практической реализации. Послужил толчком к созданию языка Паскаль.
АЛГОРИТМ: - (От имени Аль Хорезми - математика из Хорезма)

1) Формализованная последовательность действий приводящая к реше- нию задачи за конечное число шагов.

2) Последовательность команд управления обьектом.

АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

см. Языки алгоритмического программирования.
АЛУ: см. Устройство Арифметическо-логическое
АЛФАВИТ:

Конечное множество символов (знаков, букв, цифр).
АНАЛИЗ (греч. analysis - разложение)

1) Мысленное разделение обьекта, явления на составныечасти, признаки.

2) Синоним научного исследования.
АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Совокупность всех технических средств (вычислительная техника,оргтех- ника, измерительная техника и пр.) входящих в техническуюсистему предназ- наченную для решения задач в какой-либо области деятельности. Совокуп -ность Аппаратных и Програмных средств образуют вычислительную систе- му.
АРИФМОМЕТР:

Настольная Механическая или Электро - Механическая счетная маши-на. 1878 г.В 1641-42гг. Паскаль создал первую суммирующую машину. В пос- ледствии они усложнились и выполняли 4 арифметических действия, ис -пользуя ступенчатый валик Лейбница и подвижную каретку. Арифмометр снабжен механизмом для установки и переносачисел в счетчик, счетчиком оборотов, результатов.Отличаются от машины Паскаля наличием зубчаток с переменным числом зубьев. По легенде в 1709 венецианец Полени создал первую такую машину, но сломал ее, узнав о работе Паскаля. Швед Виль -гольд Однер, живший в России, начал работу над арифмометром в 1874г. В 1878 получил первую привилегию на изобретение. Зубчатое колесо с перемен- ным числом зубцов носит егоимя - колесо Однера. Вычисления осуществля-ются вращением зубчатого колеса.При умножении и сложении на арифмомет-

ре, ручку следует вращать на себя, а при делении и вычитании от себя. В 1914 г. в России насчитывалось 22 тысячи арифмометров.
АРХИТЕКТУРА ЭВМ:

Совокупность обьектов, входящих в ЭВМ, их взаимодействие и функции. Описание архитектуры это пользовательский взгляд на устройство и функцио нирование ЭВМ.Открытая архитектура - Позволяет пользователю изменять архитектуру своего компьютера.Закрытая архитектура - Не позволяет пользо вателю изменять архитектуру своего компьютера.


КЭШ О П слот батар


Ц П К Дешифр. Адр. Тайм. Т Г Б П


Системная шина

Контр Контр Слот Слот Слот

В У В У

ЦП - Центральный процессор

Кэш - Кэш память

ОП - Оперативная память

Дешиф - Дешифратор адреса

БП - Блок питания

ТГ - Тактовый генератор

Контр - Контроллер

ВУ - Внешнее устройство

Батар - Батарейка

Тайм. - Таймер

Слот - Разьем расширения системной шины,позволяет подключать новые ВУ.
АССЕМБЛЕР (Assembler):

1. Транслятор с Ассемблера.

2. Язык АССЕМБЛЕР

Система алфавитных мнемонических обозначений для представления в

более удобочитаемой форме для человекапрограмм, записанных в машин- ном коде. Язык низкого уровня.

Содержит средства:

- мнемонического кодирования машинных операций

- присваивания имен регистрам процессора и памяти ЭВМ.

- создания собственных схем адрессации

- использования различных систем счисления и меток

- использования меток
АСУ: - Автоматизированная Система Управления.см. система автоматизиро -ванного управления.
АСУП: - Автоматизированная Система Управления Производством.См систе- ма автоматизированного управления.
АЦП: - см. Преобразователь аналого-цифровой.
АЦПУ: - см. Принтер.
ANSI - Аmerican National Standards Institute.

Aмериканский национальный институт стандартов. Создан в 1918 г с целью выработки национальных промышленных стандартов и согласования их с международной организацией по стандартизации. Стандарты имеют ре -комендательный характер. Не-государственная организация, финансируется промышленниками.
ASCII - American Standart Code for Information Interchange.

Американский стандартный код для обмена информацией.Американский стандарт кодовой знаковой таблицы. Принят в

1963г. Изначально содержал 7 бит = 128 знаков(основная таблица) без про -верки на четность. В последнее время имеет 8 бит = 256 знаков (2 таблицы: основная и альтернативная).

-- Б --
БАЗА ДАННЫХ (БД)

1) В строгом смысле слова - файл данных, для создания и обращения к

которому используются средства СУБД - Системы Управления Базой Данных.

2) В нестрогом смысле слова - несколько файлов с произвольным определением,

доступом и организацией, которые служат для хранения изменяющейся информации

в ЭВМ и допускают совместную обработку разными прикладными программами.

3) Синоним - см. Системы Управления Базой Данных. (СУБД)
БАЗА ДАННЫХ РЕЛЯЦИОННАЯ

1) Нестрого, БД в виде таблицы.

2) Строго. БД удовлетворяющая следующим требованиям (реализующая

реляционную модель данных):

- Каждый элемент БД (таблицы) уникален;

- Все признаки БД (столбцы) однородны и имеют имя;

- Записи БД (строки) уникальны (не повторяются)

- При операциях над содержимым БД, порядок записей и признаков,

а также их содержание не имеет значения.

- БД реализующая реляционную алгебру :

(селекция, проекция, соединение, ) кроме стандартных операций

над множествами:

(обьединение, пересечение, разность, произведение, деление)
БАЗА ЗНАНИЙ

Совокупность человеческих знаний в определенной предметной области

деятельности, реализованых в виде формальной системы, позволяющей

осуществлять логические рассуждения на основе правил. Правила

(нормы,критерии), обычно представляются экспертами, занятыми в данной

деятельности практически.
БАНК ДАННЫХ

Программно-аппаратная Система, позволяющая сохранять, находить и

использовать данные, собранные по определенной тематике или виду

человеческой деятельности, группе пользователей.

Как правило система открытая, общего

пользования, имеющая доступ по всей стране. Доступ к банку данных

осуществляется через службы сетевой поддержки.

БАЙТ (byte)

Единица измерения размера двоичного кода и количества информации.

Слово из 8 бит.

10

Килобайт = 2 bit = 1024 bit

20

Мегабайт = 2 bit = 1024 Kbit = 1 048 576 bit

30

Гигабайт = 2 bit = 1024 Mbit = 1 048 576 Kbit = 1 073 741 824 bit
БЕЙСИК (BASIC) - Beginner's all-purpose symbolic instruction code

"Универсальная система кодирования для начинающих".

1) Название семейства языков программирования высокого уровня.

2) Простой Язык программирования, алгоритмический, высокого уровня,

интерактивный, интерпретатор.

Создан для обучения программированию в 1960 гг.

Содержал средства:

- редактирования;

- обработки чисел;

- работы с операционной системой.

К сожалению в настоящий момент времени стандарт на язык

Бейсик отсутствует. Большое количество фирм выпускает свои версии

языка, не совместимые между собой.

Расширен средствами:

- обработки строк;

- компиляции;

- визуального программирования и др.
БИБЛИОТЕКА ПРОГРАММ

Совокупность программ или пакетов программ, предназначеных для

общего пользования в определенной среде программирования. Обычно,

обращение к библиотеке - это подключение ее к программе пользователя.
БИС - см. Схема интегральная большая.
БИТ (от англ. bit: bindry digit - двоичная единица)

1) Двоичная единица, одно знакоместо в двоичной системе счисления.

Еденица измерения размера двоичного текста.

2) Еденица измерения количества информации - информация необходимая

для различения двух равновероятностных событий.
БЛОК(нем. block)

1) Часть целого, ответственное за выполнение какой-либо функции(действия)

в рамках целого. С точки зрения целого внутреннее устройство

Блока не существенно, важным являются его внешние (выходные и входные)


характеристики, интерфейс (напр.,блок питания). (См. Черный ящик)

2) Набор элементов с однотипной функцией (блок цилиндров).

3) Часть Программы. Память для блока и для данных, в него входящих,

выделяется только на время работы блока.

4) Специальные графические символы для отображения основных типов

Алгоритмов.

5) В Теории Кодирования упорядоченный набор символов, с фиксированной

длинной. Слово.
БЛОК-СХЕМА

1) В широком смысле:

Графическое изображение Алгоритма, Процесса, Машины или Устройства

в виде схемы, описывающей процесс работы.

2) В узком смысле: Графическое изображение Алгоритма.

Блок - схема имеет специальные графические символы (блоки)

для отображения основных типов алгоритмов.
БОД

Единица измерения скорости передачи дискретного сигнала.

Бит в секунду (бод).
БУФЕР (англ. buffer, от buff - смягчать толчки)

1) Устройство сглаживающее различия в скорости при сов-

местной работе двух устройств, механизмов.

2) Схемы оперативной памяти используемые для временно-

го хранения информации. Используется для компенсации раз-

ности в скорости обработки информации двух сопряженных уст-

ройств, при передаче между ними информации. Обычно применя-

ются в контроллерах для разгрузки процессов передачи по

системной шине и ускорения работы всего компьютера.
БЫСТРОДЕЙСТВИЕ

1) В широком смысле, скорость работы (выполнение основной

функции во времени) Алгоритма, Программы, Машины,

Устройства и др. В основном применяется для дискретных устройств.

2) В узком смысле Быстродействие - основная характеристика ЭВМ,

Центрального Процессора и других устройств, в нее входящих.

Колличество простых операций (сложение, вычитание и пр.) в

единицу времени (оп/сек) или;


MOPS - млн. оп/сек.

MIPS - млн. инструкций/сек (команд процессора)

MFLOPS - млн. оп. с плавающей точкой /сек

-- В --
ВВОД

Процесс ввода данных в какое-либо устройство, систе-

му, программу.
ВЕКТОР (лат. vector - несущий)

1) В широком смысле, обьект полностью характеризующися

заданием одного числа и направления. см. Скаляр, Тензор.

2) В узком смысле, отрезок определенной длинны и направления.
ВЕЛИЧИНА (матем.)

1) В широком смысле, обьект полностью характеризующися

заданием одного числа - скаляр. См. Вектор, Тензор.

2) В узком смысле, обобщение конкретных понятий: длины, массы и т.п.

позволяющее выразить числом отношение любой другой В. того же рода

к данной В. - еденице измерения.
ВЕТВЛЕНИЕ

Операция (оператор) передачи управления по условию в алгоритмах и языках

алгоритмического программирования.

В простейшем случае выбор осуществляется между двумя возможными

продолжениями алгоритма.
ВЕРОЯТНОСТЬ (матем.)

Числовая характеристика возможности появления случайного события

при тех или иных определенных условиях. Изменяется от 0 до 1 или

от 0 % до 100 %
ВИДЕОТЕРМИНАЛ - см. Терминал, Видеомонитор.
ВИДЕОМОНИТОР.

(Видеотерминал, дисплей, видеографическая система)

Устройство для вывода видео информации на экран в ре-

альном режиме времени (динамическое устройство).

Способ формирования изображения:

- Электронно лучевая трубка.

Электронная вакуумная лампа(кинескоп), где катод(электрон-

но-лучевая пушка) излучает поток электронов попадающих на

анод(экран). Экран покрыт люминофором, составом излучающим

свет, при попадании на него электронов. При монохромном(чер-

но-белом) изображении: Черный - это цвет фона, Белый и града-


ции серого - это различная яркость зерен люминофора. При цвет-

ном изображении экран разбит на ячейки содержащие 3 зерна лю-

минофоров (Red Green Blue). Три пушки излучают поток электро-

нов каждая на свой люминофор, через маску. Цвет формируется

как смешение точек трех цветов, а изображение формируется как

графическая совокупность цветных точек.

- Жидкокристаллический экран. Изменение оптической поляризации

жидкого кристала, под воздействием электрического сигнала.

- Газоплазменный дисплей(лазер).

Характеристики мониторов и адаптеров:

- Режим:

-текстовый режим - монитор выводит только символы латинский,

русский или др. алфавит, спецсимволы и псевдографику.

Символ формируется на экране знакогенератором по получен-

ному коду. (1-й байт - 256знаков, 2-й байт - цвет знака, фо-

на и мерцание) как набор точек имеющих на экране вид знака,

символа. Двоичный код и символ изображаемый знакогенератором

образуют кодовую таблицу (ASCII, КОИ). Кодовую таблицу можно

изменять, в СССР наиболее употребима альтернативная русская

ASCII. Некоторые дисплеи позволяют программировать знакоге-

нератор.

-графический режим - выводит на экран точку (pixel). из кото-

рых програмистом формируется изображение.

При цветном изображении цветной pixel формируется min из

трех зерен люминофора (Red Green Blue) - физический pixel.

Програмный pixel <= физического pixel. VGA 1 байт формирует

256 цветов, но для качественного, реального фотоизображения

требуется 24 бит - 16.7 млн. цветов.

Преемущества: вывод графических изображений

- Разрешающая способность:

- Колличество ячеек формирующих изображение:

-текстовый режим - знаков Х строк

-графический режим - точек по горизонтали Х вертикали


- Размер зерна люминофора 0.28

- Режим полного соответствия: WYSIWYG - цветовая и графическое

изображение на принтере точно соответствует изображению на

экране.

- Размер экрана по диагонали

12''- 31см, 14''- 36см, 17''- 44см, 19''- 49см, 21''- 54см

- Рабочие частоты:

Вертикальная развертка (частота кадров)

Горизонтальная развертка (частота строк)

- Цветовой код
- Тип видеоадептера (стандарты):

Интерфейс низкого уровня (устройство)

MDA - Monochrome Display Adapter

монохромный дисплейный адаптер. Улучшен в 1981г.

Формирует цифровой сигнал.

MGA - Monochrome Graphics Adapter (Hercules Graphics Сard)

Монохромный графический адаптер

CGA - Color Graphics Adapter

цветной графический адаптер. Введен IBM в 1982г.

EGA - Enhanced Graphics Adapter

расширенный графический адаптер. Введен IBM в 1984г.

VGA - Video Graphics Array, RGB - выход.

видеографическая матрица. Введен 1987г.

Первоначально очень дорогой, был упрощен до нескольких

микросхем и теперь располагается на материнской плате.
Большинство производителей прикладного программного обеспечения

поддерживают только стандарт VGA и выше. Платы VGA формируют

на выходе видео(аналоговый) сигнал - RGB (Red Green Blue) c

помощью цифроаналоговых преобразователей (ЦАП) - DAC или

RAMDAC.

SVGA - Super Video Graphics Array, RGB - выход. Далее исполь-

зовать интерфейс низкого уровня не имеет смысла из-за

малого быстродействия.

VESA - Video Electronics Standarts Association.

Имеет два производственных принципа и один стандарт.

Малоиспользуемые стандарты:

1024 х 768

8514/A - , 1987

XGA - Extended Graphics Array, 1990. Специально создан под ра-


боту с Windous.

1280 х 960

1280 х 1024
Интерфейс высокого уровня

Сoprocessed Graphics Adapter - имеют встроенные графические

сопроцессоры. В меньшей степени зависят от работы ЦП и быстро-

дествия системной шины. Интерфейс высокого уровня (система).

Выходные частоты сканирования CG должны совпадать с диапазоном

частот монитора.

Сoprocessor Graphics - графические сопроцессоры.

Наиболее популярные СG выпускает

Тexas Instruments - TMS 34010, 20, а также

i860, i960

Hitachi, Motorolla
Режим загрузка нового верт гориз

гориз/верт цвет палитра знакогенератора f Hc f kHc

MDA текст 80 х 25 - + 50 18.3
MGA текст 80 х 25 -

графика 720 х 348 -
CGA текст 80 х 25 16 - 60 15.7

графика 320 х 200 4 16

640 х 200 - +
EGA текст 80 х 25 16 60 21.5

80 х 43 16

графика 640 х 350 16 64 +
VGA текст 80 х 25 16 60 & 31.5

80 х 43 16 70

графика 640 х 480 16 4096-262тыс

640 х 200 256

SVGA текст 80 х 25 16 60 &

80 х 43 16 70

графика 800 х 600 256 4096

1024 х 768 256
МСGA текст 80 х 25 60 & 31.5

графика 320 х 200 70

640х 200 256
VESAstd 56 35.5

VESAdir 60 37.8

VESAdir 72 48
8514/A - 87 35.5

XGA - 87 35.5
Стандарт: 1024 х 768 становится основным на ПК

- Разрядность адаптера

8 битовые

16 битовые

32 битовые
Примечания:

- Некоторые адептеры формируют черезстрочное изображение,

что приводит к ухудшению качества картинки и ее мерцанию.

- На быстродействие видеографической системы влияет размер

буфера памяти видеоадаптера
ВИНЧЕСТЕР (Winchester)

Внешнее устройство памяти.

Устройство для долговременного хранения больших обьемов информа-


ции. Энергонезависимая память на жестком магнитном диске.

В герметичном корпусе заполненном инертным газом не сменяемый

пакет дисков и головки чтения/записи. Диски из Al или стеклопластика,

скорость вращения 3600 об/мин, емкость до 1 ГБ, Время доступа 60-16 мс.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (мнимая, не существующая реальность)

1) Совокупность компьютерных средств, создающих у чело-

века иллюзию, что он находится в искусственно созданном

(реальном) мире, путем подмены обычного (сенсорного -

чувственного) восприятия окружающей действительности инфор-

мацией, генерируемой Компьютером. "близкодействие"

2) Интерактивный Динамический обьект, имитационная среда

реализованная в виде компьютерной сети. (сеть InterNet)

3) Исскуственная среда обитания с произвольными, изменя-

емыми законами: погружение в среду. (Книги, театр, кино,

игры и пр.)
ВИРТУАЛЬНОЕ ТЕЛО (марионетка)

Обьект в ВР, действиями которого управляет на расстоянии

интелект естественный или искусственный. Более строго - лю-

бой обьект в ВР, т.к. невозможно отличить управляем он или

нет.
ВИРУС

Программа использующая ресурсы вычислительной системы не в интересах

пользователя, владельца.
ВНЕШНЯЯ ПАМЯТЬ (накопитель) см. Память, Память Внешняя.
ВОЗВРАТ

1) Операция (оператор) передачи управления в начало алгоритма, блока,

программы

2) Операция (оператор) передачи управления в основной алгоритм,

программу.
ВРЕМЯ ОЖИДАНИЯ

Время от момента возникновения требования, запроса, прерывания до

начала его обслуживания. (см. Теория Массового обслуживания.)
ВЫВОД

Процесс вывода данных из какого-либо устройства,

системы.
ВЫЗОВ

Операция (оператор) передачи управления во вспомогательный алгоритм,


подрограмму.
ВЫРАЖЕНИЕ

Компонент языка программирования, определяющий порядок и

способ вычисления некоторого значения.
ВЫХОД

Устройство, сигнал, программа передающие информацию из

системы во внешнюю среду.
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА - см. Техника Вычислительная
ВХОД

Устройство, сигнал, программа передающие информацию из

внешней среды в систему.

-- Г --
ГЕНЕРАТОР ТАКТОВЫЙ

Электронное устройство (блок ЭВМ), генерирующее импульсы

с высокой стабильностью частоты. Они используются для

синхронизации и запуска работы элементов дискретных ЭВМ.
ГРАФ

Геометрическая Модель (как правило графическая) системы

связей (линий) между

обьектами (точками) разной природы. Пример графа - метро.

Изучается в теории графов.
ГРАФОПОСТРОИТЕЛЬ

Устройство для вывода информации из ЭВМ на бумагу (или

другой носитель) в виде рисунка, чертежа, графика, как со-

вокупности линий. Составная часть САПР Систем Автоматизированного

ПРоектирования.

ГРАФОПОСТРОИТЕЛЬ барабанный - Носитель перемещается на

барабане

ГРАФОПОСТРОИТЕЛЬ планшетный - Носитель закреплен на

планшете и не перемещается.
HIPER-MEDIA - Сверх среда.

Информационная среда с неограниченными (максимальными)

возможностями работы с информацией.

-- Д --
ДАМП

Распечатка или вывод на дисплей информации,

содержащейся в основной (оперативной)

памяти ЭВМ.
ДАННЫЕ

Представление различной информации в формализованном виде, позволяющем

автоматизировать ее сбор, хранение и дальнейшую обработку.
ДАННЫХ ПЕРЕДАЧА

Область электросвязи, охватывающая вопросы передачи информации,

представленной в формализованном виде и предназначенной для

обработки ее ЭВМ.

ДАННЫХ РЕДАКТИРОВАНИЕ

1) В широком смысле: изменение данных.

2) В узком смысле:

преобразование формы представления данных к виду,

удобному для использования.
ДАТЧИК (изеритель)

Измерительный (входной) преобразователь, преобразующий информацию об

измеряемой физической величине в сигнал, удобный для использования и

обработки в системах автоматического контроля и управления.

Состоит из: Чуствительного элемента (воспринимающий орган) и

устройства преобразования.
ДЕКОДИРОВАНИЕ

Процесс, обратный кодированию, или востановление исходного

сообщения из закодированного (или кода) осуществляемое

в соответствии с правилами кодирования.
ДЕМОДУЛЯЦИЯ

Преобразование модулированного сигнала(обычно прошедшего канал и

искаженного помехами) в модулирующий сигнал.
ДЕРЕВО

1) В теории графов - связный граф без циклов.

2) В иерархических ДОС - Система хранения файлов

на внешнем носителе информации, представляющая из себя

совокупность вложенных катологов.
ДЕСКРИПТОР (англ. descriptor)

1) Информационный обьект хранимый в памяти. Указывает в

каком виде хранится информация (файл, массив и пр.)

2) Лексическая единица (слово,словосочетание) информационно поискового

языка.

ДЕШИФРАТОР

1) Устройство, устанавливающее однозначное соответствие между входным

дешифрируемым сигналом и сигналом на соответствующем выходе.

2) см. Декодирование.
ДЕШИФРАТОР АДРЕСА

Устройство осуществляющее доступ к Основной (Оперативной)

памяти ЭВМ по полученному коду (адресу).
ДИАГНОСТИКА

1) Диагностика техническая

Контроль, проверка и прогнозирование функционального

состояния (способность выполнять свои функции)

технических систем.

2) Диагностика автоматическая


автоматическое получение и обработка иформации

о состоянии технических систем, непосредственно в процессе

их эксплуатации, для обнаружения неисправностей в них и

выявления тех их элементов, ненормальое функционирование

которых привело, или может привести, к возникновению

неисправностей.

3) см. Теория Надежности и технической диагностики.
ДИАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ

Режим взаимодействия пользователя с ЭВМ, при котором каждый

запрос пользователя вызывает немедленное ответное действие ЭВМ.
ДИГИТАЙЗЕР (сколка, координатограф)

Устройство ввода графической информации в ЭВМ, методом задания

координат, точек.

Характеристики:

- Размер поля ввода (формат А4, А3);

- Разрешаюшая способность - расстояние между координатами (0.1мм).
ДИЗЬЮНКЦИЯ

1) Логическая операция сложения. Выполняется союзом "... или ..."

Истинна, если истинно А или истинно В.

2) Логическая операция в алгоритмических языках программирования.
ДИСК

Носитель информации имеющий форму круглой пластины.

Одна из геометрических форм хранения. (Карта, Лента, Диск)

(см. Память Внешняя).
ДИСК МАГНИТНЫЙ

Диск из немагнитного материала, покрытый с обеих сторон слоем

ферромагнитного вещества. Применяется как устройство

долговременного хранения информации. Энергонезависимая память.

(см. Память Внешняя).

ДИСКЕТА

Гибкий Магнитный Диск (floppy disk) в жестком или

мягком корпусе, защищающем диск от механических повреждений.

(см. Память Внешняя).
ДИСКОВОД

Внешнее устройство памяти.

Устройство для установки, вращения и чтения/записи информации

с Дисков хранящих информацию.

Представляет из себя устройство включающее:

- Место для установки или крепления диска.

- Двигатель для вращения Диска.

- Головоки чтения/записи.

- Двигатель (линейный или круговой) перемещающий (позиционирующий)

Головоки чтения/записи.

- Сепаратор.

(см. Память Внешняя).

Колличество головок чтения/записи совпадает

с колличеством поверхностей записи.

Головки жестко закреплены и вместе

образуют "расческу", которая способна передвигаться

относительно дисков от края к центру. Таким образом происходит

обращение(позиционирование) к разным цилиндрам.

Затем головка чтения/записи считывает последовательную

информацию с сектора, сепаратор отделяет индексную

информацию сектора от данных, последовательный код преобразуется

в параллельный для шины. В настоящее время применяется

кэширование диска платами памяти (DRAM) до 1МБ.
ДИСКРЕТИЗАЦИЯ

Преобразование непрерывной функции (сигнала) в дискретную

(прерывистую).
ДИСПЛЕЙ (англ. display - показывать)

Устройство визуального отображения информации (в виде текста,

таблицы, чертежа и др.) на экране в динамическом режиме.

Способ формирования изображения:

- Электронно лучевая трубка.

- Жидкокристаллический экран.

- Газоплазменный дисплей(лазер).

(см. Видеомонитор)
ДИСТРИБУТИВ ПРОГРАММЫ

Первоначальная (покупная) версия программы, содержащая все

необходимые элементы для работы, без настройки ее на конкретную

конфигурацию вычислительной системы.
ДОСТУП

Процедура установления связи с запоминающим или каким-либо другим

устройством ЭВМ или информационной системы для чтения/записи данных.
ДРАЙВЕР (англ. driver - устройство)

1) Программа, реализующая обмен порциями информации между

основной (оперативной) и внешней памятью ЭВМ.

2) Программа управления работой внешних устройств ЭВМ.

ДЖОЙСТИК

Внешнее Устройство Ввода. (Ручка управления)

Применяется для ручного управления движением курсора на экране дисплея,

и ходом выполнением программы. Преобразует механическое перемещение ручки

в трех плоскостях, в движение курсора.

-- Е --
ЕС ЭВМ - Единая серия(система)

Семейство программно и аппаратно совместимых

универсальных ЭВМ общего назначения (Мэйнфреймы),

выпускавшихся в СССР по инициативе академика Лебедева.



следующая страница >>