zabika.ru 1

Алгоритм действий при пожаре в транспортном средстве.1


Знание правил, приведенных ниже, может помочь вам разумно действовать не только при пожаре, но и в других чрезвычайных ситуациях, происходящих в транспортных средствах. Их придерживались, к примеру, пассажиры московского метропоезда, в котором 6 февраля был совершен теракт.

Пожар в метро

Если в вагоне метро на пути сле­дования вы почувствовали запах дыма, немедленно сообщите об этом машинисту, используя пере­говорное устройство. Далее сле­дуйте его указаниям. При задым­лении дышите через ткань. По­старайтесь не поддаваться панике и не допускать паники других. Пока поезд находится в тоннеле, необходимо оставаться на своих местах. Выходите из вагона по прибытии на станцию.

Если в вагоне во время движе­ния появился открытый огонь, на­до попытаться его ликвидировать с помощью огнетушителя, кото­рый имеется в каждом вагоне. Ме­сто хранения огнетушителя обо­значено соответствующим знаком.

Нельзя останавливать поезд в тоннеле стоп-краном, так как в этом случае усложняются усло­вия эвакуации.

Если поезд остановился в тон­неле, покидать его можно только по команде машиниста. При этом до отключения напряжения на участке аварии опасно присло­няться к металлическим частям вагона. После получения разре­шения на выход необходимо от­крыть двери или выбить стекла и двигаться к ближайшей стан­ции. Идти нужно вдоль полотна между рельсами, стараясь не ка­саться токоведущих шин, распо­ложенных сбоку от рельсов, и быть очень внимательным. В ме­стах пересечения путей возможно появление встречного поезда. В этом случае необходимо вжаться в нишу стены тоннеля.

При загорании в вагоне метро:

• По внутренней связи сооб­щите машинисту о загорании.

• Приступите к ликвидации горения с помощью огнетуши­теля и подручных средств.

• При задымлении дышите че­рез смоченный водой платок, воротник, рукав, одежду.

• При сильном пожаре разбей­те окно в торце вагона и пере­беритесь в соседний вагон в на­правлении движения поезда.


• По прибытии на станцию по­сле открывания дверей пропу­стите вперед детей, стариков и женщин.

Пожар в поезде

Пожар в поезде страшен не пла­менем, а, в первую очередь, ядови­тыми продуктами горения синте­тических отделочных материалов. Уже на четвертой минуте после возникновения пожара их кон­центрация превышает предельно допустимую.

К сведению: в спокойной обста­новке (при отсутствии паники) пассажиры имеют возможность покинуть вагон в течение полуто­ра минут.

Наиболее частыми причинами возникновения пожаров в пасса­жирских составах являются нео­сторожное обращение с огнем пас­сажиров и обслуживающего персонала (до 40%), неисправность электрооборудования (25%). В большинстве случаев (58%) заго­рания в вагонах возникают при движении по пути следования.

Наиболее тяжелые последствия бывают при несвоевременном об­наружении загорания (в ночное время); при вспышке разлитой го­рючей жидкости; при открывании двери купе, в котором до этого про­исходило скрытое развитие пожа­ра. В последнем случае доступ кис­лорода резко интенсифицирует процесс горения, вследствие чего за несколько секунд создается крайне тяжелая обстановка.

В настоящее время для умень­шения пожарной опасности при отделке вагонов все чаще исполь­зуются негорючие и трудногорю­чие материалы, устанавливают­ся огнезадерживающие перего­родки между служебными отде­лениями проводников и пасса­жирскими салонами, способные сдерживать распространение пла­мени в течение 30 минут. Для сво­евременного обнаружения очага пожара вагоны оборудуются ав­томатической пожарной сигнали­зацией, устраиваются дополни­тельные аварийные выходы (окон­ные проемы 3-го, 6-го купе и окно в коридоре).

Общие рекомендации. При об­наружении задымления вагона за­кройте нос и рот смоченной водой тканью (полотенцем, наволочкой, простыней, одеждой). В полупус­тых вагонах можно передвигать­ся на коленях, так как внизу (у пола) дыма бывает меньше. В дви­жущемся поезде перейдите в со­седний вагон, желательно в на­правлении движения, в остано­вившемся - на улицу (по возможности - на ту сторону, где нет же­лезнодорожных путей).


Не уходите далеко, так как при­бывшие спасатели будут искать вас возле полотна дороги.

При возникновении горения в поезде:

• Сообщите проводнику ва­гона о загорании.

• Разбудите спящих пасса­жиров.

• Пресекайте панику (у вас очень мало времени).

• Ни в коем случае не откры­вайте окна, чтобы от притока кислорода не усилилось го­рение.

• Уходите в передние ваго­ны; если это невозможно - в задние, плотно закрывая за собой двери.

Если огнем отрезаны выходы:

• Зайдите в купе или туалет.

• Плотно закройте за собой дверь и откройте окно.

• Ожидайте помощи, подавая сигналы голосом и стуком.

Если потушить огонь невозможно:

• Остановите поезд стоп-краном.

• Откройте двери, выбейте окна.

• Помогите эвакуироваться де­тям и пострадавшим.

• Выйдите из вагона и отой­дите от него на безопасное рас­стояние.

Пожар на теплоходе

В случае объявления о пожаре по судовому радио покиньте каю­ту и направляйтесь на палубу к спасательным шлюпкам. Предва­рительно наденьте спасательные жилеты, которые, как правило, хранятся в каютах.

Если выход из каюты отрезан огнем, плотно закройте дверь каю­ты и выбирайтесь через иллюмина­тор. При невозможности сделать это, обмотайте голову, тело мок­рым одеялом, полотенцем и попы­тайтесь, задерживая дыхание, про­бежать сквозь огонь и дым.

В случае отсутствия спасатель­ных шлюпок прыгайте за борт и плывите в сторону от корабля. Сбросьте с себя обувь и тяжелую одежду. По возможности зацепи­тесь за любой плавающий пред­мет или привяжитесь к нему (на случай потери сознания).

Подайте сигнал о помощи.

При возникновении пожара в самолете:

• Слушайте и выполняйте ко­манды членов экипажа.

• Защититесь от возможных ожогов, закрыв открытые участ­ки тела имеющейся одеждой, пледами и т.п.

• Защититесь от дыма, пригни­тесь и ползите к выходу на чет­вереньках.


• После остановки самолета не­медленно направляйтесь к бли­жайшему выходу.

• Если проход завален, проби­райтесь через кресла, опуская их спинки.

• Не стойте в толпе у выхода, если очередь не двигается; по­мните, что есть другие выходы.

• Не открывайте запасные люки в тех местах, где снаружи есть огонь и дым.

• Не берите с собой ручную кладь, это может стоить вам жизни.

• Боритесь с паникой на борту любыми средствами.

• После выхода из самолета уда­литесь от него как можно даль­ше. Если это невозможно, ло­житесь на землю животом вниз, обхватив голову руками, - воз­можен взрыв.

Самое главное: не становитесь сами причиной пожара. На борту самолета надо обращаться с огнем так, будто едете на бензовозе.

При пожаре в троллейбусе, автобусе или трамвае:

• Немедленно сообщите о пожа­ре водителю, потребуйте остановиться и открыть двери (с по­мощью кнопки аварийного от­крывания дверей). Используйте для ликвидации очага горения огнетушитель, а также подруч­ные средства (пальто, стираль­ный порошок, землю).

• Как можно быстрее и без пани­ки покиньте салон, помогая тем, кто слаб или в шоке.

• Помните! В троллейбусах и трамваях металлические части могут оказаться под напряже­нием в результате обгорания за­щитной изоляции проводов. Не касайтесь металлических час­тей, не заливайте огонь водой.

• При блокировании дверей используйте для эвакуации ава­рийные люки в крыше и боко­вые стекла. При необходимос­ти выбейте стекла обеими нога­ми или твердым предметом.

• Покидайте салон быстро, за­крывая нос и рот платком или рукавом, так как в любом виде транспорта при горении выде­ляются токсичные вещества.

• Выбравшись из салона, отой­дите подальше, т. к. могут взорваться баки с горючим (авто­бус) или произойти замыкание высоковольтной электрической сети (троллейбус, трамвай).

• Сообщите о пожаре в службу спасения по телефону «01». Ока­жите помощь пострадавшим.


При пожаре в автомобиле:

• Остановите автомобиль и вы­ключите двигатель.

• Поставьте автомобиль на руч­ной тормоз.

• Выйдите из машины.

• Если есть пострадавшие, помо­гите им покинуть салон автомо­биля и удалиться на безопасное расстояние.

• Воспользуйтесь огнетушите­лем.

• Выставьте сигнал на дороге.

• По телефону или через водите­лей проезжающих машин вы­зовите помощь.


1 Комова, М. В целях профилактики пожаров. Материал для проведения занятий. / М. Комова, Г. Прытков // Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2003. - № 11. - С. 8-10.