zabika.ru 1 2 ... 11 12

Раздел 1.


Анализ состояния, проблем и перспектив комплексного развития территории.
1.1. Градостроительные разработки, предшествующие новому генеральному плану и их результаты.
1.1.1. Генеральный план г.Новоаннинский 1980 года и его реализация.

До принятия настоящего Генерального плана в городе Новоаннинский действуют положения Генерального плана 1980 года, рассчитанного на реализацию на проектный срок 25-30 лет. Генеральный план 1980 года основывался на базовых политических и социально-экономических характеристиках и тенденциях, характерных для СССР, отчего многие его положения оказались несостоятельными в связи с кардинальными изменениями в стране и регионе, произошедшие в последующие после разработки годы.

Реализация проектных предложений

по развитию экономической базы.



Численность промышленного персонала 13 промышленных предприятий планировалось увеличить до 2,4 тыс чел. Однако промышленный сектор пережил серьезные структурные изменения. Если в 1980 году ведущей отраслью промышленного производства являлась пищевая промышленность (валовая продукция - свыше 80 %, численность занятых кадров - 50 %), то в 2000 году промышленность активно диверсифицировалась, а абсолютное число работающих в промышленности сократилось почти вдвое (с 1,8 тыс. чел. до …….. чел., без включения сферы малого бизнеса). Предприятия машиностроения и металлообработки, химической, полиграфической и легкой промышленности отнесены на одно из последних мест. Подсобные производства закрыты или значительно снизили номенклатуру и мощность.

Численность кадров занятых на объектах внешнего транспорта планировалось увеличить до 1,1 тыс. человек. Однако планы развития железнодорожного хозяйства (в 2 раза) и увеличение перевозок населения автомобильным транспортом в связи с расширением хозяйственных и иных связей и сети дорог местного значения оказались несостоятельными.

Прогнозные показатели развития строительной базы города, сферы подготовки кадров, сельскохозяйственного производства оказались также ниже прогнозных показателей. Численность градообразующих кадров в настоящее время значительно снизилась, в том числе за счет переориентации и выноса за пределы города сельхозпредприятий.


Жилищно-строительный объем, которого предполагалось 135 тыс. кв. м. за 25-30 лет, был реализован только на………%. Прогнозируемое Генеральным планом увеличение доли строительства 4-5 этажных домов (54 % жилищного строительства) в условиях складывающегося рынка жилья не подтвердилось: реконструкция существующего жилого фонда с последующим строительством домов средней этажности при значительном увеличении индивидуального жилищного строительства путем уплотнения усадебной жилой застройки не состоялась. Тем не менее, увеличилась норма жилой обеспеченности 1 жителя с 13,7 кв.м. в 1980 году до 20 кв.м. в 2000 году. Удельный вес 4-5 этажной застройки остался на уровне 3% , а не возрастал до 20%, предусмотренных генеральным планом. Значительно меньше запланированной площади (13,4 тыс. кв.м.) выбыло жилого фонда, в том числе за счет реализации целевых программ по его капитальному ремонту и переселению населения из ветхого и аварийного жилья.

Здравоохранение развивалось на базе существующего за счет количества посещений в день на 1000 жителей. Наряду с отсутствием роста коечного фонда происходил ввод мощностей в существующем медицинском центре ( дополнительные корпуса больницы и поликлиники).

Спортивный центр развивался на базе существующего стадиона за счет размещения спортивных залов и комплекса необходимых спортивных площадок. Начато строительство нового физкультурно-оздоровительного комплекса в центральной части города.

Детские учреждения и школы равномерно размещены на территории города без формирования ярко выраженных подцентров. За период реализации генерального плана было построено …….школ и …… детских садов. Их размещение происходило за счет уплотнения жилой застройки, а не на участках сноса ветхой застройки или сноса ветхих зданий как было предусмотрено генеральным планом.

Культура и искусство. Из-за сокращения капитальных вложений строительство целого ряда объектов культурного назначения было заморожено, либо растянулось на долгие годы. В последние годы происходит интенсивное развитие негосударственного (немуниципального) сектора – растет удельный вес платных услуг населению на базе муниципального имущества.


Отдых и туризм, оказавшиеся без поддержки государства и предприятий существенно пострадали от социально-экономических реформ. Сократилась сеть учреждений длительного отдыха в связи с сокращением численности отдыхающих детей и взрослых. Предложения генерального плана в положении об организации длительного отдыха населения не реализованы как в части строительства баз отдыха, спортивно-оздоровительных лагерей, так и в резервировании территорий для их размещения.

Положения генерального плана по организации мест кратковременного отдыха населения реализованы частично на берегах реки Бузулук – запроектированы детский парк, пляжи, заложено начало лесопарка. В пределах городской застройки ощущается недостаток озелененных территорий общего пользования.

Туристический бизнес в городе не развит.

Численность населения
Численность населения города вместо запланированного увеличения с 20 тыс. чел. в 1980 году до 22 тыс. чел. 2005-2010 г.г. уменьшилась до 18386 чел. к 2006 г. (на 3700 чел. меньше запланированного).

Основным фактором явилась естественная убыль населения, то есть превышение числа умерших над числом родившихся (примерно 108 чел. в год), отрицательное сальдо миграции ( примерно 69 чел. в год), а общий механический прирост населения только в последние годы стал источником роста населения.

Численность трудоспособного населения значительного сокращения не претерпела (11000 чел. в 2006 г.) по сравнению с запланированной динамикой в 11700 чел. Несмотря на это общая численность занятых в экономике в среднегодовом исчислении сократилась.

Рост численности населения города предусматривался в основном за счет развития промышленного производства на существующих предприятиях со строительством подсобных производств. Особенное развитие должны были получить предприятия пищевой промышленности. Однако заложенная в генеральном плане гипотеза развития экономической базы за прошедший период не была осуществлена в связи с прошедшими в стране социально – экономическими реформами.

Градостроительное развитие
В генеральном плане 1980 г. были комплексно рассмотрены проблемы совершенствования территориальной организации городского хозяйства и расселения, эффективного использования природных ресурсов района, полно обеспечена органическая связь социально – экономического планирования и градостроительного проектирования единого народохозяйственного комплекса, включающего горд и область в рамках Михайловского – Фроловской групповой системы населенных мест.

Процесс территориальной интеграции, способствовавший развитию и укреплению разнообразных экономических и социальных связей города Новоаннинский и Волгоградской области, исключительно активно протекает в период 60-80-х и до конца 90-х г.г. Этот процесс опирался на единство ресурсной базы, взаимодополнение ведущих отраслей народного хозяйства, общность транспортной и инженерной инфраструктур, совместное осуществление важнейших природоохранных мероприятий, единство управления и планирования развития экономики, участие расположенных в городе учреждений социальной инфраструктуры и обслуживания муниципального района и области.

В генеральном плане 1980 г. предусматривалось развитие системы расселения населения и размещения производительных сил, обеспечивающие достаточно высокие темпы развития города, адекватные развитию г.г. Михайловка и Фролова. В городе намечался перенос ряда производств на новые участки. Было предусмотрено создание двух промышленных районов города для упорядоченного размещения производств и активного развития существующих производств.

Распад СССР, новая геополитическая роль города, образование двух муниципальных образований – городского поселения и муниципального района с самостоятельными бюджетными источниками, формирование нового социально - экономического уклада, сопровождавшегося сильнейшим кризисом, разрыв сложившихся связей – все это привело к приостановке интеграционных процессов, благоприятных для развития как города так и муниципального района в части социально – экономического и территориального развития


Реализация проектных решений по совершенствованию расселения населения и размещения производственных сил после 1991 г. затормозилась по указанным выше причинам.

Территориальное развитие города предусматривало небольшой прирост территорий в северо-восточном и юго-восточном направлении для новых селитебных районов, развития нежилых и других функциональных зон до 1720 га. земель, в том числе до 303 га. сельскохозяйственных земель, без изъятия особо ценных сельскохозяйственных угодий (пашен и мелиорированных земель).

Селитебные территории, занимавшие в 1980 г. 783 га., должны были возрасти к расчетному сроку на 32 га. или на 1 % общей территории. В то же время Генеральным планом были предложены решения по увеличению плотности застройки путем увеличения жилого фонда в 1,4 раза, исходящие из необходимости замены морально и физически устаревшего индивидуального жилого фонда в центре города и необходимости проведения значительных инженерных мероприятий (мелиоративных защитных и противопаводковых), а так же с целью повышения эффективности использования территории для жилищного строительства. В новых пригородных селитебных районах города предусматривалось развитие индивидуальной жилой застройки, а в центральной части города – малоэтажной.

Генеральным планом предусматривалась реконструкция территорий существующих жилых районов ( в них предполагалось разместить треть (33%) объемов планируемого жилищного строительства ), формирование новых жилых районов на северо-востоке (четверть жилищного строительства) и имеющихся территорий в западной части города. Эти проектные решения оказались не реализованными, расчетные показатели не были достигнуты. Площадь селитебных территорий в настоящее время составляет ….. га..

Нежилые зоны в границах города на момент разработки генерального плана включали два промышленно-складских района и три крупных сельхозпредприятия, занимавших 63,2 га. территории, на которых существовали или находились в стадии формирования соответствующие объекты. Формирование новых нежилых зон генеральным планом не предусматривалось. Существующие сельхозпредприятия предполагались к выносу за пределы города. Существующие промышленные зоны предполагалось увеличить на 11,8 га..


Коммунально-складские территории на проектный срок должны были составить 75 га. большое количество коммунальных предприятий планировавшихся к переносу в развивающуюся юго-восточную промышленную зону осталось на отведенных площадках. Однако градостроительная политика, предусмотренная градостроительным планом и направленная на развитие и укрупнение промышленных и коммунальных зон с созданием общих узловых объектов и сетей, обеспечивает значительное сокращение необходимой территории, стоимости строительства и эксплуатационных расходов. Площади нежилых зон в настоящее время составляют ….га..

Не были реализованы показатели генерального плана по озеленению. По проектным предложениям зеленые насаждения должны были составлять ….га., в настоящее время - …га..

Тенденции территориального развития города имели в последние годы противоположную направленность в связи с объективными экономическими факторами, появившимися в новых социально-экономических условиях. Одна тенденция – поиск резервов внутри сложившейся городской застройки для жилищного строительства и объектов общественно-делового назначения (торговых точек, мелких производств, конторских зданий и др.) Другая тенденция связана с размещением внутри городской территории низкоплотной застройки в 1-2 этажа (800 кв.м. в год), вопреки действующему генеральному плану, предусматривающему 4-5 этажную застройку(4200-4800 кв.м. в год).

Наблюдается процесс стагнации во многих промышленных зонах, как в пределах исторически сложившихся промышленных зонах, так и рассредоточенных промышленных площадках, застройка которых началась в последние 40 лет, где прирост промышленных территорий составил около …га.. У собственников предприятий оказались излишки территорий, либо не освоенных, либо с объектами незавершенного строительства, либо с замороженными основными фондами из-за прекращения выпуска продукции и по другим причинам. Однако при наличии свободных резервных территорий в существующих производственных зонах ведется размещение промышленных и других нежилых объектов на территориях, не предусмотренных Генеральным планом для указанных целей. Причины последней тенденции разные, но объективно это ведет к формированию новых производственных зон уже за пределами сформированных за последние десятилетия производственных зон. Оценивая территориальное развитие города за последние 27 лет, с точки зрения его соответствия основным направлениям, принятым в Генеральном плане, следует отметить, что фактическое размещение жилой застройки в целом соответствовало Генеральному плану. Что касается размещения нежилых объектов, то имеются некоторые отличия. Нежилая застройка развивается, сокращая соответственно в общем объеме жилую застройку. Постепенно развивается процесс реорганизации промышленных территорий и переориентация их функционального назначения.



Архитектурно-планировочная организация.
Основные решения Генерального плана 1980 г. в части архитектурно-планировочной организации города относились к долгосрочным, не ограниченным рамками 2000 г.. Развитие и совершенствование архитектурно-планировочной организации города планировалось по следующим направлениям:
1. Четкое функциональное зонирование территории с выделением жилой, промышленно-складской и зеленой зон;
2. Дальнейшее развитие юго-восточного промышленного района с организацией санитарно-защитных зон между промышленностью и жильем;
3. Развитие исторически сложившейся системы улиц с организацией общественных центров и площадей;
4. Создание системы общегородских транспортных связей;
5. Организация жилищного строительства, как на свободных территориях, так и на реконструируемых в виде отдельных укрупненных кварталов;
6. Создание системы зеленых насаждений с центральным парком культуры и спорта в устье реки Бузулук и Перевозинка.

Проект Генерального плана города должен был обеспечить взаимосвязанное комплексное развитие города Новоаннинский Новоаннинского муниципального района, включая Михайловско - Фроловскую групповую систему населенных мест, Филоновско - Новоаннинской-Алексеевской рекреационную зону вдоль реки Бузулук. Основными отправными моментами архитектурно - планировочных решений Генерального плана были:
1. Формирование единой планировочной структуры Новоаннинска и района;
2. Формирование единой ландшафтно-архитектурной системы, включая единую систему зеленых насаждений, с выделение зеленой зоны реки Бузулук.

Проектирование единой планировочной структуры было призвано повысить связанность всех элементов системы расселения, структурировать размещение основных функциональных зон, не допустить их взаимного хаотического срастания за счет ликвидации элементов природной среды.

В отношении формирования единой ландшафтно-архитектурной системы в Генеральном плане с учетом природных факторов, исключительного местоположения города и доминирующих влияний водной оси реки Бузулук и федеральной автомагистрали «Москва-Каспий» были выделены природно-ландшафтные территории и даны предложения по их формированию

Инженерная подготовка территории.
За истекший срок продолжалось благоустройство улиц – асфальтирование проездов и тротуаров составило….кв. м..

Развитие инженерной инфраструктуры.


следующая страница >>