zabika.ru 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ


РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 25 ноября 2010 года № ___


Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений Астраханской области, освоивших программы среднего (полного) общего образования в 2010 году, в форме и по материалам ЕГЭ
Заслушав и обсудив информацию отдела контроля качества образования министерства образования и науки Астраханской области «Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений Астраханской области, освоивших программы среднего (полного) общего образования в 2010 году, в форме и по материалам ЕГЭ» коллегия министерства образования и науки Астраханской области отмечает следующее.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основные образовательные программы среднего (полного) общего образования, в форме единого государственного экзамена в 2010 году проводилась в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 24.02.2009 № 57 «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена».

В Астраханской области ЕГЭ проводился по 13 общеобразовательным предметам: математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, английский, французский, немецкий языки, информатика и информационно-коммуникационные технологии.

При сравнении результатов ЕГЭ выпускников 11 (12) классов Астраханской области с результатами в целом по России можно говорить о достаточно успешной сдаче единого государственного экзамена в 2010 году. По большинству предметов процент обучающихся, не преодолевших минимальный порог баллов, установленный Рособрнадзором, ниже подобного показателя по стране. По обязательным предметам (русский язык, математика) также можно говорить об имеющейся положительной динамике. Вместе с тем, наряду с определенными успехами в подготовке выпускников, результаты ЕГЭ 2010 года выявили проблемы, требующие своего решения:

  1. При определении степени соответствия полученных результатов ЕГЭ в Астраханской области среднероссийским показателям было выявлено, что на протяжении трех последних лет наряду с положительной динамикой по обязательным предметам, биологии, информатике, снижается средний балл по физике, химии, английскому и немецкому языкам. Значение среднего балла по ряду предметов (по английскому, немецкому языкам, а также информатике и обществознанию) в регионе оказалось ниже, чем по России. Процент обучающихся Астраханской области, получивших неудовлетворительный результат на ЕГЭ в 2010 году по истории, английскому языку, географии, литературе превышает подобный показатель прошлого года.


  2. Динамика результативности подготовки выпускников лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов демонстрирует, что не все из рассматриваемых образовательных учреждений (МОУ «Лицей № 1 имени А.П. Гужвина г. Камызяк», МОУ «Гимназия № 2» г. Астрахани) осуществляют подготовку выпускников на высоком уровне. Данный факт свидетельствует, что качество образования в данных образовательных учреждениях не в полной мере соответствует их статусу. В то же время объем субвенций, выделяемый на реализацию стандарта общего образования, не отражает принцип «деньги за результат».

  3. При оценке эффективности работы муниципальных органов управлением образования Астраханской области в достижении качества общего образования отмечается тенденция, при которой на протяжении трех лет в Икрянинском, Камызякском районе и г. Астрахани больший процент выпускников (по сравнению с другими муниципальными образованиями) не осваивает отдельные предметы на уровне федерального государственного образовательного стандарта.

  4. В Астраханской области по целому ряду общеобразовательных предметов за последние три года не было ни одного результата в 100 баллов (по математике, географии, английскому, немецкому, французскому языкам, информатике). Кроме того, процент высоких результатов ЕГЭ (свыше 80 баллов) в регионе ниже, чем по России в целом. Это свидетельствует о недостаточно эффективной работе со способными и одаренными детьми. Подобная проблема была обозначена и в ходе анализа, проведенного в 2009 году, однако за прошедший год ситуация принципиально не изменилась.
  5. Анализ выполнения обучающимися КИМов по общеобразовательным предметам в Астраханской области в 2010 году показал, что уровень освоения выпускниками общеобразовательных программ можно оценить как недостаточно высокий. За прошедшие годы удалось достичь положительной динамики в части сокращения количества участников ЕГЭ, не преодолевших минимальный порог баллов по предметам. Однако наиболее высокая плотность распределения тестовых баллов по ряду предметов (математике, физике, истории, немецкому языку) находится в области от 40 до 50 баллов.


  6. В ходе анализа выполнения участниками ЕГЭ каждой части КИМа было выявлено, что достаточно большая доля выпускников не справляется в полном объеме даже с заданиями базового уровня. При этом в каждой части КИМа ЕГЭ по отдельным предметам имеются задания, с которыми не справилось большинство участников экзамена в регионе.

  7. Одной из наиболее важных причин низких результатов ЕГЭ остается кадровая проблема. В ходе процедуры лицензирования образовательных учреждений и проверок качества образования были выявлены факты преподавания предметов учителями, не прошедшими соответствующей переподготовки, не имеющими необходимого уровня квалификации.

  8. Основная причина того, что проблемы, обозначенные в ходе анализа результатов ЕГЭ прошлого года, не потеряли свою актуальность, заключается в формальном подходе к выполнению принятых на региональном уровне решений, как на уровне муниципальных образований, так и на уровне образовательных учреждений. Прослеживается очень тесная взаимосвязь: муниципальные образования, в которых была выстроена целенаправленная и эффективная работа по достижению поставленных задач, показывают наиболее высокие результаты ЕГЭ уже на протяжении ряда лет. В то же время анализ выполнения решения коллегии министерства образования и науки Астраханской области от 17.12.2009 показал, что зачастую происходит «подмена» мер, способных повысить качество образования (таких как выявление существующих проблем и выработка системных подходов их решения), на единичные или малоэффективные мероприятия, не способные оказать существенного влияния на существующее положение вещей.

  9. В регионе в настоящее время отсутствует механизм финансового стимулирования достижения высокого качества образования.

На основании вышеизложенного

КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:

1. Принять к сведению информацию отдела контроля качества образования министерства образования и науки Астраханской области «Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений Астраханской области, освоивших программы среднего (полного) общего образования в 2010 году, в форме и по материалам ЕГЭ».


2. Управлению по контролю и надзору за соблюдением законодательства и качеством образования министерства образования и науки Астраханской области (Дудина Е.А.):

- направить в адрес руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, областных государственных образовательных учреждений информацию «Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений Астраханской области, освоивших программы среднего (полного) общего образования в 2010 году, в форме и по материалам ЕГЭ» для организации последующей работы;

- включить в план мероприятий по контролю качества образования на 2011 год тематические проверки качества подготовки обучающихся и выпускников общеобразовательных учреждений Астраханской области по предметам «История», «География», «Обществознание», «Физика», «Информатика»;

3. Управлению экономики и инвестиций министерства образования и науки Астраханской области (Золотайкина Е.А.) совместно с управлением по контролю и надзору за соблюдением законодательства и качеством образования министерства образования и науки Астраханской области (Дудина Е.А.) в рамках комплексной оценки качества общего образования разработать механизм, предполагающий финансовое стимулирование образовательных учреждений и муниципальных образований к достижению высокого качества образования.

4. Органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, образовательным учреждениям, реализующим программы общего образования:

- провести всесторонний анализ условий реализации общеобразовательных программ в образовательных учреждениях, уделив особое внимание решению кадровой проблемы;

- разработать комплекс мер, способных повысить качество подготовки выпускников по таким общеобразовательным предметам, как «Немецкий язык», «Обществознание», «История», «География», «Физика», «Информатика»;

- разработать комплекс мер по повышению эффективности работы со способными и одаренными детьми.


5. ОГУ ДПО «Астраханский областной институт повышения квалификации и переподготовки», методическим службам органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, разработать и реализовать систему методических мероприятий по предметам в целях повышения уровня квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений Астраханской области.

6. ОГУ «Центр мониторинга в образовании» подготовить к изданию методический сборник на основе проведенного председателями предметных комиссий ЕГЭ анализа результатов выполнения обучающимися Астраханской области заданий КИМов 2010 года по общеобразовательным предметам.

Председатель коллегии,

министр В.А. Гутман