zabika.ru 1 2 3

Базисный учебный план профильного обучения

Базисный учебный план старшей ступени школы дает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые обеспечивают гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя курсы следующих типов: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные, элективные курсы.
Базовые общеобразовательные курсы - курсы, обязательные для всех обучающихся во всех профилях обучения. Набор этих курсов осуществляется функционально полным (с точки зрения реализации задач общего образования), но минимальным.

Проводится следующий набор обязательных общеобразовательных курсов (образовательных областей): математика, русский язык и литература, иностранный язык, история, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания для естественно-математического, технологического профилей, естествознания - для гуманитарного, филологического, социально-экономического профилей.

Отметим также, что учебные предметы не стандартизировались в рамках федерального компонента образовательного стандарта, - на профильном уровне. К их числу предметов относятся МХК, ОБЖ.

Профильные общеобразовательные курсы - курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например: физкультура, анатомия, ОБЖ для оборонно –спортвного направления; право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.

Отметим еще две важные характеристики профильных курсов. Во-первых, в их состав входят только курсы, углубляющие содержание базовых общеобразовательных предметов. Во-вторых, на профильном уровне базовые предметы (образовательные области) представлены совокупностью отдельных профильных курсов. Например, образовательная область "Естествознание" на профильном уровне представлены совокупностью естественнонаучных курсов - физики, химии, биологии, физической географии. Обществознание - курсами экономики, права, социологии, культурологии и т.д.


Элективные курсы - обязательные курсы по выбору обучающихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют, по крайней мере, три основных функции. Одни из них выступают в роли "надстройки", дополнения содержания профильного курса. В этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а класс, в котором он изучается, превращается в класс с углубленным изучением отдельных учебных предметов. Другой тип элективных курсов развивает содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне. Третий тип элективных курсов направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, вполне естественной выглядит ситуация, когда школьник, обучающийся в классах гуманитарного профиля, проявит интерес к курсу "Информационный бизнес" или "Экология", а школьник из класса технологического направления захочет расширить свои знания в области искусства или изучить элективный курс "Зарубежная литература XX века".

Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно превышать количество таких курсов, которые обязан выбрать обучающийся.

Механизм формирования содержания обучения в отдельном профиле :

Каков предлагаемый в "Концепции профильного обучения" механизм формирования содержания отдельного профиля? Здесь есть несколько отправных точек.

Во-первых, максимальный объем аудиторной нагрузки школьников старших классов, установленный СанПиНами - 36 часов.

Во-вторых, распределение учебных часов методу базовыми, профильными и элективными курсами, установленное БУП - 18 час. в неделю - на базовые, 8 час - на профильные, 6 - на элективные).


В-третьих, каждый общеобразовательный предмет представлен в учебном плане конкретного класса и выбран для изучения отдельным школьником либо на базовом, либо на профильном уровне. Выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов в пределах нормативов учебного времени, установленного СанПиНами и БУПом, школа и в принципе каждый ученик формирует собственный учебный план.

В школе профильное обучение предложено следующее примерное соотношение объемов базовых, профильных и элективных курсов:

50% - 30% - 20%.

Таким образом, предполагаемая система не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения, а школьника в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составляют его индивидуальную образовательную траекторию.


СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) общее образование 

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Эффективное достижение указанных целей позволяет при профильном обучении, которое достигается «системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.


Переход к профильному обучению позволило:

 создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

 обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

 установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

 обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Исходя из этого, учебные предметы представлены в учебном плане школы для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в школе, а при определенных условиях и каждый обучающийся имеет право формировать собственный учебный план.

Такой подход дает широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся – выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и «Естествознание».

Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; «Литература», «Русский язык» и «Иностранный язык» – в филологическом профиле; «Обществоведение», «Право», «Экономика» и др. – в социально-экономическом профиле и т.д.


При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае, если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История» и «Физическая культура», входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются. Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана.

Региональный (национально-региональный) компонент для X-XI классов представлен количеством часов, отводимых на его изучение.

Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

2) «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Изменения в составе учебных предметов

1. С учетом возрастающей роли русского языка в обязательности экзамена по этому предмету при поступлении в любой вуз введен учебный предмет «Русский язык» в объеме 70 часов на базовом уровне и 210 часов на профильном уровне за два года обучения.

2. Усилено внимание к изучению иностранных языков – введен в качестве обязательного учебный предмет «Иностранный язык» с 2 –го класса и в объеме не менее 3 часов в неделю с 5 класса в связи с реализацией задачи «обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне.


3. В профиле обороно-спортивной направленности вводится интегрированный учебный предмет «Естествознание». Это позволяет:

     дать широкие возможности формирования целостной естественнонаучной картины мира;

     ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;

     значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (математики, языков, истории и т.д.);

При введении этого интегрированного учебного предмета учитывается:

а) Федеральный базисный учебный план предназначен не только для общеобразовательных учреждений, но и для учреждений начального и среднего профессионального образования, где реализуется как общее, так и профессиональное образование, и где проблема дефицита учебного времени стоит еще более остро.

б) Федеральный базисный учебный план предполагает необязательность выбора именно этого варианта изучения «Естествознания». Вполне допустимо и в рамках профилей спортивной направленности выбрать изучение учебного предмета «Естествознание» или самостоятельных учебных предметов («Физика», «Химия», «Биология») на базовом уровне за счет времени, отводимого на элективные учебные предметы.

в) Предлагаемый интегрированный учебный предмет «Естествознание» не является суммой знаний по физике, химии, биологии. Он призван решать задачу формирования целостной естественнонаучной картины мира и ознакомления обучающихся с методами познания, характерными для естественных наук.

Учебный предмет «Естествознание» не изучается в случаях если:

    три учебных предмета естественнонаучного цикла («Физика», «Химия» и «Биология») изучаются на базовом уровне;

   один учебный предмет естественнонаучного цикла изучается на профильном, два – на базовом уровне;

     два учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном, один – на базовом уровне;


     все три учебные предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном уровне.

4. Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне «Обществознание», «Экономика» и «Право» изучаться как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.

Для составления учебного плана образовательного учреждения, класса, группы, обучающегося при профильном обучении на основе федерального базисного учебного плана:

     Включаются в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента).

    Включены в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального компонента), которые определят направление специализации образования в данном профиле.

      В учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом или профильном уровне (из вариативной части федерального компонента).

В случае если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариантной части.

Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не превышают 2100 часов за два года обучения. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2100), то эти часы переходят в компонент образовательного учреждения.

       Включены в учебный план региональный (национально-региональный) компонент (в объеме 140 часов за два учебных года).


       Составление учебного плана завершается формированием компонента школы (в объеме не менее 280 часов за два учебных года).

Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для: преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п. Они используются для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.

При проведении занятий по «Иностранному языку», «Технологии», «Физической культуре», а также по «Информатике и ИКТ», «Естествознанию», «Физике» и «Химии» (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: при наполняемости 25 и более человек.
Оборонно-спортивный профиль

 


Учебные предметы

Число недельных  учебных часов
за два года обучения


 

I. Федеральный компонент

 

 

Базовые учебные предметы

 

Русский язык

2

Литература

6

Иностранный язык

6

Математика

8

История

4

Обществознание (включая экономику и право)

4


Естествознание

6

 

Профильные учебные предметы

 

Физическая культура

8

Основы безопасности жизнедеятельности

4

 

II. Региональный (национально-региональный) компонент

 

По усмотрению субъекта Российской Федерации

4

 

III. Компонент образовательного учреждения

 

Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

20

 




 

 

(*)         Профильные учебные предметы на основе элементов учебных программ военного образования.

 

 



следующая страница >>