zabika.ru 1


Внеклассное мероприятие52

«Химия – страна чудес и превращений»

(Слайд № 1)

Методические рекомендации: внеклассное мероприятие под таким названием проводится для учащихся 9 классов. Перед началом внеклассного мероприятия кабинет оформляется красочными тематическими стенгазетами, тщательно подготовлена экспериментальная часть. Число участников – 2 команды: «Алмаз» и «Феррум». Судят мероприятие жюри. В начале игры представление команд. Мероприятие включает 8 конкурсов: 1 конкурс – «Разминка», 2 конкурс – «Литературный», 3 конкурс – «Галерея русских химиков», 4 конкурс – «Металлы», 5 конкурс – «Неметаллы», 6 конкурс - «Ребусы», 7 конкурс – «Жизнь моя в опасности без правил безопасности», 8 конкурс – «Черный конверт».

Между 3 и 4 конкурсами проводится игра со зрителями.

Между 5 и 6, 6 и 7 конкурсами проводятся химические паузы.

Образовательные задачи:


  1. Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии;

  2. Вовлечение в словарный запас химических слов и выражений;

  3. Развитие коммуникативных навыков;

  4. Осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи:

  1. Развитие памяти;

  2. Развитие образного мышления;

  3. Развитие творческого воображения;

  4. Развитие восприятия;

  5. Повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи.

  1. Воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

  2. Развитие творческих способностей учащихся;

  3. Самореализация личности подростка через внеклассную деятельность.

Цели мероприятия:

  1. Повышение познавательного интереса к науке химии;
  2. Обобщение всех полученных знаний по общей и неорганической химии;


  3. Создание ситуации успеха для учащихся;

  4. Вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе мероприятия;

  5. Расширение кругозора учащихся;

  6. Развитие творческих способностей учащихся.

От каждого класса формируется команда участников, состоящая из 5-6 человек. Команды в начале мероприятия вытягивают конверт с названием , девизом и обращением к жюри и соперникам.

Команда “Алмаз”
Девиз: “Нет в природе тверже нас, потому что мы алмаз”;

Обращение к соперникам: “Попотеть придется вам! Мы для вас не по зубам”;

Обращение к жюри: “Спорить мы не будем с вами: место первое за нами”.



Команда “Феррум”
Девиз: “Мало будь железным, надо быть полезным!”;
Обращение к соперникам: “Мы ребята бойкие, как железо стойкие. Не желаем мы вам бед, а желаем вам побед”;

Обращение к жюри: “Мы жюри приветствуем, потому не бедствуем”.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, таблица химических элементов Д.И. Менделеева.

Оборудование и реактивы для опыта «Образ нерукотворный»: лист ватмана, кисточка, спиртовой раствор фенолфталеина, концентрированный раствор карбоната натрия Na 2 CO3, пульверизатор.

Оборудование и реактивы для опыта «Посеребрение»: раствор нитрата серебра AgNO3, медная монетка, фильтровальная бумага.

(Слайд № 2) Девиз: “Познание начинается с удивления”

(Аристотель)

Химия – страна чудес и превращений

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех кто собрался сегодня на наше внеклассное мероприятие: зрители, жюри, и, конечно же, команды. Цель нашей игры - расширить кругозор знаний, полученных на начальном этапе изучения химии, повысить эрудицию, в увлекательной форме провести конкурсы и викторины по предмету. Выступление команд будет оценивать жюри в составе …


При выступлении команд будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов, активность и сплоченность. Пусть этот праздник откроет для каждого что-то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между вами. Итак, начнем! Только прежде мне хотелось бы познакомиться с командами. Пусть ко мне подойдут по одному игроку от каждой команды и вытянут конверт с названием для своей команды. После этого каждая команда зачитывает название, девиз и обращение к соперникам и жюри.

Ведущий: итак, с командами мы познакомились. (Слайд № 2). Однако лучшими химиками не могут стать люди, не знающие историю. Именно по этому я заранее подготовила вопросы для команд, чтобы выяснить, знакомы ли участники турнира с историческими личностями нашей страны и фактами.

1. Разминка. (Слайд № 3)

(Слайд № 4) «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз».

Античный афоризм

Разминка проводится в виде загадок о химических элементах, каждой команде задается по три загадки, в случае отсутствия ответа возможность ответа переходит к команде-сопернику. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы команде «Алмаз»: (Слайд № 5)

1. В конце периода стоит,

В нем вода и та горит. (Фтор)

2. Давно известно человеку:

Она тягуча и красна,

Еще по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она. (Медь)

3. К восьмой группе отнесен, (Слайд № 6)

В честь России назван он. (Рутений)

Вопросы команде «Феррум»:

1. Сребристо-белый и активный очень,

Горит под водой, он, между прочим,

Сверканье бенгальским огням придает

И в Новый год детям радость несет. (Магний)

2. Седьмой группы элемент (Слайд №7)

А в природе его нет (Астат)

3. Был металл серебристо-белым,


В соединении стал мелом. (Кальций)

Ведущий: С загадками справились, а теперь послушайте сказку. ( Слайд № 8) Сказка не простая, а химическая про сернистого козлика. Каждой команде нужно будет найти химические элементы в тексте и записать их знаки. Какая команда запишет больше знаков та и выиграет. Итак, внимательно слушаем. (Слайд №9).

«Жил-был у бабушки сернистый козлик. Он был хром и курчатовий. (Слайд № 10-11). Козлик ходил в зеленый бор, гонялся за мышьяком, вечерами любил ходить на представления в цирконий. Однажды пришел козлик в пивной барий и говорит: « Налитий мне висмут, пожалуйста». А ему отвечают: « А платинум кто будет пить? Менделеевий что ли?» Стал тогда козлик скандий и все вокруг рубидий. Пришлось полицейскому взять его в полоний. (Слайд № 12). Сидит козлик в полонии, лишения тербий, а сам думает: « Вот бы Нобелий премию получить. Поеду тогда в Европий (Слайд № 13), увижу Германий (Слайд № 14), Франций (Слайд № 15). Куплю потом маленький фермий (Слайд № 16), актиний (Слайд № 17). разводить буду. Короче порядочным козликом станнум». (Слайд № 18).

Ответ: S; Cr; Ku; B; As; Zr; Ba; Li; Bi; Pt; Md; Sc; Rb; Po; Tb; No; Eu; Ge; Fr; Fm; Ac; Sn. (Слайд №19)

Подведение итогов.

2. Литературный. (Слайд № 20)

(Слайд № 21) « Не могу представить себе химика,

незнакомого с высотами поэзии,

с картинами живописи, с хорошей музыкой.

Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области».

А.Е.Арбузов

Ведущий: О каком физическом или химическом явлении идет речь? Каждая команда получает лист с заданиями, за каждый правильный ответ 1 балл.

Время работы - 3 мин.

№ п/п

Литературное произведение


Ответ

1.


Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвясь и играя,

Грохочет в небе голубом.

(Ф.Тютчев "Весенняя гроза") (слайд № 22)

А. Физическое явление

Б. Химическое явление


2.


Мой костер в тумане светит:

Искры гаснут на лету:

(Я.Полянский "Песни цыганки") (слайд № 23)

А. Физическое явление

Б. Химическое явление

3.

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

(А.Пушкин "Сказка о царе Султане") (слайд № 24)

А. Физическое явление

Б. Химическое явление

4.

Вот уже вечер. Роса блестит на крапиве.

Я стою у дороги, прислонившись к иве.

От луны свет большой прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья вдалеке я слышу.

(С.А. Есенин «Вот уже вечер. Роса»). (слайд № 25)

А. Физическое явление

Б. Химическое явление

5.

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно.

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»). (слайд № 26)

А. Физическое явление

Б. Химическое явление

6.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

(Ф.И. Тютчев «Весенние воды»). (слайд № 27)


А. Физическое явление

Б. Химическое явление

7.

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

(А.С. Пушкин «К морю»). (слайд № 28)

А. Физическое явление

Б. Химическое явление

После конкурса проводятся предварительные итоги.

3. Галерея русских химиков. (Слайд № 29)

(Слайд № 30) «Овладевай всей широтой человеческих знаний,

не замыкаясь в одной узкой специальности».

Н.Д. Зелинский.

Ведущий: Уважаемые участники турнира! Конкурс проходит в форме аукциона. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда – 10, при условии, что по первой же подсказке называет имя ученого-химика. При использовании второй подсказки – 9 баллов, и так далее до 0.

(Слайд № 31) Михаил Васильевич Ломоносов (для 1 команды)

10 баллов. Этот российский ученый родился 8(19) ноября в д.Денисовка в семье помора.

9 баллов. В 19 лет ушел учиться.

8 баллов. С 1731 года учится в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии.

7 баллов. По его инициативе основан Московский университет (1755).

6 баллов. Развил атомно-молекулярное учение.

5 баллов. Демонстрация портрета.

4 балла. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири.

3 балла. Автор трудов по русской истории, крупнейший русский поэт – просветитель. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания.


2 балла. Возродил искусство мозаики, создал с учениками мозаичные картины.

1 балл. Член академии художеств.

(Слайд № 32) Дмитрий Иванович Менделеев (для 2 команды)

10 баллов. Он родился 8 февраля в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и был семнадцатым ребенком в семье.

9 баллов. Он с полным правом может считаться отцом химизации отечественной промышленности и сельского хозяйства. На основании детального изучения сырьевой топливной базы России он опубликовал ряд химико - экономических исследований и статей о необходимости подъема отечественной каменноугольной и нефтяной промышленности.

8 баллов. Работая в Германии, он провел свои замечательные исследования капиллярности, расширения жидкостей и температуры «абсолютного кипения». Он впервые установил существование критической температуры кипения жидкостей, что оказало огромное влияние на развитие представлений о газах и жидкостях.

7 баллов. Этот ученый проводил многочисленные исследования по сжимаемости газов, по сопротивлению жидкостей, изучал растворы, занимался метеорологией и вопросами воздухоплавания. В связи с последними работами и желая исследовать верхние слои атмосферы, он в 1887 году один, без пилота, поднялся на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения. (Слайд № 33)

6 баллов. Этот ученый принимал активное участие в издании “Энциклопедического словаря” Брокгауза и Эфрона, редактируя в нем химико-технологический и промышленный разделы и выступая в качестве автора ряда статей.

5 баллов. Демонстрация портрета.

4 балла. В 1865 году им была защищена диссертация на тему “О соединении спирта с водой”.

3 балла. В своем труде “Основы химии” он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент здания современной химической науки.

2 балла. Его знаменитый закон гласит: “Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомной массы элементов”.


1 балл. Демонстрация таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».

После конкурса проводятся предварительные итоги.

4. Игра со зрителями. (Слайд № 34)

Ведущий: Проверим знания и у остальных жителей нашей страны. Сейчас мы с вами будем разгадывать химические загадки. Учащиеся заработавшие баллы в этой игре могут отдать команде, за которую он болеет.


  1. Нахожусь, друзья, везде (Слайд №35)

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук:

Нет меня - огонь потух. (Кислород)



Я блестящий, светло-серый,

Образую хлорофилл,

И меня фотограф первый

Очень поджигать любил! (Магний)



Я – металл незаменимый, (Слайд № 36)

Очень летчиком любимый,

Легкий, электропроводный,

А характер – переходный. (Алюминий)

4.

Меня любит человек!

Мною назван целый век

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша1 (Медь)

5.

Я светоносный элемент. (Слайд № 37)

Я спички вам зажгу в момент.

Сожгут меня - и под водой

Оксид мой статен кислотой. (Фосфор)

6.

Предупреждаю вас заранее:

Я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мной дышат. (Азот)

После игры со зрителями подводятся предварительные итоги

4. Металлы. (Слайд № 38)

(Слайд № 39) «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются

перед очами нашими успехи ее прилежания».

М.В.Ломоносов

Ведущий: Каждой команде будет задано 3 вопроса и предложены варианты ответов. Нужно выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ 1 балл.


Вопросы 1-й команде: (Слайд № 40)

1. Какой из металлов режется ножом, плавает в воде, вспыхивает на ней с взрывом и горит?

А) литий

Б) натрий

В) калий

2. Известный "автомобильный король" Форд сказал "Если бы не было …, не было бы автомобиля". О каком металле идет речь?

А) железо

Б) цинк

В) ванадий

3. Какой металл человек стал обрабатывать первым? (Слайд № 41)

А) золото

Б) медь

В) железо

4. Какой металл называют "металлом хирургов"?

А) тантал

Б) серебро

В) ванадий

5. Какой металл пришел на смену меди? (Слайд № 42)

А) золото

Б) алюминий

В) железо

6. Какой самый тугоплавкий металл?

А) железо

Б) вольфрам

В) ванадий

После конкурса подводятся предварительные итоги.

5. Неметаллы. (Слайд № 43)

(Слайд № 44) «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются

перед очами нашими успехи её прилежания».

М.В. Ломоносов

Ведущий: Каждой команде будет задано 3 вопроса и предложены варианты ответов. Нужно выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ 1 балл.

(Слайд № 45)

1.Название какого неметалла связано с именем богини Луны в греческой мифологии?

А) астат; Б) фтор; В) селен

2. Какой неметалл алхимики называли «желчью бога Вулкана»?

А) мышьяк; Б) сера; В) йод

(Слайд № 46)

3. У какого неметалла название полностью совпадает с фамилией знаменитого ученого?

А) Берклий; Б) Н.Бор; В) В.Эрбий

4. Какой неметалл получил свое название в связи с неприятным запахом его паров?

А) хлор; Б) йод; В) бром

(Слайд № 47)


5. Какой неметалл регулирует процессы возбуждения и торможения нервной системы?

А) хлор; Б) фтор; В) бром

6. Какой неметалл придает твердость и белизну зубной эмали?

А) хлор; Б) фтор; В) бром

После конкурса подводятся предварительные итоги.

Химическая пауза. (Слайд № 48)

«Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю».

Конфуций

Ведущий: а я покажу пока свое волшебство. Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем своё фотоателье. Я могу моментально получить ваше фото, без фотоаппарата (приглашает зрителя).

Вот на этот чистый лист посмотри внимательно

Веселее улыбнись – это обязательно.

Этот снимок проявить мы сумеем запросто:

Листик сбрызнем чуть-чуть из пульверизатора.

Опыт «Образ нерукотворный»

На листе ватмана заранее делается рисунок (рожица) спиртовым раствором фенолфталеина. В пульверизаторе находится концентрированный раствор карбоната натрия (Na2CO3), при смачивании которым на листе бумаги появляется малиновый рисунок, изображающий рожицу.

Ведущий: А мы отправляемся дальше.

6. Ребус. (Слайд № 49)

Ведущий: Прежде чем отправиться дальше послушайте индусскую притчу, которую любил рассказывать известный русский режиссер К.С. Станиславский. «Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил ни капли. “Ты слышал крики, выстрелы?” - спросил его магараджа. «Ты видел, как тебя пугали?» «Нет, Повелитель, я смотрел на молоко».


Не слышать и не видеть ничего постороннего, вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Теперь проверим, насколько внимательны вы. Каждая команда получает ребусы. В течении 5 минут вам необходимо их решить. За временем будет следить один из членов жюри.

Химическая пауза. (Слайд № 50)

«Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю».

Конфуций

Ведущий: Вот еще одно развлечение: я продемонстрирую вам несгораемый платок

Опыт «Несгораемый платок»

Носовой платок из х/б ткани помещаем в воду, потом отжимаем так, чтобы он был достаточно влажным, и смачиваем этиловым спиртом. Держа платок тигельными щипцами, поджигаем его.

После химической паузы проверяется правильность отгадывания ребусов. (Слайд № 51-52)

После химической паузы подводятся итоги конкурса «Ребус».


  1. Жизнь моя в опасности без правил безопасности.

(Слайд №53)

Ведущий: Как известно, что успех в выполнении лабораторной или практической работ зависит от соблюдения правил техники безопасности в кабинете химии. И в лаборатории, и в повседневной жизни возможны случаи поражения организма едкими веществами. Каждый из нас должны знать правила ТБ в химическом кабинете и оказания первой медицинской помощи пострадавшему. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы 1-й команде: (Слайд № 54)

  1. Что нужно сделать в случае ожога щелочами?

(Промыть водой и нейтрализовать 1 - 2%-м раствором уксусной кислоты)

(Слайд № 55)

  1. Что вы предпримете, если на кожу попала кислота из автомобильной батареи?

(Пораженное место вытереть сухой тряпкой, промыть проточной водой и нейтрализовать 1 - 3%-ным раствором соды)


Вопросы 2-й команде:

(Слайд № 56)

1.Какие средства индивидуальной защиты следует применять при работе с кислотами и щелочами?

(Халат, очки, перчатки)

(Слайд № 57)

2. Что вы предпримете, если в глаз попал концентрированный уксус?

(глаз промыть струей холодной воды)
После конкурса подводятся предварительные итоги.


  1. Черный конверт. (Слайд № 58)

Ведущий: И сейчас предложим последнее испытание. Каждая команда получает черный конверт. В этом конверте записки и буквы. Вам необходимо прочитать записку и из букв составить ответ. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее.

(Слайд № 59)

1.СЛИКОДОР - без этого элемента не проживете и десяти минут. (кислород)

(Слайд № 60)

2. ОРРЕБЕС – блестит, а не золото. (серебро)

Жюри подводит итоги.

Ведущий: А сейчас я попрошу членов жюри огласить результаты. Подводятся итоги конкурса, вручаются грамоты победителям, активным болельщикам.

Ведущий: Знаем мы, что встреча ваша - лишь игра,

И расставаться нам пришла пора.

Будете с улыбкой вспоминать

Как пытались баллы добывать.

Но не важен в баллах результат,

Дружба побеждает - это факт.

А находчивость по жизни вас ведет,

Знатокам всегда, везде везет!

(Слайд № 61) Спасибо за внимание!