zabika.ru 1

МОУ « Конёвская СОШ № 25» г. Балахна.


Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию для начальной школы.

( с презентацией)

Учителя начальных классов:

Вагина Татьяна Викторовна,

Пахомова Надежда Николаевна,

учителя I категории.

март 2010 года.

Внеклассное мероприятие с презентацией.

2-3 классы.

«Давайте дружить с природой.»

Цели: воспитание любви к природе, своему краю и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Ход праздника.

Сцена празднично украшена. Дети стоят на сцене.

Ведущий:- Дорогие друзья! Скоро лето! Мы часто будем общаться с природой.

- Поднимите руки, кто любит лес, кто любит бывать в лесу, кто любит наблюдать за жизнью леса?

- Мы пригласили вас на наше мероприятие, которое называется « Давайте дружить с природой».

(слайд 1)
Уч.1 Ест просто храм,

Есть храм науки.

Уч.2 А есть ещё природы храм-

С лесами , тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Уч.3. Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь

Уч.4. Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.
Алёнушка: Смотри братец Иванушка,

В избе светлым – светло.

Какой денёк хороший-

Солнечно, тепло.

Берём с собою по лукошку-

И скорее в путь – дорожку,

За ягодами, за грибами.
Уч. 1. Потом тропинкою лесною

Они свернули в лес.

Уч.2 Туда, где сосны рослые

касаются небес.

Уч.3. Где сказки шепчут ели,

Берёзы и дубы.

Уч.4. Где ягоды поспели,

И выросли грибы.
Алёнушка: Здравствуй, лес!

Иванушка: Дремучий лес!


Полный сказок и чудес.

Алёнушка: Ты о чём шумишь листвою,

Ночью тёмной , грозовою?

Иванушка: Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Алёнушка: Кто в глуши твоей таится ?

Что за зверь? Какая птица?

Иванушка: Всё открой, не утаи.

Оба: Ты же видишь, мы свои!

Алёнушка: Нет ничего милее

Бродить и думать здесь

Излечит , обогреет,

Накормит русский лес.

Иванушка: Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног.

А если я устану,

Присяду на пенёк.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность , лес шумит.

Лесовичок: А, гостюшки пожаловали! Покоя от вас нет. То по грибы, то по ягоды. Ладно бы только за этим, так ведь и намусорят везде, банки – склянки после себя накидают, деревья, кусты пообломают. Хватит баловать , не пущу!

Алёнушка: Да, что ты, Лесовик! Видно , путаешь нас с кем-то! Нет у нас злых целей лес портить! Мы сюда пришли , чтобы полюбоваться красотой леса, послушать голоса птиц и немного грибов набрать.

Лесовик: А не обманываете?

Дети: Нет.

Лесовик: А вот я сейчас проверю. Отгадаете мои загадки , значит любите природу. Вот тогда я вас

в лес пущу.


  1. Есть у ребят зелёный друг

Весёлый друг , хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.
Дети: лес.

2.И на горке , и под горкой

Под берёзой и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

Дети: Грибы.


  1. Ягоду малину, мёд люблю,

Зимой в берлоге крепко сплю.
Дети: Медведь.
4.В этот гладкий коробочек

Бронзового цвета,

Спрятан маленький дубочек

Будущего лета.
Дети: Жёлудь.

5. На поляне возле ёлок.


Дом построен из иголок

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.
Дети: муравейник.
6. Наткёт, наплетёт, сядет и добычи ждёт.
Дети : Паук.
7. Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

Дети: Дятел.

Лесовик: Вижу и впрямь я ошибся. Смело входите в лес. Посмотрите, как он красив!
Ученик: Дружно за руки возьмёмся,

В лес зелёный мы пойдём.

По полянке мы пройдёмся,

Песню весело споём.
Нагибайся, погляди-ка,

Что краснеет под кустом?

Ты не прячься, земляника,

Всё равно тебя найдём.
Комары звенят над нами,

Комары кусают в лоб.

Мы воюем с комарами,

Мы в ладоши – хлоп, хлоп , хлоп.
Песня- марш.
Ведущий: Шумит зелёный лес,

Красивый и могучий

Верхушки сосен задевают тучи.

Мечты красивые он навевает,

И что-то мне напоминает.
- Ребята, а что можно услышать в лесу?

- А что вы себе представляете, когда слушаете завораживающий шум листвы и ветвей ?
Дети:

- Я уверен, что деревья разговаривают друг с другом.

- А я думаю, что они хотят рассказать нам свои тайны, всё то, что они видели и слышали. Только язык у них свой, таинственный.

- А мне кажется, это шумит большой зелёный океан.

- Мне всегда кажется, что я слышу задумчивую мелодию песни.

- А я уверена, что деревья говорят о том, что они обижаются за многое на нас , людей.
Ведущий: В лес ходят и хорошие люди и плохие. Вот послушайте, как бывает.
Ученик: ветром дерево качало,

Ветром дерево сломало.

Ранка на его стволе,

И макушка на земле.

Кто же дереву поможет?

Ветер? Он помочь не сможет.

Видишь? Саша подошёл,

Приподнял немного ствол,

И заботливо потом,

Обвязал его бинтом.

Ствол поправился почти,


Будет деревце расти.
Ученик: Хозяйка –белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том каждый стук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес

Противный тип

Пришёл с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал.

Зажал под мышкой ветки,

Нашёл один орех - сорвал,

Сорвал второй и третий.

Отбросил куст

И, как медведь,

Пошёл себе довольный.

А бедной белке и смотреть

На это было больно.
Ведущий: Лес – это дом для зверей. В каждом доме есть хозяин.

- Кто хозяин леса?

Дети: Медведь. (слайд 2)

Ведущий: Здесь в лесу медведь живёт

Ест малину, любит мёд.

Бродит по лесной дороге,

А зимою спит в берлоге.
- Кто ещё живёт в лесу?

Ученики: 1.

2.

3.

4.

5.
Ведущий: Человек в природе гость, не хозяин. Поэтому мы должны выполнять правила поведения в природе.

Правило 1 : Не убивайте животных!

Ведущий: Лес – дом не только для зверей. Лес – дом для птиц, насекомых, цветов,

растений. В любое время года в лесу можно услышать птичьи голоса.

Особенно их много весной., когда возвращаются на родину перелётные птицы.

Они ремонтируют свои старые гнёзда, или строят новые, откладывают яйца, высиживают птенцов.

- Почему в лесу нельзя шуметь?

- Какие птицы прилетают к нам весной?

- А вот некоторые из них. (слайд3)

Зяблик прилетает к нам в первой половине апреля. Вот на самой верхушке высокого дерева чернеется птичка. Вот птичка вспорхнула и издала нежное негромкое «июию». Не пройдёт и 2-3 дней как зазвучит красивая задорная песенка повсюду. Зяблики строят искусные гнёзда. Гнездо похоже на чашечку и сделано из меха, травинок, лёгких стебельков. Снаружи гнездо покрыто листочками.


Малиновка. У этой птички два имени: малиновка и зарянка. Малиновкой её прозвали за яркую жёлто-красную грудку и за то, что она часто гнездится в зарослях малины. Второе имя – зарянка тоже очень подходит птичке. Именно на вечерней и утренней заре, когда солнце уже село или ещё не взошло, особенно громко слышится её звонкая трель.

Горихвостка. Увидеть горихвостку не трудно. Да и она особо не прячется, сидит у всех на виду и распевает свою простенькую, чуть грустную песенку. Где-то среди кустов вдруг вспыхнет «огонёк» - это ярко – рыжий хвостик горихвостки.

Соловей. В середине мая, когда появятся берёзовые листочки – зазвучит соловьиная песня. В народе говорят:,- «Соловей запоёт, когда сможет напиться с берёзового листа». Прилетают соловьи весной и всегда ночью и тут же сообщают о своём прилёте. Поёт соловей долго , ночи напролёт, редко поёт днём. Птенцы вылупляются голые и слепые. А во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнездо, а соловей перестаёт петь.

- Птицы вьют гнёзда в разных местах: одни высоко в ветвях дерева, другие – в кустах, третьи в высокой траве, четвёртые на берегах лесных речек. Поэтому, приходя в лес, надо быть осторожным, ходить только по лесным дорогам и тропинкам.

- Как надо вести себя, если нашли гнездо?

Правило 2: Не разоряйте птичьи гнёзда! (слайд 4)
Уч.: стих . «Пеночка». Владимир Орлов.

Средь листвы

В местечке затаённом,

На ветвях высокого ствола,

Под прохладным пологом зелёным

Пеночка гнездо себе свила.

Рассыпают радостные трели

Звонкие пернатые певцы

А в гнезде, как будто в колыбели,

Дремлют желторотые птенцы.
Ведущий: как приятно посидеть на лесной полянке, полюбоваться цветами, почувствовать их неповторимый аромат. Цветы, выросшие на поляне находятся у себя дома. К ним прилетают бабочки, шмели, пчёлы, которые питаются нектаром и опыляют цветы.

- можно ли сорвать цветы, только для того, чтобы полюбоваться ими?

-А что произойдёт, если мы всё же сорвём цветок?
Стих. Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.
А где же брать цветы для букетов?

Правило 3. Люди! Не рвите лесные цветы, любуйтесь ими в природе! (слайд 5)
Ведущий: Все мы ходим в лес за ягодами, за грибами. И ежегодно бывают случаи, когда человек по незнанию собирает не те грибы. А их в лесу очень много.

- назовите съедобные грибы. (слайд 6)
Игра: «Доскажи словечко».

Что за жёлтые воронки,

Скромно так стоят в сторонке.

Выросли в траве сестрички.

Их зовёт народ ……….( лисички).
В пышной юбке , в модной шляпке,

Будто иностранка.

Ядовитая такая

Бледная …….(поганка).
Летним дождиком трава

Средь кустов примята.

Будто в масле все блестят

Шляпками ……..(маслята).
Осенью на пнях растут,

Их найдёшь немало тут.

Очень дружные ребята,

Тонконогие …….(опята).
Они растут в лесах сосновых,

Их много: жёлтых и бордовых,

Есть серые, зеленоватые,

Всегда расцветками богатые.

Мы срежем их ножом без спешки.

Красивы очень ………( сыроежки).
Написали про грибы

Много разных книжек.

А вот этот рыжий гриб

Зовут по цвету …….( рыжик).
Ведущий: собирайте грибы только те, которые знаете, чтобы не случилось с вами беды.(слайд 7)

А вы знаете как правильно собирать грибы?

Правило 4 .Не вырывай грибы, а срезай их ножом, не разрушай грибницу! (слайд 8)
Ведущий: Ребята, а вы знаете какой самый страшный враг у природы?

От пожара гибнет лес, звери, птицы, насекомые. Огонь не щадит никого и ничего. Огонь может вспыхнуть от брошенной спички, брошенного окурка, непотушенного костра, даже от стеклянной бутылки, брошенной грибниками или ягодниками.


Правило 5. Друзья, не разводите костры в лесу, если в этом нет необходимости.

(слайд 9).
Красная книга.( слайд 10 – 14).
Стихи: - будем лес любить, оберегать.

Будем взрослым в этом деле помогать.

Беречь леса, поля и реки,

Чтобы сохранилось всё навеки.
Лес- не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей Родины.

Все деревья в нём, ягоды,травы,

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята,

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой,

А уж сколько орехов и ягод,

Так пожалуй считать не сочтёшь,

Свято помни, что лес – наша радость.

Вместе с лесом и сам ты растёшь.

.