zabika.ru 1

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы.


1. В каком из своих стихотворений Бунин обращается к теме «слова», призывает «беречь» «наш дар бессмертный - речь»?

2. Какое влияние оказали на художественное творчество Бунина детские и отроческие годы, проведенные им на хуторе Бутырки, в поместье отца? Что вынес он от общения с простыми людьми, от слушания легенд и преданий? Что пишет об этом сам писатель в «Автобиографических заметках»?

3. Что Вы знаете о переводческой деятельности Бунина? За какие переводческие работы и свои собственные произведения Бунин был награжден Пушкинской премией?

4. Каковы характерные особенности поэтического языка Бунина в стихотворении «Листопад»? Можно ли характеризовать стиль Бунина как живописно-описательный? Если - «да», то покажите это на примере поэзии и прозы Бунина.

5.Раскройте философскую основу стихотворения «Петух на церковном кресте». Сопоставьте бунинское стихотворение со стихотворением И.В.Гете «Горные вершины» в переводе М.Лермонтова. Какие у Вас рождаются аналогии (если «да» -проиллюстрируйте мысль).

6. Какова нравственно-этическая позиция Бунина в стихотворении «Ритм», в рассказе «Роза Иерихона»?

7.Что Вы можете сказать о звуковой стороне, мелодичности стихотворений Бунина, о создании им зрительных образов?

8. Какие произведения Бунина о жизни русской деревни, дворянства Вы читали. Можно ли трактовать повесть «Деревня», рассказ «Захар Воробьев» как драматические раздумья писателя-гуманиста о судьбе русского народа, о русском национальном характере? Какие светлые и темные, часто трагические стороны раскрывает Бунин в персонажах «Деревни»? Проиллюстрируйте свой ответ ссылками на тексты.

9. Что положено в основу сюжетного построения повести «Деревня»? Какова композиция повести? Что придает повести идейно-художественную целостность? Какие главы содержат ретроспекцию, прослеживают родословную братьев Красовых? Как развивается событийный план в каждой из трех глав повести? Вычлените традиционные сюжетные элементы в повести. Можно ли трактовать как кульминацию и одновременно развязку свадьбу Молодой и Дениски в третьей главе?


10. Какой прием использует автор «Деревни», чтобы широко охватить русскую действительность начала века?

11. В повести «Деревня» встречается выражение «пестрая душа», дайте истолкование этого понятия. Как Вы понимаете прием «двойного изображения» характеров, используемый Буниным? К какому выводу приходит Тихон Красов в финале повести? Какой символический характер несет его рассказ о платке заграничном, «истасканным наизнанку» немой стряпухой?

12. Как отразилось бунинское увлечение буддизмом в рассказе «Братья»? Как Вы понимаете смысл названия рассказа и эпиграф к нему? Дайте истолкование буддийской легенды о Слоне и вороне, вписанной в текст рассказа «Братья». В чьи уста вложено самоосуждение человека «в мире бывания»?

13. Напишите рецензию на рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско».

14. Напишите курсовую работу на тему «Роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева». Проблематика, поэтика.

15. Напишите реферат на тему: «Поэтика фольклора в произведениях И.А.Бунина».

Семинар по творчеству И.А.Бунина.

Рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник». Тема, идея, изобразительно-выразительные средства языка. Рассказ в русле идейно-эстетических исканий литературной эпохи. Обратите при этом внимание на следующие вопросы:

1. В цикл каких рассказов И.А.Бунина вошел рассказ «Чистый понедельник»?

Когда был создан цикл «Темные аллеи»? Смысл названия книги «Темные аллеи», в чем он, на Ваш взгляд?

2. Прокомментируйте название книги «Темные аллеи». Сопоставьте сюжет стихотворения Н.Огарева «Темные аллеи» и общую модель бунинского цикла «Темные аллеи» (рассказы «Руся», «В Париже», «Галя Ганская», «Чистый понедельник» - по выбору). Постройте ассоциативный ряд поэтических образов, музыкальных и живописных иллюстраций к этому циклу. Согласны ли Вы с оценкой литературоведа Ю.В.Мальцева: «Многие критики совершенно неправильно понимают заглавие сборника «Темные аллеи». «Темные» - здесь вовсе не значит «тенистые», это темные, мрачные и жуткие, запутанные лабиринты любви, сам Бунин говорит: «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». Любовь, как и смерть, дает освобождение от пут индивидуальности». (Ю.В.Мальцев. Иван Бунин. - М., 1994, с. 336).


3. Что является основным предметом изображения в рассказе «Чистый понедельник»? Что придает рассказу тематическую целостность? Можете ли Вы утверждать, что наряду с главной темой в рассказе много частных тем, какова их соотнесенность?

4. В исследованиях о творчестве Бунина подчеркивается, что в рассказе «Чистый понедельник» уместились художественные и философские искания серебряного века русской литературы, мысли и чувства человека того времени, что камерность и интимность любовной темы и сюжета не противоречат эпическому звучанию произведения.

5. Что Вы можете сказать о композиционном построении, сюжетном начертании рассказа? В чем, на Ваш взгляд, смысловая нагрузка композиционного построения? Выразите свое отношение к оценке рассказа, его сюжетного начертания ученым Мальцевым Ю.В.: «Быстротечность жизни и бессилие человека перед судьбой подчеркивается фрагментарной отрывочностью сюжетного начертания, набросанного как бы пунктиром»

6. Рассказ насыщен цитатами, реминисценциями аллюзиями, образами, придающими ему, несмотря на камерность темы любви, широкое звучание. В нем много фактов, свидетельств, характеризующих бытовую, культурную, социальную жизнь эпохи, Выпишите их из текста, расшифруйте их. Какова, на Ваш взгляд, их функция в тексте?

7. В чем, на Ваш взгляд, оправданность реминисценций из древнерусской повести - «Повести о Петре и Февронии»? Можно ли рассматривать «Чистый понедельник» как своеобразный парафраз «Повести о Петре и Февронии».

8. Что Вы можете сказать о стиле писателя, как в рассказе проявилось тяготение Бунина к художественному синтезу, соединению живописности с музыкальностью, провозглашенному символистами характерной чертой серебряного века?

В чем Вы усматриваете функцию пейзажных зарисовок в рассказе?

9. В тексте рассказа детально описывается внешность героини. Найдите повторяющиеся детали портрета (эпитеты, сравнения, метафоры). Какие признаки доминируют? Выпишите из текста строки с семантическим компонентом «загадочный», «странный». Какую роль они играют в создании облика героини?


10. В исследовании «Лингвистический анализ рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» профессор Н.А.Николина отмечает: «И герой, и героиня оказываются над бездной и ищут цельности и преодоления раздвоенности: герой - в «муке» и «счастии» земной любви, героиня в отказе от страстей и в обращении к вечному».

Согласны ли Вы с мнением ученого? Аргументируйте свой ответ.

11. Какую роль играет в рассказе толстовская цитата, приведенная героиней: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь – ничего нету (...) Это так Платон Каратаев говорит Пьеру». Побуждает ли Вас эта цитата вспомнить мысль Пьера: «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания Божества. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».

Тематика докладов, рефератов, сообщений, курсовых работ

1. Жизненный, творческий путь И.А.Бунина.

2. Рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник» в русле идейно-эстетических исканий писателя.

3. Философская проблематика и художественное своеобразие рассказа И.А. Бунина «Братья».

4. Любовь, красота, память в прозе И.А.Бунина {рекомендуются – роман «Жизнь Арсеньева», рассказы из цикла «Темные аллеи» (по выбору).

5. Проблематика, поэтика повести И.А.Бунина «Деревня».

Литература

1.Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 тт. - М.,1966.

2. Михайлов О. Н. Жизнь Бунина. Лишь слову жизнь дана. - М., 2002.

3. Карпов И.П. Автор и герой на rendez-vous II Уроки русской словесности. -М.: Владос. 2000. С. 149-160

4. Кузнецова Г. Грасский дневник. - М., 1995.

5. Лавров В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции (1920 - 1953) - М., 1989.

6. Минералова И.Г. Поэтический портрет эпохи. Слово, краски, звуки (стиль Бунина) // Уроки русской словесности. - М., 2000 С. 102-119.; 129-145.


Т.Сигов В.К. Народный характер и судьба России в творчестве И.А.Бунина //

И.А. Бунин и русская литература XX века. - М.: Наследие. 1995. С. 100-108 Теория литературы:

1 .Лихачев Д.С. Внутренний мир художествен7ного произведения // Вопросы литературы. 1968. №8.

2. Палиевский П.В. Художественное произведение // Палиевский П.В. Литература и теория. - М. 1983.

Методические рекомендации.

При выполнении заданий по творчеству Бунина обратите внимание на стиль писателя, на богатство его языка в образном и звуковом отношении, на создание им зрительных образов. Бунин - тонкий психолог, лирик, непревзойденный мастер стиля. Он умело строит сюжет, совмещая разные временные пласты, прибегая к легендам, притчам, используя поэтику фольклора, пословицы, поговорки, прибегая к реминисценциям, цитированию. Так, при анализе повести «Деревня» подумайте, какой композиционный способ находит писатель для совмещения двух временных пластов, как это позволяет писателю в исследовании национального характера, сознания человека. Обратите внимание на прием «двойного изображения» характеров, используемый писателем.

Рассказ «Чистый понедельник» насыщен цитатами, реминисценциями из произведений древнерусской литературы, литературы 19 века, в нем упоминаются имена художников, названия церквей, монастырей, театров. Проведите подробное наблюдение над языком рассказа, над речью повествователя, персонажей. Какие слова и выражения Вы считаете наиболее выразительными? Как Вы объясните использование цитат, реминисценций, вставных легенд, как, например, буддийской легенды о Слоне и Вороне в повести «Братья», притчи об «изношенном наизнанку» шелковом платке в повести «Деревня», использование ярких изобразительно-выразительных средств языка. Подумайте, какую роль они играют для раскрытия основных мыслей писателя?