zabika.ru 1

ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ РОЛЬ И МЕСТО В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Международным гуманитарным правом (Женевские конвенции защиты жертв войны 1949г.) гражданская оборона определяется как выполнение гуманитарных задач, направленных на защиту гражданского населения и помощь ему в устранении последствий военных действий или стихийных бедствий, создание условий для его выживания.

В РФ правовые и организационные основы ГО регламентируются Федеральным законом «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. №28-ФЗ, в соответствии с которым гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

С принятием в новой редакции Концепции национальной безопасности РФ сфера деятельности ГО получила официальное признание в качестве важнейшей составляющей национальных интересов России.

В Концепции национальной безопасности РФ сформулированы единые подходы к определению национальных интересов, опасностей и угроз, формам и способам защиты от них. Определены важнейшие направления государственной политики в сфере безопасности. Концепция является политической и идеологической основной для формирования политики и стратегии государства в различных сферах безопасности: экономической, внутриполитической, социальной, духовной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

В обеспечении национальной безопасности страны, в том числе и военной безопасности, важную роль играет МЧС России.

В настоящее время возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Отсюда серьезные задачи возникают в области ГО. Настало время в корне изменить отношение в центре и на местах к ее мероприятиям, изменить формы и методы их подготовки и реализации. Не случайно в Концепции национальной безопасности РФ содержится требование о необходимости нового подхода к организации и ведению ГО на территории страны.


За последние годы в области ГО у нас сделано немало:


  1. Повысилась боеготовность войск ГО.

  2. Интенсивно формируется новая система Российского законодательства в области ГО. Впервые в истории государства вышел Федеральный закон «О гражданской обороне». Ряд важных постановлений приняло Правительство РФ: «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» (19.09.98 г. №1115- ДСП), «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» (3.10.98 г. №1149), «О гражданских организациях гражданской обороны» (10.06.99 г. №620), «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников) специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» (10.07.99 г. №782), «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне (16.03.00 г. №227), «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны (2.11.00 г. №841) и др.

На основе федерального законодательства в области ГО в настоящее время интенсивно разрабатываются и принимаются нормативно-правовые акты в субъектах РФ. Так, в Воронежской области приняты следующие постановления Администрации области: «Об эвакуационной комиссии Воронежской области» (12.01.00 г. №22-ДСП), «О создании служб гражданской обороны области» (19.04.00 г. №359), «Об основных направлениях деятельности по устойчивому функционированию организаций в особый период» (27.04.00 г.№390), «О планировании мероприятий гражданской обороны области (26.06.00 г. №598), «О подготовке населения и гражданских организаций гражданской обороны» (13.07.00 г. №646), «Об определении перечня организаций, которые создают гражданские организации гражданской обороны» (30.08.00 г. №811), « О порядке оповещения и информирования населения Воронежской области »(8.12.00 г. №1185) и др.

3. Сделаны практические шаги по сохранению существующего материально-технического фонда и имущества ГО. Однако следует констатировать, что в силу объективных причин на сегодняшний день часть потенциала ГО потеряна.

В целом в настоящее время мы еще не можем сказать, что имеем систему ГО, адекватную возможным военным угрозам и опасностям.


В свете новой Концепции национальной безопасности РФ в настоящее время разрабатывается концепция дальнейшего развития и совершенствования ГО.

Установочными для ГО РФ являются изложенные в Концепции национальной безопасности задачи Вооруженным Силам по обеспечению боевым составом мирного времени надежной защиты страны от воздушного нападения, по отражению совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами управления агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также по стратегическому развертыванию сил для решения задач в крупномасштабной войне.

Решение оборонных задач всегда требовало и требует консолидированных усилий всех органов власти и всего общества. Соответственно масштабные и сложные задачи ГО могут быть решены только при активном участии всех федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций, трудовых коллективов и всего населения. Конечно, в сложившихся ныне экономических условиях система ГО определенный период вынуждена будет довольствоваться ограниченным финансированием. Пока что в настоящее время, да и в ближайшем будущем, мы не сможем реализовать крупные про программы в области ГО. Поэтому в складывающихся условиях очень важно, во-первых, обеспечивать правильный выбор приоритетов при финансировании и реализации ее мероприятий, а во-вторых, максимально учитывать при разработке и накоплении средств защиты, имущества, материально-технических средств возможность их комплексного использования в мирное и военное время в интересах как ГО, так и социально-экономической сферы.