zabika.ru 1

Жестокое обращение с ребенком в семье: последствия для личностного развития.

Конвенция о правах ребенка призывает государства, подписавшие этот документ, принять необходимые меры законодательного, административного, социального просветительского характера для защиты ребенка от всех форм физического насилия, от отсутствия заботы или небрежного, грубого обращения и эксплуатации со стороны родителей.

Из истории.

Насилие в отношении детей не является спецификой российского образа жизни, а имеет давнюю историю и всеобщее распространение. Подтверждением служит тот факт, что еще в XIX веке в ряде развитых стран мира были созданы общественные благотворительные организации по защите детей от жестокого обращения.


  • в 1875 году в Нью-Йорке открылось «Общество предупреждения жестокого обращения с детьми»;

  • в 1898 году в Германии создан «Союз защиты детей от использования и жестокого обращения», позже переименованный в «Немецкий союз защиты детей»

  • в 1899 году, в Великобритании было открыто «Национальное общество предупреждения жестокого обращения с детьми».

Законы, запрещающие родителям использовать такой метод воспитания:

  • в Голландии закон был принят в 1850 году;

  • во Франции – в 1888 году;

  • в Финляндии – в 1890 году;

  • в Норвегии – в 1935 году;

  • в Швеции – в 1953 году;

  • в Дании – 1968 году;

В современном виде закон определяет меру ответственности родителей за нанесение телесных повреждений ребенку:

  • В Швеции – шесть лет тюрьмы;

  • В Испании – 3 года;

  • На Украине – лишают родительских прав.

  • В США к уголовной ответственности привлекаются родители не только по факту физического наказания ребенка, но и при оставлении его одного дома или отправлении его на улицу в одежде не по сезону.
  • В России за систематическое нанесение побоев несовершеннолетнему родители наказываются лишением свободы до семи лет (статья 117 УК РФ)


Статистика.

По результатам опроса Всероссийского центра общественного мнения, 67 % россиян заявляют от массовости применения физических наказаний детей в семье. От физического насилия ежегодно страдают около 2 млн детей в возрасте до 14 лет, в том числе каждый десятый умирает от побоев. За один 2008 год жертвами насилия в семье стали 126 тыс. детей, в том числе 2330 детей получили тяжкий вред здоровью, а еще 1914 детей погибли. Не выдержав насилия со стороны родителей или опекунов, 25 тысяч детей ежегодно покидают родительский дом в том числе 12500 находятся в федеральном розыске.

Виды жестокого обращения с ребенком в семье:

  • физическое насилие

  • психологическое насилие

  • пренебрежение основными потребностями ребенка, отсутствие заботы о нем;

  • сексуальное совращение.


ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ.

Известно что семейное насилие – явление достаточно закрытое от внимания общества: по экспертным оценкам, лишь 3-5% фактов насилия над детьми фиксируется и попадает в статистику. Вместе с тем, в ретроспективе последних лет прослеживается рост жестокого обращения с детьми в семьях. Наблюдается возрастание частоты применения физического наказания к детям со стороны матерей, особенно занятых в негосударственной сфере. Так, по данным Научного центра здоровья РАМН, 90 % женщин, занимающихся бизнесом, признают, что с карьерным ростом чаще стали бить своих детей.

В последние годы судебными органами все активнее применяется наказание родителей в виде ограничения или лишения прав по воспитанию детей. В 2008 году 4500 родителей были ограничены в правах и еще 66 тысяч лишены права воспитывать своих детей.

Последствия физического насилия.

Прежде всего следует определить значимость для ребенка семьи как среды его обитания, выполняющей функцию убежища и защиты от внешней агрессии. При возникновении в других микропространствах ситуаций насилия (в школе, на улице и т.д.) ребенок обращается за помощью и защитой к родителям, которые в силу своего предназначения обеспечивают его безопасность. В случае жестокого обращения в семье, ребенок лишается возможности найти защитников в лице родителей. Поскольку семья живет в режиме закрытости от посторонних глаз, ситуация насилия со стороны родителей может оставаться неизвестной обществу продолжительное время.


Английские психологи, занятые в сфере консультативной помощи семье, составили обобщенный портрет родителей, применяющих физическое насилие к детям: 10 % таких родителей – психически нездоровы; 15 % имеют предрасположенность к криминальному поведению; 75 % как обеспеченных, так и бедных семей издеваются над детьми, так как попадают в различные кризисные ситуации.

Характерные черты детей, переживших физическое насилие:


  • заискивающее поведение;

  • уклонение от физических контактов со взрослыми;

  • жестокость к младшим по возрасту и животным;

  • тревожность;

  • лживость;

  • энурез;

  • отсутствие друзей;

  • демонстративные кражи;

  • нежелани идти домой с прогулки или после школьных занятий.

Дети подросткового возраста, в дополнение к указанным особенностям поведения, приобщаются к алкоголю и наркотикам, бегут из дома, совершают суицидные попытки. Достигнув взрослого состояния, такие дети сами становятся носителями жестокости и, таким образом, тиражируют психологическую деформацию личности в своем окружении.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ.

Эта форма насилия часто применяется родителями из благих побуждений, для достижения более высоких воспитательных результатов. Такие родители предъявляют к ребенку чрезмерные требования, не соответствующие его возрасту и интеллекту; наказывают физической и социальной изоляцией, демонстративным лишением любви («я тебя не люблю», «ты не мой сын» и т.п.) Менее грамотные в воспитательных методах родители идут дальше, применяя публичную критику ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы в его адрес и т.п.

Психологические методы насилия часто применяют родители, не удовлетворенные собственными жизненными достижениями и превращающие ребенка в объект воплощения своих неосуществленных планов (папа мечтал о карьере шахматиста, мама хотела стать певицей и т.п.). Неоправданные ожидания родителей, реализующих свою мечту в ребенке, приводят к психологическому насилию над ним, развитию у него нервно-психологических расстройств, формированию низкой самооценки и образа неудачника.


Характерные черты детей, переживших психологическое насилие:


  • подавленность;

  • агрессивность;

  • депрессия;

  • склонность к уединению;

  • демонстративные суицидальные попытки;

  • некоммуникабельность;

  • чрезмерное заискивание;

  • угодливость;

  • повышенная тревожность;

  • низкая школьная успеваемость,

  • пропуски школьных занятий и т.д..

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕБЕНКА, ОТСУТСТВИЕ ЗАБОТЫ О НЕМ.

Чаще всего такое отношение к детям отмечается в маргинальных семьях алкоголиков, наркоманов и. т.п. Подобное поведение наблюдается также у социально незрелых молодых матерей, не имеющих навыков ухода за ребенком, с неразвитым чувством материнства и ответственности за свое потомство. В ряде случаев такая позиция родителей является следствием бедности, социальных потрясений, стихийных бедствий, невольной участницей которых становится семья.

Непосредственным проявлением такой формы жестокого обращения с ребенком со стороны семьи является отсутствие элементарной заботы о ребенке, которое создает угрозу для его здоровья, жизни, интеллектуального развития. Пренебрежение потребностями ребенка легко фиксируется при визуальном контакте как отсутствие у ребенка сезонной одежды; анемия, вызванная недостатком питания; частые болезни и неиспользование родителями медицинской помощи; гигиеническая запущенность; низкая школьная успеваемость, трудности обучения, частые пропуски школьных занятий; немотивированная ложь; мелкие кражи и т.п. Отсутствие заботы и родительского внимания многократно повышает уровень риска для ребенка стать потенциальной жертвой несчастного случая или неблаговидных целей постороннего взрослого; попасть в криминальную ситуацию; приобщиться к алкоголю, наркотикам и т.п.

Отсутствие заботы о детях чаще всего не рассматривается в обществе как проявление насилия, поэтому такая форма жестокого обращения со стороны родителей попадает в сферу внимания соответствующих органов чаще всего после каких-либо чрезвычайных происшествий с ребенком.


СЕКСУАЛЬНОЕ СОВРАЩЕНИЕ.

Использование и эксплуатация детей, безусловно, признаются осознанными проявлениями насилия. В мире неизвестна ни одна цивилизация, оправдывающая такие действия в отношении детей.

В Конвенции о правах детей этой форме насилия посвящается отдельная 34-я статья, где перечисляются как недопустимые различные способы сексуального использования ребенка в качестве объекта сексуальных действий, а также его эксплуатация в проституции и порнографии.

Неприкосновенность жилища и частной жизни граждан, гарантированные Конституцией РФ, создает реальные трудности выявления сексуальных злоупотреблений взрослых в семье в отношении детей. дополнительная трудность состоит в том, что взрослые члены семьи бросает тень на их репутацию.

Различают несколько типов семей с выраженным риском сексуального насилия в отношении детей:


  1. Неблагополучные семьи с родителями-алкоголиками или наркоманами. В таких семьях практически перестает действовать общечеловеческий запрет на сексуальные отношения с детьми. Именно эти родители также чаще остальных практикуют сексуальную эксплуатацию детей, т.е. использование их в качестве объекта сексуальных услуг для клиентов.

  2. Неполная семья с сожителем матери. Отсутствие кровнородственной связи между ребенком и взрослым мужчиной дает последнему повод для сексуального контакта растления несовершеннолетнего.

  3. Повторнобрачная семья с отчимом (мачехой). Механизм вовлечения в сексуальный контакт аналогичен ситуации в неполной семье.

  4. Конфликтная семья, где отсутствуют доверительные отношения, разрушен эмоциональный контакт между супругами. В такой семье возникает вероятность, что зона сексуального интереса взрослого сместится в сторону ребенка, слабо информированного о нормальных полоролевых установках в семье.
  5. Патриархальная семья с авторитарным типом отношений, традиций физического наказания и жестокого ограничения внебрачных сексуальных контактов для взрослых членов-неродителей. Отсутствие альтернативных возможностей удовлетворения сексуальных потребностей может спровоцировать насильника на инцест, жертвой которого становится ребенок.


В поведение детей – жертв сексуального насилия наблюдаются специфические психофизические расстройства, которые могут сказываться в течение всей последующей жизни. Дети дошкольного и младшего школьного возраста демонстрируют не соответствующее их возрасту сексуализированное поведение: у девочек – в форме сексуального беспокойства, у мальчиков – в форме эротизма, повышенного интереса. С возрастом сексуализированное поведение ребенка приобретает все более определенные черты: демонстрация обнаженного тела, вовлечение других детей в сексуальную игру и т.п. В долговременном проявлении последствия сексуального насилия сказывается на полоролевой самоидентификации ребенка-жертвы:

    • неуверенность в отношениях с противоположным полом,

    • обесценивание супружеских отношений,

    • приемлемость сексуального контакта с человеком своего пола,

    • невозможность позитивных эмоций в сексуальном партнерстве и т.п.

Любая форма насилия в отношении ребенка в семье приводит к искажению его личностной идентификации, к формированию у него чувства отверженности, беспомощности, незащищенности. Дети, пережившие домашнее насилие, склонны к депрессии, суицидальному и самоповреждающму поведению, побегом из дома, наркомании, алкоголизму, агрессии.

Выявление признаков семейного насилия у детей дошкольного возраста строится на фиксации таких поведенческих отклонений:

  • повышенная тревожность и страхи,

  • избегающее поведение,

  • уклонение от физических контактов,

  • агрессия в отношении других детей,

  • стремление вызвать к себе жалость и сочувствие посторонних взрослых и т.п.

Первые признаки, по которым можно заподозрить жестокое обращение с ребенком школьного возраста:

  • нежелание ребенка идти домой после школьных занятий,

  • низкая успеваемость,
  • пропуски занятий без уважительных причин,

  • побеги из дома и т.п.


Внимание школьного педколлекива к таким поведенческим отклонениям позволит своевременно предотвратить насильственные действия в отношении ребенка со стороны взрослых в семье.

Материал подготовлен Федоровой А.Г., заместителем директора по УВР МОУ СОШ №1