zabika.ru 1

Незнакомая знакомая Финляндия


(03.04.10 – 11.04.10)



Особенности национальной (финской) гонки или, внимание, обгон запрещен!

Большой автобус, урча мощным мотором, уверенно повторяет изгибы прямой дороги из аэропорта Kittila в Olos, мерно покачиваясь на мягких рессорах. Едва заметное ускорение неожиданного плавного торможения выводит нас из дремотного оцепенения длинной дороги, мы сидим в первом ряду сразу за водителем перед огромным ветровым стеклом. И вдруг прямо перед нами на дорогу выбегают три оленя, три диких северных оленя, такие светло бежевые с серыми подпалинами, такие дикие и беззащитные, они мчатся во всю силу своих оленьих ног от страшного рокочащего монстра. Один из оленей – однорогий, вместо положенной пары кустистых веточек у него всего одна палочка. Они бегут, смешно раскидывая в стороны ноги, бегут прочь по бесконечной полосе шоссе. Водитель вежливо притормаживает и, нажимая на клаксон, огибает их по встречной полосе. Я даже не успела подумать о фотоаппарате...
...Заяц, как курица, перевалился через сугроб, пересек дорогу, и скрылся в лесу. Это был огромный белый заяц. Такой большой и толстый, что какая же тогда должна быть лиса, чтобы такого зайца слопать? Толстый неторопливый заяц, завораживающе неторопливый. Я даже не успела достать фотоаппарат...



Наследил зайчик…



Да олень ведь такой же в точности…

...Восьмое апреля - день отдыха, т.е. вынужденного безделья..., выходной, одним словом. Удивительное дело, - почему-то сегодня на лыжах ехать не хочется. Прогуляться в магазин (в 7-ми километрах) - пожалуйста, сходить на горку сфотографировать закат - с удовольствием, а на лыжах не хочется.


Два дня Lapponia Hiihto, попросту говоря, вселапландского марафона, позади. Позади первая сотня километров из "пары сотен среди захватывающих дух пейзажей" (фраза из короткого анонса марафона на сайте гонки). Попробую по порядку, итак:
День первый, или, Весна в Лапландиии - это Lapponia Hiihto, белый-белый снег, синее-синее небо, длинная-длинная вереница лыжников на подъеме...

Lapponia Hiihto - 3-дневный марафон в Лапландии, 60+50+80 км.

У нас было так: во вторник 50, в среду 60, четверг - день отдыха, и в пятницу 80 км.

В первый день гонки нас ожидала кольцевая дистанция длиной 60 км, старт и финиш в Olos. Эти 60 км показались цветочками по сравнению в "полтинником" второго дня. Первый старт встретил нас солнышком, мы стартовали на маленьком озере прямо под нашим отелем. На дистанции много кормушек, а еще накануне мы сомневались в том, будут ли нас кормить. Информации на английском языке крайне мало, и что означает фраза "на сервисных точках вы сможете слегка перекусить", перекусить что? свое или общее? Кормушки правильнее было бы назвать поилками, из еды только бананы, изюм и маринованные огурцы?! - почему до сих пор никто не научил финнов огурцы солить?! столько русских девушек так и пропало в Финляндии, не передав это сокровенное знание.

Покатавшись накануне, мы были примерно готовы к пейзажам и рельефу первого дня. Больших сюрпризов он не принес, правда синее небо в первой половине нашего пути здорово добавляло настроения нам и красоты окрестностям. Проехали мимо кафе, в котором накануне пили чай, знакомые места - всегда приятно, особенно на чужбине.



Еще дома мы решили ехать весь марафон вместе, "ну мы и собираемся вместе, - нет, давай совсем вместе, а? Не пойдем к Катанянам…". Короче договорились взять фотоаппарат и ехать в свое удовольствие, не обращая внимание на лыжников, а только отдаваясь на волю окружающих пейзажей. Действительность всегда вносит свои коррективы, то, что получилось в Гренландии, совсем необязательно должно получиться в Лапландии, впрочем, обратное тоже верно. Фотоаппарат мы, не сговариваясь, не взяли, и поехали вместе, только отдаваясь на волю не мирных пейзажей, а беспокойной гонки, дух гонки увлек, заставил бороться. Но ехали вполне слаженно, где-то впереди Бур, где-то я. Ехалось легко и накатисто, пока дело не дошло до заключительного финишного подъема.


Тут надо сказать о геометрии гонки. Если нарисовать на бумаге схему трех дистанций, получится фигура, подобная насекомому с двумя усами - кольцо первого дня и два усика, сросшиеся в некоторой части. При этом все три фигуры имеют общую линию - финишный подъем длиной километра четыре. Я даже не могу сказать, что правильнее, забыть об этом подъеме и ехать всю гонку невзирая на, а здесь как уж получится. Или же наоборот, все время помнить о подвохе и беречь силы для красивого рывка в то время, когда остальные уже сдохли.

Сегодня сценарий был такой, что о подъеме я не думала, и силы иссякли. Бур же не смог совладать со своей нерастраченной энергией и рванул. Я рвануть решительно отказалась, так бы доколупаться. К этому моменту снег совсем раскис, и заключительные предфинишные взлеты пришлось ехать по каше, ножки не топают, ручки не поднимаются. Благо прямо перед финишем есть небольшой спуск с длинным выкатом, успела сопли утереть.
Сюрприз от Lapponia Hiihto – фотосъемка на озере на обратном пути от Jeris к Olos в первый день марафона:

Бур, тем временем, финишировав на 4 минуты раньше меня, бегал за фотиком, но чуть-чуть опоздал к моему финишу. Пришлось мне обратно отбирать номер у финской барышни, пытаясь объяснить ей, что сейчас верну, только сфотографируюсь...

Да, номер тебе присваивают в момент заявки, но дают только перед стартом, а на финише отбирают. Этакий аналог регистрации в стартовом коридоре

Результат первого дня: мое время 3:31, среди женщин я - 16-я. Вечером, сидя в местном ресторанчике, зацепили краем глаза газету с фотографией старта. Через какое-то время нам удалось ее добыть, конечно, мы ее потихоньку стырили, решив, что у финнов она есть, а нам нужнее. Там на чистом финском было написано, что на старт гонки вышло 506 человек. Протоколы мы, к сожалению, прохлопали.



День второй - Обгон запрещен или почему финны по дорогам ездят 80 км/час.
Итак, второй день, вторая дистанция 50 км, мы уезжали на место старта на автобусах и от озера Vuontisjarvi должны были найти дорогу домой в Olos. Еще накануне, разглядывая рельеф предстоящей дистанции, я трепетала. Даже не знаю, что больше приводило меня в трепет - стартовый подъем с перепадом более 300 м или резкий спуск, следующий за ним. Было понятно, что на подъеме мы не растянемся, а спуски здесь бывают довольно жестокие.

Старт дан. Сегодня мы встали чуть ближе к первой линии и на подъеме оказались в неплохой компании (так считаю я, т.к. эта компания позволяла не гнать с самого начала, что я считаю несомненным плюсом для такого длинного подъема в самом начале полтинника). Бур так не считал, но смиренно плелся сзади, впрочем, иногда ворча, но удерживая себя. На энергию, так и нерастраченную вчера, накладывалась сверху сегодняшняя, но я тогда еще не поняла, какая бомба зреет у меня за спиной.

Ничего не скажешь, подъем в этот день впечатлял. Жаль, что мы так и не взяли фотоаппарат: вереница лыжников, вытягивающаяся из леса там внизу и ползущая по склону большой белой сопки, следуя изгибам лыжни, исчезала за перевалом. Сразу за перевалом тот самый спуск, довольно узкий и извилистый и очень жесткий, снег уже разметен в стороны первой сотней/другой. Довольно неприятное сочетание - жесткий фирн с кашей по краям. К счастью, в нашей компании обошлось без падений. Дальше немного равнины и перед следующим подъемом поилка.

Где-то здесь мы и зацепили тот паровоз, который отнял у меня слишком много сил. Костяк его составляли три здоровых мужика, такие розовые финны. Они сначала честно нас обогнали, но, встав впереди, тут же стали тормозить. Мы помаялись и решили их обогнать. Бур рванул и уехал вперед на руках, я рванула, и ничего не произошло. Немного подальше стало чуть шире, и я смогла таки их объехать. Объехать, но не уехать. Тут и крылась наша ошибка, эти дядьки больше с нас не слезли. Этот паровоз, цепляя по дороге вагончики, ехал с нами почти до последней кормушки, когда до финиша уже оставалось километров пять. Мало того, что темп, который мы взяли, был чуть высоковат для меня, совершенно измотало наличие такого длинного и тяжелого хвоста, хотя Бур и ехал впереди, но я иногда отставала, и казалось, что тащу я.


Когда Бур пошел на очередной обгон (мы, как крейсер Аврора, настигали и обгоняли, не сомневаясь), я поняла, что это уже не мой темп. Но Бур был неумолим, он строил гонку! Следуя бурундучьим построениям, мы пропустили предпоследнюю кормушку, в надежде стряхнуть хвост там. Но оказалось, что финны - хитрецы, они тоже не стали кушать. Видимо, наша компания им была крайне приятна.

И когда на небольшом подъеме Бур отошел в сторону с намерением пропустить пару человек вперед и встать в середину состава, я сказала, что если он хочет, то пускай едет вперед, а я потихонечку поеду сзади. Т.к. сил уже не осталось. Сколько всего я выслушала за спиной! Я - не боец, я не умею строить гонку, я не умею бороться, лыжи – в печку!

Молча доехала я до последней кормушки, спокойно поела бананов, попила и поехала навстречу финишным подъемам. Банан был съеден вовремя, я заехала в подъемы, впрочем, подцепив по дороге очередных финских халявщиков. В конце раскатано широко, можно втроем ехать, они заехали наверх на мне, а потом, на спуске, естественно, уехали вперед. Но мне было уже все равно, финиш! Бур, кажется, уже понял, что он переборщил с тактикой гонки, и на финишных подъемах старался подбодрить меня как мог. "Полтинник" оказался на 6 км короче номинала. Но я не в обиде. Второй день дался тяжелее. Результат: 2:38.

Итоги осмотра протоколов: на дистанции финишировала 416 мужчин и 65 женщин. Из них 10 человек - россияне (7+3). Остальных иностранцев человек 15: по паре немцев, швейцарцев, испанцев, итальянцев, французов. Возможно, шведы и норвежцы именовались по названиям городов, как и финны, т.к. названий этих стран я в протоколах не видела.

…А вы не пробовали лыжи готовить? Пробовали, пробовали, что мы только не пробовали... Поначалу мы катались на том, что осталось на лыжах после Деминского марафона, если там вообще что-то осталось. Лыжи ехали отлично. Казалось, на гонке полетят. Первая дистанция несколько охладила наш пыл, и мы сдались на волю местных подготовщиков. Я вообще считаю, что местные лучше знают что и когда мазать. На следующий день лыжи ехали как у большинства, что уже вполне результат. Да и что можно ожидать от смазки, когда стартуешь по подледенелому озеру, потом вылезаешь наверх на сопки, где ветер выдул из снега всю влагу, а на спуске вниз втыкаешься в мягкий сырой снег равнины. Впрочем, лыжи ехали хорошо до самого финишного подъема, где дело уже было не в лыжах.


…Почему же финны так любят паровоз? Возможно это связано с реально суровыми условиями жизни в Заполярье. Когда погода может резко поменяться, - налетит ветер, начнется пурга, и что ты один? Здесь лучше всегда держаться группкой, "паровозиком" безопаснее. Даже в скудных правилах гонки, доступных на английском, было написано, что если вы по какой-то причине не сможете продолжать движение, скажите об этом ребятам, которые едут с вами, чтобы они сообщили на ближайшем пункте питания/сервиса.

И наконец, заключительный день марафона, самая длинная дистанция - 80 км. Lapponia Hiihto- это пара сотен километров среди захватывающих пейзажей. В этот день мы смогли оценить эту фразу.

Ранний подъем, будильник почему-то не прозвонил, выручил внутренний. Полчаса на сборы, попытка выпить чаю с батончиком мюслей. Получили номера, погрузились в автобус и поехали на старт - в Hetta. В Olos метет снег, вот не было печали.

В Hetta повторилась история прежнего старта - все желающие погреться, перекусить, переодеться или иным способом привести себя в порядок набились в холл отеля Hetta. Редкий случай, когда очередь в мужской туалет в разы превышала очередь в женский. Мы превентивно проглотили по банану, больше ничего не полезло.


Старт опять на озере, а сразу за озером начинается тягун километров на пять с набором снова не менее 300-сот метров. Практически сразу вся компания выстроилась в дудочку и поползла наверх, извиваясь разноцветной змейкой. Скоро миновали границу леса. Вокруг белое безмолвие, солнца не видно, белая мгла и ветер. Километров 10 наша змейка движется по сопкам мимо оленьих кормушек - сбоку встречаются проплешины без снега,- явно олени разрыли снег в поисках ягеля. От одних мыслей, что эти грациозные животные здесь пасутся, и мы даже можем их встретить, становиться теплее, как будто получила привет от близкого человека.




Иногда Бурундук совершает героический рывок с фотоаппаратом вперед и фотографирует нашу змейку, наползающую на него. Иногда, наоборот, отстает, и снимает состав сзади, а потом догоняет меня. По-моему, все присутствующие думают, что этот человек - сумасшедший. Иначе зачем делать такие бессмысленные движения. От всепоглощающей белой мглы сознание замедляется, все вокруг кажется нереальным. Теряется ощущение пространства и времени. Мы движемся из ниоткуда в никуда.



Спуск…, как-то много народу укатило вперед. Наверное, мы зря мы вчера манкировали подготовкой лыж.

Сегодня мы едем сильно спокойнее, чем вчера, не давая никому себя завести, иногда может быть чуть спокойнее, чем могли бы, но впереди еще много километров, я не хочу сдохнуть перед финишем как в прошлый раз. Зато есть время посмотреть по сторонам на окружающие нас пейзажи, то суровые наверху, где нет ничего кроме белых сопок и ветра, то мирные и пасторальные низу, в лесу и на озерах. Сегодня мы стараемся не создавать прецедентов для паровозов, маленькая дрезина из нас двоих нас вполне устраивает, наслаждаемся одиночеством вдвоем.


Как-то вдруг сомкнулись с нашим прошлым маршрутом, отсюда все более-менее знакомо. Подъем, проезд по верху до Pallas, длинный спуск, вниз и вниз, и финиш - подъем. Где-то около Pallas мы таки подцепили маленький паровозик, но он вел себя очень сдержанно, накатывая на спуске, притормаживал, опять вставал сзади, галантно пропуская меня вперед. В голове небольшого состава из трех человек - Бурундук. Сегодня здесь едется легче, едем, просто едем, не боремся с мужиками, - просто едем, наслаждаемся красивой лыжней. На одной из кормушек Бур решил пропустить наш вагончик вперед. Но вагончик не может быть паровозом, впереди он быстро сдулся, и мы до следующей кормушки тащились за ним нога за ногу, как настоящие финны. Зато оттуда улетели, оставив наш вагончик отдыхать.




Где-то километров за пятнадцать до финиша мы обогнали барышню, появилась интрига. Пока тащились в хвосте состава, барышня почти настигла нас. Но на долгожданных финишных подъемах мне сегодня удалось "рвануть", в смысле, нам удалось оторваться от барышни и даже обогнать несколько человек, а это так приятно на финише длинной дистанции. Может быть, немного в ущерб общей скорости на дистанции и, соответственно, результату, зато впечатления от марафона остаются самые приятные. Да и на финише я опять 16-я. Удивительная стабильность: 16-18-16. Результат: 4:55. В самом начале пути опять потерялись где-то в сопках 5 км.

Мы дома. Сдали номера, на память остались только медальки, да дипломы, куда мы сами должны вписать время на каждой дистанции.

Марафон позади, но Lapponia Hiihto еще не закончилась. Секрет гонки открылся нам только после финиша, на церемонии награждения, куда мы попали случайно. Сразу насторожило большое количество простого народа, пришедшего на награждение. Разгадка оказалась простой и неожиданно, - и не призы для победителей гонки были на сцене, а призы для победителей лотереи. Лотерея для участников марафона на основании стартовых номеров. Победительница среди женщин тянула из корзины бумажки с номерами, и если участник, которому доставался приз, отсутствовал, этот приз присоединялся к призу для следующего счастливого номера. Одна барышня ушла со сцены с огромной сумкой, набитой шапками, майками, кружками и прочей ерундой. Последнему счастливчику достался тяжеленный древний станок для подготовки лыж, по-моему, в недавнем прошлом - экспонат музея. Нас "удача" обошла стороной, мы вернулись домой налегке. Жаль только, что не хватило сил пойти на дискотеку в 9 часов, просто уснули на диване. Такой пласт культуры остался непознанным.

Впрочем, остались еще дела в Лапландии - надо все-таки посмотреть северное сияние, и очень хочется увидеть оленей в дикой природе.


Следующий день был у нас свободен, мы решили посвятить его, угадайте чему? Ну да, катанию на лыжах. Всю ночь шел снег, и утром лыжи никуда не ехали, как и лыжники. Настолько не ехали, что подъем перед Pallas я преодолевала в 5 приемов (мы заложили кружок на 60 км через наш знакомый Pallas). И если бы не обед в ресторанчике в середине маршрута, я бы до сих пор ползла в этот подъем.
Итак, в апреле в Лапландии мы накатали 300 км на лыжах, и что теперь делать с этим богатством, когда в Москве не осталось ни пятнышка снега?

P.S. Одно утешает - в субботу мы еще катались на лыжах, а в среду уже на велосипеде - ни дня межсезонья!
*****
Уже в Москве я посмотрела в Интернете протоколы марафона.

Полную дистанцию - все три марафона (190 км) проехали 308 мужчин и

45 женщин.

Лучшее время у мужчин – 8:00

Лучшее время у женщин – 8:50

Я 15-я из 45 женщин, с результатом 11:05 и 2- из иностранок, впереди меня в 6-ти минутах барышня по имени Beate из загадочной страны NSN.

*****



- Это я на финише первого марафона

А это Бурундук во время покатушек -




*****
Ну и напоследок Финляндия в цифрах. Информацию я почерпнула из бортового журнала компании FinnAir:
- 65 % территории страны покрывают леса, всего 6 % земель обрабатываются, а 9 % земли покрыто чистой водой (в форме, преимущественно озер, коих насчитывается 188 тысяч!)

- Лидирующее место во внешней торговле занимает лесная промышленность (20%), за ней следует электроника (17%), а третье место делят машины и оборудование и продукция химической промышленности (по 15%)

- Население Финляндии всего 5,3 млн.человек, причем миллион живет только в регионе Хельсинки. Рост населения всего 0,1% в год.


Средняя продолжительность жизни мужчин – 76 лет, а женщин – 83 года. Средняя же зарплата у мужчин 3,3 тыс.евро/мес., а у женщин всего 2,7 тыс. С зарплатой женщинам явно повезло меньше, зато живут дольше.

Основная религия – лютеранство (80%)

В Финляндии самый высокий процент населения с высшим образованием из всех стран Европейского содружества (35%)
******

Кажется, про Финляндию нам известно все. Так или иначе, но почти каждый год ездим в гости к северному соседу. Любят финны лыжи, умеют на них кататься. От посещения Лапландии осталось впечатление, что весь север страны покрыт густой сетью лыжных трасс, отлично подготовленных и для конька и для классики, снабженных указателями на каждой развилке, в том числе и на ближайшие кафе.




Есть трассы для путешествий в условиях, максимально приближенный к «диким».

Здесь устроены Wilderness Huts, - домики с печкой, запасом дров и нарами для спальников.




Любой желающий может здесь погреться днем, и даже провести ночь, если нет организованных групп. Во избежании накладок просят бронировать ночевки заранее (при входе висит подробная инструкция).




Интересно, кто живет в этом «скворечнике»?

По-моему, - заяц. Конечно, это маленькое отверстие для входа – это не более чем маскировка. На самом деле заяц заходит в домик через крышу – откидывает ее и вваливается внутрь. А чтобы сбить с толку лису, хитрец последние метры перед тем, как запрыгнуть на дерево, преодолевает

(с трудом) по лыжне. Поэтому и следов заячьих не видно…

Немного лирики:



Вечерние виды с нашей горы в Olos, надо только не лениться, подняться вверх на закате. За неделю не было ни одного одинакового заката…


Ветряки на нашей горе в Olos. Наверху дует практически всегда. Но однажды мы были свидетелями того, как ветряки стояли целый вечер – штиль…